УДК 343.9.022
Страницы в журнале: 118-122
В.Ф. КОЗЛОВ,
научный сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва)
Анализируются сведения об обстановке совершения организации незаконной миграции как элемент криминалистической характеристики преступления; рассматривается обстановка совершения организации незаконной миграции через информацию о месте и времени совершения преступления, о политической, социально-экономической ситуациях в период совершения преступления, а также о состоянии правового регулирования сферы общественных отношений, на которые посягают преступники.
Ключевые слова: методика расследования преступлений, криминалистическая характеристика преступления, обстановка совершения преступления, миграция, мигрант, организация незаконной миграции.
Data on conditions of fulfillment of the organization illegal migration, as an element of a crime characteristic
Kozlov V.
Data on conditions of fulfillment of the organization of illegal migration as an element of forensic characteristics of a crime are analyzed; conditions of fulfillment of the organization of illegal migration through system of data on a place and time of commission of crime are considered; political, social and economic situations in commission of crime, and also about a condition of the right regulation of sphere of public relations on which criminals encroach.
Keywords: procedure of investigation of crimes, forensic characteristic of a crime, conditions of fulfillment of a crime, migration, migrant, organization of illegal migration.
После распада СССР на территорию Российской Федерации хлынул поток мигрантов; большая часть их попадает в страну незаконным путем. По официальным заявлениям, ежегодно в Российской Федерации находится около 15 млн незаконных мигрантов[1]. По данным Росстата, все население Российской Федерации в 2009 году составляло 141,1 млн человек[2]. Простейшие математические действия позволяют утверждать, что более 10% населения страны — это иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в ней незаконно. По нашему мнению, такая ситуация создает реальную угрозу национальной безопасности России, так как проконтролировать десятую часть всего населения государства не способен ни один государственный орган. В подтверждение можно привести статистику правонарушений, совершенных иностранными гражданами и (или) лицами без гражданства на территории Российской Федерации: за первые 4 месяца 2010 года должностными лицами ФМС России составлено 839 204 протокола об административных правонарушениях в связи с выявлением нарушений в области миграционного законодательства[3]. При этом мигранты за несоблюдение миграционного законодательства привлекаются к ответственности не только работниками ФМС России, но и сотрудниками других правоохранительных органов.
Осложняется миграционная ситуация и тем, что перемещения мигрантов приобретают организованный транснациональный характер. В 2004 году Российская Федерация в целях консолидации усилий мирового сообщества по противодействию организованным формам незаконной миграции Федеральным законом от 26.04.2004 № 26-ФЗ ратифицировала документы, принятые резолюцией 55/25 Генеральной ассамблеи ООН 15 ноября 2000 г.: Конвенцию против транснациональной организованной преступности и дополняющие ее протоколы — против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. В соответствии со ст. 6 Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху Российская Федерация как государство-участник взяла на себя обязательство криминализировать деяния, связанные с незаконным ввозом мигрантов по суше, морю и воздуху. 28 декабря 2004 г. был принят Федеральный закон № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. По данным Главного информационного аналитического центра МВД России, сложилась достаточно противоречивая практика разбирательства таких преступлений (ст. 322.1 УК РФ): в 2005 году возбуждено 360 уголовных дел, к уголовной ответственности привлечено 198 человек; в 2006 — 1008 и 664; в 2007 — 624 и 431; в 2008 — 1460 и 417; в 2009 — 1253 и 426 соответственно. Статистика свидетельствует как о несовершенстве нормы об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции, так и об отсутствии научно обоснованных рекомендаций по расследованию этого вида преступлений (частной криминалистической методики).
Для построения криминалистической методики преступления необходимо определить структуру криминалистической характеристики преступления, под которой мы понимаем модель, содержащую в себе научно обобщенную систематизированную информацию о наиболее типичных элементах конкретного вида преступления и существующих между ними корреляционных связях[4]. В качестве одного из таких элементов выступают сведения об обстановке совершения преступления. Большинство ученых небезосновательно считают такую информацию одним из системообразующих аспектов криминалистической классификации преступления[5].
