УДК 343.81
Страницы в журнале: 105-108
И.А. Жилко,
соискатель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета Россия, Екатеринбург mirina.zhilko@usla.ru
Рассматриваются социально-демографические особенности, характеризующие категорию осужденных женщин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в российских следственных изоляторах. Отмечается, что учет данных особенностей необходим в процессе совершенствования отечественной уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: осужденные женщины, следственные изоляторы, отряды хозяйственного обслуживания, социально-демографическая характеристика, труд, уголовное наказание.
Факторы, влияющие на преступность в обществе, в первую очередь продиктованы существующими социальными и экономическими условиями. Причины женской преступности — это прежде всего тяжелое финансовое и материальное положение, низкий уровень образования, ухудшение здоровья, безработица (которая в период кризиса в большей степени коснулась женщин), непрофессионализм. И хотя эти факторы оказывают влияние на уровень преступности представителей обоих полов, на женщин они влияют гораздо сильнее. Женская преступность в России в последние годы стабильно составляет около 15% от общего числа выявленных преступлений [1].
Необходимость изучения личностных особенностей осужденных к лишению свободы, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в следственных изоляторах УИС России (далее — СИЗО), проистекает из норм и положений действующего уголовно-исполнительного законодательства. В частности, ч. 4 ст. 109 Уголовно-исполнительного кодекса РФ содержит правовую норму, согласно которой «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений». Помимо этого при избрании каждому осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения все суды общей юрисдикции руководствуются четко определенными в законодательстве критериями: пол, возраст, состояние здоровья, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, срок лишения свободы и гражданство (подданство) осужденного[1].
Научный интерес представляют социально-демографические характеристики осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы и задействованных на работах по хозяйственному обслуживанию СИЗО.
В настоящий момент в отрядах хозяйственного обслуживания состоят как мужчины, так и женщины. На конец 2015 года в числе 7715 осужденных, отбывающих наказание в отрядах по хозяйственному обслуживанию, было 1928 лиц женского пола[2] . Удельный вес лиц женского пола среди всех осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания относительно невелик и составляет 8% от общего числа осужденных. Среди других категорий осужденных, отбывающих наказание в порядке статей 74, 77 и 77.1 УИК РФ, женщин практически нет (менее 0,5%).
Небольшое количество женщин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в СИЗО, обусловлено двумя основными факторами. Во-первых, женщины, как правило, совершают менее социально опасные и менее тяжкие преступления, нежели мужчины; в преступных группировках они занимают второстепенное положение и значительно реже, чем мужчины, совершают тяжкие насильственные преступные деяния. Во-вторых, суды назначают женщинам менее строгие наказания, не связанные с лишением свободы, — исправительные работы. Более того, в отношении значительной части женщин, особенно тех, у которых имеются дети до 14 лет, а также в отношении беременных женщин применяются такие меры, как отсрочка отбывания наказания и назначение условного срока.
Важным параметром в характеристике личности осужденных женщин, находящихся в СИЗО, является возраст, с которым в науке связывается уровень развития и стадия формирования личности человека. Анализ практики деятельности российских следственных изоляторов показывает, что при проведении индивидуальной воспитательной работы в обязательном порядке должны учитываться возрастные особенности осужденных.
Изучение данных о возрасте осужденных женщин, отбывающих наказание в отрядах хозяйственного обслуживания СИЗО, показывает, что 70% осужденных принадлежит к возрастной группе от 25 до 55 лет. Осужденные женщины, содержащиеся в исправительных колониях общего режима, значительно моложе осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в СИЗО: в исправительных колониях общего режима лица в возрасте от 18 до 25 лет составляют в среднем 30%. Среднее число женщин аналогичной возрастной категории в отрядах хозяйственного обслуживания СИЗО не превышает 10%, что на 20% меньше, чем в исправительных колониях общего режима.
Демографические данные о возрасте осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в СИЗО, свидетельствуют о явном доминировании среди них лиц среднего и старшего возраста (от 25 до 50 лет). Это объясняется тем, что большая часть востребованных в СИЗО специальностей (повар, парикмахер и др.) предполагает наличие определенной профессиональной квалификации и опыта. Доля осужденных женщин возрастной группы старше 55 лет как в исправительных колониях общего режима, так и в СИЗО невелика, поскольку данная группа осужденных наименее криминогенна: среди них преобладают лица, совершившие незначительные по тяжести преступления, поэтому администрация СИЗО охотно допускает их зачисление в отряд хозяйственного обслуживания. Однако здесь можно отметить некоторую особенность: среди осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в следственных изоляторах, нет лиц старше 60 лет, так как их попросту не зачисляют в отряды хозобслуги, за исключением осужденных, относящихся к специалистам высокой квалификации.
Исследование брачно-семейного положения женщин, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы и находящихся в СИЗО, представляет интерес для специалистов в области уголовно-исполнительного права потому, что сведения о брачно-семейном статусе, распаде либо сохранении семьи после осуждения весьма значимы при выборе средств, форм и методов проведения исправительно-воспитательной работы. Эти сведения являются важным критерием при дифференциации, градации и типологизации осужденных к лишению свободы, содержащихся в СИЗО.
В целом характеристика брачно-семейного положения женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы в СИЗО, подтверждает вывод, содержащийся во многих современных исследованиях по уголовно-исполнительному праву: «У осужденных с распавшимися семьями либо не состоящих в браке перспективы исправления и реализации других целей наказания значительно сужены» [2].
Как правило, на практике состоящие в браке и имеющие семью осужденные стремятся своим поведением заслужить различные поощрения: дополнительное свидание, дополнительные передачи, посылки и бандероли, условно-досрочное освобождение от наказания. Они старательно и добросовестно трудятся, допускают меньше нарушений режима.
