УДК 347.126
Страницы в журнале: 77-81
С.Г. ШЕВЦОВ,
кандидат юридических наук, научный сотрудник Северо-Кавказского научно-исследовательского института актуальных проблем современного права e-mail: sergey_shevtsov@mail.ru
Анализируется проблема соотношения категорий свободы и усмотрения в гражданском праве, в результате чего делается следующий вывод: свобода может выражаться в двух аспектах: в негативном — как отсутствие каких-либо внешних препятствий, ограничений, запретов и в позитивном — как возможность усмотрения. Свобода является возможностью усмотрения, а усмотрение — реализация свободы.
Ключевые слова: усмотрение, свобода, пределы, возможность, реализация.
Freedom and discretion in civil law
Shevsov S.
In this article the author examines the problem of ratios of freedom and discretion in civil law, which concludes. Freedom can be expressed in two aspects: on the negative as the absence of any external obstacles, restrictions, prohibitions and positive as possible discretion. Freedom is a feature of discretion, and to the realization of freedom.
Keywords: discretion, freedom, limits, possibility, implementation.
Проблема свободы постоянно привлекает к себе внимание специалистов в области философии, экономической теории, политологии, социологии, культурологии, психологии, филологии; не является исключением и юриспруденция, в том числе сфера цивилистики. Непрекращающийся интерес к данной теме вызван как значением свободы для государства, общества в целом, отдельной личности, так и отсутствием единого подхода к пониманию свободы. В литературе отмечается, что «в течение столетий было сформулировано множество определений свободы, и не все из них были совместимы друг с другом. В результате однозначного определения свободы не существует»[1]. Уже семантическая и этимологическая характеристики слова-термина «свобода» отражают сложность исследований в данной области.
В «Большом толковом словаре русского языка» и в словаре Т.Ф. Ефремовой свобода определяется как отсутствие зависимости, возможность располагать собою по собственному усмотрению; возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества[2], а также как отсутствие запретов, ограничений; избавление от чего-либо стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-либо[3]. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова и в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано четыре толкования свободы: философское — как возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества (свобода воли); общественно-политическое — как отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов (свобода совести, вероисповедания); всеобщее — как отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь; специальное — как состояние того, кто не находится в заключении, в неволе[4]. В толковом словаре В. Даля свобода определяется как своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле; свобода может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся или к разным степеням этого простора и, наконец, к полному, необузданному произволу или самовольству[5].
В «Современном толковом словаре» свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор[6]. В «Философском энциклопедическом словаре» сущность понятия свободы раскрывается как способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей[7]. П.Я. Черных определяет свободу как отсутствие политического и экономического гнета, возможность жить и мыслить без стеснений, без давления с чьей-либо стороны, по своей воле, а также в качестве синонима независимости, воли и указывает на не вполне ясное славянское происхождение слова «свобода», но несомненно его образование от слова «свой»; с понятием свободы с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени, своей народности — словом, к своим[8]. В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера под свободой понимается независимость, положение свободного человека (холостяцкое положение) и также указывается на происхождение праславянского слова sveboda от славянского «свой», что обозначает положение свободного, своего члена рода[9].
Синонимами свободы являются независимость, воля[10]. В этимологическом словаре Г.А. Крылова указано, что «свобода» представляет собой общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и «особенность», «особа», «свой»[11]. В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится о свободе воли, которая приравнивается к свободе выбора; о свободе личности как о понятии юридическом, выражающемся в совокупности неотъемлемых прав личности как таковой; о свободе политической, во-первых, в значении независимости народа, племени или государства от чуждой власти, во-вторых, как синоним участия народного элемента в государственной жизни; о свободе в римской мифологии как аллегорическом олицетворении жизни, приятной и свободной от всяких забот, подобно римскому божеству Юпитеру Либеру, от чего образовалось латинское слово libertas, которое стало обозначать свободу[12].
