УДК 342.41
Страницы в журнале: 29-37
Ю.Г. Федотова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Курганского государственного университета Россия, Курган julia.fedotowa@yandex.ru
Рассматриваются вопросы содержания и соотношения понятий «национальная безопасность», «конституционная безопасность» и «государственная безопасность». Приводятся доказательства того, что конституционная безопасность как интегрирующее понятие безопасности интересов личности, общества и государства (государственной безопасности) является основой для определения содержания иных видов юридической безопасности, входящих в предмет национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, конституционная безопасность, государственная безопасность, интересы личности.
Из положений Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) усматривается, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находятся обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ст. 72). Согласно ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу, согласно которой, в том числе, обязуется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). При этом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).
Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает сегодня серьезную озабоченность общественности и государства. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей научного знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения. Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной сферах стала носить долгосрочный характер и определила основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства [18, с. 37—39].
В ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон № 390-ФЗ) указано, что он распространяется на обеспечение безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Стратегия национальной безопасности РФ дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, стратегические национальные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности, силы и средства обеспечения безопасности), а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной, международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, в сфере науки и образования, а также общественной безопасности.
Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие, оборону и безопасность государства [23]. В данном определении четко прослеживается цель охраны личности посредством реализации ее конституционных прав и свобод, общества — путем обеспечения достойного качества и уровня жизни граждан и государства — благодаря защите основ конституционного строя.
Ученые отмечают, что дефиниция «национальная безопасность», не имеющая конституционно-правового закрепления, является объединяющим понятием таких конституционно-правовых категорий, как государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности [16, c. 64—67]. Как указывает А.И. Стахов, безопасность — это урегулированное правом состояние защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с санкционируемыми и контролируемыми государством правомерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, а также исключены правонарушения и юридические казусы, способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды [20, c. 26—46].
Из анализа самих конституционных норм видно, что понятиями «государственная безопасность», «безопасность государства» иные разновидности безопасности (личная, общественная, экологическая, экономическая, пограничная, в миграционной сфере [12, c. 25—32], в области безопасности дорожного движения [10, c. 45—47], туризма [19] и т. д.) не могут быть охвачены, тем более общественные отношения — правооотношения могут регулироваться императивно и диспозитивно, составлять предмет публичного или частного права.
На наш взгляд, альтернативным, интегрирующим понятием может стать «конституционная безопасность». В нем не просто говорится о состоянии защищенности и обеспечении реализации совокупности основных конституционных начал организации государства, но и содержатся основные руководящие идеи обеспечения безопасности иных видов. Выступая более общим понятием для всех видов юридической безопасности, т. е. применительно к правоотношениям, конституционная безопасность определяет основные принципы и содержание других видов безопасности благодаря всеобъемлющему характеру конституционных норм. При этом детализация содержания иных разновидностей юридической безопасности происходит на подконституционном, законодательном уровне. «Назначение и эффективность Конституции определяются не количеством, а емкостью норм» [1, c. 1]. Свойство конституционной нормы состоит в «многогранности смыслового содержания конституционных положений, наиболее высоком уровне абстрактности, обобщенности осуществляемого ими правового воздействия», чем обеспечивается ее «каучуковый характер» [c. 17, 10—16].
Согласимся с точкой зрения Н.С. Бондаря, который отметил, что конституционная безопасность и есть не что иное, как состояние защищенности жизненных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения верховенства права, баланса конституционных ценностей. В связи с этим в концентрированном виде понимание юридического образования как конституционной ценности заключается в том, что качество подготовки юридических кадров — в конечном счете проблема конституционной безопасности; причем она (безопасность) в одинаковой степени касается как общества и государства, так и каждой конкретной личности [6, c. 7—16]. Указанная Н.С. Бондарем проблема современного юридического образования как угрозы конституционной безопасности подчеркивает всеобъемлющий характер последнего явления, поскольку Конституция РФ только определяет основные права личности в сфере образования, не раскрывая их содержание и порядок реализации, что составляет предмет регулирования на законодательном, подконституционном уровне. «Конституционный нигилизм процветает порой и в юридических вузах: прежние представления о Конституции как чисто декларативном документе, а не Основном Законе прямого действия остаются ни к чему не обязывающей и во многом научно-педагогической догмой для заметной части преподавательского состава отраслевых юридических дисциплин» (цит. по: [8, c. 43—46]).
