Статья

Субъекты правовой политики в сфере инноваций

Рассматриваются субъекты правовой политики в сфере инноваций, выделяются их виды и особенности статуса, анализируются формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности

УДК 340.1

Страницы в журнале: 17-21

 

В.В. Бушнев,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского федерального университета Россия, Ставрополь vadim_777_77@mail.ru

 

Рассматриваются субъекты правовой политики в сфере инноваций, выделяются их виды и особенности статуса, анализируются формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности. К субъектам правовой политики в сфере инноваций отнесены государство в целом, федеральные органы государственной власти и их должностные лица, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, научные и образовательные учреждения, представители бизнеса, отдельные физические лица. Подчеркнуто, что ведущая роль в данной сфере принадлежит именно государству, поскольку оно определяет приоритетные направления развития, устанавливает основы правового регулирования, финансирует научно-технические исследования и разработки, выступает в качестве потребителя определенной части инновационной продукции.

Ключевые слова: правовая политика, инновации, инновационная деятельность, субъекты инновационной деятельности, виды и статус субъектов в сфере инноваций, государственная поддержка.

 

Потребность в создании нового инновационного продукта существовала во все времена, но самостоятельным предметом государственной политики данная сфера общественных отношений стала не так давно. Нормативная основа инновационной деятельности зачастую представляла разовое нормативное регулирование, направленное на разрешение конкретной проблемы, а комплексный, системный подход отсутствовал. Это обстоятельство создает определенные препятствия на пути поступательного развития в области правовой поддержки инноваций, обеспечения правового регулирования, воздействующего на инновационную сферу не от случая к случаю, а на перспективу. Роль правовой политики в этом случае состоит в формировании основных направлений инновационного развития, научном обосновании стратегии и тактики правового развития по наиболее качественному использованию инновационного потенциала, поиску эффективных форм государственной поддержки субъектов инновационной деятельности.

Базовый вектор развития в данной области должен быть направлен на создание режима наибольшего благоприятствования для субъектов инновационной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Однако эта поддержка должна учитывать широкий круг субъектов, привлеченных к созданию инновационного климата в стране, чтобы наиболее полно использовать потенциал каждого. Специфика самой инновационной деятельности и субъектов, вовлеченных в этот процесс, требует отдельного внимания, поскольку позволяет более целенаправленно воздействовать на инновационные отношения и достигать необходимого результата.

Инновационная деятельность представляет собой выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг) или модернизацию существующих способов (технологий) производства продукции, ее распространение и использование. В инновационной деятельности задействованы государство в целом и отдельные специализированные органы, научные и образовательные учреждения, представители крупного, среднего и малого бизнеса и, конечно, индивидуумы, творческим трудом которых создается интеллектуальная собственность, разрабатываются идеи ее наиболее эффективного применения [2, с. 106].

Роль государства в лице соответствующих федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления состоит в определении:

1. Приоритетных направлений развития. Государство для осуществления присущих ему функций определяет, какие направления развития являются для него приоритетными в тот или иной момент. Одни направления являются таковыми на протяжении всей истории, например обороноспособность государства и безопасность государства и его отдельных граждан. Другие появляются с течением времени, например проблемы экологической безопасности и борьбы с терроризмом, альтернативных источников энергии и т. д.

2. Основ правового регулирования. Государство, обладая практически монополией в области установления основ правового регулирования, принимает соответствующие нормативные правовые акты, облекает их в те или иные предусмотренные законом формы.

3. Финансирования научно-технических исследований и разработок. Государство посредством различных форм участия в финансовом обеспечении научно-технических исследований и разработок поддерживает перспективные разработки по приоритетным направлениям науки.

4. Потребности в определенной части инновационной продукции. Государство приобретает часть инновационной продукции, определяет планы государственных закупок инновационной высокотехнологичной продукции. Так, государственные компании обязаны формировать и размещать на своих официальных сайтах планы закупок инновационной продукции на период 5—7 лет.

От имени государства в отношениях в сфере инноваций в качестве субъектов правовой политики выступают:

1. Президент РФ как глава государства, определяющий основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации и устанавливающий основы государственной политики в сфере инноваций. Кроме того, при Президенте РФ создаются специализированные органы. Например, при Президенте РФ функционирует Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России, являющийся совещательным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других при рассмотрении вопросов инновационного развития страны.

2. Правительство РФ, которое обеспечивает реализацию решений Президента РФ, принимает необходимые нормативные правовые акты. Так, с 1 января 2016 г. планируется введение трехлетних «надзорных каникул» для предприятий, которые в течение трех лет не имели серьезных нарушений ведения бизнеса.

3. Федеральное Собрание (Парламент) как орган законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации формирует необходимую нормативно-правовую базу путем принятия законов.

4. Министерства, ведомства, агентства и иные органы исполнительной власти, деятельность которых должна быть нацелена на поддержку инновационной деятельности в соответствующих сферах, создавать условия для активизации инновационной деятельности и т. д.

