УДК 342.22:343.431
Страницы в журнале: 153-156
Ю.А. ДМИТРИЕВ,
доктор юридических наук, профессор, член-корр. Российской академии образования info@ydmitriev.ru
Определите термины —и вы избавите себя от большого количества споров.
Автор рассматривает понятие «кабальное право», определяемое в широком смысле как сугубо российский феномен, порождающий в обществе несвободу и коррупцию.
Ключевые слова: общественные отношения, кабала, кабальное право.
Russian Bondage Law
Dmitriev Yu.
The author considers the concept of bondage law which is defined in a broad sense as a purely Russian phenomenon which serves the cause of the lack of freedom in society and leads to corruption.
Keywords: public relations, bondage deal, bondage law.
Как известно, Гражданский кодекс Российской Федерации именуется экономической конституцией, однако в силу низкопоклонства перед западной наукой в главе о сделках кодекс закрепляет мнимую, притворную и другие виды недействительных сделок, но даже не упоминает кабальную сделку.
Почему?
Дело в том, кабала — чисто российское явление, менявшее в процессе исторического развития свою сущность. У славян никогда не было рабства. Причина — тяжелые природно-климатические условия жизни. Чтобы держать раба, его надо было как минимум кормить, а при низкой производительности рабского труда это просто невозможно. Кабала возникла позже, уже в классовом государстве, в условиях экономического и социального неравенства. В Древней Руси и Московской Руси кабала — это долговое обязательство, ставившее заемщика в личную зависимость от заимодавца. С возникновением крепостного права (XIV—XV века) кабала приняла форму личного пожизненного или временного закрепощения вследствие неуплаты долга, недоимки или долговой неустойки. С развитием крепостного права она превратилась в полную, почти рабскую, крайне тяжелую экономическую зависимость, возникающую в силу рождения ребенка в семье крепостных.
Очевидно, что кабала имеет экономическую основу. Современная кабальная сделка заключается в противоправной тяжелой длительной экономической зависимости заемщика от заимодавца. Однако кабала в широком смысле слова имеет не только экономическую первопричину: ее суть — несвобода, противоречащая принципам демократического общества. Таким образом, ее существование напрямую связано с историческим развитием экономико-правовых отношений и с политическим режимом государства.
Кабала — одно из последствий коррупции, превращающей отдельно взятое отношение (дачу взятки) в систему экономической (финансовой) зависимости. С. Кургинян в одной из телепередач заявил, что бандитский (незаконный. — Ю.Д.) капитализм порождает коррупцию. Поскольку непомерный размер взятки заставляет взяткодателя «отрабатывать» экономические потери, коррупция становится системной. Участвующий в ней бизнес считает невыгодными для себя отношения с нормой прибыли ниже 12—14%, в то время как на Западе прибыль на уровне 3—5% — благо. Отсюда — банковские кредиты, ипотека и другие финансовые услуги, оказываемые под кабальные проценты.
Существуют объективные и субъективные причины кабальных отношений. Так, неблагоприятные природно-климатическое условия на большей части территории России — это причина объективная, а вот сырьевая зависимость государства, порожденная политическим режимом, — причина субъективная.
Задача права, на наш взгляд, — создать условия для минимизации последствий субъективных причин возникновения кабальных сделок и преодоления последствий объективных причин. Один из способов борьбы с кабальным правом — это развитие реальных, а не декларативных демократических отношений, гарантирование прозрачности экономических отношений и возможности их выбора.
Последнюю задачу призван решить закон. Однако практика говорит об обратном.
Важная причина кабальных отношений в экономической сфере — крайне низкая (в три раза ниже среднемировой) производительность труда. Именно на повышение производительности труда должны быть направлены усилия современного российского государства. Но у рядовых работников бюджетной сферы нет мотивации к тому, чтобы работать лучше: в регионах очень низкая заработная плата, которая порой выплачивается с задержками, а уж о поощрении и говорить не приходится. Вот пример кабальных отношений в сфере труда, порождающих мелкое взяточничество в системе образования, здравоохранения и пр.
