УДК 347.176.2
Страницы в журнале: 40-43
Ю.Е. УЛЬЯНОВА,
аспирант Сибирского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ulianovajulia@mail.ru
Анализируется практика социальной и экономической адаптации иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации с целью обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Приводятся аналитические данные Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Новосибирской области. Предлагаются меры по совершенствованию миграционного законодательства.
Ключевые слова: адаптация иностранных граждан, мигранты, иностранные студенты, миграционное законодательство.
Social and Economic Adaptation of Foreign Students Arrived in the Russian Federation (Based on the Materials of the Department of Federal Migration Service of Russia in Novosibirsk Region)
Ulyanova Yu.
The article analyzes the practice of social and economic adaptation of foreign nationals coming to the territory of the Russian Federation for the purpose of training in educational institutions of higher education. The analytical data of the Federal Migration Service of the Russian Federation in the Novosibirsk region. The author proposes the measures to improve immigration laws.
Keywords: adaptation of foreigners, immigrants, foreign students, migration law.
Иностранные граждане, пожелавшие обучаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на территории Российской Федерации, в частности в Новосибирской области, сталкиваются с множеством проблем в части социальной и экономической адаптации.
Так, население Новосибирской области размещено по территории очень неравномерно, как и в большинстве восточных регионов России. Столица области г. Новосибирск — третий в стране по численности населения (1,473 млн человек) и крупнейший город в азиатской части России. В нем сосредоточено более половины всего населения, или 55,3% городских жителей области.
По данным Новосибирскстата, численность населения области уменьшилась за 2002—2010 гг. на 26,4 тыс. человек — в основном за счет естественной убыли (превышение числа умерших над числом родившихся), установившейся с 1992 года[1].
С 2011 года наблюдается значительный прирост населения: так, по состоянию на 1 апреля 2012 года численность населения составляет 2686,9 тыс. человек, что на 20 тыс. превышает показатели 2011 года. Рост численности населения обусловлен изменениями, внесенными в систему формирования статистических данных: стали учитываться иностранные граждане, проживающие на территории региона более 9 месяцев.
В Новосибирской области, как и в России в целом, происходит сокращение численности населения в результате ухудшения здоровья, высокой смертности и низкой рождаемости при резком снижении качества воспроизводства населения. Так, в 2011 году естественная убыль населения составила около 1,5 тыс. человек, вместе с тем миграционный прирост населения в целом составил более 21 тыс. человек, большая часть из них — это граждане ближнего и дальнего зарубежья, пожелавшие связать свою дальнейшую жизнь с Российской Федерацией и получить определенный правовой статус. Основной приток населения происходит из республик Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан.
Внутренние межрегиональные миграционные потоки в Новосибирскую область в пределах Российской Федерации увеличились в 2011 году более чем на 8 тыс. человек, за январь-февраль 2012 года составили 2788 человек. Это подтверждает тот факт, что Новосибирская область продолжает быть привлекательной для населения.
Анализ приведенной информации позволяет сделать вывод, что на современном этапе миграционный прирост населения и его равномерное распределение зависят в полной мере от экономической привлекательности территории расселения, от создания благоприятных условия для адаптации и интеграции различных категорий мигрантов, а также государственного регулирования миграционных потоков в Российскую Федерацию из иностранных государств.
Президент РФ в своих выступлениях особое внимание уделяет миграционной политике. В частности, наше внимание привлекло следующее его высказывание: «Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались без гражданства в своей собственной стране…»[2], т. е. он говорит о том, что Россия должна принимать мигрантов. Однако, к сожалению, реальная государственная миграционная политика ориентирована на решение противоположных задач: ужесточение режима пребывания и препятствование безболезненному обустройству мигрантов в России.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регламентируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ).
Исходя из основ правового положения иностранных граждан в Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Такими случаями являются различного рода отношения, определенные государством как внутренние, т. е. не распространяющиеся согласно нормам международного права на другие государства. К таким отношениям в России может относиться реализация иностранными гражданами возможности на участие в отношениях, связанных с обучением.
Все иностранные граждане, прибывающие на территорию Российской Федерации, делятся на тех, кто приехал по визе, и тех, кто прибыл в порядке, не требующем получения визы, в большинстве своем это жители стран Содружества Независимых Государств.
Документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, — приглашение на въезд в Российскую Федерацию. В соответствии со ст. 17 Закона № 115-ФЗ образовательным учреждениям предоставлено право ходатайствовать перед уполномоченными организациями о выдаче приглашений иностранным гражданам на въезд в Россию в целях обучения.
Принимающее иностранного студента учебное заведение г. Новосибирска ходатайствует об оформлении приглашений перед Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации (далее — УФМС России) по Новосибирской области. При этом в Письме Рособразования от 16.06.2008 № 13-55-1076 «О порядке выдачи приглашений иностранным гражданам на въезд в Россию в целях обучения»[3] сообщается, что в графе «Цель въезда» должно быть указано: для студентов, в том числе подготовительных факультетов, — «учеба», для аспирантов — «аспирантура», для стажеров и лиц, принятых на повышение квалификации, — «стажировка».
Если обучение проводится за счет средств федерального бюджета, после получения оформленных бланков приглашений вузы должны направлять их в Управление международного образования и сотрудничества Рособразования для последующей передачи в российские посольства соответствующих стран с целью оформления въездных виз принятым на обучение.
За выдачу приглашения на въезд в Российской Федерации иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении государственная пошлина не взимается. Однако образовательное учреждение обязано в течение 7 рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина направить извещение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами образования, а также в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, регулирующего проблемы миграции. Далее орган миграционного учета производит необходимые для фиксации представленных сведений действия и предоставляет представителю вуза отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания. Вуз передает данную отрывную часть иностранному студенту.
В случае успешной сдачи вступительных экзаменов для дальнейшего процесса обучения иностранного гражданина принимающая сторона независимо от визового режима въезда обязана принять меры к своевременному продлению срока пребывания на территории Новосибирской области иностранного гражданина.
В 2011 году территориальными подразделениями УФМС России по Новосибирской области всего было поставлено на миграционный учет 222 590 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2010 года.
Из числа молодежи, обучающейся в вузах Новосибирска и Новосибирской области, на миграционный учет поставлено 8 548 иностранных граждан, что составляет 3,8% от общего числа взятых на миграционный учет.
Только за 1 квартал 2012 года постановлено на миграционный учет 49 675 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них иностранных студентов 2 975, что составляет 5,9% от общего количества поставленных на миграционный учет[4].
Достаточно высокий уровень прибывающих иностранных граждан с целью обучения в Новосибирске в первую очередь связан с большим притоком различных категорий мигрантов, многие из которых приезжают с детьми, желающими обучаться в вузах, в связи с чем вопросы обучения, а также социальной и экономической адаптации иностранных студентов средствами образования получили свое отражение в утвержденном на территории области постановлении Губернатора Новосибирской области от 06.07.2007 № 274 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом»[5].
Также в связи с Указом Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»[6] (далее — Программа) на местном уровне продолжается утверждение региональных программ.
С целью создания благоприятных условий для реализации соотечественниками права на добровольное переселение в рамках и на условиях Программы Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области дополнительно предусмотрен ряд мероприятий в части оказания содействия в тpудоустpойстве студентов-соотечественников, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации и обучающихся в вузах Новосибирска, a также помощи в профессиональной подготовке специалистов из числа соотечественников в учреждениях высшего профессионального образования. Также принято решение активизировать работу по пропаганде и разъяснению положений Программы среди соотечественников-студентов новосибирских вузов c целью вовлечения их в число участников региональной Программы. B 2012 году на учет в качестве участников Программы поставлено 13 (за период реализации Программы — 69) студентов очной формы обучения.
При исследовании вопросов адаптации мигрантов необходимо рассмотреть проблему владения русским языком, ведь многие иностранные студенты, которые пожелали обучаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования на территории России, не знают русского языка. Сравнительный анализ знания русского языка показывает, что граждане стран СНГ быстрее проходят языковую адаптацию. Данная особенность связана с тем, что семьи, в которых воспитывались дети, проживали в Советском Союзе и являются русскоязычными. При этом противоположная ситуация складывается с гражданами дальнего зарубежья, которым очень тяжело дается усвоение языка даже на бытовом уровне, и первоначально они сталкиваются с проблемой понимания лекционного материала, специальных терминов, а также с различными административными барьерами. Данная проблема обусловливает необходимость разработки специальных учебных программ и пособий, повышения квалификации и переподготовки преподавателей, усиленной работы по воспитанию иностранных студентов в духе толерантности к традициям и культуре нашей страны.
