Статья

Система обеспечения судов России: структурный анализ, правовые основы деятельности

Рассматривается вопрос обеспечения судов России как фактор, имеющий прямое отношение к повышению качества и эффективности правосудия.

УДК 342.56

Страницы в журнале: 75-79

 

К.Ю. Носков,

сотрудник Управления материально-технического обеспечения Верховного Суда РФ Россия, Москва knoskov@yandex.ru

 

Рассматривается вопрос обеспечения судов России как фактор, имеющий прямое отношение к повышению качества и эффективности правосудия. В частности, исследуется роль в решении этой актуальной задачи Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, Федеральной службы судебных приставов, Российского государственного университета правосудия, государственного судебно-экспертного учреждения Министерства юстиции РФ, органов судейского сообщества, Президента РФ и Правительства РФ. Предлагаются подходы к классификации органов, осуществляющих обеспечение судов.

Ключевые слова: суды, качество и эффективность правосудия, система обеспечения судов, органы инфраструктуры судов, средство, деятельность, правосудие.

 

Одним из важнейших условий благополучного развития любого государства считается соблюдение в нем прав и свобод граждан и юридических лиц. Историческая и современная практика показывает, что одним из наиболее эффективных средств их обеспечения является правосудие, осуществляемое судебной властью через деятельность судов.

В этой связи вопрос повышения качества и эффективности правосудия оказывается весьма актуальным. В современной отечественной юридической литературе этой проблеме уделяется большое внимание. Она обсуждается на совещаниях и съездах судей, на многочисленных научных конференциях и семинарах, ей посвящаются специальные монографии и диссертации, самые различные ее аспекты рассматриваются в статьях юридических журналов.

Тем не менее в исследовании этой проблемы остаются вопросы, которые заслуживают большего внимания. К их числу, на наш взгляд, относится совершенствование обеспечения деятельности судов, что, безусловно, прямо связано с повышением качества и эффективности правосудия.

Обеспечивающая деятельность как естественное следствие закономерного разделения труда является важным средством повышения эффективности любого вида производства. Работа судов по защите прав и свобод субъектов социального действия во всех сферах деятельности, регулируемых правом, исключением, конечно, не является.

При обсуждении темы обеспечения судов современной России прежде всего речь идет о такой структуре, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ (далее — Судебный департамент). Однако его деятельностью обеспечение судов России не ограничивается. В нашем государстве имеется немало других органов, которые также занимаются различными видами обеспечения судов. В совокупности они образуют целую систему.

Все эти органы можно классифицировать по ряду критериев. Один из них — принадлежность структур, обеспечивающих деятельность судов, к судебному или иному виду государственной власти.

В этой связи все органы такого рода можно разделить на три группы. Первую составляют структуры, которые являются непосредственными элементами судебной системы. В совокупности они формируют особую подсистему судебной системы. Это прежде всего названный выше Судебный департамент, а также Научно-консультативный совет при ВС РФ и Российский государственный университет правосудия, учредителем которого является ВС РФ.

1) Судебный департамент был создан в 1998 году в соответствии Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее — Закон № 7-ФЗ) [5].

В ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ определен его статус: «Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом». В этой же статье установлено его функциональное предназначение. Оно состоит в организационном обеспечении деятельности системы судов (за исключением Верховного и Конституционного Суда РФ), а также органов судейского сообщества, финансировании мировых судей, формировании единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.

Через свои управления (отделы), функционирующие в каждом субъекте Российской Федерации, Судебный департамент помогает судьям: освобождает от выполнения задач, которые с их функциональным предназначением прямо не связаны.

В ч. 2 ст. 1 Закона № 7-ФЗ раскрывается содержание понятия «организационное обеспечение деятельности судов»: «Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов… понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия».

О практической деятельности Судебного департамента за период с 2008 по 2012 год достаточно подробно было рассказано в отчетном докладе Генерального директора Судебного департамента А.В. Гусева на VIII Всероссийском съезде судей [1, c. 35—44].

2) Научно-консультативный совет при ВС РФ в соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» осуществляет подготовку рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В составе Научно-консультативного совета действуют секции по гражданско-правовым и уголовно-правовым вопросам. Подобные советы образованы при верховных судах республик, краевых и областных судах.

3) Вклад Российского государственного университета правосудия (до приказа ВС РФ от 04.09.2014 № 720/кд «О Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования “Российская академия правосудия”») в обеспечение деятельности судов России определяется тем, что университет является единственным высшим юридическим образовательным учреждением в стране, специально созданным с целью подготовки судейских кадров и работников аппарата судов.

В указе Президента РФ от 11.05.1998 № 528 «О Российской академии правосудия» сказано, что это высшее учебное заведение создается с целью «повышения эффективности деятельности судов, создания учебной, научной и организационно-методической базы органов и учреждений судебной власти, а также в целях обеспечения их высококвалифицированными специалистами» [4]. Пункт 3 этого документа возложил на академию следующие задачи: «Подготовка кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов; профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; осуществление фундаментальных и прикладных научных и методических исследований в области организации и деятельности судебной власти».

Ко второй группе органов, участвующих в обеспечении судов России, относятся органы, составляющие систему органов судейского сообщества, которая формирует отдельную подсистему судебной системы российского государства.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее — Закон № 30-ФЗ) к органам этой группы относятся: Всероссийский съезд судей (конференции судей субъектов Российской Федерации); Совет судей РФ (советы судей субъектов Российской Федерации); общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ (квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации).

Отнести органы судейского сообщества России к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, позволяет содержание п. 3 ст. 4 Закона № 30-ФЗ, в котором при определении основных задач органов судейского сообщества названо «участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности» [3].

Причисляя органы судейского сообщества к органам, участвующим в обеспечении деятельности судов, следует обратить внимание на то обстоятельство, что эти органы сами входят в число структур, которые нуждаются в обеспечении своей деятельности со стороны Судебного департамента. Это зафиксировано как в главе IV «Обеспечение деятельности органов судейского сообщества» Закона № 30-ФЗ, так и в ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ — в число объектов, которые обязан обеспечивать Судебный департамент, она включила и органы судейского сообщества.

Третью группу органов, обеспечивающих деятельность судов России, составляют органы, не входящие в судебную систему страны.

В свою очередь в этой общности можно выделить две подгруппы.

Одну из них составляют органы, относящиеся к исполнительной ветви государственной власти: Правительство РФ, Федеральная служба судебных приставов, федеральное бюджетное учреждение «Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации» (далее — ФБУ РФЦСЭ). Последние две структуры в настоящее время входят в систему Минюста России.

Вклад Правительства РФ в обеспечение деятельности судов наиболее наглядно виден на примере разработки и реализации им федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» (далее — Программа) (утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406; далее — Постановление № 1406) [6]. Главными направлениями развития отечественной судебной системы определены: 1) строительство, реконструкция и приобретение зданий для судов, ФССП России и государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России; 2) информатизация судебной системы и внедрение современных информационных технологий в деятельность всех судов, составляющих судебную систему; 3) оснащение государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России оборудованием, позволяющим решать новые экспертные задачи; 4) внедрение информационных технологий в деятельность ФССП России с целью повышения оперативности и улучшения принудительного исполнения судебных актов; 5) реализация государственных социальных гарантий для судей и работников аппарата судов, а также Судебного департамента в сфере обеспечения жилой площадью.

Понятно, что для реализации этой программы требуются значительные финансовые средства, которые в соответствии с Постановлением № 1406 обязано выделять Министерство финансов РФ. В соответствии с паспортом Программы ее основным разработчиком является Министерство экономического развития РФ. Именно его глава является руководителем и несет персональную ответственность за реализацию Программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, как они определены в паспорте, — это «повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров; обеспечение доступности и открытости правосудия; повышение авторитета судебной власти; создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе; обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; повышение качества исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз».

2) Деятельность ФССП России регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». Судебные приставы в обеспечении деятельности судов выполняют две важные функции. Во-первых, одно из подразделений судебных приставов обеспечивает исполнение решений судов. Другое их подразделение — судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — выполняют задачи, соответствующие их названию.

Успехи и проблемы в деятельности института судебных приставов в современной России раскрыты на VIII Всероссийском съезде судей в докладе Директора ФССП России — главного судебного пристава РФ А.О. Парфенчикова [7, c. 32—34].

3) Деятельность судебно-экспертных органов в Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон № 73-ФЗ).

Центральным экспертным учреждением, специально созданным для обеспечения деятельности судебных и правоохранительных органов, является ФБУ РФЦСЭ. Его деятельность осуществляется в соответствии с уставом (утв. приказом Минюста России от 27.05.2011 № 172; далее — Устав ФБУ РФЦСЭ).

В п. 2.2 Устава ФБУ РФЦСЭ, в частности, сказано: «Основными задачами Центра являются: оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, путем проведения судебных экспертиз, а также экспертных исследований».

Следует заметить, что Закон № 73-ФЗ не распространяет свое действие на деятельность негосударственных органов судебной экспертизы. Однако число действующих в России негосударственных судебно-экспертных учреждений достаточно велико. Таким образом, возникла потребность в ее законодательном регулировании и координации с системой государственных органов судебной экспертизы. Учитывая это обстоятельство, Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект нового закона «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Третью группу органов, участвующих в обеспечении деятельности судов, образует институт Президента РФ.

В соответствии со ст. 83 Конституции РФ Президент РФ участвует в обеспечении судебной власти ее кадровым составом: «Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов» [2].

Важным направлением деятельности Президента РФ по отношению к судебной власти является его участие во всероссийских съездах судей, в совещаниях руководителей судов, где определяются основные направления дальнейшего развития судебной системы и судебной политики государства в целом.

Такова классификация органов, осуществляющих деятельность по обеспечению судов в зависимости от их принадлежности к той или иной ветви власти. Известно, что чем больше критериев классификации применяется при изучении того или иного объекта, тем более всесторонне раскрывается его содержание. В этой связи выделим еще один критерий, который может быть применен при классификации структур, обеспечивающих суды, и перейдем к классификации содержания самой деятельности по обеспечению судов.

Структуры, осуществляющие обеспечение судов, могут быть разбиты и на группы в зависимости от того, предопределено ли их образование и, соответственно, предназначение только фактом существования судов или эти структуры имеют также иное предназначение, помимо деятельности по обеспечению судов.

В этом отношении в этих структурах могут быть выделены только две группы.

Одна группа — это те структуры, деятельность которых целиком посвящена обеспечению судов. К их числу относятся: Судебный департамент и Научно-консультативный совет при ВС РФ, ФССП России, ФБУ РФЦСЭ, Российский государственный университет правосудия. Все органы этой группы в совокупности могут быть объединены понятием «органы инфраструктуры системы судов».

Участие другой группы органов в обеспечении судов из числа уже рассмотренных в рамках первого критерия не является основополагающим для их деятельности, их единственным предназначением. Это, во-первых, структуры, относящиеся к иной, несудебной ветви власти: институт Президента РФ, Минэкономразвития России и Минфин России из состава Правительства РФ, а также органы судейского сообщества.

В совокупности с системами первой группы эти структуры могут быть объединены понятием «система органов, обеспечивающих деятельность судов».

Как нам представляется, использование в системе категорий, описывающих судебную систему, понятия «органы инфраструктуры системы судов (инфраструктура судов)» и более широкого «система органов, обеспечивающих деятельность судов» имеет важное методологическое значение, поскольку подчеркивает важность внешних связей, которые имеют суды, для их нормального функционирования, что нацеливает субъектов, осуществляющих какое-либо реформирование судебной системы, на учет последствий своих решений в отношении этих связей.

Изложенный выше анализ органов, обеспечивающих деятельность судов Российской Федерации, позволяет сделать несколько обобщающих выводов.

1) Судебная система Российской Федерации помимо системы судов и системы органов судейского сообщества включает в себя систему обеспечения деятельности судов.

2) Общая задача этой системы состоит в обеспечении судов всеми необходимыми им ресурсами. Цель функционирования этой системы — повышение качества и эффективности деятельности по осуществлению правосудия.

3) Для обозначения этой системы может быть использовано понятие «инфраструктура судов».

4) В обеспечении деятельности судов Российской Федерации участвуют не только органы, относящиеся собственно к судебной власти, но и структуры, относящиеся к другим ветвям государственной власти.

 

Список литературы

 

1. Гусев А.В. Отчетный доклад на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1. С. 35—44.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом изм. от 05.02.2014, от 21.03.2014). М.: Проспект, 2015.

3. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 11. Ст. 1022.

4.О Российской академии правосудия: указ Президента РФ от 11.05.1998 № 528 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2110.

5. О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 223.

6. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы»: постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13.

7. Парфенчиков А.О. Выступление на VIII Всероссийском съезде судей // Судья. 2013. № 1.  С. 32—34.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена анализу дел о понуждении к изменению фирменного наименования, противоречащего подп. 5 п. 4 ст. 1473 Гражданского кодекса РФ (на примере дела ООО «ЁБИДОЁБИ»). Обнаружена проблема неисполнения судебного акта, что противоречит конституциональному принципу судопроизводства
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена формированию терминологического аппарата, выявлению характерных признаков, присущих молодежному предпринимательству, изучению законодательства, поиску путей решения проблемных вопросов, с которыми сталкиваются молодые предприниматели
Добавлено: 01.12.2024
При формировании и развитии государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации на основе конституционно-правовых норм необходимо учитывать опасность распространения религиозного экстремизма, религиозного терроризма и коррупции в конфессиональной сфере, угрожающую национальной безопасности
Добавлено: 01.12.2024
В статье рассматриваются ключевые условия, при которых наступает гражданско-правовая ответственность медицинских организаций при причинении вреда здоровью вследствие применения лекарственных препаратов
Добавлено: 03.11.2024