DOI 10.25799/NI.2024.76.51.001
EDN HPLGQR
УДК 342.9:001.3:37.01
Актуальная тема
Здесь представлены только метаданные статьи
Н.В. Володина,
доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор, профессор факультета подготовки научных кадров Университета прокуратуры Российской Федерации Россия, Москва nina_volodina@mail.ru
В последние десятилетия в результате реформ в образовательной сфере произошла подмена стратегической цели российского образования: на смену фундаментальному образованию пришло так называемое массовое, в соответствии с которым сформировалось современное российское образовательное право, далекое от классической отечественной модели образования. Сложился формальный подход к процессу образования и воспитания, обусловленный легализованным понятием «образовательная услуга».
Переход на новую систему высшего образования и науки запланирован на 2025—2026 годы и будет зависеть от принятия соответствующих законов. При новых правовых подходах к образованию и науке необходимо не допустить бюрократизации управления этой сферой, когда средства управления становятся ценностью и парализуют всю систему. Образование и наука — краеугольные камни в основе национальной безопасности государства и благополучия нации. Современное российское образование должно взять на себя ответственность за будущие поколения, воспитывая не только высокопрофессионального специалиста, но и творческую личность, что должно отражаться в нормативных правовых актах в сложившихся непростых реалиях.
Ключевые слова: современное право и российское образование; цифровое право; цифровая культура; глобальная цифровизация; образование и социальная сфера; реформы российского образования; бюрократизация образования.
Modern Law, Science and Education in Russian Reality of the 21st Century
Volodina N.V.,
Doct. in Law, Doct. in Philosophy, Prof., Prof. of Faculty of Scientific Personnel Training at University of Prosecutor's Office of the Russian Federation Russia, Moscow nina_volodina@mail.ru
In recent decades, as a result of reforms in the educational sphere, the strategic goal of Russian education has been replaced: fundamental education has been replaced by the so-called mass education, in accordance with which modern Russian educational law has been formed, far from the classical domestic education model. A formal approach to the process of education and upbringing has been formed, conditioned by the legalized concept of "educational service".
The transition to a new system of higher education and science is planned for 2025-2026 and will depend on the adoption of relevant laws. With new legal approaches to education and science, it is necessary to prevent the bureaucratization of management in this area, when management tools become a value and paralyze the entire system. Education and science are the cornerstones of the national security of the state and the well-being of the nation. Modern Russian education must take responsibility for future generations, educating not only a highly professional specialist, but also a creative personality, which should be reflected in regulatory legal acts in the current difficult realities.
Keywords: modern law and Russian education; digital law; digital culture; global digitalization; education and social sphere; reforms of Russian education; bureaucratization of education.