Статья

Страховой надзор как средство борьбы с легализацией преступно полученных доходов (на примере России и зарубежных стран)

УДК 343.98 346.7 Н.Н. ВИНОГРАДСКАЯ, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета Высшей школы экономики Статья посвящена проблеме борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств в страховом секторе. Использованы материалы Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН), опыт зарубежных стран. В статье рассматривается деятельность Росстрахнадзора в сфере надзора за соблюдением страховыми агентствами (страховщиками) законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

УДК 343.98 346.7
 
Н.Н. ВИНОГРАДСКАЯ,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Государственного университета Высшей школы экономики
 
Статья посвящена проблеме борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств в страховом секторе. Использованы материалы Международной ассоциации страховых надзоров (МАСН), опыт зарубежных стран. В статье рассматривается деятельность Росстрахнадзора в сфере надзора за соблюдением страховыми агентствами (страховщиками) законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
Ключевые слова: легализация, страхование, Международная ассоциация страховых надзоров (МАСН).
 
The article is dedicated to anti-money laundering in insurance sector. The author used the materials of IAIS (International Association of Insurance Supervisors), experience of foreign countries. The activity of Rosstrakhnadzor on the supervision of the insurers’ observation of anti-money laundering legislation is also described in the article.
Keywords: money-laundering, insurance, IAIS.
 
Страховой надзор — контроль за деятельностью страховых учреждений, осуществляемый государственными органами[1]. Основная цель страхового надзора в сфере противодействия легализации преступно полученных доходов — выявить, в какой степени страховые организации принимают меры по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем. Надзор за соблюдением страховыми организациями мер по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем, является частью международной системы противодействия легализации преступно полученных доходов.
Международная организация по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (ФАТФ) указывает, что государства обязаны обеспечить необходимый надзор за организациями, которые осуществляют операции с денежными средствами, добытыми преступным путем. Страховое законодательство должно соответствовать разработанным этой международной группой документом под названием «Сорок рекомендаций специальной финансовой комиссии по проблемам «отмывания» денег».
Россия является участником Международной ассоциации страховых надзоров (далее — МАСН). Ассоциация тесно сотрудничает с органами, регулирующими финансовый сектор, с целью обеспечения финансовой стабильности, проводит ежегодную конференцию, на которой представители органов страхового надзора, страховщиков и иных, связанных со страхованием, институтов, обсуждают вопросы развития страхового сектора. Один из таких вопросов — предотвращение использования страховых организаций в целях отмывания преступно полученных доходов.
В научной литературе приводится немало примеров «отмывания» денег посредством страховых организаций. Так, Джон Брум приводит следующий пример: преступник страхует несуществующее морское судно на значительную сумму. Затем он заявляет о наступлении страхового случая и получает страховые выплаты. Будучи очень осторожным, преступник следит, чтобы страховая премия в итоге была меньше страховых выплат и страховая компания оказалась в прибыли. Таким образом были «отмыты» значительные суммы: мало кто сомневался в легальном происхождении денежных средств, которые поступили от солидной страховой компании[2].
В октябре 2004 года МАСН выработала Руководство по противодействию легализации преступно полученных доходов и финансирования терроризма.
Обобщая накопленный опыт, МАСН указывает на то, что настораживающими для страховых компаний должны стать следующие факты:
— лицо подает заявление на выдачу страхового полиса далеко от места жительства;
— страхование видов деятельности, которые обычно не страхуются;
— страховой агент/посредник зарегистрирован на территории страны, где процветает коррупция или такие виды преступления, как торговля наркотиками;
— отсутствие информации или отсрочка в предоставлении требуемой информации для идентификации клиента;
— нетипичная предварительная выплата страховых премий;
— клиент соглашается на исключительно невыгодные условия вне зависимости от возраста или состояния здоровья;
— первая (или единственная) страховая премия выплачивается со счета в зарубежном банке;
— премии по страховым полисам превышают средства клиента (по приблизительным подсчетам);
— клиент без видимой цели приобретает страховой продукт или неохотно раскрывает цель вложения денежных средств;
— любое движение денежных средств, одна из сторон которого неизвестна;
— быстрое прекращение страхового договора, особенно если при этом клиент остается в убытке;
— бенефициаром по страховому полису является лицо, которое никак не связано с клиентом;
— смена бенефициара по страховому полису (особенно если при этом не требуется уведомление или согласие страховщика);
— требование произвести оплату страховой премии общей суммой, если ранее клиент вносил страховую премию равномерно мелкими платежами;
— клиент не проявляет интереса к выполнению страхового контракта, но интересуется его досрочным расторжением;
— клиент намерен заплатить страховую премию наличными деньгами, хотя природа его бизнеса такова, что ему удобнее было бы заплатить безналичным переводом.
МАСН разработала основные требования, которым должны соответствовать органы страхового надзора для эффективного выполнения своих функций. Так, органам страхового надзора необходимо:
— иметь достаточно полномочий, чтобы осуществлять проверки страхового сектора на предмет выполнения ими законодательства о противодействии преступно полученных доходов;
— обладать полномочиями по предотвращению получения криминальными группами контроля над управлением страховыми компаниями;
— иметь достаточные полномочия для эффективного взаимодействия с подразделением финансовой разведки (ПФР), правоохранительными органами, и с другими надзорными органами как внутри страны, так и с соответствующими органами зарубежных стран;
— иметь необходимые финансовые, технические и людские ресурсы для проведения проверок[3].
Значительное внимание противодействию легализации преступно полученных доходов уделяется в странах Западной Европы и США. Так, 31 октября 2005 г. Агентство по расследованию финансовых преступлений США сообщило о том, что страховые организации обязаны принять программу противодействия легализации преступно полученных доходов. Программа противодействия легализации преступно полученных доходов включает:
— назначение страховой организацией сотрудника, ответственного за эффективность программы;
— создание системы внутреннего контроля, которая позволит уменьшить риск «отмывания» денег, финансирования терроризма и иных финансовых преступлений;
— постоянное повышение квалификации соответствующих сотрудников в том, что касается ответственности за исполнение вышеуказанной программы;
— независимый аудит программы.
Программа страховой организации по противодействию легализации преступно полученных доходов должна также включать процедуры получения достоверной информации о клиентах от брокеров или дилеров.
Достаточно интересна практика зарубежных органов страхового надзора. Многие из них имеют право разрабатывать и принимать руководства (guidelines) по разным вопросам, которые служат своего рода инструкцией для проведения тех или иных мероприятий, требуемых законом. В качестве примера можно привести Руководство для страховщиков «О противодействии легализации преступно полученных доходов и финансирования терроризма»[4], разработанное Агентствам по страхованию и пенсиям острова Мэн.
Проблема борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств в страховой сфере заключается в том, что в большинстве стран подозрительным операциям, связанным со страхованием, не уделяется такого внимания, как, например, уделяется операциям в сфере ценных бумаг или банковскими операциями. Кроме того, во многих странах страховые продукты продаются посредниками, которые менее склонны к проведению полноценной процедуры идентификации клиентов. Как правило, эти посредники получают не фиксированную сумму за оказание посреднических услуг, а комиссионный процент, и поэтому могут принять все, что бы ни рассказал клиент.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Полномочия Федеральной службы страхового надзора определены в Положении о Федеральной службе страхового надзора (далее — Положение), утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Согласно п. 5.1.8 Положения, одним из ее полномочий является контроль и надзор за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы.
Надо сказать, что возможности Росстрахнадзора в части воздействия на страховые органы весьма ограничены, особенно в сравнении с тем, какими полномочиями обладает Центральный банк РФ в отношении коммерческих банков.
Так, Росстрахнадзор не вправе давать предписания об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации преступно полученных доходов. В отличие от Центрального банка, Росстрахнадзор не вправе отозвать лицензию у страховой организации в случае непринятия ею мер по идентификации клиентов, несообщения ею сведений в Росфинмониторинг и т. д.
Российская служба по страховому надзору не наделена правом принимать нормативные правовые акты в сфере своей деятельности. Поэтому объем нормативных правовых актов, регулирующих обязанности страховых организаций как организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, весьма незначителен. Так, к страховым организациям, в отличие от коммерческих банков, не предъявляются требования по повышению квалификации сотрудников, ответственных за функционирование систем внутреннего контроля и управления рисками.
Иногда в прессе появляются публикации о том, что Минфину России необходимо принять какие-либо инструкции, регулирующие деятельность страховых органов в сфере противодействия легализации преступно полученных доходов[5]. Однако нельзя не забывать про опыт Центрального банка в принятии нормативных правовых и ненормативных актов именно в сфере противодействия легализации преступно полученных доходов. К сожалению, именно под лозунгом борьбы с «отмыванием» преступно нажитых средств было отозвано большинство лицензий коммерческих банков, что привело к нарушению интересов вкладчиков.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что изучение зарубежного опыта в сфере страхового надзора исключительно важно для совершенствования системы мер по противодействию отмыванию преступно полученных доходов. Поскольку отмывание преступно полученных доходов является, как правило, международным преступлением, особое значение приобретает сотрудничество с органами страховых надзоров зарубежных стран.
 
