Реклама
Статья

Структурные подразделения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Северо-Кавказского и Южного федеральных округов)

Рассматривается структура региональных парламентов субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется исследованию состава региональных законодательных (представительных) органов регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

УДК 342.5 

Страницы в журнале: 42-49

 

К.С. ИНАЛКАЕВА,

старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Чеченского государственного университета  Kazban1961@mail.ru

 

Рассматривается структура региональных парламентов субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделяется исследованию состава региональных законодательных (представительных) органов регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Ключевые слова: парламент, регламент, орган, субъект, председатель, структура.

 

Structural Subdivisions of the Legislative (Representative) Bodies of State Power of The Subjects of the Russian Federation (by the Example of the North Caucasus and Southern Federal Districts)

Inalkayeva K.

We consider the structure of the regional parliament of the Russian Federation. Particular attention is paid to the composition of the regional legislative (representative) bodies of the regions of the North Caucasus and Southern federal districts.

Keywords: parliament, regulations, authority, subject, chairman, structure.

 

Исходные положения о структуре региональных парламентов содержатся в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон № 184-ФЗ). Закон № 184-ФЗ закрепляет, что «структура устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4). Дальнейшую конкретизацию положения о структуре региональных законодательных (представительных) органов получают в законодательстве субъектов Российской Федерации, где особое значение имеют регламенты региональных парламентов.

В структуре парламентов субъектов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (далее — СКФО и ЮФО) можно выделить следующие подразделения: палаты, руководство, комитеты и комиссии, депутатские объединения и т. д.

Палаты. Парламенты СКФО и ЮФО — однопалатные органы. До недавнего времени

в пределах СКФО и ЮФО у Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Чеченской Республики были двухпалатные парламенты, однако в итоге они отказались от такой структуры парламента. По нашему мнению, в современных условиях в России нецелесообразно учреждение двухпалатных региональных парламентов, построенных по образу Федерального Собрания Российской Федерации: у федерального и региональных парламентов отличаются объем предметов ведения, функций и полномочий. Двухпалатная структура значительно замедляет законодательный процесс в парламенте. Депутаты верхних палат региональных парламентов, как правило, работают на непостоянной основе, поэтому наличие этой палаты не может являться гарантией от принятия парламентом непродуманных, необоснованных законов.

Руководство. Руководитель регионального парламента именуется председателем. В разных законодательных (представительных) органах субъектов СКФО и ЮФО он имеет одного или нескольких заместителей, их количество определяется самим парламентом. Заместители — выборные должностные лица, в их выдвижении и избрании участвуют все депутаты регионального парламента. Так, у председателя Парламента Чеченской Республики — четыре заместителя, один из которых является первым заместителем[1].

Председатель законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО и его заместитель (заместители) избираются на весь срок полномочий парламента.

Правом выдвижения кандидатов в председатели законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО обладают депутаты (республики Адыгея, Калмыкия, Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края); депутатские группы и фракции (Республика Адыгея); депутаты и депутатские объединения (Республика Ингушетия, Чеченская Республика); допускается самовыдвижение кандидатов (Волгоградская область). В Республике Дагестан правом выдвижения кандидатов в председатели Народного собрания обладает Президент Республики Дагестан и депутатские объединения (фракции) и т. д.[2]

Председатели законодательных (представительных) органов субъектов СКФО и ЮФО избираются тайным голосованием, как правило, с использованием бюллетеней. Регламенты региональных парламентов устанавливают: вовсе не обязательно, чтобы выборы председателя проходили на альтернативной основе. И это логично, поскольку если депутатами, депутатскими объединениями выдвинута согласованная кандидатура, то нет необходимости в выдвижении явно бесперспективной в плане избрания альтернативной кандидатуры.

