УДК 341.16
СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО №6 2011 Страницы в журнале: 155-158
М.С. МЕЛЬКИН,
аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов
Рассмотрена деятельность Сообщества безопасности АСЕАН, которое играет доминирующую организационную роль в структуре АСЕАН в сфере поддержания безопасности. Особое внимание уделяется раскрытию ключевых целей, международно-правовым основам и структуре ASC, фундаментальный принцип деятельности которого заключается в жестком обязательстве использовать исключительно мирные средства в решении любых региональных разногласий.
Ключевые слова: безопасность, деятельность, сообщество, АСЕАН, вызовы, угрозы, регион.
Community of safety АСЕАН: the purposes and the international legal basis of activity.
Melkin M.
We consider the activities of the Community Safety ASEAN, which plays a dominant role in the organizational structure of ASEAN in maintaining safety. Particular attention is paid to the disclosure of key objectives, the international legal basis and structure of ASC, a fundamental principle of which is a hard commitment to use exclusively peaceful means to resolve any regional differences.
Keywords: safety, work, community, ASEAN, the challenges, threats, and the region.
Вопросы обеспечения международного мира и безопасности являются одним из приоритетных направлений деятельности АСЕАН[1] с момента ее создания. Так, уже в Декларации АСЕАН 1967 года подчеркивалось, что ассоциация представляет совместную волю наций Юго-Восточной Азии, направленную на дружеское сосуществование и сотрудничество, а также на сохранение для своих народов и их потомков благ мира, свободы и процветания, что государства Юго-Восточной Азии несут основную ответственность за обеспечение мирного и прогрессивного национального развития и что они полны решимости гарантировать собственную стабильность и безопасность от любых проявлений внешнего вмешательства во внутренние дела государств.
При постоянном внимании к традиционным вопросам региональной и международной безопасности АСЕАН в последние годы все больше рассматривает проблемы, связанные с новыми вызовами и угрозами так называемой человеческой безопасности (human security)[2]. Одна из главнейших забот — предупреждение о стихийных бедствиях и взаимопомощь в ликвидации последствий. Цунами 26 декабря 2004 г., унесшее четверть миллиона жизней, заставило всех вспомнить о человеческой безопасности.
После окончания холодной войны на авансцену вышли новые угрозы и вызовы, называемые нетрадиционными. Среди них выделяются терроризм (и его разновидность — морское пиратство), сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, незаконная торговля оружием и людьми, транснациональная организованная преступность. Среди совокупности вызовов — природные катаклизмы (цунами и тайфуны, а также лесные пожары, деградация водных ресурсов р. Меконг), разнообразные эпидемии и эпизоотии, борьба с которыми требует согласованных усилий всех стран региона.
Существенную опасность стабильности в регионе представляют такие угрозы, как стихийные бедствия (цунами в Таиланде, лесные пожары в Индонезии, землетрясения); эпидемии опасных заболеваний; незаконная трансграничная торговля оружием (в том числе массового поражения); незаконная миграция населения (особенно из Индонезии и Филиппин); активность многочисленных групп сепаратистов, свободно пересекающих национальные границы государств региона с целью избежать преследования со стороны правительственных сил (например, серьезные межгосударственные противоречия вызывает укрывательство сепаратистов, действующих на юге Таиланда, на территории Филиппин и Малайзии)[3].
В новых условиях проявилась конструктивная роль АСЕАН, поддерживающей хорошие отношения со всеми крупными внерегиональными державами и обеспечивающей благоприятную атмосферу для развития и упрочения складывающейся региональной архитектоники. Во многом это стало возможным благодаря включению в состав АСЕАН Восточного Индокитая, прежде всего Социалистической Республики Вьетнам, в 1987—1991 гг. кардинально пересмотревшей концептуальные основы своей внешней политики в направлении активной интеграции в АСЕАН и другие структуры Азиатско-Тихоокеанского региона.
Главную организационную роль в сфере поддержания безопасности играет Сообщество безопасности АСЕАН (ASEAN Security Community, ASC; далее — СБА). Фундаментальный принцип его деятельности заключается в жестком обязательстве использовать только мирные средства в решении любых региональных разногласий, а также рассматривать собственную безопасность как неразрывно связанную с безопасностью своих соседей, с географическим положением, с общим пониманием ситуации и целей. Для этого в 1994 году был создан постоянно действующий Региональный форум АСЕАН (АРФ).
СБА согласно принятой концепции АСЕАН «Видение 2020»[4] должно быть окончательно сформировано к 2015 году. Все документы АСЕАН, касающиеся СБА, носят довольно общий характер, не конкретизируя конечных форм данного международного института, и не предполагают создания каких-либо совместных миротворческих сил. И это подтверждает, что для лидеров стран АСЕАН важен сам процесс формирования мирной и стабильной обстановки в регионе.