В настоящее время состоят в браке 32% из общего числа осужденных женщин, отбывающих в СИЗО уголовное наказание в виде лишения свободы, не состоят в браке 52%, а у 16% женщин после назначения наказания в виде лишения свободы семья распалась.
Для сравнения: в исправительных колониях общего режима более 58% осужденных женщин не состоят в браке, а у 18,5% женщин семья распалась после осуждения. Доля осужденных, не имеющих семей, высока у молодых осужденных женщин (67%), так как в большинстве случаев браки заключаются именно в возрасте 18—25 лет, и серьезной преградой на этом пути становится наказание в виде лишения свободы.
Несмотря на неблагополучное семейное положение осужденных женщин, в настоящее время распад их семей происходит реже. В этом отношении наметилась положительная динамика: с 2009 года отмечено почти в 1,5 раза больше сохранившихся семей, чем распавшихся [1].
Практика назначения и отбывания наказания свидетельствует о том, что осужденные, находящиеся в СИЗО, отбывают наказание в виде лишения свободы в том же населенном пункте, где проживали до своего осуждения. Это обстоятельство во многом способствует сохранению семьи и брачных связей. На сохранение и поддержание брачно-семейных отношений оказывают влияние и такие факторы, как уровень образования и профессиональной подготовки осужденных. Исследования показывают, что уровень образования является важным антикриминогенным фактором и необходимым условием для исправления всех категорий осужденных и их дальнейшего правопослушного поведения после освобождения. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, характеризуются более высокими показателями по критерию состояния в браке и более крепкими семейными связями. Процент сохранения семей после осуждения у них значительно выше, чем у лиц со средним профессиональным, средним или неполным средним образованием.
Наличие семьи благоприятно сказывается на развитии и поддержании осужденными прежних общественных связей. При этом сохранение социально полезных отношений зависит прежде всего от желания самих осужденных реализовывать предусмотренные законом нормы и возможности. Осужденные, состоящие в браке и имеющие семьи, стремятся максимально использовать предоставляемые им законом права (право на получение свиданий, посылок, передач, выезда в отпуск за пределы СИЗО и др.), поэтому, думается, деятельность персонала и администрации СИЗО должна быть ориентирована на восстановление и поддержание социально полезных связей осужденных прежде всего с их семьями, родственниками и друзьями.
Уголовно-исполнительная статистика показывает, что за последние десятилетия уровень образования осужденных женщин существенно вырос. Если в 1989 году средний образовательный уровень осужденных женщин составлял 11,8%, то при проведении последней переписи осужденных он составил уже 27,3%. Доля осужденных женщин, имеющих высшее образование, в 1989 году составляла 2,7%, а в 2009 году — 3,6% [1]. Наиболее высокий образовательный уровень наблюдается у осужденных женщин, принадлежащих к возрастной группе от 40 до 49 лет, наиболее низкий — у женщин в возрасте до 25 лет.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что доля осужденных женщин, имеющих только общее среднее образование, превышает все другие показатели по всем возрастным группам. Думается, что это связано прежде всего с наличием такой особенности отбывания наказания в СИЗО, как отсутствие возможности повышать свой образовательный уровень, поскольку в СИЗО осужденным не обеспечивается получение ни общего, ни профессионального, ни тем более высшего профессионального образования.
Данную ситуацию следует считать неприемлемой: таким образом в российских СИЗО нарушается конституционное право на образование. Учитывая возможность снижения образовательно-профессионального уровня осужденных, находящихся в СИЗО, администрация следственных изоляторов должна ставить задачи по скорейшей организации учебно-консультационных пунктов для осужденных и приема у них экзаменов в дистанционной форме и в режиме экстерна. Решение вышеуказанных задач будет способствовать более эффективному процессу перевоспитания и исправления осужденных и их социальной реабилитации.
Отношение к работе, учебе, труду, наличие поощрений — это те показатели, которые формируют общую характеристику осужденных. Исследования показывают, что степень исправления женщин, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, выше, чем мужчин, поэтому реформа уголовно-исполнительной системы должна быть направлена на поддержание их социальных связей и достижение ими позитивных жизненных целей.
Прогнозируя направления совершенствования отечественной уголовно-исполнительной системы, следует учитывать социально-демографические особенности, характеризующие категорию осужденных женщин, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в СИЗО: это поможет определить наиболее криминогенные категории осужденных женщин, нуждающиеся в более интенсивном исправлении и перевоспитании, а также правильно вы-брать необходимые формы и методы индивидуальной и личностно ориентированной исправительно-воспитательной работы.
Список литературы
1. Осужденные и содержащиеся под стражей в России. По материалам специальной переписи осужденных лиц, содержащихся под стражей 12—18 ноября 2009 г. / под общ. ред. Ю.И. Калинина, под науч. ред. В.И. Селиверстова. М., 2012. С. 461—569.
2. Разбирин В.В. Исполнение наказания в исправительных колониях общего режима: дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2001.
3. Уголовно-исполнительное право России: учеб. / под ред. А.И. Зубкова. М.: Инфра-М; Норма, 1997.
4. Уголовно-исполнительное право: учеб. / под ред. А.И. Зубкова М.: Инфра-М; Норма, 2000.
5. Уголовно-исполнительное право России: учеб. / отв. ред. А.С. Михлин. М.: Высшее образование, 2008.
6. Упоров И.В. Правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998.
Библиография
1 В Российской Федерации иностранные граждане отбывают наказание в виде лишения свободы в специализированных исправительных колониях.
2 Данные официальной аналитической справки, предоставленной Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний.