УДК 342.9:342.57
Страницы в журнале: 14-18
Т.М. Лопатина,
доктор юридических наук, зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин Смоленского гуманитарного университета Россия, Смоленск lopatina1501@mail.ru
Представлена авторская точка зрения на государственный и общественный контроль, проводится анализ теоретических подходов к пониманию сущности социального контроля.
Ключевые слова: государственный контроль, общественный контроль, сущность социального контроля, структура социального контроля.
Социальное государство предполагает взаимную ответственность государства, общества, бизнеса, граждан. «Мы должны поддержать растущее стремление граждан, представителей общественных и профессиональных объединений, политических партий, предпринимательского класса участвовать в жизни страны», — сказано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ [3]. Это положение может быть реализовано в рамках института социального контроля, который направлен на регулирование отношений индивида и общества с целью укрепления правопорядка и стабильности, а также предотвращения и исправления девиантного поведения.
В научной литературе, помимо термина «социальный контроль», употребляются понятия «общественный контроль», «гражданский контроль». Зачастую эти понятия отождествляются, поскольку в современном общественном развитии приоритет отдается концепции гражданского общества. Формирование российского гражданского общества осуществляется по двум направлениям: как движение навстречу со стороны государства и со стороны общества. Государство стремится к изменению характера государственного управления и обращается к соблюдению не только правовых, но социальных и нравственных норм. В этих целях государство передает функции контроля общественным институтам, неформальным образованиям, что способствует развитию гражданского общества и повышению его самоуправленческих возможностей. Со стороны общества наблюдается возрастание роли интеллектуальных и нравственных начал в системе управления. В основу взаимоотношений государство—гражданин положен тип договорных отношений, основанных на мотивационных и социальных, а не на политических и административно-командных методах управления.
Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила приоритет гражданских прав и свобод. Однако в реальной действительности в России гражданское общество находится на начальном этапе становления и развития. Поэтому в перспективе предполагается, что институты гражданского общества и отдельные граждане должны будут оказывать эффективное содействие государству в обеспечении прав и свобод граждан, в поддержании законности в деятельности государственных органов и правопорядка в целом. Именно институты гражданского общества призваны уравновесить власть государства с общественными интересами, а экономически и политически свободные граждане в рамках общественных объединений способны обеспечить реальный контроль в сфере государственного управления. Поэтому общественный (гражданский) контроль рассматривается через призму социально полезной деятельности гражданского общества.
В советское время сформировалось понятие социального контроля, под которым понималась соответствующая деятельность системы государственных и общественных институтов. Но идея социального контроля была гипертрофирована. Интересы отдельных граждан в Советском государстве были подчинены воле партийно-государственной номенклатуры. Система социального контроля носила абсолютный характер, и простой человек становился объектом контроля, но никак не субъектом прав.
В современных условиях, на наш взгляд, содержание социального контроля должно отражать новый характер взаимоотношений, складывающихся в российском обществе между государством и гражданином. Это значит, что каждая личность, каждый субъект деятельности, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе требовать от других их выполнения в собственных целях посредством реально существующего государственно-общественного контроля. Контроль государства (государственный контроль) занимает важное место в обеспечении стабильности общества, являясь одним из основных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, обществом и государством, государством и социальными институтами. Вместе с тем общество, его гражданские институты и граждане посредством общественного контроля проверяют действие отдельных субъектов управления, прежде всего государства, на соответствие социальным нормативам, ценностным стандартам, правовым установлениям. С указанных позиций общественный контроль в рамках семантического подхода рассматривается как контроль за деятельностью государственных органов, в рамках функционального подхода — как вид деятельности негосударственных институтов и граждан.
Отличие общественного контроля от государственного сводится к тому, что общественный контроль не обладает властным характером, не является обязательным, осуществляется от имени общественности и граждан, его субъектами не могут являться органы государственной власти и органы местного самоуправления. Органы общественного контроля действуют через соответствующие государственные органы либо апеллируют к общественному мнению.
Таким образом, социальный контроль включает в себя и государственный, и общественный контроль как равнозначные части единого целого. В широком смысле социальный контроль определяется как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (государственного, общественного). В узком — это контроль общественного мнения, оценок деятельности и поведения людей. Нами социальный контроль рассматривается как способ, при помощи которого институты гражданского общества улучшают качество жизни простых граждан, а государству предоставляется возможность учитывать интересы общества в процессе государственного строительства и формирования социально-экономического базиса.
Согласно концепции П. Бергера, каждый человек находится в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый последующий круг — это новая система контроля [2, с. 255].
