Статья

Совершенствование законодательства о борьбе с экономической преступностью в СССР (1964—1984 гг.): тенденции, итоги, противоречия

Анализируется развитие нормативно-правовой базы по противодействию таким видам хозяйственно-корыстных преступлений в СССР в 1964—1984 гг., как хищения государственной собственности, спекуляция, обман потребителей и заказчиков. Выявляется противоречивый характер отдельных законодательных актов и в целом государственной политики, направленных на борьбу с экономической преступностью в этот период.

УДК 343.979:343.375(091)

Страницы в журнале: 163-167 

 

С.В. БОГДАНОВ,

доктор исторических наук, профессор Губкинского института (филиала) Московского государственного открытого университета sv-bogdanov@mail.ru

 

В.Н. ОРЛОВ,

кандидат исторических наук, доцент Губкинского института (филиала) Московского государственного открытого университета

 

Анализируется развитие нормативно-правовой базы по противодействию таким видам хозяйственно-корыстных преступлений в СССР в 1964—1984 гг., как хищения государственной собственности, спекуляция, обман потребителей и заказчиков. Выявляется противоречивый характер отдельных законодательных актов и в целом государственной политики, направленных на борьбу с экономической преступностью в этот период.

Ключевые слова: экономическая преступность, хищения государственной собственности, растраты, спекуляция, взяточничество, обман покупателей.

 

Improvement of legislation on fight against economic crime in the USSR (1964—1984): trends, results, contradictions

 

Bogdanov S., Orlov V.

 

Analyzes the development of the normative-legal basis for prevention of domestic, acquisitive crimes in Russia in 1964—1984: theft of state property, speculation, fraud of consumers and customers. Reveals the contradictory character as a separate legislative acts and state policy aimed at fighting economic crime during this period.

Keywords: economic crime, theft of state property, embezzlement, speculation, bribery, deception of buyers.

 

Во многом благодаря перестроечной публицистике, к двум десятилетиям отечественной истории государства и права, последовавшим после отставки Н.С. Хрущева, прочно был приклеен ярлык «застой». Это определение, безусловно, не может передать подлинное содержание столь сложного и противоречивого периода в социально-экономическом, политическом и правовом развитии СССР.

Столь же упрощенное восприятие проблем детерминации экономической преступности, направлений борьбы с данным видом преступлений в этот период продолжает по инерции воспроизводиться и в современных научных исследованиях. В этой связи сохраняет актуальность выявление особенностей противодействия экономическим преступлениям и отражение этих процессов в отечественном законодательстве.

Со второй половины 1960-х и до середины 1980-х годов государство продолжало бороться с хозяйственно-корыстной преступностью различными способами, методами и средствами. Среди направлений противодействия хищениям государственной и общественной собственности, спекуляции, взяточничеству, обману потребителей и заказчиков можно выделить следующие:

— совершенствование законодательства;

— реформирование правоохранительных органов и совершенствование их оперативной деятельности;

— постановка криминологических и криминалистических исследований на качественно новый уровень с учетом изменившихся условий;

— активизация деятельности органов партийного контроля.

Остановимся подробнее на совершенствовании законодательства.

В 1966 году был принят целый ряд законодательных актов, расширивших границы уголовной ответственности за правонарушения и ориентировавших государственные органы на более решительную борьбу с ними[1].

Как свидетельствуют архивные документы и официальные нормативные акты, проблемы борьбы с экономической преступностью постоянно находились в центре внимания партийно-государственного руководства СССР и союзных республик. Этой теме посвящались важные нормативные правовые акты, документы КПСС и Советского правительства. На протяжении 1964—1984 гг. вопросы предотвращения хищений, растрат, правонарушений в сфере торговли, заготовок, транспортировки, хранения товарно-материальных ценностей постоянно отражались в различных нормативных правовых актах.

В эти годы были приняты законодательные акты, направленные на обеспечение сохранности продукции агропромышленного комплекса:

— указание Генерального прокурора СССР от 03.03.1964 № 3/18 «Об усилении борьбы за сохранность минеральных удобрений»;

— постановление Совета Министров СССР от 09.03.1964 № 192 «Об упорядочении взвешивания хлебных грузов и обеспечении сохранности их при перевозке по железным дорогам»;

— указание заместителя Генерального прокурора СССР от 03.01.1968 № 7/1 «О надзоре за исполнением законов об охране колхозной собственности»;

— постановление Совета Министров СССР от 24.06.1974 № 2181 «О хищениях, незаконном отпуске и потерях хлебопродуктов в производстве на мельницах Министерства заготовок»;

 — постановление Президиума Верховного Совета СССР от 26.02.1975 «О соблюдении законодательства об охране социалистической собственности».