В латинском языке свобода представляет собой естественную возможность делать то, что хочется, если этому не препятствует наличие или право[13]. В английском языке для обозначения свободы используются слова liberty (свобода, состояние свободного человека) и freedom (свобода, состояние свободного волеизъявления)[14]. Лингвисты различают смысловые оттенки английских слов liberty и freedom. В английском языке слово liberty ограничено только рамками политических дискурсов и является отвлеченным представлением, не применяемым к конкретному лицу; термин «свобода», выражаемый в английском языке через слово liberty, может применяться в возвышенном значении и носит оттенок общественно-правовой, гарантируемый политическими структурами[15]. Слово freedom отражает семантически права отдельного человека, однако оно не предполагает возможность делать все, что захочешь, так как в данном контексте неразрывно связаны права отдельной личности, с одной стороны, и права иных лиц — с другой[16]. Американский социолог С. Ниринг в работе «Свобода: обещание и угроза» приводит ссылки на различные англоязычные словари, в которых значительно больше значений слов «свобода» и образованного от него «свободный»: не знающий ограничений — физических, государственных, моральных; уважающий чужие взгляды, желания; обладающий свободой воли (в этике); пользующийся неприкосновенностью; непринужденный, чуждый условностям; несдержанный, открытый[17]. Близкими по значению к рассматриваемым словам, выражающим в английском языке свободу, являются «независимость», «право», «привилегия», «вольность», «воля»[18]. Под независимостью в русском языке понимается самостоятельность, несвязанность обстоятельствами, чужой волей[19]. Воля — данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, принуждения[20].
В результате филологического анализа концепта (категории) свободы в русском и английском языках А.С. Солохина выделяет следующие важные лингвокультурные отличия: в англоязычном мире — соотношение свободы и права, противопоставление рабству, актуализация личных усилий как способа достижения свободы, в русской ментальности — соотношение свободы и счастья, противопоставление состоянию заключения, актуализация получения свободы как дара. Определенная лингвокультурная специфика наблюдается в рамках молодежной возрастной группы: у англоговорящей молодежи свобода ассоциируется с совершеннолетием и началом самостоятельной жизни, у российской молодежи — преимущественно с отдыхом[21]. Кроме того, А.С. Солохина разграничивает англоязычное философское понимание свободы, связанное с осознанием индивидуальной свободы и закона как условия свободы, и русское философское понимание свободы, в котором на первое место ставится соотношение свободы и высших религиозно-моральных ценностей[22].
Таким образом, семантический анализ слова «свобода» свидетельствует о том, что указанное понятие сводится либо к отсутствию бремени, стеснения, ограничения, т. е. к независимости (отрицательный аспект слова «свобода», выражающийся формулой «свобода от чего-либо»), либо к возможности действовать по своему усмотрению, проявлять свою волю (положительный аспект слова «свобода», выражающийся формулой «свобода для чего-либо»). Этимологический анализ слова «свобода» позволяет прийти к выводу о наличии в нем социальной природы, поскольку во всех этимологических словарях указывается на происхождение свободы от слова «свой», обозначающего принадлежность лица к какой-либо форме организации общественной жизни (к определенному роду, племени, народности); словом «свободный» характеризовался социальный статус человека в определенные исторические периоды.
Из этого следует, что свободным можно быть только в системе социальных связей, в обществе других лиц, т. е. находясь среди своих. Как пишет М.А. Григорьева, «когда речь идет о свободе, имеется в виду не одинокий индивид, некий Робинзон Крузо, а человек, живущий в обществе себе подобных. Если нет других людей, нет окружения, общества, то нет смысла говорить ни о какой свободе, кроме свободы от физических препятствий…»[23]. Немаловажное значение имеет замечание о том, что свобода — это слово с положительными коннотациями. М. Крэнстон в своей книге «Свобода» пишет, что люди никогда не говорят, что они свободны, имея в виду, что у них нет чего-то, что они считают хорошим для себя. Никто, во всяком случае в повседневной жизни, не говорит, что он свободен от денег или свободен от здоровья. Иными словами, быть свободным от чего-то означает быть без чего-то, что не является хорошим для общественного понимания[24]. Например, в общественных местах можно встретить таблички с надписью: «Зона, свободная от курения». Следовательно, свобода — это благо.
