Статья

Система мер реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации

Рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции в современной России. Отмечается, что в стране существует работоспособный алгоритм проведения антикоррупционной политики, определены ее основные направления.

УДК 342.92:328.185

Страницы в журнале: 12-15

 

C.А. Юнусов,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии права и управления ФСИН России Россия, Рязань samur_@mail.ru

А.В. Кученев

адъюнкт кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии права и управления ФСИН России Россия, Рязань KuAV64@mail.ru

 

Рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции в современной России. Отмечается, что в стране существует работоспособный алгоритм проведения антикоррупционной политики, определены ее основные направления.  Предлагаются системные комплексные меры, направленные на повышение эффективности антикоррупционной политики.  Обосновывается необходимость повышения уровня правосознания общества и включения гражданского общества в лице общественных организаций в борьбу с коррупционным поведением.

Ключевые слова: коррупция, правосознание общества,  гражданское общество, меры антикоррупционной политики.

 

Организация противодействия коррупции закреплена в качестве задачи практически всех органов государственной власти России. Но, к сожалению, коррупционные отношения в определенных сферах нашего общества становятся приоритетным вектором поддержания неформальных социальных связей, создающим шаблон противоправного поведения. Порой представители институтов власти сами воздвигают для рядовых граждан искусственные барьеры на пути к правовым способам разрешения проблем.

Учитывая, что коррупционная болезнь поразила часть сотрудников органов государственного управления, ни вновь создаваемые структуры, ни сами органы государственной и муниципальной власти в одиночку неэффективны в борьбе с коррупцией [4, с. 155].

Противодействие коррупции в силу ее системности и адаптивности к применяемым мерам борьбы требует создания четкой стратегии антикоррупционной политики и продолжительной упорной работы, направленной на реализацию этой стратегии.

Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» (далее — Стратегия противодействия коррупции) [1] впервые определяет системный подход к решению проблем коррупции. Стратегия противодействия коррупции содержит конкретные меры по борьбе в коррупцией и сроки их реализации.

Анализируя характер рассматриваемого явления, следует понимать, что противодействие коррупции должно осуществляться во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и при решении личных проблем граждан (создание приемлемого уровня и условий жизни, увеличение экономического благосостояния, доступность необходимых услуг и пр.).

В Стратегии противодействия коррупции закрепляется направление выработки единого вектора противодействия коррупции во всех органах власти и в обществе. Считаем, что вектор государственной антикоррупционной политики предпочтительно рассматривать в нескольких системах координат:

— корректировка сознания, становление должного уровня правосознания всего общества, формирование неприязненного отношения к коррупционным поступкам и схемам;

— пресечение действий, подпадающих под статус коррупционных, и неотвратимость наступления ответственности за их осуществление в плане применения уголовных и административных санкций;

— установление такого порядка, при котором  деятельность государственных институтов и всех слоев общества, исключающая коррупционные отношения, будет доступнее для граждан как с финансовой, так и бюрократической стороны.

Естественно, коррупцию нельзя искоренить полностью, но не предпринимать никаких усилий, бездействовать под этим предлогом недопустимо. Тем более что существует опыт ряда стран, где уровень коррупционной активности минимизирован.

Эффективность антикоррупционной деятельности возможна только на основе доверия в отношениях власти и гражданского общества. Государству, имеющему статус наделенного властью партнера, необходимо инициировать участие гражданского общества в разработке и контроле собственных программ противодействия коррупции.

В классической теории меры антикоррупционной политики подразделяются по длительности их осуществления на разовые и постоянные [3, с. 121].

Применение разовых мер допустимо в любых проявлениях общественной жизни и реализации политики государства. Их проведение зависит от исторически сложившихся предпочтений общества, степени коррупционности государственных процессов, наличия проблем в законодательной деятельности, уровня эффективности деятельности специализированных организаций по предотвращению коррупции.

Эти меры невозможно перенять простым методом копирования. Необходимо изучение особенностей мер и методов антикоррупционной политики стран, минимизировавших коррупцию, и на этой основе постоянное совершенствование собственных мер, внедрение новых разовых мер. При положительном результате использования разовые антикоррупционные меры переходят в разряд постоянных, а  затем происходит их закрепление на законодательном уровне. При отрицательном либо малозначимом результате применения таких мер проводится анализ причин их низкой эффективности и коррекция мер либо отказ от них и поиск других мер. Таким образом, эффективные разовые меры борьбы с коррупцией приходится искать методом проб и ошибок.

Примерами разовых мер антикоррупционной направленности могут служить такие, как перераспределение функций между структурными подразделениями, временное отстранение работника от должности в случае проявления конфликта интересов.

Постоянные меры антикоррупционной политики включают:

1) уяснение задач антикоррупционной политики, стоящих перед государством и обществом в целом, в том числе с привлечением научного сообщества;

2) определение условий и способов разработки и обсуждения законодательного акта, устанавливающего основные методы и направления действий конкретных участников борьбы с коррупцией, и сроков их выполнения;

3) установление контролирующих мероприятий, определение уровня взаимодействия власти и гражданского общества в их осуществлении и внесение корректив на основе определения результативности антикоррупционных мер;

4) проведение антикоррупционной экспертизы в деятельности институтов власти, бизнеса и общественных организаций;

5) организация выявления, пресечения и расследования коррупционных поступков представителями антикоррупционных и правоохранительных органов, включая проверку  деятельности этих органов;

6) уголовное и административное преследование за коррупционное поведение;

7) мониторинг состояния коррупционности в обществе;

8) обеспечение должного уровня правосознания всех слоев общества с применением методов осуществления антикоррупционного воспитания и просвещения.

Аксиомой на настоящем этапе развития политической системы России является интеграция коррупционных проблем во многие ее сферы, повседневную общественную жизнь. Поэтому проведение антикоррупционной программы подразумевает комплексное исполнение всех антикоррупционных мер.

Экономическая направленность мер общего характера предусматривает планирование бюджета в условиях отсутствия дефицита его финансирования, обеспечивающее реализацию установленных общим порядком мероприятий и тем самым редуцирующее уровень единоличного участия чиновников в решении проблем финансирования проектов (кому выделять средства, а кому нет, кому выделять средства раньше, а кому — позже) [2, с. 38].

Обеспечение свободы предпринимательской деятельности, ее защита, ограничение проводимых проверок предоставляют возможность апеллирования предпринимателей к завышенным требованиям чиновников, что разрушает предпочтительность подкупа как способа жизнеобеспечения коммерческой деятельности.

Введение единого налога, упрощение расчета налогового обременения, его оплаты ограничивают возможность шантажа служащими налоговых органов предпринимателей. Снижение общего объема денежных банкнот при повсеместном применении электронных средств расчета, реализация поощрения за их применение, включая наличие некоторого процента возврата потраченной суммы, упрощение и общедоступность любых форм отчетности облегчают контроль за движением средств, минимизируют возможность дачи взяток в конвертах. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Возможность решения части социальных задач институтами гражданского общества (под государственным контролем предоставленных ресурсов), по нашему мнению,  одно из наиболее эффективных средств снижения низовой коррупции. Общественные организации не столь бюрократизированы, их целью является решение основной задачи, определенной в уставе организации. Это позитивирует реализацию социальных функций государства, благодаря чему возрастает доверие общества к власти.

Антикоррупционные меры в социальной сфере вводят в сферу коммунальных услуг рыночные отношения, а наличие конкуренции в социальной сфере делает дефицитные услуги открытыми для всех.

Одной из общих мер, реализующих подлинную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения, является развитие и укрепление местного самоуправления.

Необходимыми условиями правового воспитания и образования населения как цели государственной информационной политики являются формирование антикоррупционного сознания населения, создание атмосферы неприятия коррупции. Информационно-пропагандистские меры должны включать информирование общественности и населения о правовых актах в сфере противодействия коррупции, реализуемых государственных и общественных мерах борьбы с коррупцией, мерах ответственности за коррупционные поступки.

Однако нельзя не отметить, что при организации борьбы с коррупцией как полноценной и неотъемлемой функции современного государства  необходим публично-властный институт, который должен нести ответственность за координацию этой деятельности. Несомненно, при соблюдении принципа разделения властей ни одна из функций государства не реализуется каким-то одним государственным органом.

