Статья

Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации

Рассматриваются основные субъекты защиты прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Представлены основные законодательные акты, направленные на защиту прав и свобод ребенка в Российской Федерации.

 УДК 347.61/.64:342.55

Страницы в журнале: 73-77 

 

А.В. Юрина,

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета Пензенского государственного университета Россия, Пенза allayurina@yandex.ru

 

Рассматриваются основные субъекты защиты прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Представлены основные законодательные акты, направленные на защиту прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Рассматриваются органы, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Указаны достоинства и недостатки деятельности субъектов по защите прав и свобод ребенка в Российской Федерации, приведены соответствующие примеры.

Ключевые слова: ребенок, защита, права, свободы, субъекты, кодекс, государство, органы, закон, законодательство, опека, попечительство.

 

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав ребенка.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон о гарантиях прав ребенка) определены цели государственной политики, базовые направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом о гарантиях прав ребенка установлены принципы и приоритеты государственной политики в интересах детей, которые включают законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также определена государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов, которая осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Защита прав ребенка в соответствии со ст. 8 СК РФ осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК РФ, — государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты прав ребенка отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует требованиям ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации, в том числе и ребенка. Нормы о судебной защите прав ребенка закреплены и в других федеральных законах. Так, ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители, опекуны или попечители, органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Возбуждается гражданское дело в суде по иску (заявлению, жалобе) заинтересованного лица. Поскольку полная гражданская процессуальная дееспособность наступает после совершеннолетия, ребенок, не достигший 18-летнего возраста, не вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Его права и интересы защищают в суде законные представители, которыми могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, представители учреждения, являющегося опекуном или попечителем ребенка.

В случае если ребенок до совершеннолетия приобрел полную дееспособность в порядке эмансипации либо при вступлении в брак, он может самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Кроме того, в соответствии со ст. 56 СК РФ при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд. Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы.

Учет мнения ребенка при разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями судебной защиты прав ребенка.

Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы ЗАГС, воспитательные учреждения. Так, СК РФ обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. В этих целях органы исполнительной власти организовывают учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывают содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов.

В действиях по правовой защите прав ребенка также может участвовать прокурор. Его действия могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о признании недействительным соглашения об уплате алиментов;

— об отмене усыновления ребенка.

Защита прав ребенка осуществляется и органами опеки и попечительства. В соответствии со ст. 121 СК РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений — также обязанность органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 78 СК РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием ребенка, независимо от того, кем предъявлен иск в его защиту. Особенно важной и ответственной является функция попечения над ребенком, который передается органам опеки и попечительства по решению суда в случаях лишения родителей родительских прав, ограничения родительских прав, отмены усыновления ребенка. Обязательным является участие органа опеки и попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его другому лицу. При угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства имеет право самостоятельно отобрать ребенка у родителей. В целом можно условно выделить три основные формы защиты прав ребенка органами опеки и попечительства:

— самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);

— направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;

— участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие:

— на установление отцовства по заявлению только отца ребенка;

— родителям — на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста 14 лет;

— на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

— на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей — при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей);

— полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка;

— по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;

— по назначению представителя для защиты прав и интересов детей;

— по решению вопроса об общении ребенка с родственниками;

— по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

К полномочиям второго вида относятся:

— право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом;

— право требовать отмены усыновления ребенка;

— право предъявлять требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право участвовать в рассмотрении судами дел:

— об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

— о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;

— об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав;

— об установлении усыновления ребенка;

— об отмене усыновления ребенка.

Судебные споры, возникающие из брачно-семейных отношений, можно отнести к таким гражданским делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. Одна из главных причин заключается в обилии социально-оценочных норм в брачно-семейном законодательстве; норм, одним из необходимых компонентов содержания которых выступают психологические элементы. Особый резонанс приобретает психологическая экспертиза в делах, связанных со спорами о праве на воспитание детей. К числу таких дел можно отнести следующие:

— о воспитании детей после расторжения брака между родителями и о месте проживания детей;

— о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

— об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

— об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства по данному вопросу;

— о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

— о лишении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей (ограничении родительских прав);

— об отмене ограничения родительских прав;

— об усыновлении ребенка;

— об отмене усыновления.

Все перечисленные категории дел связаны с защитой прав и интересов ребенка, где законодатель в качестве критерия для определения последствий, которые указаны в той или иной норме права, применяемой судом, называет прежде всего интересы ребенка.

