Статья

Система обеспечения судов России: структурный анализ, правовые основы деятельности

Рассматривается вопрос обеспечения судов России как фактор, имеющий прямое отношение к повышению качества и эффективности правосудия.

УДК 342.56

Страницы в журнале: 75-79

 

К.Ю. Носков,

сотрудник Управления материально-технического обеспечения Верховного Суда РФ Россия, Москва knoskov@yandex.ru

 

Рассматривается вопрос обеспечения судов России как фактор, имеющий прямое отношение к повышению качества и эффективности правосудия. В частности, исследуется роль в решении этой актуальной задачи Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, Федеральной службы судебных приставов, Российского государственного университета правосудия, государственного судебно-экспертного учреждения Министерства юстиции РФ, органов судейского сообщества, Президента РФ и Правительства РФ. Предлагаются подходы к классификации органов, осуществляющих обеспечение судов.

Ключевые слова: суды, качество и эффективность правосудия, система обеспечения судов, органы инфраструктуры судов, средство, деятельность, правосудие.

 

Одним из важнейших условий благополучного развития любого государства считается соблюдение в нем прав и свобод граждан и юридических лиц. Историческая и современная практика показывает, что одним из наиболее эффективных средств их обеспечения является правосудие, осуществляемое судебной властью через деятельность судов.

В этой связи вопрос повышения качества и эффективности правосудия оказывается весьма актуальным. В современной отечественной юридической литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Она обсуждается на совещаниях и съездах судей, на многочисленных научных конференциях и семинарах, ей посвящаются специальные монографии и диссертации, самые различные ее аспекты рассматриваются в статьях юридических журналов.

Тем не менее в исследовании этой проблемы остаются вопросы, которые заслуживают большего внимания. К их числу, на наш взгляд, относится совершенствование обеспечения деятельности судов, что, безусловно, прямо связано с повышением качества и эффективности правосудия.

Обеспечивающая деятельность как естественное следствие закономерного разделения труда является важным средством повышения эффективности любого вида производства. Работа судов по защите прав и свобод субъектов социального действия во всех сферах деятельности, регулируемых правом, исключением, конечно, не является.

При обсуждении темы обеспечения судов современной России прежде всего речь идет о такой структуре, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент). Однако его деятельностью обеспечение судов России не ограничивается. В нашем государстве имеется немало других органов, которые также занимаются различными видами обеспечения судов. В совокупности они образуют целую систему.

Все эти органы можно классифицировать по ряду критериев. Один из них — принадлежность структур, обеспечивающих деятельность судов, к судебному или иному виду государственной власти.

В этой связи все органы такого рода можно разделить на три группы. Первую составляют структуры, которые являются непосредственными элементами судебной системы. В совокупности они формируют особую подсистему судебной системы. Это прежде всего названный выше Судебный департамент, а также Научно-консультативный совет при ВС РФ и Российский государственный университет правосудия, учредителем которого является ВС РФ.

1) Судебный департамент был создан в 1998 году в соответствии Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ) [5].

В ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ определен его статус: «Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом». В этой же статье установлено его функциональное предназначение. Оно состоит в организационном обеспечении деятельности системы судов (за исключением Верховного и Конституционного Суда РФ), а также органов судейского сообщества, финансировании мировых судей, формировании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Через свои управления (отделы), функционирующие в каждом субъекте Российской Федерации, Судебный департамент помогает судьям: освобождает от выполнения задач, которые с их функциональным предназначением прямо не связаны.

В ч. 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ раскрывается содержание понятия «организационное обеспечение деятельности судов»: «Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов… понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия».

О практической деятельности Судебного департамента за период с 2008 по 2012 год достаточно подробно было рассказано в отчетном докладе Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева на VIII Всероссийском съезде судей [1, c. 35—44].

2) Научно-консультативный совет при ВС РФ в соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» осуществляет подготовку рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В составе Научно-консультативного совета действуют секции по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам. Подобные советы образованы при верховных судах республик, краевых и областных судах.

3) Вклад Российского государственного университета правосудия (до приказа ВС РФ от 04.09.2014 № 720/кд «О Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Российская академия правосудия”») в обеспечение деятельности судов России определяется тем, что университет является единственным высшим юридическим образовательным учреждением в стране, специально созданным с целью подготовки судейских кадров и работников аппарата судов.

