УДК 343.346.1
Страницы в журнале: 145-149
О.А. Бойко,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России Россия, Омск
С.Л. Панов,
кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России Россия, Омск spanov1960@mail.ru
Рассматриваются проблемные вопросы деятельности отечественных предпринимателей по перевозке пассажиров маршрутными такси, исследуются социально-правовые аспекты данного вида бизнеса, и предлагаются меры по совершенствованию работы маршрутных такси.
Ключевые слова: маршрутное такси, пассажирские перевозки, правовые аспекты перевозок, перевозки такси.
Одна из важнейших характеристик пассажирских перевозок — их безопасность. Необходимыми условиями обеспечения безопасности массовых пассажирских перевозок являются исправные пассажирские транспортные средства, соответствующие дорожным условиям и объему перевозок; высокая квалификация и дисциплинированность водителей и всего служебного персонала; исправные дороги с необходимым обустройством; рациональная организация движения.
В решении этой задачи большое значение имеют перевозки пассажиров маршрутными такси (далее — МТ). Это связано, прежде всего, с тем, что маршрутные таксомоторные перевозки обеспечивают сочетание быстроты доставки, свойственной такси, с низкой стоимостью поездки, свойственной автобусам [13, с. 31].
Деятельность МТ осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации: федеральных законов № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [16], № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [15] (далее — Закон № 196-ФЗ); постановлений Правительства РФ № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [9], № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» [10] (далее — Постановление № 280), № 1090 «О правилах дорожного движения» [11].
В перечисленных законах содержатся различные требования к деятельности водителя МТ: например, МТ должно останавливаться на остановках и в местах, не запрещенных Правилами дорожного движения (далее — ПДД), движение следует осуществлять по графику, на остановках должны быть таблички с номером маршрута и интервалом движения; внутри салона необходимо разместить положенную по закону информацию и т.д.
В настоящее время быстрый рост перевозок пассажиров МТ вызвал целый ряд социальных и правовых проблем, о которых и пойдет речь в данной статье.
К проблемным аспектам деятельности МТ относятся следующие [6]:
1. Сегодня, несмотря на то что число МТ постоянно растет, качество обслуживания пассажиров практически не улучшается. Зачастую остановки МТ совпадают с остановками маршрутизированного городского общественного транспорта, что усложняет работу водителей, увеличивает время простоя на промежуточных остановках, повышает аварийность и ухудшает экологическую обстановку. Стремление водителей МТ к максимальной прибыли, а следовательно, и к максимальной загрузке транспортного средства иногда приводит к тому, что МТ не отправляются с конечных остановок до заполнения, и это делает время поездки менее предсказуемым [14].
2. Анализ деятельности МТ свидетельствует о недостаточно высокой профессиональной подготовленности и отсутствии должного опыта работы некоторых водителей, которым в ходе перевозки пассажиров приходится фактически одновременно осуществлять действия по управлению МТ, получению платы за проезд (как правило, по ходу движения), контролю и отслеживанию пассажиров, не заплативших за поездку, анализу наличия потенциальных пассажиров на остановках и вдоль проезжей полосы, реагированию на просьбы в салоне об остановках. Кроме того, в ряде регионов страны выявлены факты управления МТ лицами, приехавшими в страну в поисках работы и не имевшими российской регистрации, а также права на осуществления квотируемой трудовой деятельности [7].
3. Перевозка людей относится к наиболее ответственным видам перевозок, обеспечение безопасности которых в значительной мере зависит от профессионализма и персональной ответственности водителей. К сожалению, некоторые водители МТ в условиях жесткой конкуренции в погоне за выручкой нередко нарушают ПДД. Наиболее распространенными нарушениями ПДД, допускаемыми водителями МТ, за которые Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) [3] предусмотрена ответственность, являются:
— нарушение правил применения ремней безопасности (ст. 12.6);
— превышение установленной скорости движения (ст. 12.9);
— нарушение правил маневрирования (ст. 12.14);
— нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги (ст. 12.15);
— нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства (ст. 12.19);
— нарушение правил перевозки людей (ст. 12.23);
— нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства (12.36).