В литературе в качестве серьезной угрозы конституционной безопасности страны выделяют деятельность террористических, экстремистских организаций и группировок, которая в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально-политической и экономической ситуации в России [9, c. 16—22; 14, c. 34—37].
В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ). Подчеркнем, что ограничения прав и свобод возможны не только в целях обеспечения, например, безопасности государства, что отражает высшую ценность личности, ее прав и свобод и недопустимость их умаления в интересах обеспечения безопасности иных видов. Тем самым понятие «государственная безопасность» не вбирает в себя весь потенциал безопасности личности, общества и государства, определяющий предназначение обеспечения безопасности в конкретных правоотношениях.
Не имеет всеобъемлющего характера и потенциала, свойственного конституционной безопасности, и понятие «национальная безопасность». При этом законодатель, вводя данное понятие, ставил целью употребление более широкого и общего, интегрирующего понятия безопасности для всех видов общественных отношений. Так, например, согласно ст. 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации 2006 года «Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности» установлено, что Правительство РФ имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и выплатой ему соразмерной компенсации.
Данная цель законодателя прослеживается и в положениях о приоритетных направлениях развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности, в числе которых комплексное социально-экономическое развитие, развитие науки и технологий, создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение экологической безопасности, международное сотрудничество в Арктике, обеспечение военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ в этой зоне [21].
Отметим, что финансирование из федерального бюджета в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности осуществляется путем направления ассигнований органам прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, юстиции, системе исполнения наказаний, органам безопасности, пограничной службы, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности, миграционной политики, прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности и др. [24].
К различным аспектам национальной безопасности относят политическую, военную, информационную, экологическую, экономическую и общественную безопасность. При этом ученые отмечают весьма значительную роль политической безопасности в обеспечении национальной безопасности. В то же время данные исследователи определяют понятие политической безопасности как состояние защищенности основ конституционного строя, деятельности системы государственных органов и порядка государственного управления от реальных и потенциальных угроз, при котором обеспечиваются соблюдение прав и свобод граждан, социальных групп и баланс их интересов, стабильность, целостность и благоприятное международное положение государства. Как видно, политическая безопасность опирается на право и осуществляется в его пределах [3]. Таким образом, в ее содержании нет ничего, что нельзя было бы включить в понятие конституционной безопасности.
Одним из слагаемых национальной безопасности является экономическая безопасность, которая заключается в соблюдении и реализации национальных интересов как внутри, так и вне страны. Весьма эффективной мерой обеспечения экономической безопасности является контроль за вывозом капитала за пределы страны. Другими важнейшими элементами системы безопасности являются предотвращение и ликвидация экологических катастроф. Тем более что экологическая безопасность — это общемировая проблема, а не только одного государства. Каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную для жизни и здоровья экологию, что закреплено конституционно во многих государствах. Данное конституционное право обеспечивается экологической безопасностью.
К основным элементам национальной безопасности относится и обеспечение общественной безопасности. В этом плане думается, что проведение единой национальной политики является залогом обеспечения общественной безопасности. Одним из главных приоритетов для обеспечения общественной безопасности является бескомпромиссная борьба с преступностью, в том числе с ее организованными формами, коррупцией, терроризмом. К числу приоритетов общественной безопасности относятся регулирование демографических процессов, профилактика наркомании и алкоголизма [3]. Данная единая национальная политика вновь, повторим, будет направлена на обеспечение реализации основ конституционного строя и достижение норм-принципов, установленных в конституционных нормах.
Следующим аспектом национальной безопасности является информационная безопасность. Обеспечение информационной безопасности основано на конституционном установлении о защите сведений, составляющих государственные секреты страны [3], что вновь подчеркивает подконституционный характер данного правового института.
СТАТЬЯ БОЛЬШАЯ, ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