УДК 34.038:796
Страницы в журнале: 60-64
С.А. Юрлов,
юрист, член Национального объединения спортивных юристов России, член Международной ассоциации спортивного права (IASL), мастер спорта России, спортивный судья Россия, Москва sergej.iurlov@yandex.ru
Рассматриваются теоретические положения, касающиеся спортивных санкций. Спорт, как и любая другая сфера жизни общества, подчинен определенным принципам, началам и правилам. Однако, к сожалению, не все субъекты спорта желают соблюдать общепризнанные принципы и правила спортивного права, например, применяют запрещенные субстанции — допинг. Анализируются положения Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; предлагаются авторские поправки, которые должны быть внесены в данный закон.
Ключевые слова: спорт, спортивные санкции, спортивная ответственность, спортивная федерация, спортивное соревнование, субъект.
На сегодняшний день спорт — это комплексная сфера жизни общества, важной частью которой являются определенные нормы. Данные правила поведения призваны урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с занятием спортом и участием в спортивных соревнованиях. Спортивные отношения возникают между субъектами физической культуры и спорта. Согласно ст. 5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее — Закон о спорте) к субъектам физической культуры и спорта относятся, например, физкультурно-спортивные организации, спортивные федерации, Олимпийский и Паралимпийский комитеты России, Российский спортивный студенческий союз, граждане, занимающиеся спортом, а также иные лица и организации.
Спорт, как и любая другая сфера жизни общества, подчинен определенным принципам, началам и правилам, которые закреплены в преамбуле Олимпийской хартии и иных правовых документах. Наиболее важными нам представляются следующие позиции:
— занятие спортом является правом человека-индивида;
— каждый человек должен иметь возможность заниматься спортом без какой-либо дискриминации в любых ее проявлениях;
— в спортивных состязаниях одним из основных является принцип честной игры (fair play).
Однако, к сожалению, не все субъекты спорта желают соблюдать общепризнанные принципы и правила спортивного права. Например, некоторые спортсмены, не желая проигрывать на соревнованиях, используют запрещенные субстанции — допинг, тем самым нарушая принцип честной игры (fair play). Соответственно, такой спортсмен становится нарушителем и нечестно участвует в спортивных соревнованиях.
Именно в подобных ситуациях возникает необходимость использовать механизм спортивных санкций. Спортивные санкции есть проявление мер ответственности. В науке спортивного права дискутируется вопрос о том, существует ли спортивная ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Ю.В. Зайцев справедливо отмечает, что любая сфера общественных отношений не может обойтись без института ответственности, поскольку если есть обязательное для соблюдения правило, то должна существовать и мера ответственности за его нарушение, в противном случае это правило не будет работать. Вопросы спортивно-правовой ответственности исследовались многими учеными, например, О.А. Шевченко, И.М. Амировым, Ю.В. Зайцевым, С.В. Алексеевым. По мнению О.А. Шевченко, важно помнить о том, что институт юридической ответственности за нарушения в очерченной сфере является неотъемлемой частью общего механизма правового воздействия на спортивные отношения. И именно поэтому институт спортивно-правовой ответственности должен быть закреплен в Законе о спорте. И.М. Амиров говорит о том, что в сфере спорта существуют основания для выделения наряду с общепринятыми видами ответственности (дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовно-правовой) также и специальной юридической ответственности — спортивно-соревновательной. Исследователь справедливо указывает: в практике проведения спортивных состязаний возникают ситуации, когда их участники допускают нарушения спортивно-технических норм, которые непосредственно связаны со спецификой проведения спортивных состязаний и имеют значение только применительно к специфическим принципам, а также тактике данного вида спорта.
Считаем, что выделение спортивно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности обоснованно по следующим причинам. Во-первых, спортивная ответственность может возникнуть только в сфере спорта, т. е. в особой сфере жизни общества. Никакой иной вид ответственности не может налагать именно спортивные санкции. По нашему мнению, понятие «спортивно-правовая ответственность» намного шире спортивно-соревновательной ответственности, выделенной И.М. Амировым. Спортивно-правовая ответственность включает в себя ответственность, связанную не только с нарушениями регламентов и правил спортивных соревнований, но и с иными отношениями, которые складываются внутри спортивной федерации по виду спорта. Например, к таким отношениям относится членство в спортивной федерации. За нарушение правил спортивной федерации спортсмен может быть исключен из последней или к нему могут быть применены иные меры воздействия.
Во-вторых, спортивная ответственность налагается не государством (кроме уголовной в некоторых случаях), а специализированными субъектами: спортивным судьей — непосредственно на спортивных соревнованиях; судейской коллегией спортивного соревнования, руководящими органами спортивной федерации, спортивного клуба или иного физкультурно-спортивного объединения — в случае нарушения внутренних нормативных документов; внешними уполномоченными органами — спортивными арбитражами.
В-третьих, меры спортивной ответственности, за исключением некоторых (уголовные наказания за преступления содержатся в Уголовном кодексе РФ), т. е. спортивные санкции, предусматриваются внутренними нормативными документами спортивных организаций, клубов, а не федеральными законами или кодексами.
В-четвертых, обеспечение решений о наложении спортивных санкций (enforcement), за исключением уголовных наказаний, обеспечивается силами самих спортивных образований, а не государством.
В-пятых, дела о нарушении тех или иных внутренних положений спортивной федерации рассматриваются лицами, имеющими специальные знания в области спорта и (или) спортивного права. Такого условия нет при наложении иных видов ответственности.
Итак, на основании вышеизложенных признаков можно говорить о существования специального вида ответственности — спортивно-правовой. Модель каждого вида ответственности выглядит следующим образом: ответственность — конкретные санкции за совершение правонарушений.
Рассмотрим, какими же бывают спортивные санкции. В научной литературе приводятся различные примеры спортивных санкций, но большинство примеров связано с командными видами спорта. Однако необходимо отметить, что применение спортивных санкций возможно как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Более того, представляется, что применение спортивных санкций является более актуальным именно в индивидуальных видах спорта ввиду меньшей защищенности спортсменов. Например, в плавании за нарушение техники прохождения дистанции может устанавливаться санкция в виде начисления дополнительных секунд — штрафных секунд, добавляемых к итоговому результату спортсмена после прохождения дистанции; может быть наложена санкция в виде снятия (уменьшения) очков, которые начисляются каждой сборной команде в целях ее участия и соперничества в командном зачете соревнований.
Переходя к рассмотрению конкретных спортивных санкций, необходимо отметить следующее. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о спорте общероссийская спортивная федерация вправе утверждать нормы, устанавливающие спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Таким образом, каждая общероссийская спортивная федерация уполномочена определять свой перечень спортивных санкций, т. е. вопросы закрепления перечня спортивных санкций, порядка их наложения, последствий их наложения полностью отданы на откуп спортивных федераций. Представляется, что такой подход не является безупречным по ряду причин.
1. Полная передача полномочий по определению спортивных санкций общероссийской спортивной федерации означает, что последняя должна разработать нормативный документ, закрепляющий перечень таких санкций и порядок их наложения на субъектов физической культуры и спорта. Однако делегирование таких полномочий не означает, что сама федерация предпримет меры и установит эти санкции. Так, в п. 12.24 Устава Всероссийской федерации плавания 1991 года (далее — ВФП) указано: ВФП имеет право устанавливать ограничения и санкции на членов ВФП, нарушающих положения устава и иных нормативных документов, а также не исполняющих решения руководящих и иных органов ВФП. Однако на сайте ВФП, где публикуются все нормативные акты, нет документа, который бы устанавливал перечень спортивных санкций и порядок их применения. Таким образом, ничего сделано не было. И как применять санкции к спортсменам-нарушителям, если они вроде как не установлены? Получается, что механизм спортивных санкций в плавании является «мертвым», т. е. неработающим и не имеющим практической реализации.
2. Закон о спорте как базовый документ, регулирующий спорт в Российской Федерации, должен содержать хотя бы примерный перечень спортивных санкций с их дефинициями. Причем при установлении такого базового перечня необходимо применять принцип открытого списка, который допускает возможность закрепления дополнительных спортивных санкций в зависимости от того или иного вида спорта. Таким образом, при подобном подходе (открытый список) возможна реализация известного трудовому праву принципа — единство и дифференциация, т. е. в Законе о спорте как акте федерального уровня будут установлены базовые спортивные санкции, а возможность закрепления иных во внутренних нормативных документах спортивных федераций позволит учесть специфику каждого вида спорта.
3. Закон о спорте должен установить базовые положения касательно порядка наложения спортивных санкций, принципы применения таких санкций и др. Представляется, что закрепление базовых положений именно в федеральном законе необходимо для обеспечения единства практики применения таких санкций, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны той или иной спортивной федерации. Общие положения — они на то и общие, чтобы быть указанными в законе.
