Статья

Российские праймериз: их особенности и влияние на избирательный процесс. Практика проведения праймериз ВПП «Единая Россия»

Е.С. БУЛЛЕР, аспирант МосГУ В статье описано проведение процедуры предварительного партийного голосования (праймериз) в Российской Федерации и ее влияние на избирательный процесс. Анализируется практика проведения праймериз Всероссийской политической партией "Единая Россия".

Е.С. БУЛЛЕР,

аспирант МосГУ

 

В статье описано проведение процедуры предварительного партийного голосования (праймериз) в Российской Федерации и ее влияние на избирательный процесс. Анализируется практика проведения праймериз Всероссийской политической партией "Единая Россия".

Ключевые слова: : праймериз, выборы, предварительное внутрипартийное  голосование, избирательный процесс, партия, выдвижение, кандидаты, списки кандидатов.

 

Russian primaries and especially their impact on the election process.

The practice of holding primaries Runway «United Russia»

 

E. Buller

 

This article tells us about the procedure of the preliminary party voting (the primaries) in  Russian Federation and its influence on the elective process. The practice of the primaries of All-Russian political party "United Russia

Keywords: primaries, elections, the preliminary party voting, the elective process, party, candidates, lists of candidates.

 

Праймериз — это предварительные выборы, служащие для выдвижения кандидатов на основные выборы в различные органы государственной власти Выдвижение кандидатов — одна из основных стадий избирательного процесса. Фактически от подбора кандидатов в значительной мере зависит и исход голосования. Основная цель праймериз — повышение доверия к конкретной политической партии и к существующей политической системе в целом.

Первые праймериз «Единая Россия» провела в августе 2007 года перед осенними выборами в Государственную Думу РФ. Процедура предварительного внутрипартийного голосования началась в июне 2007 г. Принимали в ней участие члены политсоветов местных отделений «Единой России», которых насчитывалось около двух тысяч. Кандидатами стали члены партии, депутаты всех уровней и ее сторонники, рекомендованные региональными политсоветами и общественными организациями, подписавшими договор о сотрудничестве с ВПП «Единая Россия». Отбор прошли только те, за кого проголосовала половина местных отделений, расположенных на территории будущих региональных групп по выборам в Государственную Думу ФС РФ.

22 июня 2009 г. Бюро высшего совета ВПП «Единая Россия» рекомендовало сделать процедуру предварительного отбора кандидатов — праймериз — обязательной на всех уровнях выборов. В партии пояснили, что праймериз позволят задействовать широкую общественность. Данный метод был призван решить проблемы внутренней конкуренции в партии и поиска новых популярных кандидатов.

Руководство партии исходило из того, что предварительные выборы обладают существенным набором положительных функций.

Праймериз позволяют:

 — закрепить лояльность элит. Ограниченное число проходных мест в списках одной партии вынуждает элиты искать проходное место в любой партии. В случае проведения праймериз за полгода до выборов элиты вынуждены будут определиться со своей партийной аффилированностью, вложиться в кампанию финансово, и будут включены в пролонгированную избирательную кампанию:; — стабилизировать партийную систему. Распространено мнение, что праймериз не могут проходить в ситуации неустойчивого, плавающего электората с большой долей не определившихся избирателей. Но, к примеру, в США именно праймериз сформировали массового избирателя. Привлечение к участию в выдвижении кандидатов широких слоев позволило на долгое время преодолеть апатию и пассивность электората. Желание участвовать в выдвижении кандидатов при обязательной регистрации заставило большинство американских граждан определиться с партийными пристрастиями. А дополнительные ограничения на изменение партийных предпочтений — необходимость за год решить, что ты будешь голосовать за другую партию, и официально заявить об этом — лишь усиливают этот эффект;

 — сформировать лояльность избирателей, членов и активистов партии, расширить электоральную базу партии. Лояльность собственных избирателей, сторонников и членов партии достигается за счет внимания к их мнению, привлечения к широкому участию в определении политики партии. Членство в партии приобретает вполне конкретное позитивное значение. Расширение электоральной базы достигается с помощью полузакрытых праймериз, к участию в которых привлекаются не только члены партии, но и не определившиеся со своими партийными предпочтениями. Высказав свое мнение в ходе праймериз, они, скорее всего, будут голосовать за поддержанных ими кандидатов и на самих выборах;

 — расширить границы избирательной кампании. Праймериз проходят непосредственно перед избирательной кампанией и включают в себя те же процессы и процедуры. Агитация за кандидатов, сбор подписей под инициативами, представление программ, кампании «от двери к двери», сбор пожертвований и т.д. — все это входит в программу праймериз. При этом финансирование не должно проходить через избирательный фонд, регулироваться избирательной комиссией и, как правило, осуществляется самими кандидатами;

 — ввести внутрипартийную конкуренцию. Очень важным свойством первичных выборов также является повышение конкурентной борьбы внутри самой политической партии. Подобная практика мотивирует членов партии активнее включаться в происходящие процессы, постоянно повышать свою компетенцию и тщательнее работать с электоральным ресурсом;

 — сформировать повестку дня на всю кампанию. Так как праймериз на практике обладают всеми содержательными характеристиками избирательной кампании: за время их проведения формируется повестка дня страны, выявляются основные темы и проблемы, волнующие избирателей и становящиеся, что самое важное, основным критерием выбора. На праймериз побеждают те кандидаты, которые наиболее точно соответствуют интересам и чаяниям избирателей, наиболее эффективно «отрабатывают» повестку дня.

