Р. ТУЛИНОВ,
студент РАП
Норма права — это отдельное юридическое правило, действующее не само по себе, не изолированно от других, а в строгой согласованности с другими нормами и правилами. Изучить такой необъятный феномен, как право, можно только при условии четкого понимания нормы, сущности и видов правовых норм. Ознакомление с нормами права служит как бы пропуском (введением) в правоведение. В то же время юристу невозможно работать, не оперируя нормами права: без нормы нет права как инструмента, нет правового порядка, системы права, нет свободы и справедливой ответственности. Лишь система норм, в которой нет «обвалов», просчетов и декоративных конструкций, позволяет избежать хаоса. Сложность постижения правовых норм можно преодолеть только посредством постоянного изучения институтов и отраслей права, нормативных правовых актов, включая кодексы и другие законы. В законах можно увидеть сложно выраженные положения и даже нормы, которые находятся между собой в противоречии. Поэтому важно разобраться, существует ли иерархия правовых норм и как отличить норму права от иной социальной нормы. Некоторые из этих вопросов и рассмотрены в предлагаемой статье.
Право — феномен, затрагивающий интересы каждого социального субъекта: физического и юридического лица, общества в целом, муниципального образования и государства. Право — наука о поведении и взаимодействии социальных акторов. Право содержит критерии оценки, смысл и условия совместного действия различных участников общественных отношений, их юридическое значение и правовые последствия. Опорные точки права — его нормы. Без нормы право иллюзорно. Право не самодостаточно, оно инструментально. Ценность права проявляется в его действии.
Но возможно и положение, когда существующие нормы практически не применяются. Это может быть либо показателем того, что норма ошибочна или заведомо неэффективна, либо сама по себе норма правильна, но для ее применения отсутствуют необходимые условия, например, экономического порядка. Состояние общества, в котором «многие члены общества, зная о существовании обязывающих их норм, относятся к ним безразлично или негативно»[1], обозначается как аномалия (беззаконие, безнормативность).
Термин «аномалия» введен Ж.М. Гюйо в «Очерке о морали без санкции и обязательств». Аномалия в понимании Гюйо — это отсутствие общего универсального закона в сфере духовной жизни. Э. Дюркгейм пишет об аномалии как об обстоятельствах, в которых личность не имеет четких ориентиров во взаимодействии с другими акторами. Он подчеркивает, что аномалия характерна для общества с доминирующим индивидуализмом при отсутствии социальной солидарности. Выходит, что в безнормативности проявляется чрезмерное стремление индивида «удовлетворить собственные желания и потребности за счет остальных»[2]. Аномалия характерна «для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились»[3]. «Аномалия означает резкий рост масштабов отклоняющегося поведения и преступности»[4].
По признаку дееспособности (т. е. способности норм к действию, применению, по их юридической силе) можно выделить две группы норм: действующие и недействующие. Ко второй группе относятся нормы формально отмененных актов; всех актов, перекрытых позднейшим законодательством; актов, фактически исчерпанных исполнением. Кроме того, существует еще правило процессуального кодекса, в соответствии с которым суд признает норму, положение нормативного правового акта или весь нормативный правовой акт недействующим, если проверенный судом нормативный правовой акт противоречит другому нормативному акту большей юридической силы. При подготовке новой кодификации отдельно учитываются нормы, формально действующие, но фактически утратившие силу (фусы).
Нормы права — это нормы социальные, которые можно определить как правила, регулирующие взаимоотношения между людьми, человеком и группой, человеком и организацией, между организациями, между названными субъектами, обществом и государством. Известная дефиниция — правила, определяющие взаимные отношения между людьми, являются социальными — сама по себе правильная, но неполная. К социальным нормам наряду с правовыми относятся также нормы религиозные и нормы морали.
В нормах выражаются суть права, система дозволений, мера требования, запреты, порядок разбора конфликтов, критерии оценки обвинений и, наоборот, критерии признания человека невиновным, основания реабилитации.
Обязательные нормы должны быть реалистичными. Нормы, выражающие тенденцию, по характеру — рекомендательные. Это нормы спорные, но интерес к ним оправдан. Предположим, в новый жилищный кооператив соглашаются вступать жильцы, которые принимают обязательства воздерживаться от курения. Идея особенно хороша для малолетних, но она не может стать обязательной.
