УДК 347.7
Страницы в журнале: 35-39
М.А. ЗИНКОВСКИЙ,
кандидат юридических наук, ассистент кафедры гражданского права и процесса Белгородского государственного университета zinkovsky2007@rambler.ru, zinkovsky2008@rambler.ru
Рассматриваются особенности правовой конструкции смешанного торгового договора, сочетающего в себе элементы дистрибьюторского договора, договора об ответственности, договора консигнации, договора, исключающего рыночный сговор.
Ключевые слова: смешанный торговый договор, дистрибьюторский договор, договор об ответственности, договор консигнации, договор, исключающий рыночный сговор.
The mixed trading contract
Zinkovsky M.
In article features of a legal design of the mixed trading contract combining elements distribution of the contract, the contract about the responsibility, contracts of a consignment, the contract excluding market arrangement are considered.
Keywords: the mixed trading contract, the dealer contract, the contract about the responsibility, the contract of a consignment, the contract excluding market arrangement.
В современной России наряду с обыденными сделками (поставка; подряд; мена; дарение; оказание услуг и т. п.) в гражданском обороте особое место заняли так называемые торговые непоименованные гражданско-правовые договоры (контракты). Юридическая договорная практика и теория гражданского права выделяют в качестве их разновидностей: дилерский или дистрибьюторский договор, консигнационный контракт, договор, исключающий рыночный сговор (договор об ответственности), и проч.
Внутренняя и внешняя торговля допускают заключение смешанных торговых контрактов (договоров), сочетающих в себе элементы нескольких договорных конструкций. Такое положение дел обусловлено прежде всего конъюнктурой рынка, особенностями отдельного сектора торговли, обычаями делового оборота, соотношением оптовых (розничных) цен и т. д. Основными субъектами исследуемых обязательств выступают крупные торговые российские и западные компании, торговые сети, компании с иностранными инвестициями и иные участники оптового рынка.
Целью статьи является рассмотрение некоторых особенностей смешанного торгового контракта (договора), сочетающего в себе элементы дилерского или дистрибьюторского договора, договора, исключающего рыночный сговор (договора об ответственности), и консигнационного контракта.
Наука гражданского права уделяла внимание исследованию названных торговых контрактов, а также смежных договорных отношений, что подтверждается работами следующих ученых-правоведов и юристов-практиков: Л.В. Андреева, Л.П. Ануфриева, А.Г. Аксенова, Р.Н. Адельшина, М.И. Брагинского, В.А. Белова, Р.С. Бевзенко, Е.А. Батлера, В.В. Витрянского, Л.Б. Гальперина, И.С. Гуревича, Л.Б. Гудовичева, А.М. Гаврилова, Г.Г. Дерябина, Е.В. Коломенской, В.И. Кириченко, Л.А. Ко-лесниковой, С.Н. Каверинской, Е.П. Кучера, К.И. Малышева, Н.А. Мадрик, Ш.Р. Нугаева, В.Ф. Попондопуло, Е.Д. Суворова, А.В. Скворцова, И.В. Тордия, Е.В. Татарской, Р.О. Халфиной, П.П. Цитович, В.Ф. Яковлевой, А.В. Яровой и др.
Смешанный торговый контракт (договор) на практике бывает как двусторонней, так и многосторонней сделкой, может содержать в себе элементы нескольких из нижеперечисленных договоров.
Договор консигнации (от лат. consignatio — документ, письменное доказательство). Этот вид договора прямо не предусмотрен Гражданским кодексом РФ. Заключается он в целях купли-продажи, является смешанным, непоименованным предпринимательским (торговым) договором. В большинстве случаев данное обязательство опосредует отношения продавца (поставщика, консигнанта) и покупателя (консигнатора, дистрибьютора) — субъектов предпринимательской деятельности, поэтому к нему применимы положения ГК РФ о договоре поставки.
В договоре консигнации, как разновидности посреднических сделок, содержатся элементы договора комиссии, а также признаки договора хранения (когда товар хранится на складе у третьих лиц, покупателя, дистрибьютора и т. д.). Консигнатор в ряде случаев выступает как ответственный хранитель. Договор консигнации может содержать элементы соглашения об оказании услуг (маркетинг, мониторинг рынка, услуги команды торговых представителей, транспортная экспедиция, доставка и логистика и т. д.).
