А.В. Першин,
Президент Фонда Содействия Безопасности
С.А. Горина,
доктор экономических наук, профессор, третейский судья в отставке
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 217-ФЗ) определяет новые правила регулирования садоводческих и огороднических товариществ и при вступлении в силу с 1 января 2019 г. отменяет предыдущий Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Бесспорно, новый Закон привнесет много полезного в оцивилизацию садоводства и огородничества, а приведение всех существующих дачных организационно-правовых форм (ДНП, ДНТ, СНТ, ОНТ) к двум возможным позволит точно определить статус земель и разрешить часто возникавшие проблемы с принадлежностью подъездных дорог к участкам, сложности с использованием мест общего пользования, которые раньше могли принадлежать частным лицам из-за пробелов в законодательстве и в нарушение сервитутного права. (Взималась даже плата за подъезд домовладельцев к их коттеджным строениям и земельным участкам!)
Но позволят ли новые законодательные новеллы миноритарным собственникам коттеджей и земельных участков в садоводческих объединениях реально контролировать свои средства, направленные на коммунальные нужды и благоустройство коттеджного поселка ?
Несомненно, законодательное требование только безналичных расчетов значительно повысит финансовую дисциплину и не позволит с легкостью скрыть или исказить тот или иной факт хозяйственной деятельности. Взносы в товариществах можно будет устанавливать и собирать только в виде членских и целевых взносов. Вступительные взносы и иные платежи с 01.01.2019 года незаконны. Более того, членские взносы и целевые взносы носят закрытый характер, а наименование расходных статей устанавливается законодательно.
Согласно п. 5 ст. 14 Закона № 217-ФЗ членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные: 1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество; 2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями; 3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями; 4) с благоустройством земельных участков общего назначения; 5) с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;6) с проведением аудиторских проверок товарищества; 7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры; 8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний; 9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 6 ст. 14 Закона № 217-ФЗ целевые взносы вносятся членами Товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения в порядке, установленном Уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные: 1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка; 2) с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества; 3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования; 4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных собранием членов Товарищества. Под финансово-экономическом обосновании в контексте законодательных новелл понимается расчет членского взноса от количества соток (кв. м) либо от количества домовладений. Правлению товарищества необходимо представить такой расчет вместе с приходно-расходной сметой Общему собранию в целях утверждения ежемесячного членского взноса.
К сожалению, новый законодательный порядок в сфере регулирования садоводства и огородничества обошел такие серьезнейшие проблемы сметного финансирования, как нормативно-расчетное обоснование расходов, главным образом необходимость нормативно-расчетного обоснования и порядка ценообразования по установленным тарифам на транспортировку воды и стоков, а также тарифно-расчетное обоснование затрат на электричество для общепоселковых нужд. При управлении многоквартирными домами с 2017 года законодательно установлен четкий порядок расчета оплаты за общедомовые нужды (ОДН), согласно которому расходы на холодную, горячую воду и электричество в местах общего пользования перешли из коммунальной услуги в жилищную. При этом размер платы на ОДН не может превышать нормативы, утвержденные региональным ведомством. Такие фиксированные нормативы – тарифы на общедомовые нужды (ОДН) жестко контролируются жилищной инспекцией. Перерасход коммунальных ресурсов вынуждена оплатить управляющая компания, а не собственники многоквартирного дома.
Такой же тарифно-расчетный порядок оплаты водо- и электропотребления для общепоселковых нужд необходимо установить в садоводческих и огороднических объединениях, включая коттеджные поселки.
Проведенные проверки соответствия приходно-расходных смет реально оказанному объему коммунальных услуг и услуг благоустройства всегда подтверждали существенное завышение сметного финансирования и объема оказанных услуг в каждом коттеджном поселке, причем чаще всего — по статье затрат за электропотребление, водопотребление мест общего пользования.
Таким образом, можно заявить, что отсутствие тарифно-расчетного обоснования потребляемых ресурсов приводит к «личной марже» управляющих компаний коттеджными поселками в садоводческих объединениях. Но необходимые меры государственного и общественного контроля для садоводческих и огороднических объединений не приняты, плановые проверки на муниципальном уровне не проводятся, а по обращениям граждан такие проверки часто безрезультатны, возможно, из-за коррупционной составляющей.
Требуют особого внимания целевые взносы на создание или приобретение необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования (подп. 4. п. 6 ст. 14 Закона № 217-ФЗ). Как правило, в коттеджных поселках и садоводческих объединениях собираются целевые взносы на строительство и ремонт имущества общего пользования, наиболее часто достраивают или ремонтируют подъездные и внутрипоселковые дороги и коммуникации. В этой связи согласно Закону № 217 ФЗ требуется точно определить границы территории товарищества и идентифицировать все объекты общего пользования в пределах его границ, включая идентификацию внутрипоселковых дорог. Чаще всего внутрипоселковые дороги в садоводческих товариществах, в том числе в коттеджных поселках не определены в границах. Зададим вопрос управляющей компании: законно ремонтировать такие внутрипоселковые дороги? Можно собирать целевой членский взнос с собственников и членов товарищества на объект, которого нет? Ведь он документально не оформлен.
Важно обратить внимание на расчет и обоснование строительно-ремонтных работ в самой смете, которая оформляется в соответствии с требованиями законодательства. Внимательные миноритарные собственники в состоянии проверить сметный расчет и сравнить с фактическим объемом предстоящих строительно-ремонтных работ. Но чаще молчаливое и равнодушное большинство членов коттеджных поселков и иных садоводческих объединений не вникает в сметное финансирование, что создает питательную среду для недобросовестных управляющих компаний или правлений садоводческих объединений.
Однако вернемся к вопросу реального контроля собственниками и членами товарищества своего садоводческого объединения. Согласно п. 3 ст. 11 Закона 217-ФЗ члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные копии:
1) устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;
2) бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
3) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
4) документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
5) протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
6) финансово-экономического обоснования размера взносов;
7) иных, предусмотренных Законом № 217-ФЗ, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.
Следовательно, права миноритарного собственника остаются ограниченными, а новый Закон № 217-ФЗ в сфере регулирования садоводческих и огороднических объединений не привнес позитива или прозрачности в использовании денежных средств, собираемых управляющими компаниями садоводческих объединений на коммунальные услуги и благоустройство в интересах садовода, владеющим домом и земельным участком. Для реального контроля за расходованием денежных средств недостаточно приходно-расходной сметы и ее исполнения. Учитывая, что все садоводческие и огороднические объединения ведут учет по упрощенной системе налогообложения, информация бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества вообще не интересна миноритарным собственникам, задавшимся вопросом эффективности потраченных садоводческим объединением денег. Таким образом, в регулировании правоотношений управляющей компании (правления садоводческого объединения) и миноритарных владельцев земельных участков законодатель не предусмотрел диспозиций, сдерживающих конфликтные ситуации по поводу неэффективности использования денежных средств миноритарных собственников, и тем самым не ограничил соблазн управляющих компаний садоводческих объединений распоряжаться чужими денежными средствами по своему усмотрению и извлекать собственную выгоду.