Известный российский ученый С.А. Муромцев писал, что юридические нормы — это «обыкновенные правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты.., предписываются властью, регулирующей правовой быт народа, т. е. так называемым сознанием общества (обычное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)»[5].
Выдающийся российский государствовед Н.М. Коркунов определял юридические нормы как «правила должного». Он подчеркивал, что нормы «не могут дозволять, определять, описывать... они всегда повелевают и указывают, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся интересов»[6]. Такое указание относится к нормам обязывающим, предписывающим или запрещающим.
Норма права — это основной исходный элемент права. Понятие нормы права — ключевое для постижения смысла права, образа правовой системы. Норма права определяется в современной литературе как мера должного поведения.
Правовые нормы:
· издаются или санкционируются государством;
· выражают государственную волю;
· имеют всеобщий и предоставительно-обязывающий характер;
· имеют строгую формальную определенность предписаний;
· обладают иерархичностью;
· охраняются государством.
Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения[7].
Современное право многообразно. В нем помимо норм императивных есть и нормы, предоставляющие права, а также нормы, определяющие компетенцию органа власти, полномочия должностных лиц.
В.М. Сырых характеризует право как «сложную и многообразную систему, совокупность конкретных норм права. Каждая такая норма является простейшим элементом, “клеточкой” права и обладает всеми его признаками»[8].
Норму права он определяет как «установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формальной определенности и ясности».
Автор указывает, что правовые нормы:
· содержатся в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства или должностными лицами;
· обладают общеобязательностью;
· обеспечиваются принудительной силой государства.
В.К. Бабаев определяет юридическую норму как «общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения»[9].
Каждая норма права имеет свое содержание и форму, в которой выражено это содержание. В содержании нормы права принято различать:
· условия действия нормы;
· собственно правило поведения;
· санкции, применяемые в случае нарушения нормы;
· основные свойства правовых отношений.
Нормы права различаются по степени совершенства. Если норма несовершенна, то она не может быть высокоэффективной, т. е. с ее помощью не удастся правильно, оптимально разрешить правовой вопрос, написать условие договора, урегулировать конфликт. Поэтому правотворческие органы постоянно занимаются совершенствованием действующих норм права.
В.М. Сырых пишет, что правовая норма обладает нормативностью, характеризующей «юридические свойства нормы, ее способность выступать регулятором общественных отношений. Нормативность означает, что юридическая норма как государственное властное веление закрепляет общие, основные черты, признаки общественных отношений и подлежит обязательному исполнению или соблюдению субъектами конкретных правоотношений... Если какие-либо предписания, содержащиеся в тексте нормативно-правового акта, не обладают свойством нормативности, то они соответственно не могут использоваться в качестве регулятора общественных отношений»[10].
Не являются нормативными такие положения, которые относятся к конкретным лицам, к определенной сделке, к определенному трудовому договору работника с работодателем, к распоряжению или приказу, касающемуся конкретного лица или нескольких лиц (например, объявление выговора работнику за допущенный брак в работе).
В период проведения в стране приватизации, т. е. передачи объектов государственной собственности в собственность отдельных лиц, физических или юридических, Правительством Российской Федерации издавались распоряжения, в которых указывалось совершенно определенно и конкретно, какому лицу разрешается приватизация конкретного объекта государственной собственности. Такие распорядительные акты не относятся к нормативным, так как нормой права не регулируются правовые отношения конкретно определенных лиц. Норма права не может приниматься для однократного применения, для одного или нескольких случаев или в отношении ситуации, затрагивающей права и интересы отдельной группы лиц.
Адресаты нормы права самой нормой не конкретизируются: норма права носит общий неперсонифицированный характер, поэтому нормой регулируется вид общественных отношений (например, отношения перевозки пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом, правовой статус студента, конституционные обязанности гражданина, права и обязанности автора произведения, права и обязанности работника и работодателя, читателя библиотеки и библиотеки). «История становления права показывает, что даже выработка “мононормы”, обязательного правила для одного случая, характеризовало ограничение произвола человека, вынужденного осознать наличие в обществе и других граждан, вероятно, имеющих иные интересы и потребности»[11].
