УДК 349.2
Страницы в журнале: 71-79
Н.П. Фофанова,
кандидат юридических наук, доцент, руководитель юридического департамента Международного института бизнес-образования Россия, Мурманск ValerijaD@rambler.ru
В.Н. Девяткина,
аспирант кафедры теории и истории государства и права Мурманского государственного технического университета Россия, Мурманск valerijad@rambler.ru
Анализируется Трудовой кодекс РФ как один из основных нормативных правовых актов, регулирующих охрану труда в Российской Федерации. Исследуются положения Трудового кодекса РФ, касающиеся вопроса охраны труда работников. Указывается, что необходимо продолжать совершенствование Трудового кодекса РФ в части регулирования охраны труда.
Ключевые слова: охрана труда, современное законодательство, совершенствование, государственная политика, государственная экспертиза условий труда, работодатель, несчастный случай.
Базовым источником отечественного права, в том числе в области охраны труда, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. [3]. Являясь основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все остальные законы и иные нормативные правовые акты государственных органов издаются в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый гражданин страны имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Сводным документом, регулирующим государственную организацию охраны труда, стал Трудовой кодекс РФ [4]. Следует отметить, что за период действия, еще достаточно непродолжительный, в него было внесено значительное число изменений, в том числе в раздел Х «Охрана труда» (например, федеральными законами от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [5]; от 24.07.2006 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [6]; от 18.07.2011 № 238-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [7]; от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8]; от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» [9]).
Так, в ст. 209 ТК РФ были конкретизированы такие понятия как:
— система управления охраной труда — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;
— государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;
— стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;
— профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
— управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Кроме того, был конкретизирован и расширен перечень основных и значимых направлений государственной политики в данных отношениях, закрепленных текстом ст. 210 ТК РФ, а именно:
— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
— установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
— обеспечение гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
— подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование.
Вышеперечисленные изменения, по нашему мнению, имеют важное практическое значение, состоящее в профилактике несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Статьей 211 ТК РФ определено: «Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности», а порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Изменения, внесенные в ст. 212 ТК РФ, расширили перечень содержащихся в ней обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда. В статье были закреплены такие обязанности как:
— создание и функционирование системы управления охраной труда;
— применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
— обеспечение соблюдения режима труда и отдыха работников согласно нормам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов;
— приобретение за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
— проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
— в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организация проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
— недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
— предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
— расследование и учет в установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставка работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
— беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК РФ, иными федеральными законами сроки;
— разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Важно, что были расширены и конкретизированы обязанности работника в области охраны труда, закрепленные в ст. 214 ТК РФ: соблюдать требования охраны труда; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Изменениями, внесенными в ст. 215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда», предусмотрено, что оценка соответствия проектов строительства, реконструкции производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В производстве запрещается применение вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
В случае использования новых или не применявшихся у работодателя ранее вредных или опасных веществ он обязан до начала использования указанных веществ разработать меры по сохранению жизни и здоровья работников.
Статьей 216 главы 35 «Организация охраны труда» ТК РФ предусмотрено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные функции могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти наделены рядом полномочий, которые были расширены правом устанавливать порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда; координировать проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; осуществлять на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда; исполнять иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Появилась ст. 216.1 ТК РФ, которая своевременно и существенно дополнила эту главу и восполнила пробел в регулировании трудовых отношений. Она посвящена такой актуальнейшей проблеме, как государственная экспертиза условий труда.
Новая редакция ст. 217 ТК РФ повышает требования к работодателю. Изменения обязывают его создавать службу охраны труда при наличии в организации более 50 работников и выделять специалиста по охране труда, если в организации работает не более 50 человек, тогда как ранее для этого требовалось, чтобы организация насчитывала более 100 или 100 работников соответственно.
В ст. 218 ТК РФ были внесены изменения по формированию комитетов (комиссий) по охране труда.
Изменениями ст. 219 «Право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда» гл. 36 «Обеспечение прав работников на охрану труда» ТК РФ работники приобрели право на:
— дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
— запрос о проведении проверки условий и охраны труда на рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
— обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
— внеочередной медицинский осмотр в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
— гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если работники заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Однако в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Считаем важным, что новации ст. 219 ТК РФ значительно повысили, дополнили гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Данные изменения являются реальным основанием для повышения уровня охраны труда в каждой организации.
В ст. 220 ТК РФ государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Так, на время приостановления работ в связи с административным приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
В целях предупреждения и устранения нарушений государственных нормативных требований охраны труда государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.
Заслуживает внимания новое положение, включенное в ст. 221 ТК РФ, о том, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами.
Содержанием ст. 222 ТК РФ определен порядок выдачи лечебно-профилактического питания. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя содержанием ст. 223 ТК РФ. Перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.
В силу содержания и изменений ст. 224 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.
Все работники в соответствии со ст. 225 ТК РФ, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Государство содействует организации обучения по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и обеспечивает подготовку специалистов в области охраны труда.
В соответствии с требованиями действующей с 2006 года, измененной и дополненной впоследствии редакцией ст. 226 ТК РФ, предусматривается, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) вместо 0,1%, как это предусматривалось ранее. Данная норма указывает на то, что вдвое увеличены размеры обязательных денежных отчислений работодателей на реализацию конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Целесообразно внесение изменений в ст. 227 «Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету» ТК РФ, предусматривающих несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету, и расширение круга лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя.
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, были отнесены и работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором; обучающиеся, проходящие производственную практику.
Структурно было изменено содержание ст. 228 ТК РФ. Ее содержание разделено на две статьи: 228 «Обязанности работодателя при несчастном случае» и 228.1 «Порядок извещения о несчастных случаях».
Учитывая, что ежегодно в России от воздействия вредных и опасных производственных факторов умирают 150—190 тыс. человек, получают травмы на производстве около 200 тыс. человек [2, с. 400], правовым уточнениям и дополнениям подверглась ст. 229 ТК РФ. Она предусматривает порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев и дополнительно закрепляет, что комиссию по расследованию несчастного случая (в том числе группового), в результате которого пострадавшими получены тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом, должно возглавлять должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
Появилась ст. 229.1 «Сроки расследования несчастных случаев», предусматривающая, что расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение 3 дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
Также в 2006 году была принята ст. 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев» ТК РФ. В данных статьях были конкретизированы сроки расследования несчастных случаев, предусмотрены существенные изменения, связанные с государственной экспертизой условий труда, которая отныне регулируется на законодательном уровне. Считаем, что основное ее назначение — формирование банка данных об условиях труда на рабочих местах. Он позволит работодателям принимать эффективные локальные документы, а государственным органам — разумные управленческие решения.
Значимость правового регулирования охраны труда явилась основанием введения в ТК РФ ст. 229.3 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», которая наделила государственных инспекторов труда полномочиями на проведение в таких случаях дополнительных расследований, независимо от срока давности несчастного случая. «По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем)».
Содержанием ст. 230 ТК РФ предусмотрено, что по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом — лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве.
При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем (его представителем) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве.
Дополнительно включенной в ТК РФ является ст. 230.1 «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве». Содержание этой статьи дает основание согласиться с мнением И. Викторова: «каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируется работодателем (его представителем), осуществляющим в соответствии с решением комиссии (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственного инспектора труда, самостоятельно проводившего расследование несчастного случая на производстве) его учет, в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по установленной форме» [1, с. 7].
Статьей 231 ТК РФ предусмотрено, что разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, рассматриваемые уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не является основанием для невыполнения работодателем (его представителем) решений государственного инспектора труда.
В связи с особым вниманием законодателя к вопросам охраны труда изменениям подвергся не только раздел X «Охрана труда», но и главы 41 и 42 раздела XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ. Посвященные особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, они содержат специальные нормы, связанные с охраной труда данных категорий работников. Обновлены также отдельные правила охраны труда, включенные в разделы ТК РФ о трудовом договоре, рабочем времени, времени отдыха.
Однако было бы целесообразным в целях более эффективной работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний абзац 9 ст. 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ: «Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» изложить в следующей редакции: «Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и их прогнозирование».
Следовало бы дополнить ст. 358 «Обязанности государственных инспекторов труда» ТК РФ третьим абзацем в целях приведения содержания нормы в соответствие документам Международной организации труда, а также обеспечения защиты прав работников, исключая злоупотребления служебным положением, следующей обязанностью: «Запрещается государственным инспекторам труда участвовать прямо или косвенно в финансово-хозяйственной деятельности организаций, закрепленных за ними».
Проведенный анализ развития правового регулирования охраны труда в нормах ТК РФ доказывает актуальность и необходимость последующего его совершенствования.
Список литературы
1. Викторов И. Стандарты безопасности. О состоянии и мерах по укреплению законности в сфере охраны труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 3.
2. Регионы России: стат. сб. В 2 т. Т. 1. М., 2013.
3. Российская газета. 1993. 25 дек.
4. Российская газета. 2001. 31 дек.
5. СЗ РФ. 2006. № 27. Ст. 2878.
6. СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3732.
7. СЗ РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4586.
8. СЗ РФ. 2011. № 30 (ч.1). Ст. 4590.
9. СЗ РФ. 2013. № 52 (ч.1). Ст. 6986.