Библиография
1 См.: Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р.Т.Юлдашев. — М., 2005. С. 803. В науке до сих пор не закончен спор о том, в чем заключается разница между терминами «надзор» и «контроль». При рассмотрении вопроса, вынесенного в заголовок настоящей статьи, различия между этими терминами не имеют значения.
2 Broom J. Anti-money Laundering. International Practice and Policies. — SWEET & MAXWELL ASIA, 2005. P. 224.
3 URL: http://www.iaisweb.org/temp/Guidance aper on anti money laundering and combating the financing o f terrorism.pdf (Дата обращения: 20.07.2009).
4 URL: http://www.gov.im/lib/docs/ipa/amlguidancenotes.pdf (дата обращения:20.07.2009).
5 URL: http://www.insur-info.ru/news/1163 (дата обращения: 20.07.2009).

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается практика применения инструментов мониторинга криптовалютных транзакций при проведении финансовых расследований
Добавлено: 31.08.2024
Преступность в сфере экономической деятельности представляет собой чрезвычайно сложное общественно опасное явление, которое способно вызвать дестабилизацию банковской, торговой и иной деятельности в экономической сфере и нанести огромный вред национальной и межнациональной экономике в целом.
Добавлено: 01.02.2024
Автор предпринял попытку представить объективную информацию по вопросу социально-экономических последствий легализации доходов, полученных преступным путем, проанализировать различные точки зрения...
Добавлено: 11.12.2019
Определяется сущностное различие между страхованием имущества, страхованием ответственности по договору и страхованием предпринимательского риска.
Добавлено: 26.05.2019
Анализируются некоторые особенности правового регулирования деятельности электронных платежных систем.
Добавлено: 21.12.2018