УДК 347.4
Страницы в журнале: 94-99
Е.Б. ПОДУЗОВА,
аспирант кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина e-mail: ekaterinapoduzova@gmail.com
Рассматривается возможность использования термина «организующий договор» применительно к договорам, направленным на организацию отношений сторон. Обосновывается система организующих договоров в гражданском праве и законодательстве.
Ключевые слова: организующий договор, организационный договор, предварительный договор, рамочный (собственно организационный) договор, договор по организации совместной деятельности.
A system of organizing contracts in civil law and legislation
Poduzova E.
The possibility of using the term "organizing contract" in relation to contracts designed to organize relations between the parties is discussed in the article. The author introduces a system of organizing contracts in civil law and legislation.
Keywords: organizing contract, organizational contract, preliminary contract, framework (organizational as such) contract, cooperation organizing contract.
В зависимости от направленности на определенный результат гражданско-правовые договоры можно разделить на следующие группы: договоры о передаче имущества; договоры о выполнении работ; договоры об оказании услуг; договоры о предоставлении исключительных прав; договоры, направленные на организацию отношений сторон (организующие договоры).
В юридической литературе договоры, направленные на организацию отношений сторон, именуются по-разному: организационные, генеральные (организационные), рамочные (организационные).
Так, согласно одному из первых в российской юридической литературе определений организационный договор — это взаимное соглашение двух или более сторон, направленное на организацию, упорядочение взаимоотношений и создание предпосылок, необходимых и достаточных для вступления его участников в иные общественные отношения имущественного характера[1]. Также организационным является договор, направленный на организацию организационно-правовых связей между его участниками[2]. К данным определениям примыкает объяснение рамочного (организационного) договора как соглашения, целью которого является организация длительных деловых отношений. Для достижения данной цели требуется заключение (как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре[3].
В другой дефиниции основное внимание обращается на то, что по организационному (генеральному) договору стороны обязуются к оформлению экономических отношений друг с другом, одной либо каждой из них с третьими лицами посредством единообразных по форме и типовых по содержанию договоров определенного рода и вида в закрепленных количественных, временных и иных пределах[4].
К числу организационных договоров обычно юристы относят договоры, направленные на организацию как договорных связей, так и совместной деятельности. Указывается, что организационными договорами являются, в частности, предварительные договоры (ст. 429 ГК РФ) и договоры простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ)[5]. В судебной практике предварительные договоры и договоры простого товарищества также относят к числу организационных договоров[6].
Согласно другой позиции организационными (генеральными, рамочными) являются только договоры, направленные на заключение в будущем иных договоров[7], т. е. ориентированные на организацию договорных связей.
По нашему мнению, к договорам, направленным на организацию отношений сторон, должен применяться термин «организующие договоры». Организующим является договор, устанавливающий порядок взаимоотношений сторон по совершению ими определенных действий, связанных с заключением данными сторонами в будущем другого договора (нескольких других договоров) или с осуществлением ими совместной деятельности.
Следует отметить, что в практике используются договоры, одновременно включающие организующие и иные элементы. К таким договорам относятся, например, государственные или муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 526 ГК РФ), договоры финансовой аренды (лизинга) (ст. 665 ГК РФ). Указанные договоры выполняют организующую функцию, так как на их основании заключается другой договор. На основании государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд заключается договор поставки (п. 1 ст. 525 ГК РФ), на базе договора лизинга — договор купли-продажи имущества (ст. 665 ГК РФ). Однако государственные или муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд и договоры финансовой аренды (лизинга) в первую очередь направлены на передачу соответствующего имущества на определенных условиях, поэтому при классификации эти договоры обычно включаются в группу договоров по передаче имущества.
Наряду с признаками, присущими каждому организующему договору, отдельные группы организующих договоров обладают рядом особенностей. Отдавая должное проведенным ранее исследованиям, необходимо отметить, что систематизация организующих договоров в целом не получила заслуженного научного осмысления.
Рассмотрим разработанную нами систему организующих договоров. Cистематизация указанных договоров имеет большое значение, поскольку необходима для дальнейшего развития теоретических представлений об организующем договоре и его видах и может быть использована для совершенствования правового регулирования возникающих отношений.
Полагаем, что организующие договоры в зависимости от целевой направленности подразделяются на две группы: договоры по организации договорных отношений (организационные договоры) и договоры по организации совместной деятельности (рис. 1).
По нашему мнению, организационным является договор, по которому стороны обязуются заключить между собой в установленный срок основной договор (несколько основных договоров), некоторые условия которого (которых) содержатся в организационном договоре, и (или) совершить определенные действия до заключения между теми же сторонами основного договора (нескольких основных договоров).
Организационные договоры по целевой направленности делятся на договоры, направленные на организацию процедур, предшествующих заключению основного договора (основных договоров), и договоры, непосредственно ориентированные на заключение основного договора (основных договоров) (рис. 2).
По договору, направленному на организацию процедур, предшествующих заключению основного договора (основных договоров), стороны обязуются совершить определенные действия до заключения между теми же сторонами основного договора (основных договоров). Договоры по организации процедур, предшествующих заключению основного договора (основных договоров), не содержат обязанности заключить в будущем основной договор (основные договоры).
К указанной группе организационных договоров относятся, в частности, соглашения о процедуре переговоров. Как справедливо отмечается в литературе, соглашение о процедуре переговоров является гражданским договором, в силу которого стороны обязуются принять меры по организации процедуры переговоров для заключения основного договора (в частности, участвовать в разработке документов переговоров, нести расходы на стадии переговоров, соблюдать конфиденциальность переговоров) в объеме, предусмотренном соглашением[8].
По структуре организации договорных связей организационные договоры, непосредственно направленные на заключение основного договора (или нескольких основных договоров), подразделяются на предварительные и рамочные (собственно организационные) договоры.
Согласно пунктам 1, 4 ст. 429 ГК РФ предварительным является договор, по которому стороны обязуются заключить в определенный срок основной договор о передаче имущества, о выполнении работ или об оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор используется в различных сферах деятельности. По сфере применения среди предварительных договоров в деловой практике чаще всего заключаются предварительные договоры купли-продажи, мены, аренды, коммерческого найма жилого помещения.
С нашей точки зрения, для отдельного вида организационного договора возможно использовать термин «рамочный договор». Рамочным (собственно организационным) следует считать договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор (основные договоры), содержащий условие о сроке своего действия, о предмете основного договора (основных договоров), некоторые иные условия основного договора (основных договоров), а также положения о соотношении условий рамочного (организационного) договора и основного договора (основных договоров).
Рамочные (собственно организационные) договоры по структуре организации связей делятся на рамочные (собственно организационные) договоры, предусматривающие заключение на их базе одного основного договора, и рамочные договоры, предусматривающие возможность заключения нескольких основных договоров (рис. 3).
К рамочным (собственно организационным) договорам, предусматривающим заключение на их базе только одного основного договора, относятся договоры на проведение торгов и договоры о проведении публичного конкурса на заключение договора.
Согласно ст. 448 ГК РФ извещение о проведении торгов как оферта связывает организатора торгов, сделавшего данное извещение, а заявка на участие в торгах является акцептом. Момент получения организатором торгов заявки является моментом заключения договора на проведение торгов (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Договор на проведение торгов устанавливает порядок взаимоотношений сторон по проведению торгов и участию в торгах на заключение договора, а также обязанность лица, выигравшего торги, и организатора торгов заключить между собой основной договор.
Правила заключения договора на торгах применяются к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, преимущественно перед нормами главы 57 ГК РФ (п. 5 ст. 1057 ГК РФ). При публичном конкурсе на заключение договора организатор объявляет о публичном конкурсе (оферта), участник конкурса подает заявку (акцепт). В результате таких действий организатора и участника заключается договор о проведении публичного конкурса. Данный договор устанавливает порядок взаимоотношений сторон по проведению публичного конкурса на заключение основного договора и участию в нем, а также обязанность лица, выигравшего публичный конкурс, и организатора конкурса заключить между собой основной договор.
Рамочные (собственно организационные) договоры, предусматривающие возможность заключения нескольких основных договоров, по сфере применения подразделяются на договоры об организации перевозки грузов (ст. 798 ГК РФ), специальные генеральные (рамочные) соглашения об открытии кредитной линии (п. 2.2 Положения Банка России от 31.08.1998 № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»)[9], генеральные полисы (ст. 941 ГК РФ), а также рамочные (собственно организационные) договоры в иных сферах.
Другая группа организующих договоров — это договоры по организации совместной деятельности. Полагаем, что договором по организации совместной деятельности является договор, содержащий условия и порядок осуществления сторонами определенной в договоре совместной деятельности. В зависимости от вида такого договора он может содержать условия и порядок передачи имущества для осуществления совместной деятельности, условия участия в совместной деятельности, порядок ведения общих дел либо порядок управления юридическим лицом, порядок распределения прибыли и убытков, порядок взаимодействия транспортных организаций по обеспечению перевозок грузов.
Договоры по организации совместной деятельности в зависимости от сферы применения делятся на следующие виды (рис. 4): договор простого товарищества (ст. 1041 ГК РФ), договор о создании юридического лица (п. 1 ст. 89 ГК РФ и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[10], п. 1 ст. 98 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»[11]), учредительный договор (пункты 1—2 ст. 52 ГК РФ), узловое соглашение (ст. 799 ГК РФ), договор на централизованный завоз (вывоз) грузов (ст. 799 ГК РФ), договоры по организации совместной деятельности в иных сферах. Эти договоры содержат условия и порядок осуществления сторонами совместной деятельности.
Таким образом, существует два вида организующих договоров: организационные договоры и договоры по организации совместной деятельности, которые, в свою очередь, имеют определенные разновидности. Очевидно, что и гражданское законодательство должно развиваться, учитывая общее и отличия организующих договоров.
Библиография
1 См.: Васева Н.В. Имущественные и организационные договоры // Гражданско-правовой договор и его функции: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. О.А. Красавчиков. — Свердловск, 1980. С. 69.
2 См.: Советское гражданское право: учеб. Т. I / под ред. О.А. Красавчикова. — М., 1985. С. 445.
3 См.: Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. — М., 2006. С. 3.
4 См.: Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части. — М., 2003. С. 323.
5 См.: Гражданское право: учеб. / под ред. Е.А. Суханова. — М., 2006. Т. III. С. 184; Сущность организационного договора и его место в системе гражданско-правового регулирования общественных отношений // Труды Ин-та государства и права РАН; Обязательственное право / отв. ред. Т.Е. Абова. — М., 2008. № 4. С. 48, 49; Козлова Е.Б. Организационные договоры: понятие и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 8.
6 См., например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.04.2004 по делу № А17-181/1; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2010 № 17АП-2240/2009-ГК // СПС «КонсультантПлюс».
7 См.: Белов В.А. Указ. соч. С. 323; Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 3; Гражданское право / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. — М., 2008. Ч. 1. С. 572.
8 См.: Малеина М.Н. Соглашение о процедуре переговоров (переговорных процедурах) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 5. С. 22, 24.
9 Вестн. Банка России. 1998. 8 окт. № 70—71.
10 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
11 Там же. 1996. № 1. Ст. 1.