Самый большой круг — внешний, он представляет собой политико-юридическую систему государства. Помимо воли индивида, государство взимает налоги, устанавливает обязательные для исполнения законы, правила и предписания. Система контроля основывается на принудительной силе государственной воли.
В следующий круг социального контроля входят общественная мораль, обычаи и нравы. Эта система также основывается на мерах принуждения, но только посредством применения неформальных санкций: от морального осуждения до отторжения из сферы социально-психологического взаимодействия. Одиночество в системе координат данного круга социального взаимодействия выступает не меньшим наказанием, чем уголовно-правовое принуждение со стороны государства.
Следующий круг социального контроля — это контроль со стороны профессионального сообщества. В профессиональной системе отношений поведение человека ограничено должностными инструкциями, профессиональными обязанностями, деловыми обязательствами, нормы которых выполняют функцию социального контроля. Любая профессиональная деятельность предполагает соблюдение специального кодекса поведения, который представляет собой свод морально-этических профессиональных норм. Соблюдение неписаных правил профессионального поведения является обязательным требованием для карьеры, как и наличие специального образования, технических навыков или компетенции.
Сфера деловых отношений дополняется различными формами неформального контроля со стороны коллег, партнеров, сотрудников и иных участников производственно-хозяйственных отношений. В данном случае контроль со стороны профессиональной системы может проявляться и в санкциях общественного бойкота или даже осмеяния.
В следующий круг контроля входят механизмы регулирования иных социальных отношений, которые обладают собственными системами социального контроля. Это социальное окружение индивида, которое предъявляет свои индивидуальные неформальные требования и устанавливает неписаные правила поведения. Именно в данном круге существуют наиболее важные для индивида социальные связи. В отличие от других систем контроля, давление со стороны семьи, родственников и близких носит наибольший психологический груз ответственности и имеет наибольшую силу принудительного воздействия.
Таким образом, индивид, пребывая в центре вышеперечисленных кругов социального контроля, находится под влиянием различных мер социального контроля со стороны государства, гражданского общества, социального окружения и собственной семьи. Методы социального контроля над поведением индивида отличаются огромным разнообразием: от выяснения отношений между конкретными людьми до психологического или физического насилия, экономического или юридического принуждения человека со стороны общества и государства.
Внешний социальный контроль направлен на соблюдение индивидом общепринятых норм и правил поведения, в том числе и законов. Внутренний социальный контроль в форме самоконтроля преследует цель формирования личного поведения, соответствующего правовым и нравственным требованиям современного общества. Внешний контроль может реализовываться через формальный контроль, основанный на одобрении (осуждении) со стороны официальных органов государства, и неформальный контроль.
Неформальный социальный контроль исторически возник раньше формального и основан на одобрении (осуждении) со стороны семьи, друзей, знакомых. Это так называемое общественное мнение, которое находит выражение в традициях, обычаях и поддерживается через средства массовой информации. Общественное мнение исторически опиралось на мнение старших (старейшин), подкреплялось религиозными требованиями, поскольку писаных норм не предусматривало.
Важнейшим институтом неформального социального контроля являлись семья и ближайшее окружение как микросоциум, где в качестве механизмов контроля действовали убеждение, насмешка, презрение и осуждение. Неформальные методы контроля могли использоваться всяким, имеющим доступ к каналам их передачи. Вместе с тем неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому в сложном обществе, к которому относится государство, он неэффективен. Тогда на смену неформальному пришел формальный социальный контроль.
Формальный социальный контроль исторически возник в период зарождения государств, в частности древневосточных империй. Он имеет глобальный характер, действует на всей территории страны, осуществляется специально обученными профессионалами, которые получают плату за выполнение контрольных функций. Формальный социальный контроль в государстве осуществляется через такие институты, как суд, армия, средства массовой информации, правительство. Он опирается на писаные нормы: законы, указы, постановления, инструкции и т.п.
Методы формального социального контроля подразделяются на жесткие и мягкие; прямые и косвенные, общие и детальные. В реальной действительности названные методы в чистом виде встречаются редко, они, как правило, пересекаются. Например, организованная преступность — это инструмент прямого жесткого контроля, экономические санкции — инструмент косвенного жесткого контроля, уголовный кодекс — инструмент прямого мягкого контроля, средства массовой информации — инструмент косвенного мягкого контроля.
При общем социальном контроле индивиду предоставляется полная свобода, отслеживается только конечный результат. При детальном — индивид ограничен в свободе действий, поскольку контролируется весь процесс деятельности.