Н.П. Яблоков под обстановкой совершения преступления понимает систему различного рода взаимодействующих между собой до преступления и в момент преступления объектов, явлений и процессов, характеризующих место, время, вещественные, природно-климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения непрямых участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления[6]. Интересен подход И.Н. Букаевой к установлению понятия обстановки совершения преступления. Ученый рассматривает эту категорию в двух ипостасях: как элемент механизма совершения преступления, как материальную внешнюю среду места происшествия; как криминальную ситуацию, форму взаимодействия, показывающую местоположение, состояние, роль элементов механизма совершения преступления, взятых в конкретных условиях места и времени[7]. Имеются и другие определения обстановки преступления, близкие по содержанию к указанным[8]. В большинстве случаев исследователи включают в сведения об обстановке совершения преступления информацию о месте и времени совершения преступления; о политической, социально-экономической ситуациях в период совершения преступления; о состоянии правового регулирования сферы общественных отношений, на которые посягают преступники.
С учетом указанных мнений попытаемся раскрыть данные, характеризующие обстановку совершения организации незаконной миграции.
Как показала практика расследования уголовных дел об организации незаконной миграции, следователи сталкиваются с трудностями в установлении территориальной подсудности, так как по большинству уголовных дел сложно определить место совершения преступления. Действительно, что может признаваться местом организации незаконной миграции, если это деяние носит транснациональный характер, когда общее руководство преступлением происходит из одного места, мигранты вербуются в другом, а совершают перемещение либо пребывают в третьем? Анализ уголовных дел об организации незаконной миграции показал, что местом совершения рассматриваемого преступления следует считать основное место деятельности организатора. Статистические данные свидетельствуют: наибольшее число возбужденных уголовных дел об организации незаконной миграции расследовалось в Центральном федеральном округе[9]. Остальная часть уголовных дел разбираются в приграничных регионах. При этом прослеживается прямая зависимость возбужденных уголовных дел от количества мигрантов, находящихся в определенной местности. По данным специалистов Canadian Hall, основными направлениями движения потоков незаконной миграции являются российско-китайский, российско-казахстанский, российско-украинский участки границы и международные аэропорты московской воздушной зоны[10]. В этом случае такую зависимость можно объяснить тем, что организаторы незаконной миграции появляются и действуют в основном в районах, где легче всего осуществить организацию перемещения мигрантов (характерно для приграничных регионов), либо там, где проще обустроить мигрантов и скрыть противоправный характер своих действий (крупные мегаполисы).
Важным моментом в определении места совершения преступления является характеристика места происшествия. Как справедливо указывает И.Н. Букаева, категория «обстановка места происшествия» соотносится с обстановкой совершения преступления как часть и целое[11]. Результат изучения уголовных дел об организации незаконной миграции, а также анализ исследований ученых показали, что наиболее часто незаконная миграция организуется в местах:
1) пересечения мигрантами государственной границы Российской Федерации (участки линии государственной границы Российской Федерации, а также полоса местности вдоль нее, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации);
2) проживания и трудовой деятельности мигрантов (квартиры, дома, номера в гостиницах, строительные площадки, земли сельскохозяйственного назначения, временные жилые помещения);
3) проживания и трудовой деятельности организаторов незаконной миграции и их пособников (квартиры, дома, офисы различных юридических лиц).
Как указывают авторы «Большого юридического словаря», время совершения преступления — это момент, в который преступник путем действия или бездействия совершил уголовно наказуемое деяние. Наступления к этому моменту преступного результата не требуется. При длящихся преступлениях все криминальное поведение рассматривается как время совершения преступления[12]. Организация незаконной миграции как раз и относится к длящимся преступлениям, поэтому, представляется, за время его совершения следует принимать определенный период, в течение которого преступниками исполняется объективная сторона преступления. При этом важным аспектом в квалификации преступления является момент начала совершения преступления. Началом совершения организации незаконной миграции следует считать совершение одного из действий, входящих в объективную сторону[13]. Поэтому для характеристики времени совершения организации незаконной миграции необходимо определить типичное время совершения действий по организации незаконной миграции. Так, незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации в большинстве случаев происходит в темное время суток, в конце работы контролирующей смены, в выходные и праздничные дни[14]. Трудоустройство и размещение мигрантов, перемещаемых с целью работы в сельском хозяйстве, осуществляется в период сезонных работ в сельскохозяйственной сфере. На время совершения организации незаконной миграции может повлиять экономическая ситуация в Российской Федерации. Так, в связи с разразившимся в конце 2008 года в России финансово-экономическим кризисом, а также закрытием на территории г. Москвы Черкизовского рынка на участке государственной границы Российской Федерации с Финляндией участились случаи организованного перемещения граждан Исламской Республики Афганистан[15].
Социально-политические и социально-экономические критерии, относящиеся к обстановке совершения организации незаконной миграции, достаточно подробно проанализированы в различных научных трудах криминологического и социологического толка[16]. С криминалистических позиций интерес представляют типичные условия, при которых наиболее часто совершается данное преступление, а также обстоятельства, затрудняющие совершение преступных действий.
В данном аспекте можно выделить следующие составляющие исследуемого элемента обстановки совершения преступления:
1) политические условия. К ним можно отнести «жесткость» правового режима нахождения на территории Российской Федерации по отношению к различным категориям иностранных граждан в зависимости от их уровня образования, материального положения и т. п.; проведение градации между гражданами «дружественных» стран и иных государств; процессы глобализации, происходящие в мире, и др. Ярким примером влияния политических условий в стране на совершение преступления является высокая степень организации незаконной миграции граждан государств СНГ, в которых политическая обстановка не отличается стабильностью (Киргизская Республика, Грузинская Республика, Республика Молдова). Данные опроса 1225 незаконных мигрантов показали, что около 90% потоков незаконной миграции идет в Россию из стран СНГ, остальные — из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Юго-Восточной Азии[17]. За последние 10 лет количество задержанных на границе России нарушителей и незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз; в числе нарушителей, кроме прочих, оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия даже не имеет общих границ[18];
2) социально-экономические условия. К ним можно отнести:
— демографическую ситуацию, как в Российской Федерации, так и в странах исхода мигрантов, характеризующуюся снижением населения нашей страны с одновременным перенаселением стран исхода мигрантов;
— историческую и культурную близость Российской Федерации с некоторыми странами исхода мигрантов (странами СНГ);
— формирование в Российской Федерации преступных группировок по этническому признаку[19];
— разницу в уровне социального обеспечения в Российской Федерации, стране исхода и стране назначения;
— несоответствие уровня доходов в Российской Федерации, стране исхода и стране назначения.
Приведем несколько примеров влияния социально-экономической обстановки на совершение организации незаконной миграции. Одним из них является демографическая ситуация в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах Российской Федерации[20], вызывающая потребность в трудовых ресурсах.
Дефицитом трудовых ресурсов с успехом пользуются организаторы незаконной миграции, систематически поставляющие на территорию указанных регионов незаконных мигрантов из Китайской Народной Республики[21].
Другим примером является контингент мигрантов, которые наиболее часто попадают в поле зрения преступников: граждане стран, входящих в СНГ. Такая тенденция обусловлена прежде всего исторической и культурной близостью народов России и указанных стран;
3) наличие в стране исхода вооруженных конфликтов (Исламская Республика Афганистан, Федеративная Республика Нигерия и т. д.);
4) состояние правового регулирования общественных отношений, на которые своими действиями посягают преступники. Политические, социальные и экономические усло-
вия жизни прямо зависят от существующей в стране правовой системы. Несовершенством правовой системы, пробелами в законодательстве зачастую пользуются преступники. Кроме того, основной трудностью для квалификации деяния лица как организации незаконной миграции, указанной опрошенными нами следователями, преподавателями и научными сотрудниками, является несовершенство действующего законодательства в миграционной сфере[22].
Таким образом, сведения об обстановке совершения организации незаконной миграции являются той основой, на которой строятся научные рекомендации по расследованию указанного вида преступлений. В связи с этим такие данные следует отнести к элементам криминалистической характеристики рассматриваемого преступления. Представляется, что полученные нами выводы помогут в совершенствовании частной криминалистической методики и снабдят практических работников необходимой информацией.
Библиография
1 См.: Интервью директора ФМС России К.О. Ромодановского // Профиль. 2008. № 4(560).
2 См.: Численность населения // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo11.htm (дата обращения: 02.07.2010).
3 См.: Статистические данные по форме 1-РД «Результаты деятельности территориальных органов за 4 месяца 2010 года (январь—апрель) // http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/stat_1_rd/part_1.php (дата обращения: 02.07.2010).
4 См.: Козлов В.Ф., Фролкин Н.П. Сведения о личности преступника и членах организованной преступной группы, занимающихся организацией незаконной миграции, как элементы криминалистической характеристики // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 61—65.
5 См.: Ахмедшин Р.Л. Криминалистическая характеристика личности преступника: Дис. … д-ра юрид. наук. — Томск, 2006. С. 68.
6 См.: Криминалистика: Учеб. / Под ред. Н.П. Яблокова. — М., 2007. С. 68.
7 См.: Букаева И.Н. Обстановка совершения преступления, получение и использование информации о ней при расследовании уголовных дел: Дис. … канд. юрид. наук. — Тюмень, 2005. С. 32.
8 См.: Анненкова Т.С. Обстановка совершения преступления и криминалистические методы ее исследования: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2007. С. 55; Куликов В.И. Обстановка совершения преступления и ее криминалистическое значение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1988. С. 24; Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. И.Ф. Герасимова. — М., 1994. С. 330; Малышев А.А. Обстановка совершения преступления как самостоятельная система в методике расследования преступлений // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика. Право. 2009. № 2. С. 231—232.
9 См.: Бирюков С.Ю., Кушпель Е.В. Методика расследования организации незаконной миграции: Учеб. пособие. — Волгоград, 2007. С. 15.
10 См.: Незаконная миграция — угроза России // http://ch-canada.com/zakon/zak11.html (дата обращения: 02.07.2010).
11 См.: Букаева И.Н. Указ. раб. С. 29.
12 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. — М., 2008. С. 115.
13 Подробнее об объективной стороне организации незаконной миграции см.: Козлов В.Ф. Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Актуальные проблемы правового обеспечения обороны страны и безопасности государства: Материалы VIII межведомственной науч.-практ. конф. — М., 2009. Ч. 2. С. 3—11.
14 См.: Величкин Я.С. Методика расследования незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации: Моногр. — М., 2007. С. 38—39.
15 См.: Незаконную миграцию «стимулирует» кризис // Выборгские ведомости. 2009. № 85. 30 нояб.
16 См., например: Бышевский Ю.Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе: Дис. … канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2005; Демографические перспективы России / Под ред. Г.В. Осипова, С.В. Рязанцева. — М., 2008; Кузьменко Ю.А. Нелегальная трудовая миграция как объект криминологического изучения: Дис. … канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 2006; Прокуратура в системе обеспечения законности миграционного процесса в Российской Федерации / Под ред. О.В. Дамаскина. — М., 2008.
17 См.: Незаконная миграция в России (по материалам конференции «Незаконные мигранты в России: ситуация, тенденции, политика». Москва. 24 апр. 2003 г.) // http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0111/analit05.php (дата обращения: 02.07.2010).
18 См.: Незаконная миграция — угроза России.
19 См.: Миграция довела Москву до конфликтов // http://vsedoma.km.ru/view/?mode=article&id=81beca63-eeea-4600-aa98-926c04e45724 (дата обращения: 02.07.2010); Поздняков А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность // Государство и право. 2008. № 6. С. 15—22.
20 По прогнозам ученых, численность постоянного населения указанных округов в ближайшие 10 лет сократится на 1,8 млн человек.
21 См., например: Дудченко Г. Китай и Дальний Восток России: к вопросу о демографическом дисбалансе // Вестник Евразии. 2002. № 3. С. 142—149; Migration in the Russian Federation: A Country Profile 2008 / Ed. by S. Siar. — Geneva, 2008. P. 62.
22 Опрошено 25 следователей, 75 преподавателей и научных сотрудников.