В деловом обороте термин «консигнация» имеет несколько значений. Под ним понимают документ, посредническое соглашение, особый порядок поставки и оплаты товара, агентский контракт и т. д., что иногда порождает проблемы в судебной и договорной практике. Если консигнация определена в предмете договора, это позволяет сторонам четко понимать суть обязательства, но если данного понятия договор не содержит, остается неясным, чем договор консигнации отличается, например, от поставки или комиссии.
Консигнацию для целей указанного договора следует рассматривать как форму продажи товаров, при которой владелец — собственник товаров (поставщик, консигнант, продавец) передает их для реализации (покупателю, дистрибьютору, консигнатору). При этом консигнант остается собственником товара, поставленного консигнатору, в течение всего срока нахождения товаров у последнего. Данное определение или любое другое аналогичное целесообразно отражать в тексте самого договора.
Преимущество договора консигнации состоит в том, что право собственности на товар остается у консигнанта, а консигнатор осуществляет лишь реализацию. При обычной поставке право собственности переходит от поставщика к покупателю в день фактической передачи товара. Вместе с тем, если консигнатор окажется неплатежеспособным контрагентом, у консигнанта есть возможность изъять нереализованный товар со склада консигнатора, что следует прямо указывать в тексте договора.
Для договорной практики типичны проблемы судебного доказывания наличия права собственности у консигнанта в период действия договора, так как отгрузка товара осуществляется в основном по товарным накладным или товарно-транспортным накладным, где нет указаний на момент перехода права собственности, поэтому стороны должны отдельно оговорить механизм перехода права собственности от консигнанта к конечному потребителю, а также право пользования товаром консигнатором. В противном случае суд может квалифицировать такой договор как обычную комиссию.
Особенности оплаты товара состоят:
— в рассрочке платежа;
— в зависимости оплаты товара от отсутствия первичной (вторичной) дебиторской задолженности (первичная дебиторская задолженность — долг консигнатора перед консигнантом; вторичная дебиторская задолженность — долг конечного потребителя либо перед консигнантом, либо перед консигнатором) по поставленному товару;
— в привязке к оплаченным входящим бонусам[1], а также в отдельных случаях в способе обеспечения исполнения обязательств, когда допускается, что могут быть ценовой сговор, картельные соглашения, односторонний отказ от исполнения обязательства, демпинговый механизм ценообразования и т. п. «мероприятия»;
— в возвратных бонусах[2], а также в способах обеспечения исполнения обязательств или договорной неустойки и ретробонусах[3].
Зачастую договор консигнации, входящий в смешанный торговый контракт (договор), осложняется или упрощается (в зависимости от конъюнктуры рынка) второй договорной конструкцией — дистрибьюторскими или дилерскими (от англ. dealer — торговец, агент) отношениями сторон, т. е. консигнатор одновременно является официальным эксклюзивным представителем (дистрибьютором) той или иной торговой марки. Дистрибьюторские отношения могут быть отражены как в самом договоре, так и в различного рода приложениях к нему (доверенность, планы продаж, спецификация, рейтинговые листы, дополнительные соглашения и др.). Поставка товара осуществляется, как правило, консигнантом. Товар хранится на складе третьих лиц либо на складе консигнатора. Договор может содержать отдельные условия хранения (ответственность консигнатора в случае хищения, растраты, судебных арестов, пожаров, неправомерных действий третьих лиц в отношении товара и т. п.). В большинстве случаев рассматриваемый договор включает условия о порядке рекламирования товара. Сюда следует отнести осуществление промоакций, дегустаций, тест-драйвов, розыгрышей, викторин, дисконтных программ, распродаж и иных мероприятий с участием потенциальных клиентов (покупателей). В договоре также отражаются условия о месте, времени проведения рекламных акций, порядке выкладки товара на торговых полках, контроле наличия товара в торговой точке и т. д.
С точки зрения гражданского права конструкция дистрибьюторского или дилерского договора представляет форму торгового посредничества и иногда заменяется обыкновенной доверенностью с эксклюзивными правами бренда.
С точки зрения правоприменительной договорной практики указное обязательство является сложно структурированным договором, где основной акцент сделан на единичное присутствие дилера (дистрибьютора) конкретного производителя или поставщика брендовых товаров.