Председатели региональных парламентов СКФО и ЮФО и их заместители работают на профессиональной постоянной основе. Так, председатель Парламента Чеченской Республики возглавляет парламент и организует его работу; планирует работу парламента; принимает решения о рассмотрении или об отказе в принятии к рассмотрению законопроектов, внесенных в парламент в порядке законодательной инициативы, или передает их в Совет парламента; подписывает постановления парламента, протоколы заседаний парламента и иные документы в соответствии со своими полномочиями; направляет главе Чеченской Республики для подписания и обнародования законы, принятые Парламентом Чеченской Республики в порядке, установленном законодательством Чеченской Республики; организует проведение согласительных процедур при отклонении главой Чеченской Республики законов, принятых парламентом; осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики 2003 года, республиканскими законами, регламентом Парламента Чеченской Республики.

Различается порядок представления кандидатур на должность заместителя (заместителей) председателя законодательного органа субъекта СКФО и ЮФО. В одних законодательных (представительных) органах субъектов СКФО и ЮФО этим правом обладает только председатель законодательного (представительного) органа (республики Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края); в других — депутаты и депутатские объединения (Чеченская Республика, Республика Адыгея). Согласно п. 3 ст. 6 регламента Волгоградской областной Думы (утв. постановлением Волгоградской областной Думы от 24.02.2005 № 5/77) председатель Думы, депутаты вправе предлагать кандидатуры для избрания на должность заместителя председателя Думы. Депутат Думы вправе предложить свою кандидатуру на должность заместителя председателя Думы[3].

Представляется, что наиболее предпочтительным является порядок, при котором кандидатуру заместителя (заместителей) председателя законодательного (представительного) органа представляет депутатам непосредственно председатель регионального парламента. Поскольку дальнейшая работа этих должностных лиц будет строиться на основе доверия друг к другу, председатель парламента должен быть свободен в выборе своего заместителя (заместителей).

Заместители председателя законодательного (представительного) органа координируют деятельность комитетов (комиссий), решают вопросы внутреннего распорядка деятельности законодательного (представительного) органа в соответствии с регламентом парламента и распределением обязанностей между заместителями председателя. Заместитель по поручению председателя парламента в необходимых случаях замещает его, ведет заседания парламента. При наличии в законодательном (представительном) органе субъекта СКФО и ЮФО первого заместителя председателя указанные полномочия осуществляет он.

Законодательство субъектов СКФО и ЮФО предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий председателя законодательного (представительного) органа и его заместителя (заместителей), добровольного сложения ими своих полномочий и освобождения от должности председателя или его заместителя решением законодательного (представительного) органа (ст. 21—23 регламента Парламента Чеченской Республики).

Вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО и его заместителя (заместителей) рассматривается на заседании законодательного (представительного) органа при поступлении личного заявления председателя (заместителя председателя) или по предложению группы депутатов. Решение об освобождении председателя и его заместителя (заместителей) принимается на заседании законодательного (представительного) органа тайным голосованием.

В ряде субъектов СКФО и ЮФО установлено правило, согласно которому вопрос об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО может быть инициирован депутатами законодательного (представительного) органа (Волгоградская область, Краснодарский край), по требованию не менее трех комитетов (Республика Адыгея), группы депутатов в составе не менее одной четвертой от числа избранных депутатов (Чеченская Республика) и т. д. В одних законодательных (представительных) органах субъектов СКФО и ЮФО (Краснодарский край) решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов законодательного органа, в других — необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов от числа избранных депутатов (Ставропольский край) и т. д.

В регламентах парламентов субъектов Российской Федерации должны быть определены конкретные основания для инициирования вопроса об освобождении от должности председателя законодательного (представительного) органа и его заместителя (заместителей). Например, регламент Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея (постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 05.12.2012 № 479-ГС) устанавливает следующие основания:

— превышение председателем и его заместителем (заместителями) полномочий, установленных регламентом;

— неоднократное отсутствие председателя и его заместителя (заместителей) на сессии Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея без уважительных причин или неоднократное несоблюдение депутатской этики на заседаниях Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея;

— использование служебного положения в личных целях, связанное с получением любых доходов[4].

Все эти меры должны оградить депутатов от непродуманных, спонтанных решений, вызванных политическими пристрастиями или сложившейся конъюнктурой.

