УДК 347.233.8
Страницы в журнале: 56-62
Е.В. Токарева,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры исследования документов Волгоградской академии МВД России Россия, Волгоград ele12327@yandex.ru
Отмечается, что преобразования правовой системы, начавшиеся в России в 1990-е годы, направлены, прежде всего, на построение гражданского общества. При отсутствии единого научного подхода к определению понятия «гражданское общество» общепризнанно, что его стержнем является индивид как центр всех общественных отношений. Экономической же основой развития гражданского общества выступает частная собственность, включая собственность граждан на жилые помещения. В условиях становления гражданского общества в России появляется множество новых форм общественных объединений. Одной из таких широко распространенных форм стали товарищества собственников жилья, которые, в отличие от некоторых номинально существующих некоммерческих организаций, являются реально действующими и значимыми в социально-правовой жизни общества.
Ключевые слова: гражданское общество, формы объединения гражданского общества, товарищество собственников жилья.
В настоящее время многие ученые отмечают резкое увеличение числа различных форм объединений граждан, объясняя это возникновением института частной собственности, политическим и идеологическим плюрализмом, а также утратой патерналистской роли государства и ростом социальной и политической активности людей [7, c. 340]. Высшей формой объединения граждан является гражданское общество. Как отмечают некоторые авторы, возникновение гражданского общества неразрывно связано с возникновением гражданина, наделенного определенными правами и обязанностями [10, с. 15—19].
Понятие «гражданское общество», будучи давно известным, оказалось для нашей науки относительно новым и неразработанным. На законодательном уровне понятие «гражданское общество» не определено. Однако в юридической литературе высказываются различные мнения относительно данного понятия.
Первым исследователем, определившим гражданское общество, является Платон. Рассуждая о естественных социальных потребностях, присущих людям от рождения, он приходит к мысли, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества [15, с. 356].
Учение Платона продолжил Аристотель, который и ввел термин «гражданское общество». Он считал, что лица, признаваемые гражданами, принимают «равное» участие во всех выгодах общественной жизни и действуют в «интересах общей пользы», подчеркивая, что «человек как существо общественное не может и не должен жить вне государства, которое является олицетворением блага и справедливости» [2, с. 378—379].
Большой вклад в развитие понятия «гражданское общество» внес Джон Локк, провозгласивший приоритет гражданского общества перед государством. По его мнению, собственность является основой любого общества, в том числе гражданского. При этом главной целью объединения граждан является сохранение их собственности.
Исследованием понятия и истории развития гражданского общества занимались такие ученые, как И. Кант, К. Маркс, Т. Джефферсон, А. Токвиль, И. Посошков, В. Татищев, Я. Козельский, И. Тимофеев, Ю. Крижанич, Ф. Проколович, М. Щербатов, С. Десницкий и др.
В толковом словаре термин «гражданское общество» понимается как «общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти» [14, с. 143]. Похожей точки зрения придерживается и В.С. Ломов, который определяет гражданское общество как человеческую общность, характеризующуюся самостоятельностью и независимостью индивидов в неполитических отношениях от государства и обеспечивающую реализацию прав человека и гражданина ее членам [18, с. 305]. Также «гражданское общество» определяется как «человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества» [9, с. 94].
С.Г. Кара-Мурза отмечает, что гражданское общество — «это условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации — рыночную экономику и демократию… Осью гражданского общества является частная собственность» [11, с. 95—104].
Н.И. Матузов определил гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений [17, с. 117]. Под терминами «внегосударственные» и «внеполитические» он понимал определенную независимость от вмешательства властных структур.
Б.И. Славный, рассматривая понятие гражданского общества, пишет о нем, как «о некой совокупности гражданских институтов, отличающихся от политического общества или государства своим невластным характером» [16, с. 45]. Эту позицию разделяют исследователи Е.Н. Гуренко и О.И. Шкаратан, которые говорят о гражданском обществе как «о системе общественных институтов», «особой сфере социального общения, сплачивающей людей в сообщество на основе добровольных связей, независимо от экономических отношений, и обладающей собственными функциями: выражать различные общественные интересы, опосредовать отношения между личностью и государством, ограничивать всемогущество последнего» [6, с. 154—155].
Ю.С. Красин и А.Н. Галкин считают, что гражданское общество — устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм общественного поведения [12, с. 73].
Иного мнения придерживается Л.Ю. Грудцына, полагающая, что убрать экономические отношения из сферы гражданского общества невозможно, поскольку:
1) «сфера социального общения» людей в какой-либо мере затрагивает и экономические отношения межу ними;
2) экономические отношения так или иначе порождают социальные и другие отношения, являясь источником их развития;
3) общественные отношения при определенных условиях могут перерастать в экономические;
4) развитие полноценных институтов гражданского общества способствует построению правового государства, без которого невозможно эффективное развитие экономики [5, с. 36].
М.И. Абдуллаев определил гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства [1, с. 394].