4. В соответствии с положениями ст. 19 Закона № 196-ФЗ обязанность по поддержанию маршрутки в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортного средства либо на лиц, эксплуатирующих ее. Запрещается эксплуатация маршрутки при наличии у нее технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей МТ, при которых запрещается их эксплуатация, определяются ПДД: например, в МТ должна быть исправна тормозная система, фары, стеклоочиститель, огнетушитель, не заблокирован запасный (аварийный) выход и др.
Стремление к высокой прибыли приводит к тому, что отдельные водители МТ экономят на качественном ремонте транспортного средства, а также выходят в рейс на технически неисправной машине, что может повлечь причинение вреда здоровью пассажиров различной степени тяжести, а в исключительных случаях привести к гибели людей.
За управление неисправным МТ предусмотрена юридическая ответственность. Так, согласно диспозиции ст. 12.5. КоАП РФ предусмотрена ответственность водителя за управление МТ при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация данного транспортного средства запрещена. В ряде случаев за управление неисправным МТ может наступить и уголовная ответственность, предусмотренная ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), — за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека.
5. Для наемных водителей МТ установлена определенная денежная сумма, которую они должны сдать владельцу транспортного средства. Кроме того, расходы на ремонт, бензин, как правило, оплачивают сами водители. Поэтому, чтобы заработать, им приходится управлять такси фактически без отдыха по 12—14 часов в день. Работа в таком режиме нередко приводит к потере концентрации внимания, утомляемости и снижению быстроты реакции водителя, не позволяет адекватно оценивать дорожную обстановку, что может привести к ДТП. В некоторых регионах страны должный контроль над количеством времени, проведенным за рулем водителем МТ, фактически отсутствует.
Кроме того, в ходе проверок, осуществляемых правоохранительными органами и контролирующими структурами, установлены факты непрохождения отдельными водителями МТ предрейсового медицинского осмотра, а следовательно, такая ситуация представляет опасность не только для пассажиров МТ, но и для всех участников дорожного движения [4, с. 52—53].
6. Невысокий уровень безопасности работы МТ, обусловленный недостаточными эксплуатационными свойствами автомобиля (в основном это отечественные «ГАЗели»), ухудшением его технического состояния в процессе эксплуатации, плохими дорожными и сложными климатическими и погодными условиями в большинстве регионов страны.
Нередки случаи, когда салон МТ подвергается переустройству (изменению динамических характеристик) с целью увеличения вместимости, при этом пассивная безопасность пассажиров ухудшается [2, с. 9]. Кроме того, в погоне за выручкой отдельные водители маршруток в нарушение установленных правил перевозят стоящих пассажиров, непосредственно подвергая их жизнь опасности.
7. Изучение деятельности МТ показывает, что существует практика невыдачи билетов пассажирам. Это, с одной стороны, является правонарушением с точки зрения сокрытия доходов от налогообложения (данные действия владельца МТ попадают под санкцию ст. 199 УК РФ), а с другой стороны, в случае ДТП затрудняет получение гражданами компенсационных выплат от транспортной организации за причиненный вред.
8. Еще один важный момент в деятельности МТ: микроавтобусы имеют меньшую степень защиты пассажиров в случае ДТП, чем другие виды общественного транспорта. Согласно данным проведенного сотрудниками ВЦИОМ опроса пассажиров общественного транспорта, именно МТ россияне признают самым опасным видом транспорта [1].
9. При осуществлении движения по маршруту отдельные водители отказываются останавливаться по требованию пассажиров в месте, где это не запрещено ПДД. Такие действия водителей МТ в соответствии с положениями Постановления № 280 являются незаконными и влекут административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ — за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Нарушителем лицензии в данном случае будет предприниматель, имеющий соответствующую лицензию на перевозку пассажиров: если он и водитель — это одно лицо, то привлекут водителя, если же водитель — наемный работник, то к административной ответственности будет привлечен держатель лицензии.
10. В регионах функционирование МТ связано с частыми случаями коррупции. К мерам по совершенствованию деятельности МТ в сфере перевозки пассажиров следует отнести [5; 8; 12]:
1. Принятие разработанного Министерством транспорта Российской Федерации федерального закона «О регулировании деятельности маршрутных такси».