Однако все эти функции применимы для современной российской политической системы лишь на федеральном и региональном уровнях (максимум — столичные города), поэтому решение Бюро Высшего Совета партии «Единая Россия» о повсеместном задействовании муниципального уровня является, возможно, преждевременным. Так, на региональном уровне существует конкуренция, и кандидаты отбираются на основе комплекса таких факторов, как политический вес, работа с избирателями, качество принимаемых решений, хороший штаб и сильная команда. Особенностью же выдвижения кандидатов на муниципальном уровне будет являться такое основание, как контроль над членами партийной первичной организации. Поэтому в небольших муниципальных образованиях партии будут выдвигать кандидатов, в основном контролирующих местную власть в любом ее проявлении и вне зависимости от результатов ее деятельности и поддержки населением. А по смыслу организации праймериз кандидатом должен становиться наиболее электорально сильный представитель партии.

Важным фактором является количество членов партии в конкретном регионе. В ситуации, когда на 10 000 человек избирателей окажется лишь 40—50 партийцев, проведение праймериз в их первоначальном виде опять же будет совершенно нецелесообразным.

Кроме того, первичные выборы в малых территориальных образованиях бессмысленны еще и с точки зрения их слабого контроля. Велика вероятность фальсификации и прочих недемократических процедур. В результате падает качество работы и, как следствие, общее доверие к партии.

Именно поэтому и в США, и в Европе организация праймериз на маленьких территориях не проводится или проводится, но совершенно в другом формате. Там создаются специальные электоральные экспертные группы в помощь партийцам, которые следят за кандидатами и выносят вердикт в отношении поддержки того или иного кандидата.

Поэтому внедрение праймериз в политическую практику на уровне муниципальных образований целесообразно или не в полном объеме, или в измененной процедуре.

Праймериз прошли во всех субъектах и муниципалитетах, где осенью 2009 года были намечены выборы депутатов законодательных органов: в Тульской области, Москве и Республике Марий Эл, а также в городах Магасе, Йошкар-Оле, Грозном, Благовещенске, Архангельске, Иркутске, Кургане, Южно-Сахалинске, Нарьян-Маре, Салехарде. Мэров избирали Грозный, Астрахань, Южно-Сахалинск.

Секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин, который считается автором идеи проведения первых праймериз на выборах в Госдуму 2007 года, отметил, что бюро рекомендовало президиуму генсовета организовать проведение праймериз на всех выборах, «сделать праймериз их неотъемлемой частью»[1]. По его словам, если до сих пор праймериз проводились во многих регионах, а в муниципалитетах — редко, то теперь муниципальный уровень будет задействован повсеместно. Президиум генсовета партии в ближайшее время примет положение о проведении праймериз на выборах законодательных собраний и органов местного самоуправления, которым будет установлен общий порядок. «Наши неуспехи, например в Твери, Михайловском районе Волгоградской области, связаны с тем, что партийный ресурс использовался руководителями без открытых консультаций. Это дискредитирует партию, и кандидаты не находят поддержки у избирателей»[2], — считает господин Володин.

Глава исполкома «Единой России» Андрей Воробьев отмечал, что порядок праймериз уже устоялся, его лишь «надо привести к общему знаменателю». В начале июля  2009 года региональные организации составили расширенные списки кандидатов; эти кандидаты затем  состязались друг с другом на различных общественных площадках. В зависимости от их рейтинга партия принимала решение о включении их в окончательный вариант списка.

По итогам думских выборов 2007 года методы проведения праймериз критиковались самой партией, представители руководства упоминали о том, что во многих местах предварительный отбор кандидатов проводился формально. Политолог Михали Виноградов отмечал, что в данной ситуации главный вопрос, будут ли преданы гласности результаты праймериз, чтобы желающие могли сравнить с ними окончательные списки. Он напомнил, что на выборах в 2007 году в Архангельской области тогдашний губернатор Николай Киселев проиграл праймериз, и их результаты засекретили. По его мнению, списки кандидатов — это всегда «результат политического компромисса или давления», а «Единой России» надо решать проблему с имиджем публичных людей в регионах. К тому же на муниципальных выборах это позволит сократить количество случаев, когда на выборах сражаются друг с другом сразу несколько единороссов[3].

На XI съезде «Единой России» в 2009 г. были внесены поправки в устав партии, которые закрепили практику проведения внутрипартийных праймериз и обязательное участие ее представителей в дебатах. В пункте 8.1. Устава ВПП «Единая Россия» отмечается:

«Партия — демократическое общественное объединение. Носителем политической воли в Партии являются все члены Партии в целом. Непосредственным выражением политической воли Партии являются свободные выборы в Партии.

Проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Результаты участников предварительного внутрипартийного голосования подлежат обязательному учету соответствующими органами Партии или ее структурных подразделений при принятии ими решений, касающихся выдвижения кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом Партии и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Порядок проведения предварительного внутрипартийного голосования и состав его участников определяется Положением, утверждаемым Президиумом Генерального совета Партии.

Участие в предвыборных дебатах (дискуссиях) является обязательной формой агитационной и пропагандистской работы Партии на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»[4].

Положение о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования в «Единой России» было утверждено решением Президиума Генерального совета партии от 7 апреля 2010 г.[5] В нем, в частности, отмечается, что предварительное внутрипартийное голосование не является выборами в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Партийное голосование не является процедурой выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты или на иные выборные должности в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Р

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024