А.В. Мелехин выделяет следующие признаки гражданского общества:
1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
2) наличие развитой многообразной структуры, отражающей богатство интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
4) законообеспеченность населения, т. е. функционирование правового государства [13, с. 568].
Похожего мнения относительно признаков гражданского общества придерживался и С.С. Алексеев, понимая под современным гражданским обществом:
1) сообщество свободных индивидов;
2) открытое социальное образование;
3) саморазвивающуюся и самоуправляемую систему;
4) сложноструктурированную плюралистическую систему;
5) правовое демократическое общество.
При этом С.С. Алексеев подчеркивал, что по степени развития этих признаков можно определить состояние «здоровья» социального организма и необходимые направления его самосовершенствования [19, с. 83—84].
В.А. Четвернин определял гражданское общество как сферу свободной активности, в которой действуют индивидуальные и коллективные субъекты, преследующие частные цели и интересы, обращая внимание, что развитое гражданское общество складывается не столько из деятельности отдельных индивидов, сколько из взаимодействия организованных групп, объединений и других общественных формирований [20, с. 18].
Б.Н. Топорнин обращает внимание, что, несмотря на то, что гражданское общество исповедует одинаковые ценностные убеждения, в нем обязательно существуют различные слои и группы — социальные, профессиональные, региональные, этнические и др. Причем у каждого слоя могут быть свои интересы, и гражданское общество хорошо тогда, когда интересы сопоставляются, сталкиваются, отстаиваются, но степень общности такова, что противоборство ведется в рамках единства общества, не разрушая его [20, с. 12].
Как видим, гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право частной собственности. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть [13, с. 568].
Аналогичного мнения придерживаются многие ученые, например Л.Ю. Грудцына обращает внимание, что гражданское общество — это общество, в котором значительное место занимают собственники, имеющие свои, частные интересы. Частная собственность — краеугольный камень в развитии гражданского общества. Вообще, гражданское общество — не только общество, которое хорошо и достойно живет, но еще и объединение, где человек чувствует себя полноценным участником демократического общества [5, с. 34], ведь, приобретая какую-либо собственность, человек получает определенную независимость от окружающей его среды, в том числе и от государства.
Поскольку экономическое отчуждение приводит к политическому, то индивид оказывается отчужденным от власти бюрократии. Но индивид в качестве гражданина стремится не только защитить, но и расширить пространство своей частной жизни, компенсировать свою политическую независимость через включенность в структурно организованные по интересам большие и малые социальные группы [4, с. 52], те или иные формы гражданского общества.
Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития общества. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности — стремления индивида самостоятельно либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство.
Итак, гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти и позволяют выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов.
В.С. Ломов выделял такие институты гражданского общества, как партии, свободная пресса («четвертая власть»), корпорации, профессиональные союзы, различные организации предпринимателей, артистов, писателей, художников, верующих, лиц, объединенных по национальному, культурному или какому-либо иному признаку, считая, что именно эти объединения выражают интересы входящих в них людей, доводят их до сведения государственных органов, принимают меры по защите нарушенных прав человека и гражданина [18, с. 304].
А.В. Мелехин считает, что одним из главных вопросов сегодняшнего дня является выработка у населения умения чувствовать себя полноправными членами гражданского общества, поскольку одним из важнейших принципов гражданского общества признается не только гласный контроль над расходованием государством средств налогоплательщиков (своего рода аудит государства), но и контроль политики, финансов, действий спецслужб, соблюдения прав человека и т.д. Государство, отмечает указанный автор, по мере развития гражданских институтов должно постепенно частично снимать с себя не свойственные ему функции. Оно должно реализовывать либо поддерживать информационные, просветительские и образовательные проекты, позволяющие гражданам полноценно использовать возможности институтов гражданского общества в защите своих прав, в отстаивании и выражении своих интересов [13, с. 574].
Гражданское общество, в отличие от политического с его вертикальными структурами иерархических взаимоотношений, предполагает наличие горизонтальных, невластных связей, глубинной подосновой которых является производство и воспроизводство материальной жизни, поддержание жизнедеятельности общества. Функции гражданского общества выполняются его структурными элементами — самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в объединениях такого рода «вызревает» гражданская активная личность.
Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах. При этом, отмечая самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу, следует сказать, что государство — это часть общества, что, в принципе, оно действует в интересах общества и что оно обязано признавать, защищать и гарантировать права человека и гражданина [18, с. 304].
Современные ученые определяют структуру гражданского общества в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности [19, с. 86—88]:
— социальной (в узком смысле слова);
— экономической;
— политической;
— духовно-культурной;
— информационной.
Под социальной системой подразумевается совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это, прежде всего, отношения, связанные с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей (семья и отношения, обусловленные ее существованием); отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.) и отношения между значительными по объему социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Под экономической системой понимается совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта (товарищества собственников жилья, частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан).
Политическую систему составляют политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. В данном случае индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации и т. п.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. Она пронизывает все сферы гражданского общества.
