Г.Г. ФАТУЛЛАЕВ,
соискатель Поволжской академии госслужбы
Анализируя роль и степень влияния функций на построение организационной структуры муниципальных органов управления здравоохранением (МОУЗ), отметим особое значение, которое имеет реализация функции совершенствования структуры этих органов. Объясняется это тем обстоятельством, что основной задачей, стоящей перед наукой и практикой управления здравоохранением, является создание стабильных организационных структур, способных реализовать все множество управленческих функций[1]. Будучи наиболее устойчивой характеристикой системы, структура «противостоит» постоянным изменениям компонентов, удерживая эти изменения в пределах определенного качества. Но жизнь динамична. Динамизм социальных процессов порождает противоречия между стабильной формой и мобильными общественными отношениями. Требуется проведение структурных преобразований. Этот процесс осуществляется в два этапа. На первом этапе противоречие между формой и содержанием может быть преодолено за счет резервов данной структуры, ее гибкости, дополнения ее неформальной организацией. Однако противоречия между формой и содержанием управленческой деятельности продолжают возрастать и, в конце концов, уже не могут быть решены в старых рамках. Наступает второй этап – этап коренных структурных преобразований[2].
Следует исходить из того, что в период дальнейшего развития рыночных отношений, усиления интенсивности социальных процессов, дифференциации функций управленческого труда, усложнения в целом общественных отношений, а вследствие этого — возрастания объема и сложности деятельности органов местного самоуправления задачу совершенствования структуры их аппаратного управления можно считать постоянной[3].
Анализ научной литературы по вопросам административного, муниципального права и управления подтверждает данный вывод. В частности, уже в 80-х годах прошлого века в ряде научных публикаций указывалось на то, что совершенствование структуры аппарата управления и его деятельности превратилось в особую функцию[4]; отмечалась необходимость образования специального органа по реализации данной функции, например, предлагалось создать специальную службу по совершенствованию управления[5], выделить особые подразделения по совершенствованию управления[6], «образовать организационный механизм по совершенствованию государственного управления»[7].
И.Л. Бачило, обосновывая потребность в создании служб по совершенствованию управления, называет главным в их деятельности осуществление «постоянного диагноза состояния системы» и подчеркивает, что нужда в таких службах ощущается все острее[8].
Решение данного вопроса является актуальным и для муниципальной системы здравоохранения (МСЗ). В частности, С.Н. Братановский, указывая на необходимость создания подобных органов, пишет, что значительное количество постановлений по развитию здравоохранения (19,6%) направлено на совершенствование аппарата управления здравоохранением3[9]. Это говорит о том, что совершенствование аппарата управления здравоохранением следует выделить в относительно самостоятельную функцию рассматриваемых органов управления.
В целях выяснения вопроса о том, какой объем в общем числе реализуемых функций составляют функции, связанные с совершенствованием организации и деятельности аппарата МОУЗ, нами было предпринято исследование нормативных актов (постановлений и приказов), принятых руководством МОУЗ и администрацией муниципальных учреждений здравоохранения (УЗ) за пятилетний период (2000—2005 гг.). Для обеспечения объективности последующей экстраполяции полученных результатов нами учитывались иерархичность и региональность построения системы муниципального управления здравоохранением.
Комитет здравоохранения администрации г. Саратова — 14,2%;
· районный отдел здравоохранения Волжского района г. Саратова — 16,8%;
· районный отдел здравоохранения Заводского района г. Саратова — 11,3%;
· районный отдел здравоохранения Кировского района г. Саратова — 14,0%;
· районный отдел здравоохранения Ленинского района г. Саратова — 13,9%;
· районный отдел здравоохранения Октябрьского района г. Саратова — 12,8%;
· районный отдел здравоохранения Фрунзенского района г. Саратова — 15,1%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что функция совершенствования организационной структуры и управленческой деятельности в МОУЗ в исследуемый период носила самостоятельный характер и в среднем составляла 14,1% от количества всех реализуемых функций.
Учитывая вышесказанное, можно считать актуальным создание в МОУЗ специальной службы, которая будет способствовать наиболее полной реализации функции совершенствования управления муниципальным здравоохранением.
Максимальный результат в процессе совершенствования управления муниципальным здравоохранением будет достигнут, если необходимые функции управления муниципальным здравоохранением будут познаны и сформулированы наиболее точно и полно и реальные управленческие контакты не будут сильно отличаться от нормативного определения[10]. Поэтому представляется, что деятельность службы функционально-структурного совершенствования должна осуществляться в двух направлениях: практически-прикладном и научно-теоретическом.
Первое направление обеспечит: получение руководством МОУЗ своевременной и достаточной информации о работе подведомственных объектов (выявление соответствия содержания воздействия органов управления запросам и требованиям управляемых объектов); создание наиболее эффективных управленческих связей; изменение структуры органа управления соответственно изменению управленческих функций. Осуществление этих задач службой функционально-структурного совершенствования управления может быть достигнуто через постоянный контроль за структурно-штатным обеспечением; информирование руководства МОУЗ о необходимости упразднения или преобразования структурного подразделения (штатной должности) в связи с изменением соответствующей функции управления; координирование усилий всех служб управления; работу по подбору, расстановке, обучению и стимулированию управленческих кадров; разработку рациональных форм, методов и стиля управления.
Научно-теоретическое направление в деятельности отдела функционально-структурного совершенствования управления должно выражаться: а) в определении основных направлений совершенствования управления; б) в координации всех научных и методических исследований, проводящихся в муниципальных УЗ; в) в проведении управленческих экспериментов с целью изучения возможных результатов тех или иных преобразований. Служба функционально-структурного совершенствования управления должна быть своеобразным «передаточным механизмом» между научно-теоретической работой и внедрением ее результатов в практику деятельности здравоохранения. Образование таких органов в системе МОУЗ послужит более тесному сближению науки и практики. Службы по совершенствованию и деятельности органов управления здравоохранением можно создать как в аппарате МОУЗ, так и на уровне органов управления УЗ.
Основными условиями создания предлагаемого управленческого органа (штатной должности) должны быть следующие:
· обеспечение его полной независимости от других линейных и функциональных подразделений;
· предоставление всей необходимой информации о работе МОУЗ с тем, чтобы организационные вопросы решались комплексно, с учетом взаимовлияния всех факторов экономического и социально-политического характера;
· концентрирование внутри службы всех функций по проведению научно-исследовательской работы;
· разработка и принятие типового положения о службе функционально-структурного совершенствования управления.
Закономерен вопрос об экономической целесообразности создания отделов функционально-структурного совершенствования управления. Думается, что их создание возможно без значительных затрат финансовых и кадровых ресурсов. Ведь вопросами совершенствования организации и деятельности МОУЗ чаще всего занимаются службы экономики, планирования, заработной платы, кадров, научной организации управленческого труда, но так как выполнение этой функции не является для них основной, то и вопросы совершенствования управления не находят качественного и быстрого разрешения. Поэтому определенная перегруппировка работников в аппарате управления здравоохранением дала бы возможность образовать отделы функционально-структурного совершенствования без увеличения штата.
Библиография
1 См.: Братановский С.Н. Системный анализ управления здравоохранением в России. — Саратов, 2005. С. 94.
2 См.: Бахрах Д.Н. Структура аппарата управления. — Свердловск, 1993. С. 17.
3 См.: Государственное управление здравоохранением в России. — Саратов, 2003. С. 97.
4 См.: Совершенствование аппарата государственного управления. — Киев, 1982. С. 130; Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. Правовые проблемы. — М., 1984. С. 48; Веденеев Ю.А. Развитие форм совершенствования государственного управления // Сов. государство и право. 1982. № 4. С. 47.
5 См.: Юсупов В.А. Теоретические проблемы административно-правового регулирования управленческих отношений в развитии социалистического общества: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1979. С. 13; Эффективность и качество управленческой деятельности. — Киев, 1980. С. 170.
6 См.: Вишняков В.Г. Проблемы совершенствования системы управления народным хозяйством // Управление и право. — М., 1982. Вып. IV. Ч. II. С. 10.
7 Веденеев Ю.А. Указ. ст. С. 53.
8 См.: Бачило И.Л. О концепции совершенствования системы государственного управления // Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 47
9 См.: Братановский С.Н. Указ. соч. С. 116.
10 См.: Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. С. 48.