Реклама
Статья

Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг

Е.В. НАКУШНОВА, соискатель ученой степени, ассистент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Выделение отдельных типов договоров в конечном счете всегда связано с тем, что для соответствующей модели договора возникает необходимость установления специального правового режима. Он должен быть особым, а значит, при отсутствии прямых отсылок применение норм, рассчитанных на иную договорную модель, допускается только в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ).

Е.В. НАКУШНОВА,

соискатель ученой степени, ассистент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Ульяновского государственного  педагогического университета им. И.Н. Ульянова

 

Выделение отдельных типов договоров в конечном счете всегда связано с тем, что для соответствующей модели договора возникает необходимость установления специального правового режима. Он должен быть особым, а значит, при отсутствии прямых отсылок применение норм, рассчитанных на иную договорную модель, допускается только в порядке аналогии закона (ст. 6 ГК РФ).

Основы правового регулирования возмездного оказания услуг установлены Конституцией РФ, где соответствующие нормы носят обобщенный характер. Так, п. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Также общее правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг осуществляется главой 39 ГК РФ, рассчитанной на гражданские правоотношения, которые еще не выделились в самостоятельные типы договоров возмездного оказания услуг, т. е. такие, которые можно назвать «не поименованными в ГК РФ».

С целью установления более определенной сферы действия главы 39 ГК РФ в нее включен перечень особо урегулированных в ГК РФ договоров, оказавшихся тем самым за пределами данной главы. Соответствующий перечень носит (это подчеркивается содержащимся применительно к нему указанием «за исключением») исчерпывающий характер. Однако следует отметить, что указанный перечень обладает двумя недостатками: во-первых, он включает договоры, которые не обладают признаками договора возмездного оказания услуг, а во-вторых, является неполным. В подтверждение можно сослаться прежде всего на то, что п. 2 ст. 779 ГК РФ относит к договорам возмездного оказания услуг, т. е. к подпадающим тем самым под признаки, указанные в п. 1 ст. 779 ГК РФ, договоры, предусмотренные в 11 главах ГК РФ. Это соглашения, выделенные в главах 37 «Подряд», 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», 40 «Перевозка», 41 «Транспортная экспедиция», 44 «Банковский вклад», 45 «Банковский счет», 46 «Расчеты», 47 «Хранение», 49 «Поручение», 51 «Комиссия», 53 «Доверительное управление имуществом».

При оценке приведенного перечня следует согласиться с теми, кто полагает необоснованным включение в него подряда, а также договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ[1].

Выделив договоры поручения, комиссии и иные, прямо упомянутые в ГК РФ одноименные договоры, действительно обладающие признаками возмездного оказания услуг, законодатель тем самым заведомо противопоставил их любому другому указанному в ГК РФ типу (виду) договоров. В данном случае он, в частности, исходил из того, что договоры, наделенные иными, чем предусмотренные в п. 1 ст. 779 ГК РФ признаками, к договорам возмездного оказания услуг именно по этой причине относиться не могут. Поэтому упоминание в указанном перечне договоров, которым посвящены главы 37 и 38 ГК РФ, расходится с основными принципами построения главы 39 ГК РФ.

В самом ГК РФ существует и другой, но уже примерный перечень, куда включены не поименованные в нем отношения, отвечающие признакам, предусмотренным в ст. 779 ГК РФ. Речь идет об услугах связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услугах, услугах по обучению и туристическому обслуживанию. Если этот перечень и расширить за счет включения указанных выше и поименованных в ГК РФ договоров, это все равно будет лишь малая толика действительно используемых в гражданском обороте договоров услуг. Так, не попали в него договоры на банковские и биржевые услуги, услуги по рекламе, самые разнообразные бытовые, финансовые, правовые и риелторские услуги.

Набор используемых практически в любой экономической сфере договоров услуг непрерывно расширяется. При этом отдельные виды услуг нередко отличаются друг от друга весьма существенным образом. Данное обстоятельство вынудило законодателя посвятить отдельным из них, главным образом традиционно выделяемым в кодифицированных актах, специальные главы в ГК РФ. Однако за их пределами остались многие уже сложившиеся виды услуг,

а также те, потребность в которых может возникнуть в будущем. В этой связи и появилась глава 39 ГК РФ, посвященная договорам услуг как таковым.

Нормы главы 39 ГК РФ направлены на регулирование трех основных вопросов: кто может совершать действия, составляющие обязанности исполнителя; каким образом должна производиться оплата услуг; каковы последствия одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг.

При всей специфике договоров возмездного оказания услуг они все же близки к договору подряда. Подрядоподобный характер рассматриваемых договоров был учтен и при формировании главы 39 ГК РФ. Включенная в эту главу ст. 783 предусмотрела распространение на соответствующие отношения в определенной части правил, содержащихся в главе 37 ГК РФ. Это общие положения о подряде (статьи 702—709), а также положения, включенные в параграф, который посвящен бытовому подряду (статьи 730—739). Указанные нормы применяются к возмездному оказанию услуг лишь субсидиарно. В этой связи законодатель счел необходимым специально оговорить в ст. 783 ГК РФ невозможность распространения указанных норм главы о подряде в случаях, когда они вступают в противоречие со статьями главы 39 и особенностями предмета договора возмездного оказания услуг. Ссылка на предмет договора как на основание для недопустимости применения к соответствующим отношениям норм о подряде косвенно подтверждает решающее значение именно предмета для разграничения указанных договоров подряда и возмездного оказания услуг.