Также в противодействии хищениям, растратам и служебным злоупотреблениям существенную роль должны были сыграть мероприятия по регулированию норм естественной убыли товаров, совершенствованию правил сохранности материальных ценностей при их транспортировке, систем учета и хранения строительных материалов. В связи с этим появились следующие нормативные акты:

— указание заместителя Генерального прокурора СССР от 24.03.1970 № 3/20 «О надзоре за исполнением законодательства об охране грузов на железнодорожном транспорте»;

— Инструкция по розыску грузов на железных дорогах (утв. МПС СССР 05.06.1978 № ЦМ/3720);

— Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах (утв. МПС СССР 02.10.1981 № ЦМ/4033);

— Инструкция о работе по обеспечению сохранности социалистической собственности на предприятиях, в учреждениях и организациях системы Минстройматериалов СССР (утв. приказом Минстройматериалов СССР от 20.01.1982 № 35.346);

— постановление Госснаба СССР от 04.05.1982 № 39 «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов продукции и товаров при перевозках и хранении».

Естественно, стремление государства регламентировать каждый шаг в деятельности хозяйствующих субъектов было целиком и полностью предопределено доктриной социалистической экономики.

Однако проблемы год от года возраставших сумм недостач, масштабов растрат и хищений, обмана покупателей и заказчиков вынуждали государственные органы обращать самое пристальное внимание на предотвращение правонарушений и преступлений в сфере торговли. В этот период был принят ряд нормативных правовых актов:

— приказ Минторга СССР от 29.03.1966 № 71 «О мерах по усилению борьбы с недостачами и растратами в торговле»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 22.10.1968 № 0184-75 «Об усилении контроля за сохранностью стеклянной тары из-под импортных плодоовощных консервов»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 11.02.1969 № 044-75 «Об усилении контроля за торговлей по безналичному расчету»;

— указание заместителя Генерального прокурора СССР от 13.03.1969 № 7/13 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законодательства о порядке приема в торговые предприятия и организации работников на должности, связанные с материальной ответственностью»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 06.08.1970 № 0140-75 «О состоянии охраны ценностей»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 09.06.1971 № 078-75 «Об устранении недостатков в организации работы и охране мелкорозничной торговой сети»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 05.06.1972 № 086-75 «О серьезных недостатках в работе по обеспечению сохранности социалистической собственности»;

— циркулярное письмо Минторга СССР от 04.10.1973 № 0151-75 «О серьезных недостатках в организации охраны торговых помещений и сохранности государственных ценностей»;

— указание заместителя Генерального прокурора СССР от 20.01.1981 № 7/3 «Об усилении борьбы с хищениями и другими преступлениями в торговле и на предприятиях бытового обслуживания населения».

Как видим, проблема хищений, растрат, обмана покупателей и заказчиков в торговле по-прежнему оставалась в зоне повышенного внимания Генеральной прокуратуры СССР, Министерства торговли СССР.

В этот период активизировалась деятельность государственного арбитража в реализации решений партии и правительства по предотвращению хищений государственной собственности. В 1971—1983 гг. были приняты следующие документы:

— инструктивные указания Госарбитража СССР от 12.05.1971 № И-1-14 «О некоторых вопросах арбитражной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом»;

— приказ Госарбитража СССР от 31.03.1975 № 11 «О повышении роли органов Госарбитража в борьбе с нарушениями законодательства об охране социалистической собственности»;

— инструктивные указания Госарбитража СССР от 29.10.1977 № И-1-4 «О практике разрешения споров, связанных с недостачами лесопродукции»;

— инструктивные указания Госарбитража СССР от 30.12.1977 № И-1-5 «О практике разрешения споров, связанных с недостачами и порчей плодоовощной продукции при поставках и железнодорожных перевозках»;

— приказ Госарбитража СССР от 23.10.1979 № 12 «О задачах органов Госарбитража по выполнению постановления ЦК КПСС “Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями”»;

— приказ Госарбитража СССР от 31.03.1980 № 5 «О работе органов Государственного арбитража по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.01.1980 № 78 “О мерах по обеспечению сохранности народнохозяйственных грузов и усилению борьбы с хищениями на железнодорожном и водном транспорте”»;

— инструктивные указания Госарбитража СССР от 31.12.1982 № И-1-6 «О рассмотрении споров, связанных с недостачами продукции и товаров при поставках».