СБА строится на международной правовой базе, которую заложили Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, Договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор) 1995 года, концепция АСЕАН «Видение 2020», Вторая декларация согласия АСЕАН 2003 года и, что особенно важно, подписанная в 1992 году Декларация АСЕАН о поведении сторон в Южно-Китайском море, установившая Кодекс поведения государств АСЕАН. Речь идет прежде всего о неприменении силы и невмешательстве других стран в дела региона в процессе разрешения споров о суверенитете островных территорий в Южно-Китайском море. Следует отметить важное обстоятельство, что после десятилетия долгих и трудных переговоров к этим обязательствам присоединился и Китай, хотя и не совсем в обязывающей декларативной форме.
Из перечисленных основополагающих документов вытекает, что члены СБА связаны обязательствами ни при каких обстоятельствах не прибегать к силе для решения региональных проблем, рассматривать свою безопасность в неразрывной связи друг с другом и как часть общей безопасности региона, руководствуясь единой оценкой ситуации и вытекающих из нее задач. В АСЕАН это называется взаимозависимостью безопасности, которая предполагает такие компоненты:
— формирование и принятие определенных норм поведения;
— предупреждение конфликтов (превентивная дипломатия);
— урегулирование конфликтов политическими средствами;
— постконфликтное строительство мира;
— механизмы реализации этих задач[5].
Необходимо иметь в виду, что СБА — это не оборонный союз, подобный НАТО, и не структура коллективной безопасности в традиционном понимании данного термина, а форма сотрудничества государств, чья национальная безопасность настолько взаимозависима, что эти государства невозможно рассматривать в отрыве друг от друга.
В отечественной научной литературе правового характера СБА рассматривается еще и как система совместной безопасности, которая на данный момент находится уже на высокой стадии развития и предусматривает меры совместного управления кризисными и конфликтными ситуациями[6].
СБА не предполагает ни создания военной организации, координирующей действия генеральных штабов стран-членов, ни каких-либо объединенных вооруженных сил, а главное — в нормативных актах не содержится аналога ст. 5 Североатлантического договора, автоматически объявляющей нападение против какого-либо члена НАТО агрессией против блока в целом.
Таким образом, СБА не обладает вертикально интегрированной структурой, что требует длительного процесса согласования соответствующих решений. И пока трудно сказать, каким будет СБА, но уже известно, что лидеры стран—членов АСЕАН единодушно высказываются за сохранение всех действующих принципов Ассоциации и после 2015 года.
С началом XXI века проблемы безопасности в регионе в большей мере связаны не с межгосударственными отношениями и противоречиями между великими державами, а с новыми вызовами в отношении личностной безопасности, определяемой экспертами ООН как защищенность от таких хронических угроз, как голод, болезни, репрессии, а также от неожиданного и пагубного нарушения образа повседневной жизни[7].
Это стало ключевым вопросом для всех стран АСЕАН и наглядно подтвердилось в последние годы на опыте целой серии небывалых стихийных бедствий и эпидемий, обрушившихся на страны Юго-Восточной Азии. Бедность, безработица, неконтролируемая миграция, загрязнение окружающей среды, массовые нарушения прав человека и другие схожие проблемы представляют в настоящее время серьезную опасность дестабилизации региона, большую, чем внешняя агрессия со стороны какой-либо из держав. Именно на противодействие этим современным вызовам направлены главные элементы программ новой повестки дня обеспечения безопасности АСЕАН.
В своей деятельности СБА опирается на регулярные встречи министров иностранных дел и обороны, которые отвечают за выполнение принимаемых планов действий. Они обязаны отчитываться перед Советом АСЕАН и вносить предложения по наиболее важным вопросам; в случае необходимости могут и сами принимать меры, способствующие укреплению СБА. Ими выработана собственная программа сотрудничества в сфере безопасности, предусматривающая: установление системы оповещения о пиратских нападениях; регулярный обмен информацией; проведение совместных учений; подготовку кадров в военных учебных заведениях государств АСЕАН и стран—партнеров по диалогу.
Ежегодно проводятся совместные учения военно-воздушных и военно-морских сил по противодействию актам терроризма и морского пиратства. Существенную помощь в сфере оборонного сотрудничества страны АСЕАН получают от США, Японии и Китая.
Кроме официальных встреч министров обороны, время от времени проводятся конференции начальников генеральных штабов, командующих вооруженными силами, начальников военных учебных заведений и др.
В январе 2007 года страны АСЕАН подписали Конвенцию по противодействию терроризму[8], которая предусматривает тесное сотрудничество и взаимодействие разведывательных и правоохранительных органов.