Однако стоит отметить, что сами же авторы данной классификации называют ее условной, обращая внимание на то, что названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей [19, с. 88].
Одной из форм организации современного гражданского общества, образованной на фундаменте частной собственности на жилье, выступает товарищество собственников жилья, которое по своей сути является первой ячейкой создания гражданского общества. Товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ) — это относительно новая форма объединения граждан, имеющих в собственности жилые помещения в многоквартирных домах. До принятия Жилищного кодекса Российской Федерации 2004 года (далее — ЖК РФ) деятельность ТСЖ регулировал Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», который утратил силу с 1 марта 2005 года. Теперь все вопросы, связанные с товариществами, регулирует ЖК РФ [8].
ТСЖ создаются для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения его эксплуатации, владения, пользования и в некоторых случаях распоряжения общим имуществом в доме. Так как члены товарищества являются собственниками жилых помещений, то заинтересованности в рациональном и правильном управлении общим имуществом у них больше.
Объединение собственников помещений многоквартирных домов в товарищества собственников жилья приобретает все большее значение в свете развития демократических ценностей государства, формирования его правовой и экономической составляющей в одной из наиболее важных сфер жизнедеятельности — сохранении и содержании жилищного фонда. ТСЖ позволяет обеспечить развитие рынка качественных жилищных услуг и контроль за сохранением качества продукта, производимого внешними поставщиками.
Как верно отмечает С.А. Атаманенко, собственник, поняв принципы управления и научившись эффективно содержать свою общедомовую собственность в многоквартирном доме, сможет в дальнейшем реализовать основные положения закона о местном самоуправлении, создавать территориальные общественные советы и т.д. [3].
Итак, можно сделать следующие выводы.
Гражданское общество — это совокупность институтов и отношений, соединенных горизонтальными связями, отражающими экономические, политические, правовые, культурные интересы его членов (индивидов, обладающих развитой, активной личностью и высокими моральными качествами), обеспечивающих условия для самореализации граждан.
Современные правовые формы объединений граждан многообразны, к ним относятся: политические партии, общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.); союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; научные и культурные организации, спортивные общества; муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы, различные товарищества, в том числе и товарищества собственников жилья; независимые средства массовой информации; церковь и семья.
Вся система различных форм гражданских объединений взаимозависима и взаимопроникаема, потому что их стержнем является индивид (гражданин) как центр всех общественных отношений. Одним из новых дискретных, имеющих определенную графическую привязку социально-правовых объединений современного графического общества, образованных на основе частной собственности физических и юридических лиц на жилье и связанные с ним нежилые объекты недвижимости, функционирующее как легитимный демократический механизм принятия управленческих решений в интересах собственников помещений в многоквартирных домах, выступает товарищество собственников жилья, которое по сути своей является первичной ячейкой формирования гражданского общества.
Список литературы
1. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: учеб. для вузов. — М.: Финансовый контроль, 2004. С. 394.
2. Аристотель. Соч.: в 4 т. — М., 1984. Т. 4. С. 378—379.
3. Атаманенко С.А. Проблемы развития товариществ собственников жилья. URL: http://tsgkalininec.ru/publ/problemy_razvitija_tovarishhestv_sobstvennikov_zhilja/1-1-0-2 (дата обращения 10.09.2014).
4. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной. — СПб., 2005. С. 52.
5. Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России // Государство и право. 2008. № 6. С. 34, 36.
6. Гуренко Е.Н., Шкаратан О.И. От этатизма к становлению гражданского общества // Рабочий класс и современный мир. 1990. № 3. С. 154—155.
7. Евстигнеев Д.Г. Роль товариществ собственников жилья в формировании гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 6. С. 340.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Зарубежная политология: словарь-справочник / под ред. А.В. Миронова и П.А. Цыганкова. — М.: Социально-политический журнал, 1998. С. 94.
10. Ильин М., Коваль В. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Полис. 1992. № 1—2. С. 15—19.
11. Кара-Мурза С.Г. Интеллигенция на пепелище родной страны. — М.: Былина, 1997. С. 95—104.
12. Красин Ю.С., Галкин А.Н. Гражданское общество: пути к стабильности // Диалог. 1992. № 3. С. 73.
13. Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. — М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С. 568, 574.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 3-е изд. — М.: Азбуковник, 1996. С. 143.
15. Платон. Государство / пер. А.И. Егунова // Собр. соч.: в 4 т. — М., 1994. Т. 3. С. 356.
16. Славный Б.И. Проблема власти: новые измерения // Полис. 1991. № 5—6. С. 45.
17. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. С. 117.
18. Теория государства и права: учеб. / под ред. П.В. Анисимова. — М.: ЦОКР МВД России, 2005. — С. 304—305.
19. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов и фак-в. — 3-е изд. / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др. — М.: Норма, 2005. С. 83—84, 86—88.
20. Четвернин В.А. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. 2002. № 1. С. 12, 18.