А.В. БУРЛАКОВ,
аспирант Российской правовой академии Минюста России
Анализ состояния криминальной ситуации в Российской Федерации свидетельствует о росте преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления (глава 30 УК РФ). Данная категория преступлений представляет повышенную степень общественной опасности.
Обращает на себя внимание существенный рост зарегистрированных служебных преступлений, в первую очередь преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и с превышением должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Так, в 1997 году было зарегистрировано 2848 фактов злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), в 1998 — 3157, в 1999 — 4176, в 2000 — 4797, в 2001 — 4133, в 2002 — 3816 и в 2003 году — 4400 фактов. Соответственно по ст. 286 УК РФ было зарегистрировано в 1997 году — 2153 факта превышения должностных полномочий, в 1998 — 2639, в 1999 — 3001, в 2000 — 3384, в 2001 — 3695, в 2002 — 5414 и в 2003 году — 6189 фактов.
По данным ГИЦ МВД России, в 2001 году всего было выявлено 23 208 преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления, из них 3411 преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ, и 1992 преступления, предусмотренных ст. 286 УК РФ.
В 2001 году по оконченным расследованием уголовным делам выявлено 5259 должностных лиц, совершивших преступления с использованием своего служебного положения, из которых привлечено к уголовной ответственности 3096 лиц, в том числе 1498 работников правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 1248, прокуратуры — 10, таможенной службы — 49, налоговой полиции — 17, судебной власти — 17.
Выявлено 1245 лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ, из которых привлечено к уголовной ответственности 647 лиц, в том числе 326 работников правоохранительных органов, из них со-трудников органов внутренних дел — 257, прокуратуры — 4, таможенной службы — 11, налоговой полиции — 6, судебной власти — 3. Преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ, совершили 1533 лица, из которых привлечено к уголовной ответственности 1290 лиц, в том числе 859 работников правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 761, таможенной службы — 3, налоговой полиции — 3, судебной власти — 61.
По сведениям ГИЦ МВД России, в 2002 году по оконченным расследованием уголовным делам выявлено 5205 должностных лиц, совершивших преступления с использованием своего служебного положения. Привлечено к уголовной ответственности 2961 лицо, в том числе 1354 работника правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 1186, таможенной службы — 44, налоговой полиции — 20, прокуратуры — 3, судебной власти — 20.
Выявлено 1057 лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 285 УК РФ; привлечено к уголовной ответственности 516 лиц, в том числе 244 работника правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 207, таможенной службы — 10, налоговой полиции — 4, судебной власти — 9. 1454 лица совершили преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ, из которых привлечено к уголовной ответственности 1180 лиц, в том числе 779 работников правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 720, прокуратуры — 2, таможенной службы — 5, налоговой полиции — 2, судебной власти — 2.
В 2003 году по оконченным расследованием уголовным делам выявлено 5155 должностных лиц, совершивших преступления с использованием своего служебного положения. Привлечено к уголовной ответственности 3600 лиц, в том числе 1635 работников правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 1415, прокуратуры — 7, таможенной службы — 64, налоговой полиции — 35, судебной власти — 17.
Выявлено 1008 лиц, совершивших преступления, квалифицируемые по ст. 285 УК РФ, привлечено к уголовной ответственности 693 лица, в том числе 338 работников правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 286, таможенной службы — 10, налоговой полиции — 8, судебной власти — 5.
1549 лиц совершили преступления, предусмотренные ст. 286 УК РФ, из которых привлечено к уголовной ответственности 1345 лиц, в том числе 893 работника правоохранительных органов, из них сотрудников органов внутренних дел — 816, прокуратуры — 3, таможенной службы — 6, налоговой поли-ции — 6, судебной власти — 5.
За период с января по декабрь 2004 года в МВД России было зарегистрировано 7911 преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ, при этом темпы прироста составили 27,8%. Всего выявлено 4531 лицо, совершившее преступления данной категории. Темпы прироста числа лиц, совершивших преступления указанной категории, составили 18,1%. По ст. 285 УК РФ зарегистрировано 5033 преступления, при этом темпы прироста составили 14,4%. Всего выявлено 1427 лиц, совершивших преступления этой категории. Темпы прироста числа лиц, совершивших такие преступления, составили 11,7%.
Необходимо учитывать высокую степень латентности служебных преступлений, объясняемую множеством причин, среди которых следует отметить сложность раскрытия и расследования данной категории преступлений, недостаточно четкую законодательную регламентацию составов служебных преступлений, неясность критериев отграничения служебных преступлений от иных правонарушений по службе, влекущих дисциплинарную либо административную ответственность.
Правоприменительная практика свидетельствует об осложнении криминальной обстановки, связанной с ростом преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов с превышением должностных полномочий.