В ряде законодательных (представительных) органов субъектов СКФО и ЮФО для координации законопроектной и контрольной деятельности комитетов (комиссий) и подготовки пленарных заседаний создаются коллегиальные (совещательные) руководящие органы. В парламентах субъектов СКФО и ЮФО они называются по-разному: президиум (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика), совет (Волгоградская область, Ростовская область, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика) и т. д. В состав данных органов, как правило, входят председатель законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО, его заместитель (заместители), председатели постоянных комитетов (комиссий), иногда руководители депутатских фракций и групп (Волгоградская область). В других законодательных органах субъектов СКФО и ЮФО президиумы и советы не формируются, а соответствующую работу выполняют председатель законодательного органа и его заместитель (заместители).

Например, в состав Совета Парламента Чеченской Республики входят председатель парламента, его заместители, председатели комитетов парламента и с правом совещательного голоса — руководитель Аппарата парламента. Совет парламента возглавляет председатель парламента. Заседания Совета парламента созываются в соответствии с графиком работы, утвержденным Советом парламента, и правомочны при участии в них не менее двух третей от численного состава Совета. На заседаниях Совета председательствует Председатель парламента или его заместитель. Решение Совета парламента принимается на его заседаниях большинством голосов от численного состава Совета парламента. В заседаниях Совета вправе участвовать представитель Президента Чеченской Республики. На заседание Совета могут быть приглашены представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах. Работники Аппарата парламента вправе присутствовать на заседаниях, если иное решение не будет принято Советом Парламента (ст. 42 регламента Парламента Чеченской Республики).

В компетенцию коллегиального органа в основном входит решение организационных вопросов по подготовке и проведению заседаний (сессий) законодательного органа субъекта СКФО и ЮФО. Протокольные решения коллегиального органа имеют рекомендательный характер. Они обладают полномочиями решать вопросы, находящиеся в компетенции регионального парламента. Парламент субъекта СКФО и ЮФО имеет право отменять решения коллегиального органа.

Полагаем, что в региональных парламентах, при которых созданы коллегиальные (совещательные) руководящие органы, работа строится более планомерно и эффективно.

Комитеты и комиссии. В каждом региональном парламенте СКФО и ЮФО создаются внутренние органы (комитеты и комиссии) для наиболее эффективной организации работы парламента; они могут быть как постоянными, так и временными. Постоянные комитеты (комиссии) формируются на весь срок полномочий регионального парламента и решают общие вопросы законопроектной работы; временные комиссии образуются на ограниченный срок для решения определенных проблем.

Порядок организации и деятельности комитетов (комиссий) региональных парламентов СКФО и ЮФО регулируется в конституциях (уставах), законах субъектов СКФО и ЮФО, регламентах законодательных (представительных) органов и положениях о комитетах (комиссиях), утверждаемых постановлениями региональных парламентов. Законодательные (представительные) органы субъектов СКФО и ЮФО самостоятельно решают вопрос о количестве постоянных комитетов (комиссий). Так, в Народном Собрании Республики Дагестан создано 10 комитетов, в Законодательном Собрании Ростовской области — 8 комитетов и одна постоянная комиссия, в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики — 8 постоянных комитетов, в Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея — 11 комитетов и одна постоянная комиссия, в Государственной Думе Астраханской области — 8 постоянных комитетов, в Парламенте Чеченской Республики — 10 комитетов и три постоянные комиссии, в Законодательном Собрании Краснодарского края — 15 постоянных комитетов и т. д.

Постоянные комитеты (комиссии) законодательных (представительных) органов субъектов СКФО и ЮФО формируются по функционально-отраслевому принципу. Спецификой Парламента Кабардино-Балкарской Республики является наличие в его составе Комитета по межнациональным отношениям, который формируется из числа депутатов кабардинской, балкарской, русской национальностей на паритетной основе. Комитет рассматривает вопросы, затрагивающие национальные проблемы, относящиеся к ведению Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Для вынесения вопроса на рассмотрение комитета необходимо обращение не менее половины депутатов парламента кабардинской, балкарской, русской либо иных национальностей. Решение комитета принимается большинством голосов от установленного числа его членов. По согласованным с комитетом проектам актов парламент принимает решения большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики (ст. 104 Конституции Кабардино-Балкарской Республики 1997 года).

Отличительной особенностью Думы Ставропольского края является наличие в ее составе такого структурного подразделения, как Контрольно-счетная палата, действующая на правах комитета. Для сравнения отметим, что в остальных субъектах СКФО и ЮФО контрольно-счетные (счетные) палаты действуют в качестве самостоятельных органов государственного финансового контроля, хотя и подотчетных региональным парламентам. В состав Контрольно-счетной палаты Думы Ставропольского края входят председатель, аудиторы и эксперты-консультанты. Председатель палаты избирается на должность из числа депутатов Думы Ставропольского края на срок ее полномочий. Председатель осуществляет свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Аудиторы и эксперты-консультанты являются государственными служащими государственной службы Ставропольского края[5].

В состав постоянных комитетов (комиссий), как правило, входят председатель комитета (комиссии), его заместитель и члены комитета (комиссии); списочный состав членов постоянных комитетов (комиссий) утверждается решением законодательного органа.

Председатель комитета утверждается законодательным (представительным) органом по представлению или председателя законодательного (представительного) органа (Республика Дагестан), или комитета (комиссии), который его избирает из своего состава (Волгоградская, Ростовская области, Краснодарский край), или депутатов и депутатских объединений (Республика Адыгея). Заместители председателей комитетов в одних субъектах СКФО и ЮФО (Республика Адыгея) утверждаются региональным парламентом вместе с председателями комитетов (комиссий), в других — по представлению председателей комитетов (комиссий) (Республика Дагестан), в третьих избираются в комитете (комиссии) и утверждаются решением законодательного (представительного) органа (Волгоградская область, Краснодарский край, Чеченская Республика) и т. д.

Депутаты парламентов субъектов СКФО и ЮФО, за исключением председателей парламентов, обязаны состоять членами одного из постоянных комитетов (комиссий). На период исполнения одним из заместителей обязанностей председателя его участие в работе соответствующего комитета с правом решающего голоса приостанавливается. Председатель законодательного (представительного) органа и его заместитель (заместители), а также депутаты, не являющиеся членами данного комитета (комиссии), могут принимать участие в его работе с правом совещательного голоса.

Численный состав постоянных комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов субъектов СКФО и ЮФО различен. Региональные парламенты СКФО и ЮФО могут устанавливать минимальный численный предел постоянных комитетов (комиссий), например, в Народном Собрании Республики Ингушетия, Парламенте Чеченской Республики, Законодательном собрании Краснодарская края численный состав постоянных комитетов не менее 3 человек, в Волгоградской областной Думе и Законодательном Собрании Ростовской области — не менее 5 депутатов. Согласно регламенту Думы Ставропольского края (утв. постановлением Думы Ставропольского края от 26.04.2012 № 181-V ДСК) в Ставропольском крае устанавливается верхний количественный предел депутатов, входящих в постоянные комитеты Думы, — не более 7 депутатов, а в комитеты, состоящие из подкомитетов, — не более 8 депутатов.

Ограниченное число членов комитета создает немало проблем в деятельности законодательных органов СКФО и ЮФО. Депутаты немногочисленных законодательных органов субъектов выходят из этого сложного положения путем установления возможности быть членами одновременно двух (трех) постоянных комитетов. Однако такой шаг принципиально не решает проблему. Например, комитет (комиссия) Парламента Чеченской Республики создается при условии, что в состав комитета (комиссии) войдет не менее трех депутатов (ч. 3 ст. 35 регламента Чеченской Республики). В то же время заседание комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от числа депутатов, избранных в его состав. Таким образом, фактически в заседании комитета с правом решающего голоса могут принимать участие два депутата. Комитет принимает решение большинством от числа присутствующих членов комитета. Однако в рассматриваемом случае большинство голосов установить невозможно. Приведенные доводы позволяют говорить о необходимости увеличения числа депутатов ряда законодательных органов субъектов СКФО и ЮФО.

Постоянные комитеты (комиссии) ведут законопроектную работу, предварительно рассматривают и подготавливают вопросы, относящиеся к ведению регионального парламента, осуществляют контрольные полномочия.

Комитеты (комиссии) являются вспомогательными рабочими органами региональных парламентов, они не обладают правом принимать решения от имени всего законодательного органа. Комитеты (комиссии), таким образом, лишь способствуют реализации полномочий региональных парламентов. Они ответственны перед парламентами и подотчетны им.

Региональные парламенты СКФО и ЮФО вправе образовывать по любым вопросам своей деятельности временные комиссии, определив их задачи, направления, порядок деятельности, объем и срок полномочий.

К временным комиссиям относятся согласительные, редакционные, ревизионные, следственные и др. По результатам деятельности временная комиссия представляет парламенту доклад по существу вопроса, для решения которого она была создана.

Законодательный (представительный) орган на своем заседании, председатель законодательного (представительного) органа, комитеты на своих заседаниях для организации работы над проектами законов, постановлений и подготовки иных вопросов, рассматриваемых комитетами и комиссиями, из числа членов комитетов, комиссий и других депутатов работников аппарата, а также представителей органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, специалистов, экспертов, ученых образуют рабочие группы. Состав каждой рабочей группы утверждается председателем законодательного (представительного) органа субъекта СКФО и ЮФО или заместителем председателя (ст. 18 Регламента Законодательного Собрания Ростовской области (утв. постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 08.06.1994 № 36/4))[6]. Задачи, направления и порядок деятельности рабочей группы, срок ее полномочий устанавливаются образовавшим ее органом или должностным лицом. Решение об образовании рабочей группы оформляется соответствующим правовым актом. Рабочая группа прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач. Деятельность рабочей группы может быть прекращена досрочно по решению образовавшего ее органа или должностного лица.

Депутатские объединения. Они представляют собой внутрипарламентские формирования депутатов, созданные на основе общности политических взглядов и предназначенные для выработки единой позиции, координации совместных действий и принятия согласованных решений по различным вопросам компетенции региональных парламентов. Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта СКФО и ЮФО, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входят в депутатские объединения (фракции). Фракция включает в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракцию могут также входить депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий. Порядок деятельности фракций, формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливается законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 4 Закона № 184-ФЗ). Например, депутаты Законодательного Собрания Ростовской области для совместной работы по осуществлению своих полномочий могут формировать депутатские объединения: фракции и депутатские группы. Фракции образуются по политическому принципу; депутатские группы — по территориальному, профессиональному или иному не политическому принципу. Так, в Законодательном Собрании Ростовской области — 2 фракции, в Волгоградской областной Думе — 4 фракции, в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия — 2 фракции, в Государственной Думе Астраханской области — 3 фракции и 2 депутатские группы. Минимальная численность депутатского объединения в Законодательном Собрании Ростовской области должна составлять не менее 10 человек, в Законодательном Собрании Краснодарского края, Волгоградской областной Думы и Думы Ставропольского края — не менее 3 человек и т. д. Депутат не может быть одновременно членом двух депутатских объединений.

Очевидно, что создание депутатских фракций повышает ответственность депутатов региональных парламентов перед избирателями, которые голосовали за соответствующее избирательное объединение, и перед политической партией, включившей данного депутата в свой избирательный список, а также дает возможность повысить эффективность работы законодательного органа, обеспечивает достижение согласия по большинству рассматриваемых парламентом вопросов, осуществления в оптимальные сроки выполнения планов законопроектных работ. При этом следует указать, что свободное обсуждение законопроектов, при котором депутат высказывает свою точку зрения независимо от мнения партии, проводится очень редко. Чаще всего депутат связан партийной дисциплиной и вынужден голосовать в соответствии с установкой, заранее данной партийной фракцией.