Сегодня в судебной защите прав и интересов ребенка особое внимание уделяется проблемам детей, чьи родители расторгают брак.

В судебной практике данную категорию дел относят к числу наиболее сложных. Это обусловливается тем, что в них обычно не ставится под сомнение способность того или иного родителя должным образом осуществлять право на воспитание ребенка. Вне зависимости от того, с кем будет проживать ребенок, право на воспитание в равной мере принадлежит обоим родителям. Подобный спор возможен как при расторжении брака, так и независимо от этого.

Достаточно часто при рассмотрении таких дел выявляются факты злоупотребления родительскими правами, что может служить поводом для возбуждения дела об отобрании, т. е. ограничении родительских прав, осуществляемых над ребенком, и передаче его на воспитание другому родителю или органу опеки и попечительства.

Главная цель правовых норм, предусматривающих ограничение родительских прав по суду, состоит в защите нарушенных прав ребенка, чья жизнь, здоровье или воспитание в опасности. Пункт 2 ст. 73 СК РФ гласит: ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями или одним из них опасно для него по обстоятельствам, от родителей или одного из них не зависящим. В открытый перечень таких обстоятельств СК РФ включает психическое расстройство, иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 годы (утв. указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761; далее — Стратегия) обращает внимание на необходимость разработки мер по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, что позволит сократить долю детей, не получающих алименты в полном объеме. Кроме того, в Стратегии определены меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку. Пунктом 2 ст. 80 СК РФ установлено, что в случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание ребенка взыскиваются с родителей в судебном порядке. Анализ судебной практики показал: суды в большинстве случаев правильно определяют законодательство, подлежащее применению при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов. Дела о взыскании алиментов на содержание ребенка занимают значительное место в деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению всех категорий гражданских дел, вытекающих из семейных отношений.

Говоря о лишении родительских прав как крайней мере семейно-правовой ответственности, следует иметь в виду, что родительские права неотчуждаемы, от них нельзя отказаться самому родителю по любым соображениям. Практически полное прекращение правовой связи ребенка с родителями может наступить только в двух случаях — при лишении родительских прав и передаче ребенка на усыновление, когда ни о какой ответственности речь идти не может. Между тем на практике суды, не углубляясь в суть дела, часто легко идут на удовлетворение иска, если ответчик соглашается с иском. Но в основном подобное поведение родителя вызывается желанием уйти от всяких обязательств по выполнению своего родительского долга.

Поскольку лишение родительских прав есть мера ответственности, ему сопутствует так называемое дополнительное обременение, прямо или косвенно затрагивающее интересы лиц, лишенных родительских прав, осуществлявших свои родительские функции, и в сфере других правоотношений. Поэтому, например, п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», дополняя СК РФ, предусматривает обязанность суда после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав направить его копию органу, производящему выплаты на ребенка, или в суд по месту вынесения решения о выплатах для обсуждения вопроса о перечислении платежей на счет детского учреждения или лицу, которому передан ребенок на воспитание.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что судебная защита прав ребенка в Российской Федерации находится на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также эволюционирует система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации.

Однако существует значительный недостаток в системе защиты прав ребенка, он заключается в несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав и законных интересов ребенка, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности ребенка. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав ребенка.

 

Список литературы

 

1. Беспалов Ю.Ф. Особенности рассмотрения и разрешения дел о защите семейных прав ребенка. М., 2008. С. 56.

2. Нечаева А.М. Защита интересов ребенка: семейно-правовые предпосылки. М., 2010. С. 44.

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Российская газета. 1998. 5 авг.

4. О внесении изменений и дополнения в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: федер. закон от 08.02.1998 № 17-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // Российская газета. 1998. 11 февр.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы: указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

6. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 № 10 // Российская газета. 1998. 10 июня.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 1996. 27 янв.

8. Тарусина Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: моногр. М., 2013. С. 37.

 

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
В статье анализируются особенности правового регулирования международного сотрудничества в сфере ядерной энергетики, исследуется его современное состояние и рассматриваются перспективы развития
Добавлено: 01.12.2024
Природные бедствия и катастрофы страшны своей непредсказуемостью и часто тяжелыми последствиями, несущими большой материальный урон и нередко — гибель людей. После каждой природной катастрофы мы обычно видим стремление многих государств оказать помощь и содействие
Добавлено: 01.12.2024
Актуализация законодательной регламентации и правильное применение на практике отсрочки отбывания наказания невозможны без четкого понимания того, что собой представляет исследуемая уголовно-правовая категория
Добавлено: 01.12.2024