В указе Президента РФ от 11.05.1998 № 528 «О Российской академии правосудия» сказано, что это высшее учебное заведение создается с целью «повышения эффективности деятельности судов, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, а также в целях обеспечения их высококвалифицированными специалистами» [4]. Пункт 3 этого документа возложил на академию следующие задачи: «Подготовка кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов; профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; осуществление фундаментальных и прикладных научных и методических исследований в области организации и деятельности судебной власти».

Ко второй группе органов, участвующих в обеспечении судов России, относятся органы, составляющие систему органов судейского сообщества, которая формирует отдельную подсистему судебной системы российского государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Закон № 30-ФЗ) к органам этой группы относятся: Всероссийский съезд судей (конференции судей субъектов Российской Федерации); Совет судей РФ (советы судей субъектов Российской Федерации); общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ (квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации).

Отнести органы судейского сообщества России к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, позволяет содержание п. 3 ст. 4 Закона № 30-ФЗ, в котором при определении основных задач органов судейского сообщества названо «участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности» [3].

Причисляя органы судейского сообщества к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, следует обратить внимание на то обстоятельство, что эти органы сами входят в число структур, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности со стороны Судебного департамента. Это зафиксировано как в главе IV «Обеспечение деятельности органов судейского сообщества» Закона № 30-ФЗ, так и в ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ — в число объектов, которые обязан обеспечивать Судебный департамент, она включила и органы судейского сообщества.

Третью группу органов, обеспечивающих деятельность судов России, составляют органы, не входящие в судебную систему страны.

В свою очередь в этой общности можно выделить две подгруппы.

Одну из них составляют органы, относящиеся к исполнительной ветви государственной власти: Правительство РФ, Федеральная служба судебных приставов, федеральное бюджетное учреждение «Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее — ФБУ РФЦСЭ). Последние две структуры в настоящее время входят в систему Минюста России.

Вклад Правительства РФ в обеспечение деятельности судов наиболее наглядно виден на примере разработки и реализации им федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» (далее — Программа) (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406; далее — Постановление № 1406) [6]. Главными направлениями развития отечественной судебной системы определены: 1) строительство, реконструкция и приобретение зданий для судов, ФССП России и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России; 2) информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность всех судов, составляющих судебную систему; 3) оснащение государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи; 4) внедрение информационных технологий в деятельность ФССП России с целью повышения оперативности и улучшения принудительного исполнения судебных актов; 5) реализация государственных социальных гарантий для судей и работников аппарата судов, а также Судебного департамента в сфере обеспечения жилой площадью.

Понятно, что для реализации этой программы требуются значительные финансовые средства, которые в соответствии с Постановлением № 1406 обязано выделять Министерство финансов РФ. В соответствии с паспортом Программы ее основным разработчиком является Министерство экономического развития РФ. Именно его глава является руководителем и несет персональную ответственность за реализацию Программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, как они определены в паспорте, — это «повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров; обеспечение доступности и открытости правосудия; повышение авторитета судебной власти; создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе; обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; повышение качества исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз».

2) Деятельность ФССП России регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Судебные приставы в обеспечении деятельности судов выполняют две важные функции. Во-первых, одно из подразделений судебных приставов обеспечивает исполнение решений судов. Другое их подразделение — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — выполняют задачи, соответствующие их названию.

Успехи и проблемы в деятельности института судебных приставов в современной России раскрыты на VIII Всероссийском съезде судей в докладе Директора ФССП России — главного судебного пристава РФ А.О. Парфенчикова [7, c. 32—34].

3) Деятельность судебно-экспертных органов в Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ).

Центральным экспертным учреждением, специально созданным для обеспечения деятельности судебных и правоохранительных органов, является ФБУ РФЦСЭ. Его деятельность осуществляется в соответствии с уставом (утв. приказом Минюста России от 27.05.2011 № 172; далее — Устав ФБУ РФЦСЭ).

В п. 2.2 Устава ФБУ РФЦСЭ, в частности, сказано: «Основными задачами Центра являются: оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем проведения судебных экспертиз, а также экспертных исследований».

Следует заметить, что Закон № 73-ФЗ не распространяет свое действие на деятельность негосударственных органов судебной экспертизы. Однако число действующих в России негосударственных судебно-экспертных учреждений достаточно велико. Таким образом, возникла потребность в ее законодательном регулировании и координации с системой государственных органов судебной экспертизы. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Третью группу органов, участвующих в обеспечении деятельности судов, образует институт Президента РФ.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ участвует в обеспечении судебной власти ее кадровым составом: «Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов» [2].