К этому следует добавить, что статьи параграфа, посвященного бытовому подряду, могут применяться только тогда, когда заказчик обращается за услугами, предназначенными удовлетворить его бытовые или другие личные потребности.

Объединение в главе 39 ГК РФ всех договоров возмездного оказания услуг, кроме особо выделенных в ГК РФ их видов, отнюдь не исключает присущих отдельным договорам услуг особенностей. Отмеченное обстоятельство потребовало обеспечить, не выходя за рамки главы 39 ГК РФ, также и специальное регулирование определенных не поименованных в

ГК РФ договоров услуг с тем, чтобы по отношению к ним нормы главы 39 ГК РФ обладали

безусловным приоритетом.

Специальное правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг находит свое выражение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Прежде всего правовые основы регулирования отдельных видов деятельности по возмездному оказанию услуг определены на уровне федеральных законов, которые призваны регулировать осуществление деятельности по оказанию наиболее важных с правовой и экономической точек зрения услуг[2]. Но приходится с сожалением отметить, что не все услуги получают законодательное оформление.

В тех случаях, когда одной из сторон договора возмездного оказания услуг является гражданин, использующий, заказывающий либо имеющий намерение заказать услуги для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из различных договоров возмездного оказания услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. При решении вопроса о том, подпадает ли данная услуга, оказанная гражданину, под действие Закона о защите прав потребителей, характер правового регулирования (вид договора) значения не имеет. Определяющим является оказание услуги исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому под действие Закона о защите прав потребителей подпадают находящиеся в разных перечнях услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как медицинские, туристические, риелторские.

Закон о защите прав потребителей является основополагающим нормативным правовым актом в области защиты прав потребителей, так как значительная часть его норм направлена на обеспечение защиты прав потребителей в области качества и безопасности услуг. Вместе с тем многие вопросы, связанные с применением данного Закона, регулируются ГК РФ, а также другими федеральными законами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности услуг (например, Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

Определенным недостатком Закона о защите прав потребителей является отсутствие разграничения договоров на оказание работ и договоров на оказание услуг — всюду в соответствующих случаях указывается «работы (услуги)»[3].

В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих возмездное оказание услуг, занимают утвержденные в разное время Правительством РФ правила оказания отдельных видов услуг (далее — Правила), в которых указывается порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора[4]. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, сам процесс оказания услуг, а также порядок и форму их оплаты.

В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем; выдаче документов, которые служат формой договора; набору обязательных условий договора; исчислению срока и последствиям его нарушения; правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе. Здесь же содержится перечень услуг, по которым расчеты производятся полностью при заключении договора (покупка, доставка или пересылка подарков, доставка грузов, посреднические услуги и др.), услуг, которые предполагают оплату при заказе в объеме 50%, и др.

При этом Правила отражают особенности оказания услуг в соответствии с положениями ГК РФ о публичном договоре. Так, обязанность заключить договор с любым потребителем услуги, предоставление льгот и т. п. являются характерными чертами большинства Правил. Нормы Правил обязательны для всех предпринимателей, кроме тех норм, которые носят диспозитивный характер и, как в них прямо указано, допускают в договоре иное.

Также важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю, играет судебная практика[5].

В целом как законы, так и правила оказания отдельных видов услуг не отступают от общих положений, сформулированных в главе 39 ГК РФ; они призваны конкретизировать набор оказываемых услуг, порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг (заказчика) и исполнителя, обязанности каждой из сторон, а также ответственность за их нарушение. Указанные акты, кроме того, определяют порядок приема и оформления заказов на услуги, а также самого оказания услуг, порядок и форму оплаты и т. д.

Таким образом, специальная нормативная регламентация деятельности по оказанию услуг может осуществляться только путем закрепления определенных требований, как к процессу оказания услуги, так и к ее качеству.

Правовое регулирование отношений по оказанию услуг осуществляется и международными актами. Имеется в виду, в частности, принятое в рамках Всемирной торговой организации Генеральное соглашение о торговле услугами от 15.04.2002 (далее — ГАТС). Во вводной части указанного акта, который со вступлением нашей страны в ВТО может стать источником и российского права, провозглашается признание возрастающего значения того, что называется «торговыми услугами» для роста и развития мировой экономики. В самом ГАТС содержатся нормы, имеющие в виду главным образом публичные отношения, складывающиеся по поводу оказания соответствующих услуг.

