А.В. РОСТОВЦЕВ,
аспирант РАГС при Президенте РФ
В условиях экономического кризиса России, снижения уровня жизни россиян и роста безработицы, а также ослабления защиты моральных устоев общества наметилась тенденция криминализации определенной части общества, в том числе формирование различных организованных преступных группировок, ставящих перед собой террористические и экстремистские цели; осуществляется наркотизация неустойчивых слоев населения (маргиналы, часть молодежи, обедневшие, безработные граждане и др.).
Создание преступных группировок и наркотизация населения как весьма негативные явления и условия развития криминогенной ситуации представляют собой угрозу развития экономики, строительства правового государства и гражданского общества в целом.
В Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — это прямая обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Как свидетельствуют данные государственной статистики, наркотизация населения и создание преступных группировок в России за период с 1991 года значительно возросли. Криминальная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков становится в глазах населения социально престижным занятием. Если ранее лица, сознательно преступившие закон, ассоциировались в массовом сознании с маргинальными слоями общества, то в настоящее время их можно считать самостоятельной социальной организованной группой. Участие в противоправной деятельности, правовой нигилизм, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становятся пределом желаний и социальных ожиданий большой части населения, особенно молодежи, которая мечтает войти в состав криминальных структур.
Рост наркопреступности является симптомом, предвестником нарастающих социальных катаклизмов в стране. На этом тревожном фоне приходится с сожалением констатировать неэффективность современной государственно-правовой политики противодействия наркотизации общества, а также формированию устойчивых преступных группировок.
Меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконного предложения наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения спроса на них, в основном состоят в следующем: совершенствование порядка регулирования законного оборота наркотических средств и психотропных веществ; борьба с незаконным оборотом наркотиков; предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией. Как свидетельствует практика, осуществление государством деятельности по вышеуказанным четырем направлениям не обеспечивает ожидаемого эффекта.
Вопросы борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества находят свое отражение в работах ученых, практиков, в научно-практических дискуссиях и на совещаниях. Однако как в теории, так и на практике есть немало нерешенных вопросов. Среди них пробелы в правовом регулировании противодействия криминализации населения; недостаточное участие в делах гражданского общества; недостатки в организации взаимодействия органов, обеспечивающих реализацию функций борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества.
В рамках реализации указанной цели возрастает значение следующих задач: изучение теоретических основ проблемы и конституционно-правового обеспечения борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом; анализ состояния наркотизации и организованной преступности в современных условиях и на этой основе выявление имеющихся недостатков в работе правоохранительных и судебных органов; выработка предложений по совершенствованию борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества в Российской Федерации.
Современное российское общество в силу социально-экономических трудностей, вызванных распадом СССР и переходом на рыночный путь развития, переживает сложный и многотрудный период.
Во-первых, экономический кризис обусловил рост безработицы, падение уровня жизни, расслоение общества на богатых и бедных, что, в конечном счете, способствовало росту преступности и депопуляции населения в России.
Во-вторых, как следствие сложившихся условий и возрастающей миграции населения как внутри страны, так и в межгосударственном масштабе увеличивается оборот наркотических средств.
В-третьих, в силу высокой безработицы (особенно среди молодежи: каждый 3-й безработный — молодой человек) увеличилось число лиц, потребляющих наркотические вещества. Систематическое употребление наркотических средств и психотропных веществ именуется наркотизацией, или наркотизмом.
Опасность наркотизации общества в современных условиях — это: причинение вреда здоровью, влекущее снижение социальной активности граждан, ухудшение благополучия семей и т.д.; обогащение наркопреступных группировок в масштабах, позволяющих им реально влиять на политику, юридическую систему, средства массовой информации, другие структуры и сферы государства и общества.