От поставки данный договор отличают жесткие штрафные санкции при картельных сговорах, ведение единой ценовой политики (например, цены у официальных дилеров автомобилей по всей России одинаковы на ту или иную марку автомобиля), наличие целого спектра гарантийных и постгарантийных услуг и т. п.
В «чистом» виде договорная конструкция дилерских или дистрибьюторских отношений контрагентов в юридической практике встречается редко. Более распространенный вариант — смешанный торговый договор поставки под условием эксклюзивного представительства в виде дилера или дистрибьютора. Зачастую названное обязательство встречается в договорных отношениях между крупными торговыми сетями и производителями товара, что предоставляет сторонам большие экономические и юридические преимущества (исключающие ценовые, демпинговые и картельные сговоры), к которым можно отнести следующее:
— договор заключается между производителем товара и торговой сетью (а также дистрибьютором, дилером) без участия посреднических структур;
— привязка цены товара к объему выборки поставки товара, которая отражается в договоре исходя из вида товара, его цены, комплектности, условий хранения и количества;
— условия о размещении рекламы и вывесок;
— одной из сторон по договору будет являться торговая сеть (дистрибьютор, дилер, группа компаний);
— специфика доставки товара, транспортная логистика, тара и упаковка, порядок приемки продукции по качеству и количеству;
— система взаимных договорных поощрений и распределения рисков убытков (входящие бонусы, ретробонусы, возвратные бонусы, оговорка о нулевой дебиторской задолженности и т. п.).
Последним, третьим, звеном смешанного торгового контракта (договора) является договор, исключающий рыночный сговор (договор об ответственности)[4], который в большинстве случаев представляет собой договор с размером неустойки, в десятки раз превышающим ставку рефинансирования. Встречаются также соглашения о залоге возвратных денежных средств (примитивный аналог конструкции «репорт-депорт», «взаимного финансирования»); кабальные соглашения о способах обеспечения обязательств, т. е. такие, которые не содержатся в ч. 1 ст. 329 ГК РФ; соглашения о стопроцентных неустойках (имеют место в крупных торговых сетях) — когда цена договора и размер неустойки за день просрочки равны; соглашения о кабальных неустойках (одни из самых распространенных) — когда размер итоговой неустойки в десятки раз превышает цену договора; договор, исключающий рыночный сговор (все виды картельных теневых и открытых сделок) относительно цены, клиентов, бонусов, эксклюзивных прав и проч.; иные договоры исключающие рыночный сговор (договоры об ответственности).
Таким образом, смешанный торговый контракт (договор) может содержать в себе элементы различных договорных конструкций и обязательств, например, дилерского или дистрибьюторского договора, договора, исключающего рыночный сговор (договор об ответственности), и консигнационного контракта. Названное обязательство существует в гражданском торговом обороте благодаря рыночным механизмам экономики, а также ст. 421 ГК РФ. Ввиду отсутствия более детального гражданско-правового регулирования вышеизложенных договорных отношений смешанный торговый контракт (договор) судебная практика по правовой природе приравнивает к обычной поставке, размер неустойки снижается и учитывается по ставке рефинансирования (ст. 333 ГК РФ), а прочие условия должны соответствовать общим положениям ГК РФ о договорах и обязательствах.
Вместе с тем рассмотренное обязательство позволяет на практике разрешить значительные финансово-экономические и правовые проблемы крупных торговых компаний.
Литература
Андреева Л.В. Закон о государственном регулировании торговли на защиту интересов потребителей // Хозяйство и право. 2010. № 3. С. 3—13.
Ануфриева Л.П. Принцип национального регулирования международной торговли // Журнал российского права. 2007. № 10. С. 78—88.
Аксенов А.Г. СНГ: унификация правовых норм, регламентирующих договор международной купли-продажи товаров. Перспективы ее развития // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 5. С. 46—54.
Адельшин Р.Н. Договор поставки с участием органов внутренних дел по законодательству России и Казахстана: дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 2002.
Брагинский М.И. Непоименованные (безымянные) и смешанные договоры // Хозяйство и право. 2007. № 9. С. 36—49.
Брагинский М.И. Непоименованные (безымянные) и смешанные договоры // Хозяйство и право. 2007. № 10. С. 68—79;
Брагинский М.И. Основы учения о непоименованных (безымянных) и смешанных договорах. — М., 2007.