Выделение возмездного оказания услуг в качестве предмета самостоятельного договорного типа позволило отграничить, в свою очередь, действие норм, регулирующих данные отношения, от соответствующих норм о подряде, отразив присущие услугам особенности. До принятия ГК РФ, впервые разграничившего договоры возмездного оказания услуг и подряда, указанной цели можно было добиться только одним путем: создать отдельные, самостоятельно существующие параллельно с подрядом типы (виды) договоров, которые охватывали бы определенную разновидность услуг и таким образом конкурировали с подрядом. В настоящее время при существовании главы 39 ГК РФ необходимость в этом отпала.

Резюмируя вышеизложенное, можно выделить следующие особенности правового регулирования договоров возмездного оказания услуг.

Во-первых, в настоящее время договоры возмездного оказания услуг урегулированы главой 39 ГК РФ (общее правовое регулирование), многочисленными федеральными законами и утверждаемыми Правительством РФ правилами оказания отдельных видов услуг (специальное правовое регулирование), а также нормами международного права.

Во-вторых, в условиях постоянного расширения сферы оказываемых потребителям услуг ГК РФ избрал для регулирования договоров, имеющих своим предметом возмездное оказание услуг, необычную для такого рода актов конструкцию. Договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы. В то же время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава 39 «Возмездное оказание услуг», включающая пять статей, которые распространяют свое действие в равной мере на любой договор оказания услуг, отличающийся тремя родовыми признаками: 1) предмет договора составляют услуги; 2) услуги предоставляются за плату; 3) договор не вошел в особо выделенные в ГК РФ типы (виды) договоров.

Указанная глава не претендует на то, чтобы охватить регулирование конкретного типа договоров. Напротив, она заведомо предполагает наличие различных видов договоров, отвечающих лишь общим признакам договора возмездного оказания услуг, как они определены в главе 39 ГК РФ.

Цель выделения главы, посвященной возмездному оказанию услуг, — закрепить такие общие признаки соответствующего договора и корреспондирующие им правовые решения отдельных вопросов. Указанная глава дает возможность восполнить в соответствующих пределах пробелы в правовом регулировании, неизбежно образующиеся именно применительно к договорам возмездного оказания услуг, не выделенным специально в ГК РФ. Появление таких пробелов и, следовательно, потребность в их устранении являются прямым результатом последствий развития различных отраслей человеческой деятельности, и прежде всего науки и техники, поскольку едва ли не любой шаг в этом направлении порождает потребность в различных видах услуг и одновременно возможность их оказания. Многие из таких услуг настолько специфичны, что влекут за собой необходимость формирования новых правовых моделей, а до этого — вынужденное ограничение использованием статей, помещенных в главе 39 ГК РФ.

В-третьих, специальное правовое регулирование отдельных разновидностей не поименованных в ГК РФ договоров возмездного оказания услуг осуществляется нормативными актами, которые находятся за пределами ГК РФ (имеются в виду законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и основанные на них иные нормативные акты). При этом глава 39 ГК РФ по отношению к таким договорам выполняет ту же функцию, что и первые параграфы выделенных в отдельные главы договоров оказания услуг.

В-четвертых, в силу причин, связанных, с одной стороны, с узким набором норм в рассматриваемой главе, а с другой — с потребностью в отражении достаточно широкой специфики соответствующих видов договоров, не выделенных особо в ГК РФ, сохраняется потребность в самостоятельном регулировании отдельных моделей договоров возмездного оказания услуг. Поэтому следует ожидать, что круг специально урегулированных договоров возмездного оказания услуг актами, принятыми за пределами ГК РФ, а возможно и дополнительно включенными в сам Кодекс главами, будет расширяться.

 

Библиография

1 См.: Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. № 3. С. 14.

2 См. федеральные законы от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

3 Единственное исключение составляет ст. 39 Закона о защите прав потребителей, посвященная регулированию оказания отдельных видов услуг.

4 См. постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», от 18.05.2005 № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» и др.

5 См. постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996

№ 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» и др.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
1 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматриваются некоторые аспекты Концепции цифрового рубля в Российской Федерации, проблемы и перспективы применения цифрового рубля. Анализируется правовой режим цифрового рубля как обязательственного права требования. Проводится сравнительная характеристика криптовалюты и цифрового рубля.
Добавлено: 12 дней назад
Целью статьи является анализ влияния университетского устава как законодательного акта на деятельность высшей школы в Российской империи в XIX веке. В результате исследования отмечается, что Устав позволял рассматривать университет как научный центр, который аккумулировал все интеллектуальные процессы своего учебного округа.
Добавлено: 12 дней назад
Статья направлена на изучение и раскрытие методологического, содержательного, научного и прикладного потенциала биографического метода на примере трудов классиков российского правоведения. В этих трудах специально выделены принципиально важные тематические компоненты...
Добавлено: 12 дней назад
В статье исследуется миграционная сфера отношений, выступающая в качестве объекта административно-правовой охраны. Рассматривается правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации и Республике Таджикистан
Добавлено: 12 дней назад
В статье рассматриваются особенности правового регулирования наследования цифровых активов (сайтов, личных блогов, цифровой валюты и цифровых активов (токенов), аккаунтов в социальных сетях) в странах Евразийского экономического союза
Добавлено: 12 дней назад