Политически АСЕАН — это не только десять государств-членов, охватывающих всю Юго-Восточную Азию и живущих в мире друг с другом. Через широкую систему форумов, особенно таких, как Форум АСЕАН по вопросам региональной безопасности, встречи в формате АСЕАН+3, Восточноазиатский саммит и др., эти страны тесно связаны с основными державами мира и ведут с ними постоянный диалог. При этом сами государства АСЕАН, как правило, выступают с единых, заранее согласованных позиций. Это происходит в ООН, ВТО, АТЭС и в других международных многосторонних организациях.
В настоящее время большинство аналитиков сходится во мнении, что ключом к стратегической стабильности в регионе на все обозримое будущее являются отношения в треугольнике Китай — Япония — США[9]. В Юго-Восточной Азии сложился «асеаноцентричный» баланс сил, и все три стороны названного стратегического треугольника так или иначе заинтересованы в его сохранении. Нахождение оптимальной точки равновесия в отношениях с Китаем, с одной стороны, и с США, с другой стороны, является ключевой проблемой обеспечения международной безопасности стран АСЕАН.
Быстрый военный и экономический рост соседей ассоциации, особенно КНР, а также США, Японии и Индии, увеличение потока инвестиций в них заставляет страны АСЕАН опасаться того, что они могут оказаться в положении маргиналов в их же регионе, и это существенно влияет на перспективы создания СБА.
Растущая конкуренция и возможное обострение напряженности в отношениях между Китаем и США вызывают озабоченность лидеров стран АСЕАН. Ассоциация стремится избежать дискомфортной ситуации, когда придется делать выбор, кого именно поддерживать в споре между Вашингтоном и Пекином (как, впрочем, и в споре между Китаем и Японией). В настоящее время АСЕАН пытается играть на противоречиях между крупнейшими державами и получать от этого свои выгоды.
АСЕАН не способна удержать все великие державы подальше от региона, а потому лидеры АСЕАН избрали другой путь — привлечения их всех вместе в многосторонние региональные структуры, поддержания их заинтересованности в стабильном развитии региона и связывания их определенными нормами поведения, принятыми в АСЕАН и зафиксированными в Договоре о дружбе и сотрудничестве 1976 года, в декларациях о зоне мира и нейтралитета в Юго-Восточной Азии и о создании безъядерной зоны в этом регионе. Главные задачи заключаются в том, чтобы не допускать доминирования какой-то одной страны во всем регионе, чтобы правила поведения в нем вырабатывались непосредственно странами АСЕАН, а не привносились извне. Это заставляет их постоянно маневрировать в треугольнике США — Китай — Япония, который вскоре может стать и четырехугольником, если к нему присоединится Российская Федерация.
Библиография
1 АСЕАН — международная межправительственная региональная организация стран Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована в 1967 году. Договорное оформление произошло в 1976 году, когда были подписаны основные учреждающие документы: Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация согласия АСЕАН. В 2007 году был принят Устав АСЕАН, завершивший процесс укрепления международной правосубъектности. Сегодня в состав АСЕАН входят 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Кампучия, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. На данный момент статус наблюдателя имеет Папуа — Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор // Официальный сайт АСЕАН (www.aseansec.org).
2 Подробнее об этом см.: Бирюков М.В. Вклад ООН в реализацию концепции безопасности человека // Современное право. 2011. № 1. С. 143—146; Парамонова М. Безопасность человека в контексте международной политики // Обозреватель-Observer. 2010. № 6. С. 93—102; Балуев Д. Понятие human security в современной политологии // Международные процессы. Т. 6. № 3. Сентябрь—декабрь. 2008.
3 См.: Sheldon W. Simon. ASEAN And Its Security Offspring: Facing New Challenges // Strategic Studies Institute. 2007. P. 2.
4 ASEAN Vision 2020 (1997) // www.aseansec.org/1814.htm
5 См.: Васильев Л.Е., Локшин Г.М. Сообщество безопасности АСЕАН // АСЕАН в начале XXI века. Актуальные проблемы и перспективы / Отв. ред. Е.В. Кобелев, Г.М. Локшин, Н.П. Малетин. — М., 2010. С. 39.
6 См., например: Петровский В.Е. Азиатско-тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны». Эволюция, перспективы российского участия. — М., 1998. C. 45.
7 См.: Балуев Д. Указ. раб.
8 ASEAN Convention on Counter Terrorism (Cebu, Philippines, 13.01.2007) // http://www.aseansec.org/19250.htm
9 Asia Pacific Security Outlook 1998. Tokyo, 1999. P. 49.