Законодательными органами создаются иные органы. Так, при Государственной Думе Ставропольского края создан Совет по мониторингу социально-экономического развития Ставропольского края в целях содействия Государственной Думе Ставропольского края в научно-экспертной оценке стратегии социально-экономического развития Ставропольского края, программ, утверждаемых Государственной Думой Ставропольского края, а также сопровождении и наблюдении за реализацией указанных программ[7]. Основными функциями Совета являются: проведение научной экспертизы проектов федеральных законов, законов Ставропольского края и программ по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края, направляемых в Государственную Думу Ставропольского края; осуществление научного аналитического мониторинга и оценка эффективности реализации законов Ставропольского края и программ по вопросам социально-экономического развития Ставропольского края; содействие в разработке проектов законов Ставропольского края, направленных на реализацию программ в области социально-экономического развития Ставропольского края; подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства Ставропольского края и приоритетным направлениям законотворческого процесса Думы Ставропольского края в области социально-экономического развития Ставропольского края; подготовка научно-аналитических и методических материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Волгоградская областная Дума — единственный представительный орган в Российской Федерации, где создан и успешно функционирует Совет по социальной безопасности[8]. В его состав, помимо областных законодателей, вошли руководители структурных подразделений администрации области и муниципальных образований, правозащитники и общественные организации. В цели и задачи Совета входят анализ и прогнозирование социальной ситуации в области, подготовка нормативных актов в сфере социальной, экономической и правовой защиты населения.

При ряде законодательных органов субъектов СКФО и ЮФО созданы молодежные парламенты (Народное Собрание Республики Дагестан, Законодательное Собрание Ростовской области, Волгоградская областная Дума, Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея и т. д.). Так, в Законодательном Собрании Ростовской области работа молодежного парламента строится по аналогии с работой комитетов. В заседаниях комиссий молодежного парламента участвуют председатели профильных комитетов и молодые депутаты, проводятся выездные заседания. Члены молодежного парламента выступают независимыми экспертами областных законов, которые планируется принять Законодательным Собранием в ближайшее время. Молодежный парламент при Законодательном Собрании Ростовской области стал не только площадкой для обсуждения острых молодежных проблем, но и серьезной общественной организацией, которая вырабатывает конкретные рекомендации органам государственной власти, участвует в формировании молодежной политики Ростовской области[9].

При Парламенте Чеченской Республики создана Комиссия по противодействию коррупции, которая является совещательным органом. Основными задачами комиссии являются: выявление коррупциогенных факторов, разработка рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов; устранение условий, порождающих коррупцию; предупреждение коррупционных правонарушений; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, организаций, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией; формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям[10]. Было бы весьма актуальным создание таких органов при всех парламентах субъектов СКФО и ЮФО.

Поскольку любой нормативный правовой акт нужен для позитивного регулирования общественных отношений, для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону — представить в законе обоснованное отражение общественных потребностей, необходимо создание условий реального участия населения, институтов гражданского общества в процессе обсуждения и принятия законопроектов.

Определению направлений законотворческой работы в субъектах СКФО И ЮФО способствуют и такие формы, как круглые столы, тематические совещания, которые имеются в практике политической жизни каждого региона. Так, глава Чеченской Республики ежегодно проводит встречу с участием всех депутатов Парламента Чеченской Республики для обсуждения проблемных вопросов жизни региона и выработки совместных законодательных решений. Вместе с тем в целях координации законопроектной работы целесообразно приглашение на указанные встречи и других субъектов, обладающих в регионе правом законодательной инициативы, а также представителей парламентов субъектов СКФО и ЮФО.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы и предложения:

1) законодательство субъектов СКФО и ЮФО должно тщательно регламентировать парламентские процедуры;

2) наиболее предпочтительным является порядок, когда кандидатуру заместителя (заместителей) председателя законодательного (представительного) органа представляет депутатам непосредственно председатель регионального парламента;

3) в законодательстве парламентов субъектов СКФО и ЮФО следует закрепить конкретные основания для освобождения от должности председателя законодательного (представительного) органа и его заместителя (заместителей);

4) для эффективной и планомерной работы регионального парламента целесообразно создание коллегиальных (совещательных) руководящих органов во всех законодательных органах СКФО и ЮФО;

