Статья

Субъекты правоохранительной политики

П.А. ДАВЫДОВ, соискатель кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России Описаны субъекты правоохранительной политики в России, их основные характеристики, дано определение правоохранительной политики; показаны перспективы развития субъектов правоохранительной политики как субъектов правовой политики.

УДК 34.023 

Страницы в журнале: 18-20

 

П.А. ДАВЫДОВ,

соискатель кафедры теории и истории государства и права Саратовского юридического института МВД России

 

Описаны субъекты правоохранительной политики в России, их основные характеристики, дано определение правоохранительной политики; показаны перспективы развития субъектов правоохранительной политики как субъектов правовой политики.

Ключевые слова  субъекты правоохранительной политики, законность, правопорядок, защита прав и свобод человека и гражданина.

 

Subjects of law-enforcement policy

 

In this article author describes subjects of law-enforcement policy in Russia, their basic characteristics. In addition, author gives the definition of law-enforcement policy and shows perspectives of development of subjects of law-enforcement policy.

Keywords: subjects of law enforcement policy, law, law and order, protection of the rights and freedoms of man and citizen.

 

К  числу основных функций правового государства, каковым согласно ст. 1 Конституции РФ является современная Россия, относятся гарантирование, охрана, защита и реализация основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституция РФ придерживается концепции естественных прав человека, т. е. того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основных, конституционных, прав и свобод.

Вместе с тем для реализации обязанностей государства перед обществом оно должно располагать определенными структурами и механизмами, которые осуществляли бы постоянный контроль и надзор за соблюдением Конституции РФ, а также за исполнением законов и иных нормативных актов. Одним из таких традиционных для российской правовой системы правозащитных механизмов является прокуратура. Несмотря на множество структурных преобразований, она продолжает оставаться тем органом, куда граждане в первую очередь обращаются со своими жалобами и заявлениями.

Можно выделить следующие направления деятельности прокуратуры: осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора); уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства; поддержание государственного обвинения на судебном разбирательстве и участие прокурора в суде. Прокуратура как никакой другой орган власти взаимодействует с иными властными органами, уравновешивая их взаимоотношения.

Прокурорский надзор как форма осуществления прокурорской власти гарантирует обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Обеспечение законности, осуществляемое прокуратурой, заключается в надзоре за строгим, неуклонным соблюдением, исполнением норм права участниками общественных отношений[1]. Законом закреплены приоритеты в деятельности прокуратуры — прежде всего защита прав и свобод человека и гражданина, однако это не означает противопоставления прав граждан охраняемым законом интересам общества и государства. Отражением деятельности прокуратуры является состояние законности и правопорядка, уровень обеспечения прав и свобод граждан.

В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора в различных сферах прокуратурой разработан комплекс мер организационно-управленческого характера, созданы специализированные рабочие группы, в каждом структурном подразделении обязанности закреплены за конкретными работниками; на заседаниях рабочих групп систематически заслушиваются отчеты прокуроров о проделанной работе. Обращение прокуроров в суд с исками и заявлениями зачастую является одним из самых действенных способов защиты нарушенных прав граждан, позволяющих не только устранить нарушение, но и восстановить права.

В настоящее время деятельность прокуратуры Российской Федерации представляет собой хорошо отлаженный динамичный механизм, позволяющий своевременно обнаружить нарушение, пресечь его, свести к минимуму вредные его последствия. Прокуратура Российской Федерации, обладая полномочиями, в известной мере способными ограничивать права и свободы лиц, действует в рамках закона и заботится о соблюдении баланса необходимости ограничения прав и свобод одних лиц в целях защиты интересов других лиц, общества и государства. С целью исключения случаев принятия законов и подзаконных актов, противоречащих действующему законодательству, сотрудники прокуратуры регулярно участвуют в подготовке проектов законов и иных нормативных актов, в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, проводят правовую экспертизу нормативных правовых актов. Именно в этом заключается ее правоохранительная деятельность. Кроме того, прокуратура занимает активную позицию в сфере обеспечения единообразного применения федерального законодательства и соответствия ему регионального, применяя все меры прокурорского реагирования, в частности приносит протесты и представления, реагирует на нарушение вынесением соответствующих постановлений и предостережений.

Несмотря на то что организация деятельности прокуратуры изменилась, сейчас прокуратура Российской Федерации играет основную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию правового государства. С учетом изложенного необходимо, на наш взгляд, принять отдельный федеральный конституционный закон о прокуратуре Российской Федерации, где указать ее назначение, функции и объекты надзора.