5. Представительные и распорядительные органы субъектов Российской Федерации, представляющие законодательную и исполнительную ветви власти субъектов Российской Федерации, принимают соответствующие акты, регулирующие вопросы инновационного развития в пределах того или иного региона, а также реализуют принятые решения.

6. Органы местного самоуправления в целях обеспечения инновационной деятельности создают предпосылки для широкой экономической активности представителей малого и среднего бизнеса, базирующегося на территории соответствующего муниципального образования.

Таким образом, государство как субъект инновационной деятельности представлено целым рядом государственных структур и органов государственной власти, разрабатывающих и реализующих основные направления государственной правовой политики в инновационной сфере. Государство в данных отношениях выступает, во-первых, как законодатель, разрабатывающий основы правового регулирования и определяющий приоритетные направления развития, во-вторых, как система органов управления, надзора и контроля в сфере инноваций, и, в-третьих, как система специализированных органов.

Законодательные органы государства представлены двухуровневой системой, состоящей из федеральной и региональной составляющей. Как известно, федеральный уровень представлен Федеральным Собранием в лице двух его палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Региональный уровень представлен парламентами и законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. В качестве государственных органов, осуществляющих общие функции управления, надзора и контроля в сфере инноваций, представляется возможным назвать фискальные органы. К специализированным органам можно отнести Федеральную службу по интеллектуальной собственности, комитеты по инновационному развитию, государственные инвестиционные фонды, полномочия которых ограничены соответствующей сферой деятельности.

В инновационной системе государство, помимо указанной функции, также может выступать в следующих качествах:

— инвестора, т. е. одного из источников финансирования научных, научно-технических и инновационных разработок;

— заказчика — потребителя части инновационного продукта;

— политической силы, которая в значительной мере определяет отношение общества и отдельных субъектов к проблемам развития науки и инновационной деятельности [4, с. 275].

Субъекты в сфере инновационной деятельности, по мнению Е.В. Максименко [3, с. 175], могут быть подвергнуты классификации по различным основаниям:

1. По цели деятельности — специализированные (технопарки, венчурные фонды и т. д.) и неспециализированные (коммерческие банки, страховые компании и др.). Специализированные субъекты инновационной деятельности основной целью своей деятельности имеют создание инноваций и передачу их прочим субъектам. Неспециализированные субъекты инновационной деятельности обслуживают инновационный процесс и содействуют освоению и широкому распространению инноваций.

2. По сфере деятельности — научные, образовательные, производственные, коммерческие. Научные организации главной целью своей деятельности имеют проведение научных исследований и научно-технических разработок. Научные организации систематически проводят научные исследования в различных областях знаний и отраслях наук. Среди них можно выделить научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, проектно-технологические институты и т. д. Образовательные субъекты в инновационной деятельности представлены различными учреждениями образования, деятельность которых в основном направлена на разработку и внедрение в образовательный процесс инновационных методов обучения и подготовку высококвалифицированных специалистов, способных участвовать в осуществлении инновационной деятельности в своей профессиональной области. Производственные субъекты инновационной деятельности занимаются непосредственно процессом внедрения и производства инновационной продукции, реализуют программы инновационного развития. Коммерческие субъекты в инновационной деятельности представлены фирмами, финансирующими инновационную деятельность, т. е. инвесторами. Кроме того, деятельность данных субъектов напрямую связана с процессом коммерциализации инновационного продукта.

3. По кругу лиц — физические и юридические лица.

Видовая классификация субъектов инновационной деятельности представлена В.Д. Переваловым и Д.В. Грибановым [5, с. 55—56], которые выделяют различные группы субъектов инновационной деятельности. В частности, к организациям, осуществляющим научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, относятся коммерческие и некоммерческие, государственные и негосударственные, узкоспециализированные и широкопрофильные структуры. Представители инновационного бизнеса — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые непосредственно осуществляют инновационную деятельность либо инвестируют в нее. Специализированные субъекты инновационной деятельности создаются, как правило, в рамках индивидуального проекта, а также в связи с реализацией особого проекта или вида деятельности.

Статус субъектов в области инновационной деятельности различен и зависит от их организационно-правовых форм. Рассмотрение данного аспекта представлено А.А. Выручаевым, который выделяет ряд организационно-правовых форм субъектов инновационной деятельности [1, с. 145—154]. К подобным формам, отличающимся достаточной спецификой, относятся:

— государственные корпорации как субъект, наделенный полномочиями органов управления, с одной стороны, и являющийся хозяйствующим субъектом — с другой (например, государственная корпорация «Ростехнологии» и др.);

— инвестиционные фонды (например, государственные, негосударственные и международные инвестиционные фонды поддержки научной и научно-технической деятельности);

— инновационные центры (например, инновационный центр «Сколково» и др.);

— технопарки, наукограды и иные формы государственной поддержки инновационной деятельности.

Участниками инновационного процесса также могут выступать:

1. Ассоциации и клубы, например, такие как ассоциация государственных научных центров, ассоциация инновационных регионов России, ассоциация технопарков в сфере высоких технологий, российская ассоциация венчурного инвестирования и иные.

2. Технологические платформы, сформированные по наиболее перспективным направлениям инновационного развития: фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии и др.