5) в целях обеспечения последовательного, эффективного осуществления региональными парламентами своих функций и полномочий оптимального представительства избирателей необходимо увеличить число депутатов немногочисленных законодательных органов субъектов СКФО и ЮФО;

6) во всех региональных парламентах необходимо создать депутатские фракции и (или) группы и правовую базу для их деятельности. Создание депутатских фракций и (или) групп дает возможность повысить эффективность работы законодательного органа, обеспечить достижение согласия по большинству рассматриваемых парламентом вопросов, в оптимальные сроки осуществлять выполнение планов законопроектных работ;

7) в целях решения актуальных проблем молодежной политики и укрепления связей с представителями молодежного движения желательно создание молодежных парламентов при всех региональных парламентах как эффективного механизма развития правовой культуры молодых граждан. Молодежный парламентаризм будет способствовать развитию парламентской культуры и толерантного отношения к политическим оппонентам и т. д.;

8) было бы актуальным при всех региональных парламентах создание совещательных органов: комиссии по противодействию коррупции для принятия мер по предупреждению коррупционных правонарушений; совета по социальной безопасности на примере Волгоградской областной Думы; совета по мониторингу социально-экономического развития региона на примере Думы Ставропольского края; комиссии по правовому мониторингу в целях применения единых методологических подходов, совершенствования законодательства и обеспечения законности в правотворческой деятельности органов государственной власти субъекта СКФО и ЮФО;

9) для обеспечения постоянной и тесной связи между наукой и правотворческой деятельностью представляется целесообразным создание в региональных парламентах общественных советов. Представляется целесообразным расширение практики ежегодных встреч, круглых столов и тематических совещаний.

 

Библиография

1 См.: Регламент Парламента Чеченской Республики (принят постановлением Парламента Чеченской Республики от 30.10.2008 № 2-2П). URL: http://www. parlamentchr.ru

2 См.: Регламент Народного Собрания Республики Дагестан (утв. постановлением Народного Собрания РД от 28.09.1995. URL: http://www. nsrd.ru

3 URL: http://www.volganet.ru

4 URL: http://www.gshra.ru

5 См.: Постановление Думы Ставропольского края от 27.09.2007 г № 194-IV ГДСК. URL: http://www.dumask.ru

6 См.: Регламент Законодательного Собрания Ростовской области. URL: http://www.donland.ru

7 См.: Постановление Думы Ставропольского края от 27.09.2007 № 194-IV ГДСК.

8 См.: Постановление Волгоградской областной Думы от 01.06.2006 № 10/220. URL: http://www.volganet.ru

9 См.: Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 25.02. 2004 № 296 «Положение о молодежном парламенте Законодательного Собрания Ростовской области». URL: http://www.donland.ru

 

10 См.: Постановление Парламента Чеченской Республики от 09.12. 2010 № 447-2с. URL: http://www.parlamentchr.ru

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Предметом исследования в настоящей статье являются современный опыт Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в части применения мер ограничительного характера, установленных законом целях защиты национальных интересов государства
Добавлено: 12 дней назад
В статье представлены ключевые положения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященном вопросам подсудности уголовного дела. Отмечается особая значимость принятого Судом постановления, обусловленная его своевременностью и новизной
Добавлено: 12 дней назад
Защита процессуальных прав участников гражданского и уголовного судопроизводства, имеющих инвалидность, не должна иметь отраслевой дифференциации. Все участники судопроизводства, имеющие физические недостатки (в статье делается акцент относительно слепых и слабовидящих людей), в юриспруденции могут рассматриваться в рамках специального правового статуса
Добавлено: 12 дней назад
Разрешение большинства споров при расторжении брака связано с необходимостью обеспечения интересов ребенка, и при определении судом места жительства ребенка они должны учитываться в первостепенном порядке
Добавлено: 12 дней назад
Обосновывается необходимость широкого подхода к определению информационной поддержки с опорой на взаимодействие частноправовых и публично-правовых элементов правового инструментария. Демонстрируется дифференциация правовых средств поддержки в аспекте трансформации информационного общества и креативной экономики
Добавлено: 12 дней назад