Систематика деклараций должника о своем имущественном положении, а также справок об имущественном положении должника, полученных от третьей стороны
Закон ФРГ о реформировании порядка сбора информации об имуществе должника в рамках принудительного исполнения от 29 июля 2009 г. (Бюллетень федеральных законов. 2009. Ч. I. № 48. С. 2258. — BGBl. 2009. Teil I. № 48. Seite 2258 ff.) нацелен на повышение эффективности принудительного исполнения и адаптации последнего к современным условиям жизни. Он вступит в силу 1 января 2013 г. Этот закон приведет к принципиальной перестройке и модернизации порядка принудительного исполнения.
Д-р Петра Франтциох(отдел законодательства о принудительном исполнении Федерального министерства юстиции ФРГ, Берлин)
Центральным элементом реформы является совершенствование сбора информации судебным исполнителем. При этом не планируется отказаться принципиально от прежнего порядка сбора информации, но предполагается сделать его более эффективным и дополнить другими мерами.
Сбор информации согласно действующему законодательству. Успешное принудительное исполнение предполагает наличие у судебного исполнителя надежных сведений о пригодном для реализации имуществе должника. Согласно действующему законодательству (§ 807 ГПК Германии) сам должник является важнейшим источником получения информации об его имуществе. Кроме того, действующее законодательство предусматривает дополнительные условия предоставления должником информации о своем имуществе. Как правило, должник обязан представить опись своего имущества только после безуспешной попытки обращения взыскания на имущество или в случае отказа в обыске квартиры. Лишь при наличии этих предпосылок должник обязан составить опись своего имущества, на основании которой у взыскателя появятся сведения о дополнительных имущественных объектах должника. Это касается, в частности, требований, связанных с трудовыми отношениями, счетами должника и возможным правом на возврат переплаченного налога.
Такая систематика деклараций должника опирается на представления о принудительном исполнении, характерные еще для ХIX века. Она рассчитана на то, что обращение взыскания на движимое имущество должника и реализация этого имущества, как правило, бывают успешными, что и соответствовало действительности на момент вступления этих положений в силу в 1879 году, поскольку ценное имущество большинства должников состояло тогда из движимых вещей. Однако сейчас эта систематика деклараций не отражает действительное состояние германского общества.
Многообещающим является в основном обращение взыскания на требования. Это касается, в частности, требований, вытекающих из трудовых отношений, а также поступлений на банковские счета. Обращение взыскания на требования приобрело в Германии большое практическое значение. По осторожным оценкам, ежемесячно в стране подвергаются взысканию 350—370 тысяч счетов.
Кроме того, взыскатель, согласно действующему законодательству, вынужден обходиться одной только декларацией должника о своем имущественном положении. Дополнительных источников информации от третьей стороны у судебного исполнителя при сборе данных пока нет. Правда, должник должен дать заверение в достоверности представленных им сведений, заменяющее присягу. Если должник отказывается от дачи заверения или указывает при заверении ложные сведения, это приводит к довольно ощутимым для него последствиям: может быть выдан ордер на его арест (§ 901 ГПК ФРГ). Если в заверении, заменяющем присягу, им указываются ложные сведения, это может повлечь уголовно-правовую ответственность. Более того, представленная должником опись имущества на практике часто бывает недостаточно надежной ввиду ограниченных возможностей проконтролировать ее.
Сбор информации после вступления в силу Закона о реформировании порядка сбора информации об имуществе должника. Закон о реформировании порядка сбора информации об имуществе должника направлен на устранение недостатков действующего законодательства.
Реформой не отменяется центральная функция декларации должника о своем имущественном положении как таковая для сбора информации об имуществе должника. Но декларация становится более эффективной и дополняется сведениями, получаемыми от третьей стороны.