4. Спортивные санкции следует дифференцировать по критерию видов спорта: санкции, применяемые в индивидуальных и командных видах спорта.
Полагаем, что разработчики проекта закона о внесении изменений в Закон о спорте должны учитывать изложенные выше позиции и опираться на них при принятии закона о внесении изменений в Закон о спорте. Предлагаем следующие формулировки будущих поправок в Закон о спорте.
Представляется, что положения, посвященные спортивным санкциям, должны быть закреплены в ст. 25.1 «Спортивные санкции» (сразу после ст. 25 «Правила видов спорта») главы 2 Закона о спорте.
В ч. 1 ст. 25.1 необходимо определить понятие спортивной санкции: спортивная санкция представляет собой ограничение (наказание), которое должен претерпевать субъект физической культуры и спорта за совершение правонарушения, применяемое по решению должностного лица (органа) общероссийской спортивной федерации по виду спорта.
Спортивные санкции устанавливаются за совершение правонарушений субъектами физической культуры и спорта в индивидуальных и командных (игровых) видах спорта.
Примечание № 1: индивидуальный вид спорта представляет собой состязание отдельных (пар, троек) спортсменов, представляющих сборную команду физкультурно-спортивного образования.
Примечание № 2: командный вид спорта представляет собой состязание команд спортсменов в рамках матча (игры).
В индивидуальных видах спорта устанавливаются следующие виды спортивных санкций:
— дисквалификация (понятие дисквалификации закреплено в ст. 2 Закона о спорте) — применяется за нарушения правил соревнований (техника, допинг, нарушение требований к участникам);
— отстранение от тренировок и (или) соревнований за нарушение правил и положений спортивной федерации — применяется за нарушения внутренних нормативных документов спортивной федерации (например, нарушение дисциплинарных правил, кодекса этики спортсмена) и состоит во временном недопуске субъекта физической культуры и спорта к участию в тренировочном процессе и выступлению на спортивных соревнованиях;
— штраф — денежное взыскание, налагаемое за совершение правонарушения;
— начисление штрафных секунд — налагается по результатам проведения соревнования (выступления на отдельной дистанции) вследствие нарушения техники / правил выполнения упражнения или прохождения дистанции;
— письменный выговор;
— другие.
В командных видах спорта устанавливаются следующие виды спортивных санкций: дисквалификация; аннулирование результата матча (игры); снятие очков; проведение матча (игры) без зрителей; штраф; замечание; иные.
Нормативные документы общероссийской федерации по виду спорта могут устанавливать дополнительные спортивные санкции.
Спортивные санкции налагаются спортивными судьями, органами общероссийской спортивной федерации по виду спорта только за совершение спортивных правонарушений и в порядке, предусмотренном нормативными документами спортивной федерации. Перечень должностных лиц, уполномоченных налагать спортивные санкции, утверждается руководящими органами спортивной федерации.
Решения уполномоченных должностных лиц и органов общероссийской федерации по виду спорта о наложении спортивных санкций могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган спортивной федерации по виду спорта. Порядок обжалования устанавливается внутренними нормативными документами спортивной федерации.
Список литературы
1. Амиров И.М. Особенности юридической ответственности в сфере спорта: к постановке проблемы // Общество и право. 2010. № 4. С. 120—126.
2. Зайцев Ю.В. Спортивная ответственность, спортивные правонарушения и спортивные санкции // Спортивное право: науч.-практич. журнал. 2013. № 2. С. 19—28.
3. Шевченко О.А. Особенности регулирования труда в сфере профессионального спорта / Междунар. асс. спорт. права (IASL); Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. М., 2013.
4. Юрлов С.А. Основы нормативного регулирования плавания как вида спорта и разрешения спортивных споров: опыт Греции и Франции: моногр. М.: Проспект, 2014 (глава № III).
5. Юрлов С.А. Рассмотрение споров юрисдикционными органами Федерации плавания США // Международное публичное и частное право. 2013. № 4. С. 45—48.
6. Юрлов С.А. Спортивные арбитражные суды и государственные суды как органы, уполномоченные рассматривать и разрешать спортивные споры: признаки, преимущества и недостатки // Второй ежегодный Международный форум по спортивному праву: материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 27—28 марта 2014 г. М.: РУДН, 2014. С. 291—300.