Важным направлением деятельности Президента РФ по отношению к судебной власти является его участие во всероссийских съездах судей, в совещаниях руководителей судов, где определяются основные направления дальнейшего развития судебной системы и судебной политики государства в целом.

Такова классификация органов, осуществляющих деятельность по обеспечению судов в зависимости от их принадлежности к той или иной ветви власти. Известно, что чем больше критериев классификации применяется при изучении того или иного объекта, тем более всесторонне раскрывается его содержание. В этой связи выделим еще один критерий, который может быть применен при классификации структур, обеспечивающих суды, и перейдем к классификации содержания самой деятельности по обеспечению судов.

Структуры, осуществляющие обеспечение судов, могут быть разбиты и на группы в зависимости от того, предопределено ли их образование и, соответственно, предназначение только фактом существования судов или эти структуры имеют также иное предназначение, помимо деятельности по обеспечению судов.

В этом отношении в этих структурах могут быть выделены только две группы.

Одна группа — это те структуры, деятельность которых целиком посвящена обеспечению судов. К их числу относятся: Судебный департамент и Научно-консультативный совет при ВС РФ, ФССП России, ФБУ РФЦСЭ, Российский государственный университет правосудия. Все органы этой группы в совокупности могут быть объединены понятием «органы инфраструктуры системы судов».

Участие другой группы органов в обеспечении судов из числа уже рассмотренных в рамках первого критерия не является основополагающим для их деятельности, их единственным предназначением. Это, во-первых, структуры, относящиеся к иной, несудебной ветви власти: институт Президента РФ, Минэкономразвития России и Минфин России из состава Правительства РФ, а также органы судейского сообщества.

В совокупности с системами первой группы эти структуры могут быть объединены понятием «система органов, обеспечивающих деятельность судов».

Как нам представляется, использование в системе категорий, описывающих судебную систему, понятия «органы инфраструктуры системы судов (инфраструктура судов)» и более широкого «система органов, обеспечивающих деятельность судов» имеет важное методологическое значение, поскольку подчеркивает важность внешних связей, которые имеют суды, для их нормального функционирования, что нацеливает субъектов, осуществляющих какое-либо реформирование судебной системы, на учет последствий своих решений в отношении этих связей.

Изложенный выше анализ органов, обеспечивающих деятельность судов Российской Федерации, позволяет сделать несколько обобщающих выводов.

1) Судебная система Российской Федерации помимо системы судов и системы органов судейского сообщества включает в себя систему обеспечения деятельности судов.

2) Общая задача этой системы состоит в обеспечении судов всеми необходимыми им ресурсами. Цель функционирования этой системы — повышение качества и эффективности деятельности по осуществлению правосудия.

3) Для обозначения этой системы может быть использовано понятие «инфраструктура судов».

4) В обеспечении деятельности судов Российской Федерации участвуют не только органы, относящиеся собственно к судебной власти, но и структуры, относящиеся к другим ветвям государственной власти.

 

Список литературы

 

1. Гусев А.В. Отчетный доклад на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1. С. 35—44.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом изм. от 05.02.2014, от 21.03.2014). М.: Проспект, 2015.

3. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

4.О Российской академии правосудия: указ Президента РФ от 11.05.1998 № 528 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2110.

5. О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

6. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы»: постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13.

7. Парфенчиков А.О. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1.  С. 32—34.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются ключевые условия, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций при причинении вреда здоровью вследствие применения лекарственных препаратов
Добавлено: 03.11.2024
В статье рассматриваются различные концептуальные подходы исследователей к определению понятия «методы противодействия экстремизму», в том числе и методы административно-правового противодействия экстремистской деятельности, выявляется различная трактовка авторами таких методов
Добавлено: 03.11.2024
В настоящее время при квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ актуальной остается проблема определения объекта преступления
Добавлено: 06.10.2024
В статье рассматривается проблема определения статуса прокурора в арбитражном процессе по делам об административных правонарушениях. Проблема заключается в том, что законодатель не регламентирует возможность подачи прокурором заявления об административных правонарушениях в арбитражный суд...
Добавлено: 06.10.2024
В условиях специальной военной операции противоборство в информационном пространстве Российской Федерации приобретает четко выраженный характер информационной войны. В качестве одного из ключевых инструментов этой разновидности войны выступает экстремистская деятельность, осуществляемая в информационной сфере
Добавлено: 06.10.2024