УДК 347.736
Страницы в журнале: 64-65
О.М. СВИРИДЕНКО,
кандидат юридических наук, председатель Арбитражного суда города Москвы
Впервые на основе современных достижений юридической науки определено и сформулировано понятие «концепция несостоятельности (банкротства)», а также предложено ввести в научный оборот имеющую методологическое значение для концепции несостоятельности (банкротства) новую категорию гражданского права — субстантивные правоотношения.
Ключевые слова: субстантивные правоотношения, концепция, банкротство, несостоятельность.
The article pioneers to propose and introduce into academic circulation a new notion in the field of civil law — substantive legal relationship — for the first time on the basis of modern legal science developments. This notion is methodologically instrumental in defining the concept of insolvency (bankruptcy).
Key words: substantive legal concept of bankruptcy, insolvency.
В последнее время ученые-юристы и практики все чаще обращаются к вопросу о соотношении частных и публичных начал в правоотношении при несостоятельности (банкротстве).
По нашему мнению, юридическая природа отношений, возникающих при несостоятельности (банкротстве), заключается в правовой сущности норм, регулирующих отношения, являющиеся предметом рассмотрения в арбитражном суде в рамках целостного комплексного частно-публичного правоотношения, содержание которого — материальные, а форма — процессуальные отношения публично-правового характера.
Результаты исследования вопроса о соотношении частных и публичных начал в правоотношении при несостоятельности (банкротстве) позволяют предложить ввести в гражданский оборот такое понятие, как субстантивные правоотношения.
Понятие «субстанция» (от лат. substantia — сущность) заимствовано из философии права. Субстанция — то, что лежит в основе. Уничтожение есть не уход в небытие, а лишь изменение субстанции, ее переход в другое состояние. Все многообразие вещей в этом случае есть разные состояния одной субстанции. Именно потребность объяснить существование многообразия и изменения привели к пониманию субстанции.
Так, Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как существенную ступень в процессе развития воли. Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество ее в природе остается неизменным, может быть отнесен к «аналогиям опыта». Гегель выделял внутреннюю противоречивость субстанции, ее саморазвитие.
Анализируя содержание и специфику субстантивных правоотношений на основных этапах процесса несостоятельности (банкротства), осуществляемого судом, можно выделить четыре этапа их формирования.
Первый этап характеризуется наличием частных правоотношений кредиторов и должников, возникающих на основе судебного решения о юридическом факте состояния банкротства.
На втором этапе возникают дополнительные публичные правоотношения между данными субъектами права и субъектами государственной власти на основе юридических фактов установления их правомочности получения средств должника.
На третьем этапе появляются субстантивные правоотношения, которые определяют их права и обязанности по получению средств должника — субъекта несостоятельности (банкротства).
Четвертый этап характеризуется прекращением субстантивных, частноправовых и публично-правовых отношений в процессе несостоятельности (банкротства) в связи с его завершением.
Из сказанного следует, что в проблеме соотношения частноправовых и публичных методов регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), помимо сочетания в законодательстве публично-правовых и частноправовых норм значение имеет процесс преобразования частного правоотношения в публичное. Более наглядно этот процесс можно проследить при принятии судом, рассматривающим дело о несостоятельности (банкротстве), определения о включении требований в реестр требований кредиторов в порядке ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Условно данный процесс можно разделить на четыре этапа.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) необходимо установить юридический факт такой несостоятельности должника. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) необходимы требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, либо требования, подтвержденные решением налогового или таможенного органа. Таким образом, первый этап представляет собой начало процесса несостоятельности (банкротства) на основе судебного решения о юридическом факте состояния банкротства должника и включает в себя субстантивные правоотношения кредиторов и должников, т. е. создает некоторые исходные условия для возникновения субстантивных правоотношений в последующем.
Второй этап процесса характеризуется формированием полного реестра субъектов, которые на основе решения суда или уполномоченных органов получают статус кредиторов и в соответствии с законодательством включаются в реестр требований кредиторов. Примечательно, что на данном этапе в процессе банкротства кроме частноправовых возникают и публично-правовые отношения, установленные судом при осуществлении процедур несостоятельности (банкротства). То есть на втором этапе на основе юридических фактов установления правомочности получения средств должника возникают дополнительные публично-правовые отношения между обычными кредиторами как субъектами права и субъектами государственной власти.
На третьем этапе производится формирование реестра требований юридических и физических лиц с учетом рассмотрения требований кредиторов о включении в реестр с указанием соответствующей очередности и размера этих требований. Здесь на основе определения приоритетности реализации прав на получение денежных средств должника возникают субстантивные отношения между всеми субъектами — участниками процесса несостоятельности (банкротства), что свидетельствует о возникновении прав и обязанностей кредиторов на получение средств должника — субъекта несостоятельности (банкротства).
На четвертом этапе происходит прекращение субстантивных, частноправовых и публично-правовых отношений участников процесса о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, исследование сути и специфики отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), позволило впервые выявить и обосновать содержание субстантивных правоотношений, которые возникают на основных этапах процесса осуществления судом процедур несостоятельности (банкротства).
Также установлено, что субстантивные правоотношения носят интегративный характер и включают в себя частноправовые и публично-правовые отношения между участвующими в процедурах несостоятельности (банкротства) субъектами; они возникают на определенных стадиях процесса несостоятельности, осуществляются в рамках судебных решений и завершаются с окончанием данного процесса.
Изложенное дает все основания сформулировать выявленные правоотношения следующим образом: субстантивные правоотношения — это урегулированные правом волевые отношения как между субъектами частной экономической деятельности (кредитором и должником), так и между органами власти, наделенными субъективными правами и обязанностями для достижения социально значимых целей — защиты экономических интересов и иных прав юридических лиц в рамках соблюдения законодательно закрепленных процедур несостоятельности (банкротства).
С учетом приведенных выводов предлагается авторский вариант видения концепции несостоятельности (банкротства), которая представляет собой комплекс правовых норм, направленных на соблюдение баланса интересов должника и кредиторов, обеспечивающих стабильность экономики государства в целом. Это предполагает процессуальный порядок рассмотрения дела на всех стадиях процесса (возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве), проведение процесса и его завершение) с применением материально-правовых норм при активной роли организатора процесса — арбитражного суда, осуществляющего свои полномочия с применением норм публично-правового контроля.