В законодательстве термин «свобода» также используется в разных значениях. В статье 2 и главе II Конституции РФ, в п. 2 ст. 2 ГК РФ говорится о правах и свободах человека и гражданина и об их защите. Свобода в этом случае выступает наряду с субъективным правом в качестве одной из форм дозволения[25], т. е. в позитивном значении. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Данное положение применительно к договору конкретизируется в ст. 421 ГК РФ, закрепляющей и раскрывающей принцип свободы договора. В приведенных нормах законодатель также использует термин «свобода» в его положительном значении в качестве возможности действовать по своему усмотрению. Можно встретить примеры употребления законодателем термина «свобода» в его отрицательном значении. Так, в п. 3 ст. 1 ГК РФ говорится о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации, что подразумевает отсутствие ограничений при их перемещении, за исключением установленных законом случаев. В отрицательном значении термин «свобода» используется в ст. 17 УПК РФ применительно к принципу свободы оценки доказательств, поскольку указанная норма предполагает свободу от заранее установленных формул оценки и от внешнего давления на суд и принципиально не допускает принятия решения по произвольному усмотрению.
Обобщая все приведенные смысловые значения понятия свободы, можно заключить, что в широком смысле свобода представляет собой состояние независимости воли субъекта, когда у него есть возможность действовать по своему усмотрению. В то же время различные науки, включая понятие свободы в свой понятийный аппарат, используют его в соответствии со своими познавательными целями.
В современной отечественной юриспруденции в качестве общепризнанного исходного пункта в понимании свободы С.С. Алексеев выдвигает следующее положение: «Свобода есть всегда возможность не связанного ничем выбора, решения, не зависимого ни от кого, ни от какой внешней силы, в том числе государственно-политической»[26]. В приведенном определении свобода выражается в единстве положительного (возможность усмотрения) и отрицательного (независимость) аспектов. Схожее определение свободы в правовой сфере предлагает Ю.Г. Клименко. По его мнению, «свобода как правовая категория — это способность и возможность независимого субъекта путем осознанного самостоятельного выбора принимать решение и осуществлять в установленных правовых границах один из нескольких вариантов действий в соответствии со своими потребностями, желаниями, интересами и поставленными целями либо отказаться от осуществления каких-либо действий»[27].
Представители социологической и политической наук трактуют свободу как «самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических органов, организаций и объединений), выражающуюся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями, в наличии у них соответствующих прав и гарантий»[28].
В философии выделяют три вида свободы: физическую, интеллектуальную и моральную[29]. А. Шопенгауэр, предложивший такую классификацию, под физической свободой понимал отсутствие любого рода материальных препятствий. Если речь идет о предметах материального мира, то имеется в виду отсутствие обременительных условий, с наличием которых связано пользование вещами (например, свободный участок). Если же речь идет о людях и животных, то имеется в виду, что их действия не сдерживаются «ни узами, ни тюрьмою, ни параличом, то есть вообще никакими физическими, материальными препятствиями, но совершаются в соответствии с их волею»[30]. Интеллектуальную свободу мыслитель связывал с произвольной и непроизвольной мыслительной способностью. Выражением моральной свободы является свобода воли (liberum arbitrium). А. Шопенгауэр акцентировал внимание на отрицательном аспекте свободы. Он считал, что «понятие свободы в своем первоначальном, непосредственном, а следовательно, и популярном значении сводится только к вопросу о возможности, то есть именно к отсутствию физических препятствий к действиям»[31].