3. Инновационные территориальные кластеры: в Сибирском федеральном округе — Алтайский биофармацевтический кластер (Алтайский край); в Северо-Западном федеральном округе — Судостроительный инновационный территориальный кластер (Архангельская область) и т. д.

4. Компании, например государственная корпорация «Росатом», ОАО «Газпром», ОАО «Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева» и иные.

5. Институты развития, такие как Агентство стратегических инициатив, ОАО «Роснано», ОАО «РВК» и др.

Субъектами правовой политики в сфере инноваций, наряду с государством, могут быть не только организации, осуществляющие инновационную деятельность, но и физические лица (научные сотрудники, индивидуальные предприниматели и т. д., в том числе иностранные граждане и лица без гражданства). Конституция РФ в ч. 1 ст. 44 закрепила свободу творчества как одно из основополагающих конституционных прав каждого. Кроме того, на конституционном уровне постулируется, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Согласно п. 1 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение.

Таким образом, нормы гражданского законодательства искусственно ограничивают круг субъектов данного права. Исходя из положений Конституции РФ, носителем субъективных авторских прав может быть любое физическое лицо, а не только гражданин. В целях преодоления указанных коллизий представляется необходимым внести соответствующие поправки в ГК РФ. Ориентация Российской Федерации на «инновационную модель экономического и социального развития» требует, в первую очередь, создания эффективного механизма реализации конституционной свободы творчества в процессе инновационной деятельности и признания результатов данной деятельности — инноваций — стратегическим ресурсом государства [3, с. 166].

Государству, безусловно, следует поддерживать субъектов в инновационной сфере, которая может функционировать в соответствии с долгосрочными федеральными и региональными целевыми программами развития инновационной деятельности, а также ведомственными целевыми программами развития инновационной деятельности. Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности должна предоставляться по приоритетным направлениям инновационной деятельности в следующих сферах: агропромышленный комплекс; минерально-сырьевой комплекс; электроэнергетика; информатика и телекоммуникации; машиностроение; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; химическая и нефтехимическая промышленность; здравоохранение и транспортный комплекс.

В настоящее время создание и деятельность указанных субъектов осуществляется отдельными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Также в каждом отдельно взятом регионе приняты и действуют целевые программы поддержки субъектов инновационной деятельности. Особая роль в субъектном составе правовой политики в сфере инноваций принадлежит государству, поскольку именно оно осуществляет центральную роль в установлении приоритетов государственной политики и определении направлений правового развития. Формирование и реализация стратегии и тактики совершенствования правового регулирования в области поддержки субъектов инновационной деятельности должны базироваться на современных подходах к классификации субъектов инновационной деятельности, учитывать особенности правового статуса каждого из субъектов, его правовой и экономический потенциал, сбалансированно подходить к выбору наиболее эффективных средств. Кроме того, государственная поддержка должна предоставляться субъектам инновационной деятельности на конкурсной основе в порядке, предусмотренном федеральным и региональным законодательством.

 

Список литературы

 

1. Выручаев А.А. Государственная поддержка науки и инноваций в условиях модернизации российского государства // Административно-правовые отношения в условиях модернизации российского государства / отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2011. С. 145—154.

2. Грибанов Д.В. Теоретико-правовое осмысление инновационного развития общества // Государство и право. 2011. № 5. С. 106.

3. Максименко Е.В. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации // Наследие юридической науки и современность: мат. заседаний V Междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2010 г.). / отв. ред. В.И. Лафитский. М., 2011. С. 166, 175.

4. Нетесова М.С. Проблемы формирования национальной инновационной системы сквозь призму права // Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права / отв. ред. В.В. Лаптев, С.С. Занковский. М., 2011. С. 275.

5. Перевалов В.Д., Грибанов Д.В. Экономические и правовые основания инноваций: проблемы соотношения // Право и экономика. 2011. № 12. С. 55—56.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В каждой стране имеется национальное законодательство, регулирующее обращение лекарственных средств. Страны, входящие в состав Европейского союза, руководствуются как европейским законодательством, так и национальным
Добавлено: 05.07.2024
На основе анализа правовых актов, программных документов по цифровизации, зарубежного и отечественного (московского) опыта выявлены проблемы внедрения так называемого искусственного интеллекта в жилищно-коммунальное хозяйство
Добавлено: 05.07.2024
Отмечая большой вклад советских и российских ученых в возрождение научного интереса к проблемам уголовно-правовой политики. Автор исследует нерешенные и широко обсуждаемые проблемы: роль уголовно-правовой статистики в формировании уголовной политики государства, понятие и сущность уголовного проступка, возможность внедрения этого института в Уголовный кодекс РФ.
Добавлено: 26.05.2024
Рассматриваются правоотношения в сфере страхования урожая, осуществляемого с государственной поддержкой, на предмет выявления тех методов правового регулирования, которые определяют суть данных правоотношений.
Добавлено: 06.07.2022
Рассматривается проблема совершенствования правового регулирования государственной поддержки системообразующих организаций — российских юридических лиц, имеющих иностранных бенефициаров и контролирующих лиц...
Добавлено: 01.02.2022