Очевидно, что с точки зрения принятия различных нормативных правовых актов, направленных на предотвращение хищений, растрат, спекуляции, правонарушений в торговле, этот период оказался довольно плодотворным.

Однако, как показали масштабные проверки правоохранительных органов торгующих организаций, предприятий общественного питания, потребительской кооперации в различных регионах страны в 1964—1984 гг., количество нормативных актов не останавливало расхитителей социалистической собственности.

Широкое распространение в торговле и сфере бытового обслуживания населения обмана покупателей и заказчиков вновь привлекло внимание государства к данной проблеме. В начале 1970-х годов рамки состава обмана покупателей были существенно расширены. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.03.1972 ст. 156 УК РСФСР была дополнена положением об обмане заказчиков, совершаемом в предприятиях бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, хотя ранее это правонарушение квалифицировалось как мошенничество[2].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.12.1982 были внесены изменения в санкцию состава обмана покупателей и заказчиков ст. 156 УК РСФСР. За простой обман было исключено наказание в виде лишения свободы, а исправительные работы увеличены до двух лет, введен штраф и определен срок лишения права занимать должности в торговых предприятиях или предприятиях общественного питания, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства[3].

В 1970-х — первой половине 1980-х годов сложилось и официально закрепилось мнение о преимущественно некорыстном характере обмана покупателей и заказчиков. Дескать, это в большинстве своем результат невнимательности, небрежности и даже халатности[4], что, безусловно, явно не согласовывалось с многочисленными фактами обмана покупателей и заказчиков в торговле и системе бытового обслуживания населения.

Организацию эффективной борьбы с экономическими преступлениями тормозили и явные анахронизмы в советском законодательстве. Например, еще в 1970-е годы наметилась тенденция расширения субъективных оснований уголовной ответственности за служебные правонарушения. В правоохранительной и судебной практике тех лет расширялся круг лиц, признаваемых субъектами должностных преступлений[5]. К ним законодательством были отнесены и некоторые категории служащих: кладовщики, охранники, сторожа, операторы узлов связи, кассиры, проводники, машинисты, шоферы-экспедиторы, медсестры, врачи, преподаватели, техники, инженеры, референты, консультанты, инструкторы, секретари и другие категории технических работников, вспомогательного персонала, материально ответственных лиц и лиц, выполняющих сугубо технические функции.

Размах хищений в системе торговли подтолкнул к принятию очередного нормативного правового акта — Указаний о порядке работы в системе Министерства торговли СССР по возмещению ущерба от хищений, растрат, недостач и потерь товарно-материальных ценностей, ответственности руководителей и должностных лиц предприятий и организаций государственной торговли за состояние этой работы и координацию ее с правоохранительными органами, утвержденных приказом Минторга СССР от 28.06.1983 № 140.

В документе содержался довольно подробный перечень мер, которые, по мнению законодателя, должны были препятствовать хищениям материальных ценностей в системе торговли. Если внимательно присмотреться к предлагаемым мероприятиям, то станет ясно, что они незначительно отличались от того набора, который фигурировал еще в документах 1930— 60-х годов.

Среди мероприятий по предотвращению хищений, которые должны были обеспечить руководители торговых предприятий, предусматривались следующие:

1) точный учет товарно-материальных ценностей, их экономное использование, строгое соблюдение правил приемки, отгрузки и реализации товаров;

2) надлежащая охрана товарно-материальных ценностей и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

3) строгое соблюдение требований законодательства о подборе кадров на материально ответственные должности; недопустимость приема на такие должности лиц, имеющих судимость за хищения, взяточничество и иные корыстные преступления или в отношении которых имеется приговор суда, запрещающий занимать указанные должности, либо уволенных с прежнего места работы по статье за хищение вверенного имущества;

4) принятие мер к привлечению к ответственности лиц, причинивших материальный ущерб предприятию, контроль полноты и правильности оформления материалов о хищениях, растратах, недостачах, порче товарно-материальных ценностей и своевременное направление их в суды, органы прокуратуры или внутренних дел;