Сравнительно-правовой анализ криминологической характеристики указанной категории должностных преступлений свидетельствует о наличии тенденции роста преступных деяний, связанных с превышением должностных полномочий сотрудниками органов внутренних дел, в частности, при регистрации и учете преступлений. Материалы прокурорских проверок состояния должностной преступности и организации противодействия ее проявлениям нередко содержат факты, когда сотрудники милиции оказывают воздействие на потерпевших, предлагая им уменьшить стоимость похищенного имущества до размера, не превышающего минимальный размер оплаты труда, после чего выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела за малозначительностью. Проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины сотрудников органов внутренних дел выявляют многочисленные факты сокрытия преступлений должностными лицами. Можно говорить о массовом характере нарушений законности сотрудниками органами внутренних дел при учете и регистрации преступлений и повсеместной практике укрытия преступлений.
Несмотря на наличие совместного приказа Генерального прокурора РФ и Министра внутренних дел РФ от 28.11.2001 № 1058/72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений», статистические данные об уровне преступности не соответствуют реальному положению дел. Определенное влияние на динамику этой статистики оказывают нарушения требований закона при разрешении в органах внутренних дел заявлений и сообщений о совершенных преступлениях.
По-прежнему основными способами укрытия преступлений от регистрации являются: незаконный отказ в возбуждении уголовного дела (при наличии явных признаков преступления либо при отсутствии достаточных данных для принятия законного решения); отказ в регистрации сообщений о преступлении (списание соответствующих сообщений в номенклатурные дела либо прямое уклонение от их регистрации в учетных документах ОВД); направление в мировые суды заявлений о преступлениях публичного обвинения; уклонение от выделения уголовных дел (в отношении сбытчиков наркотиков, оружия и т. п.).
Помимо так называемых традиционных способов укрытия преступлений от учета и регистрации органы прокуратуры выявляют и другие. С 1998 по 2003 год прокурорами в органы внутренних дел внесено более 30 тыс. представлений по вопросам нарушения законности; по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 15 тыс. работников милиции. Вместе с тем существенно увеличилось число уголовных дел, возбужденных по фактам укрытия преступлений от учета и регистрации. По всем подобным фактам проводятся проверки и принимаются решения в порядке статей 144,145 УПК РФ. При этом соответствующая юридическая оценка дается действиям не только рядовых исполнителей, но и руководителей ОВД, причастных к допущенным нарушениям закона.
В январе—мае 2005 года к уголовной ответственности за преступления по службе при рассмотрении сообщений, регистрации и учете преступлений привлечено 290 сотрудников милиции, уголовные дела в отношении которых направлены в суды. Существенно увеличилось число уголовных дел, возбужденных в отношении руководителей ОВД.
Наиболее типичным является привлечение руководителей ОВД к уголовной ответственности по статьям 285, 292 УК РФ за систематическое утверждение заведомо незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом руководители ОВД действуют из личной заинтересованности, выражающейся в нежелании ухудшать показатели раскрываемости преступлений. Кроме того, при утверждении постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел они не проводят собеседований с заявителями, изменившими свои первоначальные объяснения, с целью выявить причины таких изменений.
В ряде субъектов Российской Федерации практикуется привлечение к административной ответственности лиц, совершивших уголовные преступления. В ходе проверок административной практики прокурорами были выявлены случаи сокрытия не только краж, хулиганства, побоев, но и преступлений, предусмотренных статьями 146, 159, 161, 167, 228-1, 326, 327-1 и др. Например, прокуратурой Волгоградской области выявлен факт систематического сокрытия преступлений от учета путем внесения в журнал учета искаженных сведений о фамилиях и адресах заявителей, обратившихся в милицию по телефону 02. В результате в журнале отражалось, что по результатам выезда поступившее заявление не находило подтверждения в связи с неустановлением заявителя.
В ряде регионов (Свердловская, Курская области) выявленные одновременно в одном и том же месте случаи хищения нескольких однородных предметов (к примеру, изделий из цветных металлов) сотрудниками городских и районных органов внутренних дел регистрируются отдельно. В итоге по каждому подобному факту выносится отдельное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с тем, что стоимость похищенного предмета не превышает одного МРОТ.
Результаты проведенного анализа наглядно свидетельствуют о состоянии законности в органах внутренних дел на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
За период с января по май 2005 года органами дознания и следствия МВД России принято свыше 1 млн 650 тыс. решений об отказе в возбуждении уголовных дел, из которых более 250 тыс. отменено прокурорами в порядке надзора. На учет поставлено 58 457 ранее известных, но не зарегистрированных преступлений. В частности, по результатам выборочных проверок в Тульской области выявлено и поставлено на учет 54 сокрытых преступления, в Тамбовской области — 105.
Библиография
1 Здесь и далее все сведения приводятся по сборникам: Статистические материалы МВД России. Форма № 1 «Отчет о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях». 2001, 2002, 2003, 2004 гг. // Данные ГИЦ МВД России.