Кабала присутствует во многих других сферах жизнедеятельности общества, в том числе в информационном пространстве. Как известно, цензура отменена конституционно и Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», однако ограничения гласности растут и множатся. Причина — это самоцензура, свойственная современной российской журналистике. И. Дзялошинский характеризует журналистскую самоцензуру как «сознательно и добровольно принимаемое журналистом решение не интересоваться какими-либо фактами, а если вдруг они станут ему известны, не публиковать эти сведения»[1]. Приучение журналистов к самоцензуре осуществляется различными способами, вплоть до угроз. Безусловно, это кабальные отношения, альтернатива которым может быть только в свободе выбора, возможной лишь в истинно демократической политической системе.
Еще один пример — Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он призван оградить детей от вредной информации, в том числе от фильмов и передач, им не предназначенных. Закон критиковался видными деятелями культуры, однако был принят и с 1 сентября прошлого года действует. Но в результате его действия, например, мультфильм «Ну, погоди!», прекрасная комедия «Полосатый рейс» и другие фильмы почему-то получили маркировку 16+, а фильм «Маленькая Вера» — 12+. Получается, что дело не в содержании фильма, а в цензоре, у которого есть маленькая, но власть, используемая им не во благо, а во вред. Может быть, надо было функцию определения ценза информации для детей передать родителям, а не закабалять их страхом ответственности?
Но об этом и говорить не приходится, поскольку даже избирательное право в стране формируется под конкретного человека. Так, 18 мая 2005 года, вопреки возражениям большинства экспертов и специалистов, В.В. Путин подписал Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в стране вводилась пропорциональная федеральная избирательная система. Весь спектр политических отношений оказался подчиненным этой системе, лишившей граждан права непосредственного выбора депутатов Государственной Думы.
Однако спустя 7 лет в Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года Президент РФ вдруг заявил о необходимости возврата к прежней, смешанной избирательной системе. Теперь уже в кабальной зависимости оказались десятки вновь создаваемых политических партий и так называемые политические элиты.
Еще один пример — Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 этого закона сенатор от законодательного собрания субъекта Федерации избирается из числа депутатов этого собрания. Несмотря на кажущийся демократизм (по сравнению с предшествующим порядком), налицо реальные кабальные отношения: депутат избирался гражданами субъекта Федерации и принимал на себя соответствующие обязательства перед ними, а его без права самоотвода делегируют наверх. Возможно, для депутата это престижно, но по отношению к его избирателям — безнравственно. С сенатором от исполнительной власти ситуация еще хуже: из трех возможных кандидатов вновь избранный губернатор вправе назначить одного — через сутки после его избрания. Таким образом, сенаторство конкретного человека зависит от личного выбора губернатора, т. е. от уровня коррупции в среде кандидатов.
Разве это реальное народное голосование, обещанное населению?
А во что выливается на практике деление вузов на эффективные и не очень? В принудительное их слияние, присоединение и закрытие на основании довольно размытых критериев, не учитывающих специфики каждого из них, с нарушением главного принципа, провозглашенного Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — принципа автономии вузов и свободы воли студентов.
Примеров законодательного закрепления кабального права в нашей стране можно привести еще множество. Особняком в этом перечне стоит сексуальная кабала, существующая, увы, во всем мире. Мы боремся с этим явлением репрессивными методами, но еще М.А. Булгаков устами проф. Ф.Ф. Преображенского сказал: «Террор не поможет… каким бы он ни был: белый, красный, даже коричневый».
Объективности ради необходимо привести пример законодательного освобождения от кабальной зависимости. Имеется в виду так называемое телефонное рабство, преодоленное с помощью закона. Однако этот пример только подтверждает правило: если разумно распорядиться законодательным регулированием общественных отношений, можно решить проблему кабальной зависимости граждан, поскольку право было и остается наиболее оптимальным регулятором взаимоотношений между людьми в цивилизованном обществе.
Итак, современная кабала — это внеэкономические, несправедливые, авторитарные общественные отношения, закрепленные нормами закона. Способы борьбы с ней — восстановление основных институтов демократического общества, прозрачность, открытость общественных отношений, урегулированных правом, выборность и общественный контроль за деятельностью органов публичной власти, наличие реальных институтов обратной связи человека и государства.
Библиография
1 См.: Дзялошинский И. Нужен ли россиянам прямой доступ к информации? // Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: в 2 т. — М., 1998. Т. 2.