Белов В. А. Гражданское право. Общая и Особенная части: учеб. — М., 2003. С. 197—202.
Бевзенко Р.С. Мнимость сделки, обход закона и принцип правовой определенности // Вестн. ВАС РФ. 2010. № 6. С. 64—71.
Батлер Е.А. Непоименованные договоры. — М., 2008.
Батлер Е.А. Непоименованные договоры: некоторые вопросы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.
Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. — М., 2001.
Гальперин Л.Б. Долгосрочные договоры на организацию поставок товаров // Правоведение. 1976. № 4. С. 36—44.
Гуревич И.С. Расчетные правоотношения по договору поставки // Правоведение. 1962. № 3. С. 36—47.
Гудовичева Л.Б. Правовое регулирование очередности поставок продукции: дис. … канд. юрид. наук. — Свердловск, 1985.
Гаврилова А.М. Договор поставки в условиях рыночной экономики: дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2001.
Дерябина Г.Г. Анализ торгового права США и Канады // Аспирант и соискатель. 2002. № 6. С. 132—136.
Коломенская Е.В. Функции договора в торговом обороте: дис. … канд. юрид наук. — М., 2006.
Кириченко В.И. Лицензионная торговля. — М., 2009. Ч. 1. Заключение лицензионного договора.
Колесникова Л.А. Правовое обеспечение торговой деятельности. Образцы договоров. Комментарии. — М., 2002.
Каверинская С.Н. Договор поставки алкогольной продукции: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.
Кучер Е.П. Договор поставки как институт гражданского права России: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2007.
Малышев К.И. Избранные труды по конкурсному процессу и иным институтам торгового права. — М., 2007.
Мадрик Н.А. Договор консигнации и дистрибьюторский договор как непоименованные договоры // Проблемы современного российского права: материалы междунар. науч.-практ. конф. — М., 2007. С. 236—238.
Нугаев Ш.Р. Проблемы правового регулирования электронной коммерции: доктринальные аспекты // Российский юридический журнал. 2010. № 2. С. 182—186.
Коммерческое право: учеб.: в 2 ч. / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2002. Ч. 2.
Суворов Е.Д. Проблемы правовой квалификации сделок и иных действий, совершенных в обход закона: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2009.
Суворов Е.Д. Обход закона. Сделка, оформляющая обход закона. — М., 2008.
Суворов Е.Д. Сделка в обход закона в судебной практике // Юрист. 2009. № 5. С. 13—22.
Скворцов А.В. Функции ответственности по договору поставки: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003.
Тордия И.В. Непоименованные договоры // Закон и право. 2010. № 7. С. 45—46.
Татарская Е.В. Непоименованные договоры в гражданском праве Российской Федерации // Юридические науки. 2007. № 5. С. 142—148.
Татарская Е.В. Непоименованные и смешанные договоры // Российская юстиция. 2007. № 4. С. 8—13.
Халфина Р.О. Положения о поставках и правовое регулирование хозяйственных связей // Правоведение. 1961. № 3. С. 46—55.
Цитович П.П. Труды по торговому и вексельному праву: в 2 т. — М., 2005. Т. 2. Курс вексельного права.
Яковлева В.Ф. О кооперированных поставках в промышленности // Правоведение. 1959. № 2. С. 33—43.
Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005.
Библиография
1 Входящий бонус (зачастую предоставляет консигнант) — предусмотренная договором плата (деньги; списание дебиторской задолженности; уменьшение платы за аренду торговой полки и т. п.) за вхождение в сегмент конкретного рынка или торговой сети (группы компаний).
2 Возвратный бонус (платит конечный потребитель, торговая сеть, консигнатор и т. п.) — предусмотренная договором компенсационная плата (деньги; списание дебиторской задолженности; уменьшение платы за аренду торговой полки и т. п.) за потерю входящего бонуса, провала плана продаж, несостоявшийся «вход» в сегмент конкретного рынка или торговой сети (группы компаний).
3 Ретробонус — как правило, возврат денег конечному потребителю, торговой сети при положительном выполнении плана продаж, своего рода стимулирующая выплата.
4 Подробнее см.: Богданов Д.Е. Сделки об ответственности в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Волгоград, 2005; Он же. Сделки об ответственности в гражданском праве Российской Федерации. — М., 2007.