Р. Пайпс отмечает, что первоначальное и наиболее близкое понимание свободы связано со свободой от различного рода препятствий, принуждения, каузальности, судьбы, т. е. со свободой физической[32]. Изначально понятие свободы противопоставлялось рабству, употреблялось для обозначения социального положения личности и понималось именно как свобода физическая. Гай в 1-й книге Институций в качестве основания деления прав, относящихся к лицам, указывает на то, что все люди или свободные, или рабы[33]. Затем проблема свободы стала рассматриваться в аспекте соотношения свободного действия человека с его действием по принуждению и по необходимости[34].
Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, свобода может выражаться в двух аспектах: в негативном — как отсутствие каких-либо внешних препятствий, ограничений, запретов и в позитивном — как возможность усмотрения. Усмотрение является реализацией свободы. И свобода, и усмотрение предполагают наличие определенных пределов, что отличает данные понятия от произвола.
Библиография
1 Бруни Л. Свобода и закон. — М., 2008. С. 18.
2 Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. — СПб., 2000. С. 1161.
3 См.: Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный: онлайн-версия. URL: http:// www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-97539.htm (дата обращения: 31.08.2011).
4 Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-79383.htm (дата обращения: 31.08.2011); Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. С. 728.
5 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://www.classes. ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-36810.htm (дата обращения: 31.08.2011).
6 Современный толковый словарь [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://vseslova.com/sovtolk/page/svoboda.49927 (дата обращения: 01.09.2011).
7 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. С. 569.
8 Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 3-е изд., стер. — М., 1999. Т. 2. С. 148.
9 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://etymolog.ruslang.ru/vasmer.php?id=583&vol=3 (дата обращения: 15.06.2011).
10 Словарь русских синонимов [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-77301.htm (дата обращения: 31.08.2011).
11 Этимологический словарь Крылова о происхождении и развитии наиболее употребительных слов русского языка / сост. Г.А. Крылов [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://vseslova.com/krylov/page/svoboda.3313/ (дата обращения: 01.09.2011).
12 Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: онлайн-версия. URL: http://vseslova.com/ brokgauz_efron4/search/?word=%D1%C2%CE%C1%CE%C4%C0 (дата обращения: 01.09.2011).
13 См.: Темнов Е.И. Латинские юридические изречения. — М., 2003. С. 237.
14 См.: Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь / В.К. Мюллер, В.Л. Дашевская, В.А. Каплан и др. — М., 2000. С. 289, 419.
15 См.: Мельников А.А. Язык и национальный характер. — СПб., 2003. С. 156—158.
16 См.: Федотов Г. Россия и свобода: сб. ст. — N. Y., 1981. С. 183.
17 Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. — М., 1966. С. 13, 14.
18 Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.etymonline.com/index.php?term=freedom&allowed_ in_frame=0 (дата обращения: 01.09.2011).
19 Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. С. 622.
20 Даль В. Указ. соч. URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-3548.htm (дата обращения: 31.08.2011).
21 Солохина А.С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: дис. … канд. филол. наук. — Волгоград, 2004. С. 6.
22 Там же.
23 Григорьева М.А. Понятие свободы в российском гражданском праве: дис. … канд. юрид. наук. — Иркутск, 2004. С. 15.
24 См.: Бруни Л. Указ. соч. С. 63.
25 Подробнее см.: Малько А. В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблема юридического обеспечения. — М., 2010. С. 16—18; Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2006. С. 121—136.
26 Алексеев С.С. Философия права. — М., 1997. С. 6.
27 Клименко Ю.Г. Свобода как правовая категория: дис. … канд. юрид. наук. — Тамбов, 2006. С. 9, 105—106.
28 Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. — М., 1996. С. 208.
29 См., например: Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. — М., 1992. С. 46.
30 Там же.
31 Там же.
32 Пайпс Р. Собственность и свобода. Рассказ о том, как из века в век частная собственность способствовала внедрению в общественную жизнь свободы и власти закона. — М., 2000. С. 16.
33 См.: Дигесты Юстиниана / отв. ред. Л.Л. Кофанов: в 8 т. Т. 1. Кн. I — IV. — М., 2002. С. 117.
34 См.: Григорьева М.А. Указ. соч. С. 17.