5) немедленное уведомление соответствующих правоохранительных органов об очевидных фактах хищений государственного имущества, принятие мер к сохранению следов преступления, вещественных и других доказательств;

6) систематическое координирование с правоохранительными органами работы по борьбе с хищениями, растратами, недостачами и другими злоупотреблениями;

7) привлечение трудовых коллективов и общественных организаций к борьбе с хищениями, недостачами, потерями и порчей материальных ценностей; обсуждение фактов хищений, недостач на производственных совещаниях и рассмотрение их в товарищеских судах; доведение до сведения трудовых коллективов приказов и распоряжений администрации о привлечении виновных лиц к ответственности, а также приговоров и решений судов; информирование коллективов об ущербе, понесенном предприятием, о моральных и материальных последствиях хищения, растраты материальных ценностей отдельными работниками; создание и поддержание в коллективах обстановки нетерпимости к различного рода злоупотреблениям и посягательствам на социалистическую собственность;

8) обеспечение надлежащего бухгалтерского и складского учета движения материальных ценностей, правильное применение утвержденных форм первичной учетной документации по оформлению приема и отпуска товарно-материальных ценностей;

9) проведение в установленном порядке проверок и документальных ревизий и подготовка предложений по результатам их проведения.

В то же время правоохранительные органы по-прежнему продолжали выявлять факты хищений государственной собственности, обмана покупателей в системе советской торговли. Эти явления стали постоянными спутниками дефицитной экономики и сферы торговли, которая оказывалась на переднем крае распределительной системы. Как итог, только в период с 1966 по 1975 год число зарегистрированных растрат социалистической собственности увеличилось на 11,4%, случаев спекуляции — на 46,1%, взяточничества — на 72,6%, обмана покупателей и заказчиков — на 164%; нарушений правил о валютных операциях — на 269,2%[6].

Таким образом, попытки Советского государства предотвратить рост преступности в экономической сфере не принесли ожидаемого эффекта, несмотря на резкую активизацию репрессивной деятельности в отношении экономической преступности в 1983—1984 гг. Страна находилась на пороге глубокого кризиса.

 

Библиография

1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. № 30. Ст. 594—597.

2 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1972. № 12. Ст. 302.

3 Там же. 1982. № 49. Ст. 1821.

4 Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 14.03.1975 № 2 «О судебной практике по делам об обмане покупателей» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1975. № 4.

5 См.: Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. — М., 1975. С. 33—38; Светлов А.Я. Ответственность за должностные преступления. — К., 1978. С. 126—128.

 

6 См.: Богданов С.В. Хозяйственно-корыстная преступность в СССР. 1945—1990 гг.: факторы воспроизводства, основные показатели, особенности государственного противодействия: дис. … д-ра ист. наук. — Курск, 2010. С. 401.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье исследуется теоретико-правовая сущность современной коррупции, рассматриваются проблемные уголовно-правовые аспекты преступлений коррупционной направленности, обосновывается вывод о том, что эффективность средств по противодействию коррупции зависит множества факторов, одним из которых является точное и единообразное законодательное определение коррупции
Добавлено: 28.12.2023
Статья посвящена актуальной научной проблематике, связанной с фрагментацией понятия «коррупция», которая, с точки зрения автора, в последние два десятилетия приобрела характер устойчивой тенденции не только в политико-правовом дискурсе, но также в научных исследованиях, в том числе и диссертационного плана.
Добавлено: 02.08.2022
Рассматриваются особенности производства допроса обвиняемого при расследовании получения взятки в системе высшего образования...
Добавлено: 26.03.2019
Е.В. ХРИСТИНИНА, аспирант кафедры криминалистики Омской академии МВД России e-mail: angela_02@mail.ru Рассматриваются тактические и процессуальные особенности производства допроса свидетелей по делам о взяточничестве в сфере образования. Устанавливается перечень обстоятельств и тактических приемов, позволяющих получать правдивые сведения, имеющие значение для расследования дела.
Добавлено: 14.03.2016
(по законодательству Азербайджанской Республики) Р.Р. МАМЕДОВ, диссертант отдела уголовного права и уголовного процесса Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана Рассматриваются виды преступлений в области банковской деятельности, определенные законодательством Азербайджанской Республики; отмечаются некоторые недостатки, существующие в закон…
Добавлено: 23.12.2015