Сбор информации об имуществе должника в будущем станет начальным этапом исполнительного производства. Тем самым взыскатель сможет получить сведения об имущественном положении должника еще до попытки обращения взыскания на его имущество. Взыскателю не придется долго и чаще всего безуспешно проходить процедуру обращения взыскания на движимое имущество, прежде чем он получит информацию о дополнительном имуществе должника, а можно будет предварить меры принудительного исполнения сбором информации.
Кроме того, эффективность сбора информации повысится за счет того, что судебный исполнитель в будущем сможет запрашивать сведения у третьей стороны. У взыскателя значительно увеличивается возможность сбора информации об имущественном положении должника в результате получения дополнительных справок от третьей стороны при соблюдении урегулированных законом прав должника на защиту данных.
С 1 января 2013 г. судебный исполнитель сможет обращаться за сведениями в фонды обязательного пенсионного страхования. Тем самым он сможет получить информацию о том, состоит ли должник в трудовых отношениях, подлежащих пенсионному страхованию, а при наличии таковых сможет установить фамилию работодателя.
Еще одним источником информации, из которого судебный исполнитель в будущем может получать сведения, является Федеральная центральная налоговая служба. Через нее судебный исполнитель сможет запрашивать сведения о принадлежащих должнику счетах, а также счетах депо для учета ценных бумаг.
Третьей возможностью судебного исполнителя получить сведения о пригодном к реализации имуществе должника будет обращение в Федеральную автодорожную службу: на основании данных об автотранспортных средствах и их владельцах судебный исполнитель сможет установить факт наличия автотранспортных средств, зарегистрированных на имя должника.
Обладая такой информацией, взыскатель в будущем сможет более целенаправленно, чем в условиях действующего законодательства, обращать взыскание на заработок должника или средства, находящиеся на его счету либо получать доступ к его автотранспортным средствам.
Тем самым Закон о реформировании порядка сбора информации об имуществе должника впервые создает в Германии механизм, позволяющий действенно проконтролировать информацию, представляемую должником в декларации о своем имущественном положении, благодаря получению сведений от третьих лиц.
При этом возможность сначала обратить взыскание на движимое имущество должника сохраняется (особенно когда установлено, что этого будет достаточно для погашения долга), но больше не является предпосылкой для составления описи имущества должником.
Между тем для получения дополнительной информации от третьих лиц необходимо соблюдение двух условий, учитывающих право должника на информационное самоопределение:
—получение информации от третьих лиц имеет второстепенное значение по сравнению с декларацией должника о своем имущественном положении. Поэтому предпосылкой к получению информации от третьих лиц является то, что должник либо не выполнил своей обязанности по представлению декларации об имущественном положении, либо представленная декларация об имущественном положении не позволяют исходить из возможности полного удовлетворения требований взыскателя;
—возможность получения информации от третьих лиц принимается во внимание в том случае, если размер требований составляет не менее 500 евро. Если эта сумма ниже 500 евро, единственным источником поступления информации остается составленная должником опись имущества.
Итак, Закон о реформировании порядка сбора информации об имуществе должника от 29 июля 2009 г. впервые с момента вступления в силу ГПК Германии (1 октября 1879 г.) по-новому структурирует исполнительное производство. Тем самым происходит адаптация существенных элементов исполнительного производства к актуальной обстановке в обществе и к его потребностям. В будущем положения закона обеспечат более оперативное и целенаправленное обращение взыскания на имущественные ценности должника.
При этом не ставится под сомнение центральная роль декларации должника о своем имущественном положении, поскольку в принципе она себя хорошо зарекомендовала. Неизменно верной остается мысль о том, что сам должник наиболее компетентен в плане предоставления информации о своем имущественном положении.
Вследствие сохранения возможности истребовать декларацию должника о своем имущественном положении уже в начальной стадии исполнительного производства ее значение в практике исполнительного производства, скорее всего, возрастет. Однако в будущем к ней добавится возможность получения информации об имуществе должника от третьей стороны.
С этим законодатель связывает ожидание значительного возрастания надежности деклараций об имущественном положении должника.