Пристрастие к наркотикам влечет к продолжительной наркозависимости, ослаблению организма, и зачастую сопровождается многими инфекционными заболеваниями (гепатит, ВИЧ-инфекции, венерические заболевания, туберкулез и др.). Лица, употребляющие наркотические препараты, т.е. наркоманы, в большинстве случаев становятся распространителями социальных заболеваний и практически во всех случаях являются участниками противоправной деятельности. Вместе с тем, нельзя забывать и о таких негативных последствиях наркомании, как снижение качества рабочей силы, генофонда и обороноспособности государства.
Таким образом, наркомания является крупным и, к сожалению, прогрессирующим социально-экономическим злом, и не только для России. В силу этого важнейшей задачей государства и общества должна быть всесторонняя борьба с этим злом XXI века.
Роль государства и общества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества представляют собой, на наш взгляд, очень важные сферы научного исследования.
Во-первых, в общих чертах необходимо рассмотреть правовые основы борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества
Во-вторых, следует исследовать сложившуюся ситуацию и на этой основе выявить «узкие места» в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества.
И, в-третьих, насколько это возможно, необходимо предложить авторское видение некоторых путей улучшения правового обеспечения и повышения эффективности борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества.
Как уже отмечалось выше, наркоманы, например, представляют серьезную угрозу для здоровья и жизни окружающих, а также опасность для общества и государства. Поэтому, как указывает профессор Е.Е. Тонков, они должны знать, что им придется смириться с установленными государством правовыми ограничениями, так как закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе[1].
В силу необходимости реализации нормы статьи 7 Конституции РФ, устанавливающей, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», государство обязано активизировать борьбу с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества, которые обрели угрожающие масштабы в современной России.
Особую тревогу вызывает падение моральных устоев общества вследствие наркотизации. Это вызвано, с одной стороны, недостаточной борьбой с этим явлением, включая и примитивные меры, а с другой — высокими темпами наркотизации детей (особенно в неблагополучных семьях и беспризорных) и молодежи, не занятой учебой или трудовой деятельностью.
Значимость укрепления морально-нравственных ценностей в современном российском обществе обусловливает необходимость принятия безотлагательных мер по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества.
В силу демократического устройства России процесс правового обеспечения борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества должен носить комплексный характер. В этом процессе участвуют все три ветви власти: законодательная; исполнительная; судебная.
Во-первых, в силу наличия у них права законодательной инициативы, предусмотренного статьей 104 Конституции РФ.
Во-вторых, необходимостью учета и устранения пробелов и недостатков правового обеспечения, выявленных как в процессе исполнения действующего законодательства, так и в процессе судебной практики по вопросам, связанным с борьбой с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и наркотизацией общества.
Безусловно, приоритет принадлежит законодательной ветви власти, а именно Государственной Думе и Совету Федерации ФС РФ.
В силу широты и комплексности негативных последствий, а также в связи с возрастанием влияния организованной преступности, терроризма, экстремизма и наркотизации общества, рассмотрим лишь некоторые направления правового обеспечения и комплексного противодействия этим преступлениям.
Правовое регулирование деятельности в сфере легального наркооборота осуществляется органами государственной власти в пределах их компетенции.
В структуре органов законодательной власти определяются пределы правовых ограничений, основные направления и приоритеты процесса противодействия наркомании, меры ответственности за уголовные преступления и административные правонарушения в сфере наркобизнеса, формируются диапазон и пространство правового регулирования легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, устанавливается порядок создания, развития и функционирования правоохранительных органов, обеспечивающих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, разрабатывается порядок осуществления контроля их деятельности.
Решающая роль в обеспечении борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества принадлежит правовым актам: законам и иным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в этой сфере.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон) были установлены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Одновременно им были определены направления государственной политики в рассматриваемой сфере, выполняющие роль приоритетных правовых ограничений:
—государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
—лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
—порядок культивирования наркотикосодержащих растений;
—порядок экспорта и импорта наркотических средств и психотропных веществ под контролем государства;
—порядок использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях;
—порядок отнесения веществ к категории наркотических средств их аналогов и прекурсоров;
—оборот; незаконный оборот наркотических средств;
—производство, изготовление, переработка, распределение, ввоз и вывоз наркотических средств;
—наркомания; больной наркоманией; незаконное потребление наркотических средств и т.д.);
Закон определил государственную политику, а также органы, которым доверено осуществлять борьбу с наркотизацией общества, установил государственную монополию на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В Законе установлена классификация наркотических средств и психотропных веществ в зависимости от их опасности и применяемых государством мер контроля, перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России.
На реализацию указанной нормы Закона направлено Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 года № 681. В процессе реализации Закона, кроме указанного выше был принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с наркотизацией населения России.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам и учреждениям системы профилактики наркотизации отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу.
Наряду с профилактикой (предупреждением) наркотизации, жизнь настоятельно диктует необходимость защиты граждан России от наркоманов, наркобизнеса и порожденной ими наркоугрозы. Право граждан на охрану здоровья гарантированно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, в которой установлено, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». В целях реализации этой важнейшей конституционной гарантии, включая защиту граждан от наркотизации и оказание помощи от нее страдающим, были приняты соответствующие законы и подзаконные нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере общественных отношений.
При этом нельзя подходить узковедомственно или все действия концентрировать на реализации какой-нибудь (пусть даже самой на первый взгляд важной) функции. Здесь нужен комплексный подход. Вот почему авторы учебника «Административное право» к числу функций управления (что в равной мере относится и к управлению борьбой с наркотизацией) относят следующие: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы)[2].
На пресечение незаконных (противоправных) действий в сфере оборота наркотиков нацелены нормы административного и уголовного кодексов, а также законов, регулирующих отношения в системе государственной службы.
В последнее время Государственная Дума РФ внесла изменения в ряд статей Уголовного кодекса РФ, направленных на усиление борьбы с наркотизацией. В рамках внесенных изменений уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков наступает только в случаях, когда речь идет о наркотических средствах и психотропных веществах в крупном размере (кратном десяти и более средним разовым дозам потребления). Указанная новация ориентирует правоохранительные органы в большей мере на борьбу со сбытчиками наркотиков (их выявление и привлечение к ответственности), прежде всего организованных в нелегальные преступные формирования. Собственно, в этом просматриваются новые подходы в борьбе с наркотизацией, ориентированные на выявление наркобизнеса как основного источника опасности.
В соответствии с распоряжением Президента РФ от 28 августа 2001 г. № 463-рп и решением Совета Безопасности РФ от 28 сентября 2001 г. «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране», с целью совершенствования профилактической деятельности был разработан проект федерального закона «О предупреждении наркомании и токсикомании», в котором определены правовые основы осуществления государственной политики в сфере антинаркотической пропаганды, профилактики наркомании и токсикомании, выявлении лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, психотропными и токсичными веществами, и больных наркоманией и токсикоманией, наблюдение за ними, лечение и медико-социальной реабилитации больных наркоманией и токсикоманией в целях охраны здоровья граждан и формирования здорового образа жизни населения.
Все рассмотренные выше правовые акты могут быть реализованы в процессе практической организации противодействия и борьбы с наркотизацией в Российской Федерации. В настоящее время в России предупреждением и пресечением правонарушений и преступлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ занимаются несколько министерств и ведомств (Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков — ФСКН России, Федеральная служба безопасности — ФСБ России, Министерство внутренних дел Российской Федерации — МВД России, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав). Однако их деятельность хотя и отличается внешней упорядоченностью, но, к сожалению, далека от эффективности, о чем свидетельствует прогрессирующий рост наркотизации общества в России.
Поиск официальных данных, наиболее полно отражающих явления и процессы, происходящие в сфере наркотизации населения России и результаты борьбы с ней, свидетельствуют о недостаточности информации. С одной стороны, отсутствие информации не позволяет изучить, проанализировать ситуацию в целях выявления недостатков в методах, формах и результатах борьбы с тем, чтобы учесть их в процессе разработки мероприятий по повышению эффективности противостояния и противоборства с этим чудовищным злом современности. С другой стороны, сокрытие информации от граждан, общества в целом не позволяет им активно включиться в эту борьбу.
В материалах Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде отмечается, что в России 8-10% молодежи периодически употребляют наркотики.
По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией.
Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13—24 года), под угрозой, фактически, оказалось будущее страны.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании, Концепция называет легкую доступность психоактивных веществ; так, около 60% опрошенных употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в определенных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей наркотиков.
Для наркомании характерно молодежное лицо, а ее угрожающие масштабы приобрели черты эпидемии.
Поэтому, на наш взгляд, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.
Безусловно, подходы государства и общества к вопросам усиления борьбы с наркотизацией должны носить комплексный характер. Нельзя, на наш взгляд, зацикливаться только на борьбе с наркотизацией молодежи. Необходимы всесторонний анализ, глубокие и всесторонние исследования всех составляющих, выявление на этой основе причинно-следственных связей, ключевых факторов и условий, постепенно включая и правильно используя которые можно было бы улучшить ситуацию в стране.
Весьма значимым фактором в деле активизации борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и наркотизацией российского общества является изучение, обращение и применение передового зарубежного опыта в этой сфере.
Действующие законодательство, как было изложено выше, не обеспечивает всестороннего и полноценного «покрытия» поля борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, наркотизацией общества. Слабо отражена политика государства в семейной среде, молодежной среде, не вовлечены в противоборство с указанными выше преступлениями негосударственные общественные структуры, особенно в молодежной среде.
Настала пора повысить ответственность организаторов и исполнителей указанных преступных деяний, которые втягивают детей и молодежь в сферы организованной преступности.
1) Следует разработать государственную правовую политику противодействия организованной преступности, терроризму, экстремизму, наркотизации общества, а также осуществлять ее на основе организации общественно полезной деятельности, в ходе которой гражданами усваиваются нормы и правила конструктивного, законопослушного и социально полезного поведения. Формирование соответствующих нравственных качеств носит при этом двусторонний характер, обусловленный внешними воспитательными воздействиями и социально-правовой активностью населения, у которого возникает потребность в индивидуализации социального интереса, необходимость обращения к идеям свободы личности.
В соответствии с этим эффективная политика противодействия организованной преступности, терроризму, экстремизму и наркотизации общества должна исходить не только из правовых ограничений и наказания за осуществление указанных преступных деяний, но и базироваться на идее партнерства органов государственной власти и личности, на основе гармонизации государственных и личных интересов, создания условий для развития всех групп населения. Партнерство государства и личности, как известно, является целью социального государства. Конституция РФ определила в качестве одного из атрибутов российской государственности социальную защиту, социальную поддержку, социальную помощь своим гражданам;
2) к борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и наркотизацией общества активнее следует привлекать общественность, особенно ветеранские организации МВД России, Министерства обороны РФ, Министерства образования и науки РФ и др.;
3) необходимо усовершенствовать действующие федеральные законы путем уточнения критериев, оценок, состава преступления и повышения ответственности за общественно опасные деяния в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и наркотизацией общества;
4) Предлагается ввести в образовательных учреждениях специальный курс по ликвидации правовой неграмотности в этой сфере с акцентом на последствия указанных выше преступных деяний для личности, семьи, коллектива, государства и общества;
5) необходимо возродить деятельность общественных народных дружинников и обеспечить их функционирование в вечернее время;
6) пора разработать государственную политику обеспечения безработных трудом, преодоления бедности и нищеты, а также проводить ежегодно месячники борьбы с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом и наркотизацией общества.
Библиография
1 Тонков Е.Е. Государственно-правовая политика противодействия наркотизации российского общества. — СПб.: Издательство Р.Арсланова «Юридический центр Пресс», 2004. С. 16.
2 Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л.Попова. — М., 2002. С. 18.