УДК 343.81
Страницы в журнале: 99-102
В.Д. ИСМАИЛОВ,
соискатель кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Саратовской государственной академии права post@sgap.ru
Выделяется наиболее эффективный метод систематизации института исправления осужденных к лишению свободы — концептуальный метод, в соответствии с которым формулируется авторская концепция системы исправления осужденных к лишению свободы в виде методологического проекта.
Ключевые слова: систематизация, институт, исправление, осужденный, лишение, свобода, проектирование, элемент, компонент, система, концепция, метод, результат.
Systematization of institute of correction convict to imprisonment
Ismailov V.
Stands out the most effective method of organizing institute corrections convicts — a conceptual method, under which the author formulated the concept of corrections sentenced to imprisonment in a methodological project.
Keywords: systematization, institute, correction, convict, privation, freedom, planning, element, component, system, conception, method, result.
Формирование института исправления осужденных к лишению свободы как системы — это сложный процесс, предполагающий проектирование положений, отражающих ту или иную концепцию, сформулированную в пределах общей теории систем с учетом специфических особенностей явлений в области предмета исследования. Важное место в данном процессе занимает структуризация направлений института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, т. е. деятельность по приведению их в единую, согласованную, цельную систему. Это ответственный момент для исследователя, характеризующийся как сложностью и многогранностью, так и специфическими особенностями. Для успешного осуществления этого процесса следует решить ряд задач, и прежде всего установить метод систематизации, обращаясь при этом к полученным знаниям и опыту в этом направлении.
В последние годы у исследователей системы исправления осужденных к лишению свободы приобретает популярность концептуальный метод систематизации. Исходя из того, что концепция (от лат. conceptio — понимание) — это определенный способ понимания, трактовки процесса, основная точка зрения на предмет, руководящая идея для их систематического освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип[1], исследователи пытаются концептуальным путем структурировать выделенные элементы, входящие в систему исправления осужденных к лишению свободы. К примеру, В.И. Белослудцев представил концептуальную модель системы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы в виде пяти составляющих:
— цель исправления осужденных, «которая конкретизируется в системе задач, стоящих перед субъектом и объектом педагогического процесса, организуемого в местах лишения свободы»;
— «объект исправления — выявление степени социально-нравственной запущенности и глубины моральной деформации личности осужденного»;
— «процесс исправления, эффективность которого зависит от знания субъектом исправительного воздействия закономерностей функционирования управляемого объекта, результативности управляющих воздействий, контроля и коррекции поведения управляемого объекта, осознания целевой функции управления и критериев оценки эффективности ее достижения»;
— «результаты исправления — оценка степени исправления осужденного и закрепление результатов исправления (постпенитенциарный аспект, предполагающий социальную адаптацию лиц, освобожденных от отбывания уголовного наказания)»[2].
В.И. Белослудцев, беря за основу концепцию общей теории систем, где структурообразующим фактором выступает целевая направленность, пытается элементы системы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы выявить через промежуточные механизмы. Однако здесь цель вступает в противоречие с результатом: В.И. Белослудцев говорит об исправлении как о цели, а законодатель в ст. 9 УИК РФ — как о результате.
Цель — это предвосхищение сознания результата, на достижение которого направлены действия[3]. По мнению И. Канта, «то, что служит воле объективным основанием ее самоопределения, есть цель»; соответственно, «то, что содержит только основание возможности поступка, результат которого составляет цель, называется средством»[4]. Иначе говоря, цель —это идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. Таким образом, цель к получению какого-либо результата «возникает раньше, чем может быть получен сам результат. Причем интервал между этими двумя моментами может равняться и минуте, и годам»[5]. Поэтому не цель может выступать системообразующим фактором, а полезный в каком-то отношении результат.
А.Ю. Агахаджиев, исходя из концепции функциональной системы, где системообразующим фактором выступает именно фокусированный полезный результат[6], называет свой метод структуризации методологической формой концептуального решения. Рассматривая систематизацию в рамках предмета своего исследования, т. е. как интеграцию общественного воздействия в систему исправления осужденных к лишению свободы, А.Ю. Агахаджиев моделирует данный процесс следующим образом. Объединяя все составляющие общественного воздействия как элемента системы исправления осужденных единой целью исправления, исследователь посредством концептуального решения ее реализации подчиняет данный элемент общему фокусированному полезному результату системы исправления осужденных — формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения[7].
Иначе говоря, чтобы подчинить общественное воздействие как элемент системы исправления осужденных результату, А.Ю. Агахаджиев прежде всего объединяет его составляющие единой целью. Поскольку общественное воздействие он представил как многоуровневую, иерархичную организационно-правовую структуру, целевая направленность, по его мнению, формируется посредством функциональной зависимости. В итоге, объединяя на основе функциональной зависимости все части общественного воздействия как элемента системы исправления осужденных единой целью исправления, автор посредством концептуального решения ее реализации подчиняет данный элемент общему фокусированному полезному результату системы исправления осужденных[8].