Нормативный правовой акт должен:
· соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам и нормативным правовым актам большей юридической силы;
· быть логически стройным, полным и по существу непротиворечивым;
· быть свободным от дублирующих норм, а также от норм, относящихся к компетенции другого государственного органа.
Не является нормой права то, что записано в проекте закона, постановления правительства, то, что еще не утверждено, не принято.
Норма права должна быть четкой, недвусмысленной и ясной, определенной по форме и содержанию. Ясность изложения нормы права означает прежде всего логичность, простоту, полноту изложения, недвусмысленность формулировок. Формальная определенность норм права означает факт закрепления содержания, способствующий оптимальному применению нормативного правового акта. Если нормы написаны небрежно и непонятно, ими невозможно руководствоваться.
Язык изложения нормативного акта должен неукоснительно следовать нормативным правилам литературной речи. Любые отступления от грамматических, лексических и синтаксических норм современного литературного языка создают дополнительные затруднения в уяснении содержания правовой нормы, служат питательной почвой для ее различных и порой прямо противоположных толкований[12].
Нормы должны быть согласованы между собой. Если одна норма противоречит другой, возникает неясность, какой норме следовать. Ведь норма никогда не существует сама по себе, а находится в связи с другими нормами, образующими в совокупности нормативный правовой акт. Поэтому в правоприменительном акте всегда необходимо указывать координаты нормы: в каком законе, нормативном правовом акте, в какой статье, когда этот нормативный правовой акт принят, где и когда опубликован. Здесь возможно сравнение с человеком: у него есть и собственное имя, и фамильная принадлежность, и дата рождения, и дата выдачи свидетельства о рождении.
Норма права имеет свою структуру. В ней различаются следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция. Практически норма очень редко содержит все три элемента, чаще всего она не имеет санкции. Так, нет санкции в нормах Конституции РФ, нет и не может быть санкции в нормах, которыми предоставляется право, в нормах дефинитивных, в нормах-принципах.
Под гипотезой понимается часть нормы, указывающая на условия, при которых она может быть реализована в определенных правоотношениях. В гипотезе конкретно названы те жизненные факты и обстоятельства, при наличии которых должна применяться норма.
Различают простые, альтернативные и кумулятивные гипотезы. Простая гипотеза содержит указание на одно какое-либо условие (например, «если срок хранения определен моментом востребования вещи поклажедателем...»), альтернативная — на два или более условий, любого из которых достаточно для действия нормы («если в обязательстве участвует несколько кредиторов или должников...»), кумулятивная — на два или более условий, которые присутствуют одновременно («если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий...»)[13].
Под диспозицией понимается та часть нормы права, которая содержит само правило поведения, т. е. формулирует права и обязанности участников конкретных правоотношений.
Диспозиции подразделяются на:
· императивные, однозначно предписывающие определенный вариант поведения («...хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем»);
· предоставляющие участникам правоотношения определенную свободу выбора варианта поведения («кредитор вправе не принимать исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства»).
Санкция представляет собой ту часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения этой нормы права.
Библиография
1 Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В. Защита авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере. Уголовно-правовой и криминологический аспекты. — М.: Дело, 2004. С. 126.
2 Цит. по: Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм. Социология. — М.: Канон, 1995. С. 60.
3 Лоусон Т., Гэррод Дж. Социология: Словарь-справочник. — М.: Гранд, 2000. С. 19; Ферреоль Ж. Социология. —СПб.: Питер, 2003. С. 7.
4 Ларичев В.Д., Трунцевский Ю.В. Указ. соч. С. 126.
5 Муромцев С. Определение и основное разделение права. — М., 1879. С. 149.
6 Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1898. С. 120.
7 См.: Лазарев В.В. Понятие права. Источники и нормы права. Правовые отношения // Правоведение / Под ред. акад. О.Е. Кутафина — М.: Юристъ, 2005. С. 35.
8 Сырых В.М. Теория государства и права. — М.: Юстицинформ, 2000. С. 115, 122.
9 Теория государства и права / Под. ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 1999. С. 369.
10 Сырых В.М. Указ. соч. С. 118.
11 Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве — M.: РПА, 1992. С. 9.
12 См.: Сырых В.М. Указ. соч. С. 122.
13 Cм.: Варламова Н.В. Норма права // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. — М.: Юристъ. 2001. С. 804.