Изучая мировой опыт противодействия коррупции, можно выделить две концепции создания и функционирования специализированного антикоррупционного органа. Первая предлагает наделение антикоррупционного органа специализированными полицейскими функциями или придание полицейским органам статуса органа по борьбе с коррупцией. Примерами могут служить антикоррупционные органы в Индии, Гонконге и Сингапуре (при вменении им мониторинговой антикоррупционной деятельности). Вторая концепция предполагает воздействие на проведение антикоррупционной политики гражданских органов.

На наш взгляд, для России предпочтительнее вторая концепция. В пользу этого соображения можно привести следующие аргументы.

Во-первых, нецелесообразно совмещать сугубо полицейские функции с иными, что подтверждается опытом функционирования антикоррупционных органов в азиатских государствах, где полицейские задачи явно доминируют над предупредительными и контрольными. Полагаем, что важнейшей задачей российского государства и общества должно быть изменение общественного мнения о том, что для победы над коррупцией достаточно установить сильную власть. Необходимо подготовить мотивацию и создать общественное мнение, приемлющее длительное противостояние коррупции с использованием планомерной и системной деятельности.

Во-вторых, возможен конфликт интересов нового органа по противодействию коррупции и уже существующих правоохранительных органов и спецслужб.

В-третьих, статус правоохранительного органа предполагает поднадзорность органам прокуратуры. Однако мы полагаем, что антикоррупционный орган, исходя из специфики его общей антикоррупционной направленности, должен иметь возможность указывать на коррупционные проявления и в деятельности прокуратуры.

Таким независимым органом в нашей стране является Федеральное Собрание, однако  Конституция РФ ограничивает его контрольные функции. Функционирует у нас и еще один совершенно самостоятельный орган — Счетная палата РФ. Она практически независима от Президента РФ и органов исполнительной власти, наделена правом контроля финансовых потоков и финансируется напрямую из бюджета. Институт Уполномоченного по правам человека РФ, обеспечивающий возможность доступа населения к деятельности органов государственной власти, также минимизирует коррупционные отношения.

Следовательно, в стране имеется работоспособный алгоритм  антикоррупционной политики, определены направления ее проведения. Однако достигнутые на сегодня результаты реализации антикоррупционной политики свидетельствует о том, что существующие меры не соответствуют глубине и масштабам коррупции, а также институциональным особенностям России.

Борьба с коррупцией должна носить системный, комплексный характер. Успешная антикоррупционная политика невозможна без существенного изменения сознания общества и каждого гражданина, без серьезных позитивных изменений в правилах поведения не только государственных и муниципальных служащих, но и самих граждан нашего государства. Роль гражданского общества в формировании антикоррупционной политики и контроле за ее реализацией должна быть значимее, весомее. Институты гражданского общества должны активнее выявлять негативные тенденции при реализации антикоррупционных мер, обращаться в органы власти с требованиями принятия мер по конкретным случаям коррупционных проявлений.

Одной из первых общественных организаций, взявших на себя функции по борьбе с коррупцией, стал Общероссийский народный фронт, который в 2013 году открыл проект по борьбе с коррупцией в сфере госзакупок [5]. Уже есть положительные результаты деятельности этой организации. Хочется надеяться, что общественное антикоррупционное движение будет развиваться и поддерживаться властью.

 

Список литературы

 

1. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 // Собрание  законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.

2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005. С. 38.

3. Сатаров Г.А. Антикоррупционная политика: учеб. пособие. М., 2004. С. 121.

4. Шишкарев С.Н. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития // Общество и право. 2010. № 2. С. 155.

5. URL: http://onf.ru/2013/09/03/portal-onf-za-chestny-e-zakupki-ob-edinyaet-razroznenny-e-usiliya-po-bor-be-s-korruptsiej/

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье исследуются возникающие в правоприменительной практике проблемы реализации общественной проверки на местном уровне. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие проведение общественной проверки деятельности органов местного самоуправления
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматривается вопрос определения пределов конституционного права представителей субкультур на объединение. Субкультуры как общественные объединения являются институтом гражданского общества и обеспечивают определение социальной идентичности человека
Добавлено: 06.10.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024
В современной науке существует множество разъяснений термина «коррупция». В российском праве это понятие закреплено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Добавлено: 02.08.2024
Цель данного исследования — выявление проблемных аспектов формирования современного гражданского общества в Российской Федерации. Применялись аналитический, диалектический и другие методы исследования
Добавлено: 05.07.2024