2. Регулярное проведение профилактического мероприятия «Маршрутное такси» в целях:
— снижения аварийности и повышения уровня безопасности перевозки пассажиров;
— выявления фактов непрохождения водителями МТ предрейсового медицинского осмотра;
— обеспечения контроля технического состояния маршрутного транспортного средства перед выездом на линию;
— проверки наличия лицензии на перевозку и отметки о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства;
— выявления фактов провоза пассажиров сверх установленной вместимости для данного типа транспортных средств и пр.
3. Ужесточение требований к руководителям организаций и водителям по вопросу технического осмотра транспортных средств при выпуске их на маршруты движения.
4. Осуществление постоянного контроля за наличием в МТ современных цифровых видеорегистраторов (например, ГЛОНАСС/GPS), позволяющих вести контроль над графиком движения МТ с обязательной отметкой как минимум в трех контрольных точках, а также за превышением скоростного режима.
5. Установка на МТ цифровых алкотестеров в целях регулярного контроля за состоянием здоровья водителей.
6. Исключение практики привлечения к работе в должности водителей МТ лиц, не имеющих российской регистрации.
7. В тех или иных административных формированиях страны необходимо осуществление на регулярной основе пересмотра маршрутных сетей МТ, поскольку нередко они дублируют друг друга, что при недостаточном контроле со стороны ГИБДД приводит не к здоровой конкуренции на дороге, а к «гонкам без правил».
8. Проведение на регулярной основе региональными транспортными инспекциями встреч с перевозчиками с участием представителей местных исполнительных органов, полиции и налоговых инспекций. В рамках такого общения до субъектов хозяйствования и физических лиц должны доводиться требования законодательства при осуществлении лицензируемой деятельности, обсуждаться наиболее проблемные вопросы, связанные с выполнением перевозок, осуществляться бесплатное консультирование по подготовке документов и получению лицензий.
9. Внедрение в регионах страны по опыту города Екатеринбурга практики проведения конкурса профессионального мастерства водителей МТ как одной из форм обеспечения безопасности движения и оптимизации организации пассажирских перевозок.
10. Повышение эффективности работы правоохранительных органов и проверяющих структур по контролю над деятельностью МТ.
Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, могут сыграть позитивную роль в дальнейшем совершенствовании деятельности МТ в сфере перевозок населения.
Список литературы
1. Безопасность на транспорте: мониторинг. Пресс-выпуск № 2257. 20 марта. — М.: ВЦИОМ, 2013.
2. Данилов С.В. Повышение безопасности работы маршрутных такси в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда — пассажиры»: автореф. дис. … канд. техн. наук. — Волгоград, 2006.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ: в ред. Федерального закона от 5.04.2013 № 58-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Майборода О. Проблемы безопасности на дорогах России. Кто виноват? Что делать? // Автомобильный транспорт. 2003. № 7.
5. Методические рекомендации по организации контроля ГИБДД МВД РФ за соблюдением предприятиями, организациями, должностными лицами правил, нормативов и стандартов по БДД. — Волгоград, 2001.
6. Михед Н. Опасные зигзаги маршрутных такси // Транспортный вестник. 2011. № 42. 20 окт.
7. Нагорный С. Еще раз о маршрутках, или «капсула смерти». URL: http://holy-mozart.livejournal. com/166670.html
8. Платонов А., Рыбин Е. Столичный Департамент транспорта продолжает борьбу с нелегальными маршрутками. URL: http://www.orgpmos.ru/press/ 2012/03/07-11/#1
9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»: в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 411 // СЗ РФ. 2009. № 9, ст. 1102.
10. Постановление Правительства РФ от 2.04.2012 № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» // СЗ РФ. 2012. № 15, ст. 1793.
11. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения»: в ред. Постановления Правительства РФ от 5.06.2013 № 476 // СЗ РФ. 1993. № 47, ст. 4531.
12. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 790 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637» // СЗ. РФ. 2011. № 40, ст. 5552.
13. Сирин И. Своя маршрутка или маршрутное такси как бизнес // Бизнес. 2003. № 15.
14. Скаредова С. Опасные зигзаги маршрутных такси. URL: http://www.pravda.ru/society/how/defendrights/21-08-2009/321309-marchrutka-0/
15. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: в ред. Федерального закона от 26.04.2013 № 65-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 50, ст. 4873.
16. Федеральный закон от 8.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 46, ст. 5555.