Статья

Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией: структура, задачи и функции [1]

А.В. КУРАКИН, доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук В настоящее время в Российской Федерации проходит административная реформа, направленная на укрепление государства, обеспечение его демократического, правового и социального характера. Реформа предполагает повышение эффективности государственного управления, основным механизмом которого является государственная служба. Она призвана внести важный вклад в реализацию функций государства, в подъем экономики страны, обеспечение правопорядка, а также в развитие институтов гражданского общества.

А.В. КУРАКИН,

доцент Московского университета МВД России, кандидат юридических наук

 

В настоящее время в Российской Федерации проходит административная реформа, направленная на укрепление государства, обеспечение его демократического, правового и социального характера. Реформа предполагает повышение эффективности государственного управления, основным механизмом которого является государственная служба. Она призвана внести важный вклад в реализацию функций государства, в подъем экономики страны, обеспечение правопорядка, а также в развитие институтов гражданского общества. Административная реформа призвана и в какой-то степени компенсировать понесенные нашим обществом потери в области государственного строительства: восстановить и усилить престиж государства как на внутренней, так и на международной арене, преодолеть кризис доверия граждан к государственной власти, дать государству четкие социальные ориентиры и обновленную идеологию государственности, а также создать административно-правовые механизмы на пути разрастания коррупции в системе государственной службы нашей страны.

В связи с этим практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, положение дел в области борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции в системе госслужбы. С самого начала преобразований в нашей стране провозглашалась борьба с коррупцией как в целом в системе государственной власти, так и в отдельных ее звеньях. Так, предупреждение и пресечение коррупции в системе госслужбы было определено приоритетом государственной власти еще Указом Президента РФ от 04.04.92 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» (в наст. время — в ред. от 16.11.92 г.). Но, как показала практика, многие из положений этого указа так и остались невостребованными в силу целого ряда объективных и субъективных (по преимуществу) обстоятельств.

Создание дееспособного и эффективного аппарата исполнительной власти является одной из ключевых задач, стоящих перед президентом и правительством страны. Объективности ради необходимо сказать, что явления, связанные с коррупцией в системе государственной службы, выявлялись и выявляются практически в любом государстве, однако это не означает, что коррупция везде одинакова. Причины ее возникновения и распространения весьма разнообразны, а поэтому и попытки выработать некие универсальные административно-правовые и организационные средства по предупреждению и пресечению коррупции нереальны.

Необходимые условия для формирования честного, компетентного и дисциплинированного аппарата государственного управления в любом обществе включают следующие элементы: соблюдение принципа отбора и продвижения кадров на основе объективной оценки их профессиональной пригодности, стабильность правовых норм, регламентирующих отношения, связанные с карьерным ростом госслужащего, его материальным и моральным вознаграждением по результатам выполнения служебных обязанностей. Эти и другие элементы позволяют служащим планировать карьеру, активно заниматься повышением своей квалификации, а также созданием позитивного имиджа как для себя лично, так и для государственной службы в целом.

В целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, для устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны был образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией (далее — Совет)[2].

Согласно данному Указу Совет является совещательным органом при Президенте РФ, образованным для оказания содействия в реализации его конституционных полномочий. В состав Совета входят председатель Правительства РФ, председатель Совета Федерации, председатель Государственной думы, председатель Конституционного суда РФ, председатель Верховного суда РФ и председатель Высшего арбитражного суда РФ. Члены Совета участвуют в его заседаниях лично и не вправе делегировать свои полномочия другим лицам.

Основной задачей Совета является оказание содействия Президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и в реализации этой политики. При Совете создаются Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Совет осуществляет следующие функции:

· вносит предложения Президенту РФ о составе Комиссии по противодействию коррупции и о составе Комиссии по разрешению конфликта интересов;

· заслушивает ежегодно доклад Генерального прокурора РФ о состоянии дел в сфере борьбы с коррупцией;

· рассматривает подготовленные Комиссией по противодействию коррупции предложения по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

· представляет ежегодно доклад Президенту РФ о результатах своей работы.

Совет при Президенте РФ по борьбе с коррупцией не рассматривает сообщения о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

Основными задачами Комиссии по противодействию коррупции являются:

· анализ деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции;

· анализ федеральных законов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

· подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, в том числе разработка соответствующих законопроектов;

· подготовка предложений по совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах;

· разработка мер по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;

· подготовка предложений по вопросам сотрудничества с иностранными государствами, международными и иностранными организациями в целях совершенствования методов борьбы с коррупцией;

· разработка мер по предотвращению действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, направленных на ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг.

Комиссия по противодействию коррупции при осуществлении возложенных на нее задач имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые документы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций;

· приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представителей организаций;

· формировать постоянные и временные рабочие (экспертные) группы;

· привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Комиссия по разрешению конфликта интересов создается в целях рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (кроме военнослужащих), и государственных гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ и Правительством РФ, влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных (служебных) обязанностей.

Основными задачами Комиссии по разрешению конфликта интересов являются:

· урегулирование конфликта интересов, способного нанести вред законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации;

· методическое руководство комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, образуемыми государственными органами; подготовка предложений по проекту положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов.

Основаниями для рассмотрения Комиссией по разрешению конфликта интересов поведения лиц являются:

· наличие конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей;

· совершение поступков, умаляющих авторитет государственной власти или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных (служебных) обязанностей.

Комиссия по разрешению конфликта интересов имеет право:

· запрашивать необходимые документы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также от организаций;

· приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также представителей организаций.

Комиссия по разрешению конфликта интересов не рассматривает сообщения о преступлениях и правонарушениях, не проводит проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

 

Библиография

1 Статья написана при информационной поддержке компании «КонсультантПлюс».

2 См. Указ Президента РФ от 24.11.2003 г. № 1384.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024