К сожалению, ввиду того, что на федеральном уровне эти проблемы не всегда находят должное отражение в законодательных актах, считаем необходимым решить вопрос, связанный с этнокультурным воспитанием иностранных студентов.
На основании изложенного предлагаем с целью продвижения экспорта российских образовательных услуг иностранным гражданам, пребывающим в Российскую Федерацию на основании обыкновенной рабочей визы и в достаточной мере владеющих русским языком, разрешить обучаться в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по вечерней и заочной формам обучения, а также расширить возможности трудоустройства иностранных граждан, обучающихся в российских образовательных учреждениях профессионального образования.
В данном случае иностранный гражданин фактически будет пребывать на территории Российской Федерации по двум целям въезда: работа по найму и учеба. А значит, по действующему административному законодательству он будет подлежать административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года (далее — КоАП РФ).
В этой связи считаем необходимым ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ дополнить предложением следующего содержания: «за исключением случаев, когда иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию по обыкновенной рабочей визе и обучается в образовательных учреждения на территории Российской Федерации».
Кроме того, согласно п. «с» и «е» ст. 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года (СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума ВС СССР от 02.07.1962 № 254-VI; далее — Конвенция) в целях ликвидации или предупреждения дискриминации, подпадающей под определение, данное в Конвенции, государства, являющиеся сторонниками последней, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам, а также в том, что касается платы за обучение, предоставления стипендий и любой другой помощи, не допускать никаких различий в отношении к иностранным гражданам со стороны государственных органов, кроме различий, основанных на их успехах или потребностях.
В данном случае затрагивается и чисто экономический момент, в значительной степени влияющий не только на интеграцию и адаптацию мигрантов, но и на перспективу их выживания и нахождения путей объединения с местным населением. У людей, которые приезжают, естественно, главная цель — выжить, заработать, построить жилье, однако в современном обществе эта цель просто не достижима без получения высшего образования. Так, приезжающие иностранные граждане стремятся не только работать, но и учиться. В связи с этим необходимо формировать такое законодательство, которое предусматривало бы возможность продления срока пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на период обучения без необходимости выезда из страны в случае перевода из одного образовательного учреждения в другое либо при переходе с одной образовательной программы на другую. Опять же сейчас максимальный срок пребывания составляет 1 год.
В целях расширения возможности трудоустройства обучающихся в Российской Федерации иностранных граждан следует разработать законопроект, предусматривающий право на осуществление трудовой деятельности в свободное от учебы время без получения дополнительных разрешений в образовательных учреждениях, в которых они обучаются, либо в хозяйственных обществах. Сейчас такое разрешение необходимо, а значит, право иностранного студента самостоятельно зарабатывать на свое образование законом ущемлено.
В случае принятия указанных выше изменений в законодательные акты Российской Федерации будет создана основа для формирования механизма адресной работы с иностранными студентами; также это позволит не только увеличивать ряды квалифицированных кадров, но и оптимизировать трудовую миграцию в целях сохранения, накопления и развития интеллектуального потенциала Российской Федерации.
Вместе с тем в отношении иностранных граждан упомянутых категорий необходимо сохранить предусмотренный законодательством Российской Федерации комплекс мер, регулирующих вопросы их въезда и пребывания в России: визовый режим (там, где он предусмотрен), наличие приглашений и гарантий от работодателей, ответственность работодателей, миграционный учет, что позволит государству в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в полном объеме осуществлять функции по контролю и надзору за мигрантами.
Библиография
1 URL: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/statistics/population/
2 URL: http://www.mhg.ru/publications/23ABB61
3 Администратор образования. 2008. № 17.
4 См.: Аналитическая справка основных направлений деятельности Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области за 2012 год и 1 квартал 2012 г. // Архив УФМС России по Новосибирской области.
5 Советская Сибирь. 2007. № 139.
6 Российская газета. 2012. № 213.