УДК 343.85
Страницы в журнале: 112-114
А.А. САВЧЕНКО,
аспирант ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
научный руководитель:
М.А. БУГАНОВА,
кандидат юридических наук, зав. кафедрой теории и истории государства и права Института истории и права ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
В статье исследуется соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений. Конкретизируются общие и различные характеристики этих категорий на примере их определений в юридической литературе и иных источниках. Исследуется соотношение указанных терминов, определяется их связь с дефиницией «пресечение преступлений».
Ключевые слова: преступление, преступность, предупреждение преступлений, профилактика преступлений, пресечение преступлений.
The correlation of the concepts preventive measures and warning of crime in modern juridical doctrine
In article the parity of concepts preventive maintenance and prevention of crimes is investigated. The general and various characteristics of these categories on an example of their definitions in the legal literature and other sources are concretized. The parity of the specified terms is investigated; their communication with a definition «suppression» of crimes is defined.
Keywords: crime, сriminality, prevention of crime, warning of crime, preventive punishment.
Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя, следует найти иные способы противостояния ей. Так начинают формироваться категории профилактики преступлений и предупреждения преступлений.
На сегодняшний день в юридической доктрине наметились определенные противоречия в понимании данных правовых дефиниций. Исследования в этой сфере проводились В.Н. Кудрявцевым, А.И. Долговой, А.Н. Литвиновым, В.Д. Малковым, И.А. Уваровым и другими авторами. Некоторые из ученых соотносят указанные понятия как синонимы, другие же акцентируют внимание на различиях в трактовках этих терминов.
Рассмотрение сущности данных правовых институтов позволит выявить их индивидуальные характеристики, что даст возможность более четкого представления о них и, вероятно, более эффективного действия указанных явлений по сдерживанию преступности (системного подхода к реализации предупредительных действий на практике).
Поскольку основной задачей нашей работы является исследование дефиниций предупреждения и профилактики общественно опасных деяний, которые анализируются в тесной связи с понятиями преступления и преступности, необходимо отметить, что они должны рассматриваться применительно к понятию преступления, но не к преступности в целом. Предупреждение преступности как негативного объективно существующего в любом обществе социального явления практически невозможно. Но, осуществляя предупреждение преступлений, общество и государство в состоянии контролировать и сдерживать преступность, ее причины и условия, преодолевать наиболее разрушительные тенденции, защищать граждан и интересы общества от преступных посягательств.
Предупредить — значит «заранее принятыми мерами отвратить», «предохранить»[1]. Профилактика — «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка»[2].
Исходя из данных определений, можно предположить: либо указанные термины соотносятся авторами словаря как синонимы, либо профилактика является общим понятием, включающим в себя предупредительные меры (т. е. предупреждение преступлений).
В юридической литературе часто обсуждается теория предупреждения преступлений, которая представляет собой совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях выявления причин преступности и условий, ей способствующих; нейтрализации явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов, воздействующих на формирование антиобщественных черт у некоторых категорий лиц, влияя на условия их жизни и воспитания. Согласно данной теории предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой задач: первая — воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом; вторая — профилактика видов и форм преступного поведения, преступлений в различных сферах общественной жизни; третья — предупреждение совершения преступлений отдельными лицами[3].
Рассматривая определение теории предупреждения преступности, можно сделать иной вывод о сути рассматриваемых понятий, отличный от точки зрения С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой: либо авторы теории считают предупреждение и профилактику понятиями тождественными, либо в данном случае уже профилактика является частью предупреждения преступлений.
Вместе с тем в юридической литературе существуют также мнения о том, что «профилактика преступлений» и «предупреждение преступлений» есть термины совершенно разные. Так, о профилактике говорится применительно к пресечению конкретных преступлений, когда речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению и реагировании на эти факты. «В таком виде профилактика служит промежуточным звеном между предупреждением преступности и правоохранительной деятельностью»[4]. Также существует мнение, что предупреждение преступлений и профилактика преступлений соотносятся как род с видом[5].
Термины «предупреждение преступлений» и «профилактика преступлений», кроме их собственных взаимоотношений, связаны с понятием пресечения преступлений. Такой правовой институт, как предупреждение преступлений, лежит несколько в иной плоскости уголовной действительности (временной плоскости), нежели пресечение преступлений, поскольку имеет дело с созданием условий, отвращающих преступное деяние на более ранних сроках, чем покушение и даже приготовление к нему. Пресечение преступления в первую очередь представляет собой совокупность некоторых физических действий, направленных на упреждение совершения преступления. Предупреждение преступления должно иметь дело с определенными социальными процессами, обусловливающими деятельность индивида до совершения преступления, приготовления к нему и покушения, а также с рядом психологических аспектов сознания лица, которые должны оградить его от совершения противоправного деяния. Предупреждение преступлений связано с предохранением общества в целом и индивида в частности от возникновения предпосылок, негативно влияющих на поведение, способствующих перерастанию должного поведения в преступное. Профилактика преступлений сводится к своевременному обнаружению и искоренению указанных предпосылок. Соответственно, предупреждение преступлений должно носить общий характер, а профилактика — более индивидуальный.