Таким образом, социальный контроль представляет особый механизм поддержания общественного порядка и социальной стабильности в обществе, выполняя охранительную и стабилизирующую функции. В современном обществе формальный социальный контроль реализуется посредством установленных социальных норм как типовых стандартов общественно одобряемого поведения или социальных предписаний в виде установленных запретов. Указанные нормы защищены санкцией
в виде своеобразного социального поощрения за их выполнение (конформизм) или наказания за отклонение от них (девиантность). В основе неформального социального контроля лежат социальные ценности как эталонная система представлений о добре, справедливости, патриотизме, дружбе и т.п.
Роль социального контроля в противодействии криминальному девиантному поведению пока недооценена. В криминологии к числу наиболее распространенных подходов к противодействию криминалу относятся: предупреждение преступности; профилактика преступности; борьба с преступностью; контроль преступности. Идеологической основой всех этих подходов является деятельность государственных органов, общественных формирований и граждан, направленная на:
— удержание граждан от совершения преступлений (предупреждение преступности);
— защиту общества и отдельных граждан от пораженности преступностью (профилактика преступности);
— отрицание преступности в жесткой форме (борьба с преступностью);
— сдерживание преступности на социально терпимом уровне (контроль преступности).
Преступность как негативное явление присутствует в обществе и существует параллельно с другими социальными процессами. Общество интересует не преступность сама по себе, а ее уровень, который не должен быть чрезмерным. Социально нейтральный уровень превращает преступность в рядовое общественное явление, не требующее концентрации усилий, а предполагающее только целенаправленную предупредительную деятельность в рамках исторически сложившихся методов воздействия на нее.
Универсальными методами воздействия на преступность являются: воспитание; обеспечение удовлетворенности людей; социальный контроль; изоляция лиц, представляющих общественную опасность; защита и самозащита объекта от преступного посягательства. Суть стратегии противодействия преступности состоит в умении оптимально сочетать все указанные методы и использовать различные способы их реализации. Для преемственности методов противодействия преступности необходимо использовать воспитание как управляемый процесс передачи социального опыта. Социальными инструментами воспитания выступают семья, школа, религия, идеология, культура, право, средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии [1, с. 110].
Социальный контроль, с одной стороны, является формой воспитания, с другой — методом пресечения антисоциального поведения и отправным пунктом привлечения правонарушителей к ответственности. Мерами воздействия являются те, которые ориентированы на избавление общества от преступности, и те, что направлены на ограничение криминальной составляющей в социуме, а также нерациональные меры, не предполагающие рационального использования антикриминального потенциала социума.
В ежегодном Послании Президента РФ к Федеральному Собранию РФ в 2013 году подчеркивается намерение Правительства возродить народный контроль посредством создания единого интернет-портала, куда будут поступать обращения граждан о проблемах государственной важности. Такая форма контроля, по идее разработчиков, должна реализовать демократичный способ участия граждан в управлении делами государства, наблюдения за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению законности, прав и свобод населения. А значит, обеспечить участие граждан, пусть и опосредованно, в противодействии преступности.
Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что развитие контрольной деятельности в условиях административного реформирования требует единства социальных и правовых начал. В качестве субъекта ее организации выступают государство и общество. При этом становление института социального контроля в России невозможно без доминирующего участия государства. Так, по инициативе Президента РФ принят Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об Общественной палате Российской Федерации», который предусматривает осуществление общественного контроля над деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» повышена эффективность контроля граждан за деятельностью государственного аппарата.
Таким образом, социальный контроль в совокупности государственного и общественного представляет собой системную деятельность по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам посредством обращения в уполномоченные государственные органы или к общественному мнению. Сочетание государственного и общественного контроля позволяет получать объективную информацию о существующих противоречиях в сфере государственного управления и корректировать развитие системы государственных органов в целях соответствия потребностям как демократического государства, так и гражданского общества.
Этот процесс позволяет предполагать, что социальный контроль обеспечивает действие комплекса социальных норм и институтов, а также социальных ценностей — общечеловеческих, исторических, национальных, этических — и выполняет обеспечительную, стабилизирующую функцию в определенных обществом пределах. Положительная социальная доминанта стимулирует индивида к соответствующему эталонному стандарту поведения, что выступает мощным фактором снижения криминальных проявлений в обществе и положительной динамики снижения преступности.
Список литературы
1. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. — М., 1980.
2. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. URL: http://www.kremlin.ru/news/ 19825 (дата обращения 15.01.2014).