Подход А.Ю. Агахаджиева несколько нарушает принципы функциональной системы — он приводит общественное воздействие как элемент (компонент) системы исправления осужденных к результату через цель. Это замедляет процесс достижения фокусированного полезного результата, сформулированного автором в соответствии с ч. 1 ст. 9 УИК РФ, поскольку интервал между целью и результатом может быть довольно длительным[9]. По закону функциональной системы каждый элемент (компонент) должен быть подчинен только фокусированному полезному результату. Именно в этом случае мы получаем тот конкретный механизм взаимодействия элементов (компонентов) системы исправления осужденных к лишению свободы, в основе которого лежит освобождение каждого элемента (компонента) системы «от избыточных степеней свободы, не нужных для получения данного конкретного результата, и, наоборот, сохранение всех тех степеней свободы, которые способствуют получению результата»[10].
Таким образом, используя концептуальный метод систематизации, следует учитывать, что элементы (компоненты) системы исправления осужденных к лишению свободы должны быть подчинены только фокусированному полезному результату, миновав при этом любые промежуточные механизмы, в том числе и целевую направленность. Кроме того, для успешного применения концептуального метода систематизации необходимо согласовать концепцию системы исправления осужденных к лишению свободы с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р). В противном случае возможные противоречия между указанными концепциями послужат причиной возникновения ряда проблем, снижающих эффективность системного подхода к модернизации института исправления осужденных.
Учитывая изложенное, попытаемся показать на примере использование концептуального метода систематизации. Допустим, что к элементам (компонентам) системы исправления осужденных мы отнесем направления института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемые действующим законодательством: формирование карательно-исправительной среды; воспитательную, психологическую, социальную и образовательную работу; общественно полезный труд; профессиональную подготовку и общественное воздействие. В этом случае в соответствии с понятием функциональной системы, сформулированным П.К. Анохиным, система исправления осужденных к лишению свободы предстает как комплекс направлений института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направленного на фокусированный полезный результат. Таким результатом будет исправление осужденных, понятие которого дано в ч. 1 ст. 9 УИК РФ: «формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
Беря эти положения в качестве базовых, можем приступить к процессу систематизации посредством концептуального метода. Прежде всего следует именовать концепцию, с помощью которой попытаемся систематизировать выделенные элементы (компоненты) системы исправления осужденных к лишению свободы. Оптимальное название такой концепции вытекает из самой сути метода систематизации: «Концепция системы исправления осужденных к лишению свободы» (далее — Концепция). Причем Концепция должна восприниматься в виде методологического проекта, направленного на упорядочение взаимодействия законодательства, обеспечивающего функционирование различных направлений института исправления осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также на поиск новых форм и методов исправления осужденных.
Руководствуясь методами построения концепций, а главным образом, исходя из положений функциональной системы, мы можем представить структуру Концепции с рекомендациями в отношении содержания ее разделов.
1. Преамбула Концепции. В ней отражается обоснование применения метода функциональной системы.
2. Общие положения. В этом разделе дается понятие системы исправления осужденных к лишению свободы, выделяются ее элементы, излагаются принципы Концепции. Общие положения в целом задают направление дальнейшего концептуального решения систематизации.
3. Направления института исправления осужденных к лишению свободы. Данный раздел объединяет в себе восемь подразделов, соответствующих направлениям института исправления осужденных к лишению свободы. В каждом подразделе определяется понятие того или иного направления института исправления осужденных к лишению свободы, исходя из их специфических особенностей и соответствующих положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, формулируются предполагаемые мероприятия. А главное, каждое направление института исправления осужденных как элемент системы исправления осужденных должно быть подчинено фокусированному полезному результату — формированию у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулированию правопослушного поведения.
Итак, понимая систематизацию направлений института исправления осужденных к лишению свободы, регулируемых действующим законодательством, как деятельность по обеспечению их системности, по приведению в единую, согласованную цельную систему, мы установили наиболее оптимальный метод данного процесса — концептуальный метод. При этом посредством анализа предшествующего опыта применения данного метода были выявлены противоречия, для разрешения которых в ходе систематизации следует учитывать, что, во-первых, элементы (компоненты) системы исправления осужденных к лишению свободы должны быть подчинены только фокусированному полезному результату, миновав при этом любые промежуточные механизмы, в том числе и целевую направленность. Во-вторых, для успешного осуществления концептуального метода систематизации необходимо согласовать создаваемую концепцию системы исправления осужденных к лишению свободы с действующими в этом отношении концепциями, например, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Библиография
1 См.: Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. — М., 1982. С. 624.
2 Белослудцев В.И. Педагогические основы исправления осужденных к длительным срокам лишения свободы: дис. ... д-ра пед. наук. — Челябинск, 2000. С. 128.
3 См.: Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., испр. и доп. — М., 2007. С. 512; Крат М.В. Структурно-семантическая организация инфинитивных и герундиальных конструкций цели в современном английском языке: дис. … канд. филол. наук. — Пятигорск, 2005. С. 13.
4 Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Собр. соч.: в 6 т. — М., 1965. Т. 4(1). С. 268.
5 Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. С. 37.
6 См. там же. С. 32—38.
7 См.: Агахаджиев А.Ю. Оптимизация общественного воздействия на осужденных к лишению свободы: моногр. — Грозный, 2010. С. 147.
8 См. там же. С. 148—149.
9 См.: Анохин П.К. Указ. соч. С. 37.
10 Там же. С. 34.