Представляется, что профилактика преступлений по своей сущности более близка к предупреждению преступлений, нежели к их пресечению. Цель и профилактики, и предупреждения преступлений состоит в недопущении совершения противоправных поступков до приготовления к ним. Профилактика преступлений должна включать в себя в большей степени определенные физические действия, направленные на упреждение совершения преступлений. Например, выявление неблагополучных семей с целью недопущения совершения преступных деяний в отношении детей.
Предупреждение и профилактика преступлений имеют также разнящийся круг субъектов, их осуществляющих. Вопросы предупреждения преступлений лежат главным образом на федеральных органах законодательной и исполнительной власти. К компетенции указанных органов относится создание экономических (стабилизация экономики, обеспечение прожиточного минимума для бедных слоев населения, борьба с безработицей), правовых (устранение противоречий и пробелов законодательства, создание эффективных мер реализации прав и свобод граждан, своевременное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния), политических (развитие международного сотрудничества в сфере предупреждения и борьбы с преступностью, борьба с коррупцией и с неправомерным лоббированием частных интересов в органах власти) и других условий предупреждения преступлений. Деятельность федеральных органов законодательной и исполнительной власти должна создавать условия для раннего предупреждения преступлений. Именно эти субъекты предупредительной работы обладают наиболее широкими возможностями в разрешении вопросов организации предупреждения преступлений и координации деятельности других субъектов.
Профилактику преступлений необходимо отнести к компетенции массовых общественных организаций (молодежных формирований, профсоюзов, трудовых коллективов, религиозных организаций и иных объединений), действующих как в масштабах отдельных городов, районов, так и всего государства; и различных государственных служб и ведомств (комиссий по делам несовершеннолетних, административных комиссий). Деятельность общественных организаций должна включать осуществление задач социально-экономической и культурно-воспитательной профилактики преступлений. Цель функционирования указанных государственных организаций состоит в осуществлении задач индивидуальной профилактики преступлений (применение мер общественного воздействия к лицам с девиантным поведением, проведение индивидуальных и групповых бесед с ними).
Среди субъектов профилактики преступлений необходимо также отметить правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел. Их деятельность по пресечению и раскрытию преступлений оказывает большое значение в деле профилактики общественно опасных деяний, недопущении рецидива преступлений. К задачам органов внутренних дел относится индивидуальная работа, а также внедрение некоторых общих направлений профилактической деятельности на основе анализа состояния преступности.
Проанализировав понятийное соотношение профилактики преступлений и предупреждения преступлений, можно сделать вывод, что в юридической литературе данные категории однозначно не определены. Сложность в дифференциации этих терминов состоит в том, что нет четкого установления целей осуществления профилактики преступлений и предупреждения преступлений. Рассматриваемые категории имеют разный временной промежуток (относительно генезиса преступлений) применения предупреждения и профилактики общественно опасных деяний, а также несхожий круг субъектов, обладающих полномочиями и возможностями осуществлять предотвращение зарождения и развития негативного, социально опасного поведения граждан.
Литература
Виневский В.Н. Роль органов внутренних дел в профилактике правонарушений // Юридический мир. 2006. № 11.
Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). — М., 1980. — 176 с.
Исаров О.Б. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики преступлений // Российский следователь. 2007. № 22.
Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. — М., 1998. — 216 с.
Лекшас Дж. Уровни социального предупреждения преступности // Вопросы борьбы с преступностью. 2003. № 47.
Литвинов А.Н. Профилактика преступлений: от теории к практике. — М., 2003. — 160 с.
Малков В.Д. Криминология. — М., 2003. — 230 с.
Назарян Т.В. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений: Дис. … канд. юрид. наук. — Сочи: РГБ, 2005 (электронный текст). — 220 с.
Предупреждение преступлений и правонарушений в современной России: теория и практика: Материалы межрегион. науч.-практ. конф.,
г. Оренбург, 20—21 апреля 2006 г. / МВД РФ. Уфимский юридический институт. Оренбургский филиал (заочного обучения) / Редкол.: Ф.Б. Мухаметшин (пред., науч. ред.) и др. — Оренбург, 2007. — 456 с.
Ратинов А.Р. Юридическая психология и проблемы борьбы с преступностью // Вопросы борьбы с преступностью. 2003. № 38.
Уваров И.А. Пенитенциарная профилактика преступлений (основные понятия) // Россий-
ский следователь. 2006. № 7.
Библиография
1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1975. С. 564.
2 Там же. С. 593.
3 См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология. — М., 1997. С. 105—106.
4 Долгова А.И. Криминология. — М., 1997. С. 320.
5 См.: Ефименко Л.А. Криминологический анализ взаимосвязи правосознания и преступности несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005 (из фондов Российской государственной библиотеки). С. 116.