Осуществление правоохранительной политики выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики в целом. К примеру, необходимым условием эффективности правового регулирования финансовых отношений выступает финансовый контроль, являющийся составной частью единого механизма государственного контроля. В условиях рыночной экономики финансовая деятельность государства и местного самоуправления значительно усложняется: происходит увеличение объемов движения финансовых ресурсов, возрастает роль уполномоченных субъектов в финансировании публичных функций, расширяется круг участников деятельности, использующих бюджетные денежные средства. Ослабление финансового контроля влечет, а зачастую и провоцирует негативные процессы в экономике.

Наличие финансового контроля обусловлено и тем фактом, что финансам присуща не только распределительная функция, но и контрольная. Осуществляют финансовый контроль в установленном законом порядке органы государственной власти, местного самоуправления, в том числе специальные контрольные органы при участии общественных организаций и граждан. В подобных случаях деятельность Росфиннадзора имеет значение для выработки единой концепции политики в сфере финансового контроля в Российской Федерации.

Валютный контроль является видом финансового контроля и, соответственно, ведется органами финансового контроля. Правоохранительная политика в данном направлении особенно важна, поскольку организация и функционирование системы валютного контроля в России на протяжении последних лет постоянно находились в процессе реформирования. Наиболее существенные изменения в эту систему были внесены с принятием Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данный закон определяет два основных направления государственного регулирования в этой области финансовых отношений — валютное регулирование и валютный контроль и исходит из того, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (п. 1 ст. 22).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что законодатель не относит Правительство РФ к органам валютного контроля, при этом Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с другим органом валютного контроля — Центральным банком РФ. Наряду с этим Правительство РФ обеспечивает взаимодействие с Центральным банком РФ банков профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов, выступающих в качестве агентов валютного контроля.

Эффективная деятельность и совершенствование полномочий Росфиннадзора имеют значение для выработки единой правоохранительной политики в сфере финансового контроля в Российской Федерации. Следует упомянуть работу таможенных органов, которая сводится и к нормотворчеству, и к реализации фискальных функций, и к выработке различных на-

правлений правоохранительной деятельности, а также к международному сотрудничеству. Все это обусловлено основной целью функционирования таможенных органов, заключающейся в содействии развитию внешней торговли. Ввиду того что таможенные органы выступают как представители органов государственной власти, их деятельность, безусловно, является управленческой. Ее смысл состоит в совершении действий административного свойства, в создании правовых актов, их реализации и проведении организационных мероприятий[2].

Разнообразие деятельности таможенных органов позволяет позиционировать их как вполне самостоятельное звено в системе федеральных органов исполнительной власти. Вся деятельность таможенных органов нуждается в качественном правовом обеспечении, тем не менее реализация правоохранительной политики находит в их работе четкое выражение. В настоящее время новые подходы к деятельности таможенных органов в целом определены, однако они установлены, как правило, международными стандартами и концептуальными документами. Реализация таких основ должна проводиться путем внесения своевременных корректив в национальное законодательство. Только в этом случае позволительно будет добиваться эффективных результатов деятельности таможенных органов и их должностных лиц.

Анализ законодательства позволяет отметить, что связи между институтами, опосредующими перечисленные виды контроля, незначительны. А это, по мнению специалистов, значит, что как таковая система финансово-хозяйственного контроля отсутствует[3]. Бесспорно, многочисленность контролирующих органов не обеспечивает уменьшения правонарушений, а сами органы обладают ограниченными возможностями воздействия на правонарушителей. Кроме того, следует признать, что в сфере контроля финансово-хозяйственной деятельности имеется ряд ведомств, дублирующих друг друга.

Проанализировав деятельность прокуратуры и некоторых контрольно-надзорных органов Российской Федерации, можно сделать вывод, что в целом деятельность субъектов правоохранительной политики направлена на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, на борьбу с преступностью и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Для выработки и осуществления эффективной правоохранительной политики следует поставить вопрос о едином контрольном федеральном органе власти. По нашему мнению, эту обязанность следует возложить на прокуратуру, деятельность которой в настоящее время сводится к надзору и поддержанию обвинения в суде. За все время существования данный орган доказал свою эффективность, и выделение следствия из его структуры позволит акцентировать внимание на контрольно-надзорной деятельности во всероссийском масштабе.

Изложенное позволяет нам говорить о том, что субъекты правоохранительной политики реализуют направление деятельности государства, связанное с разработкой и реализацией прав человека и гражданина, общества и государства. Деятельность названных субъектов демонстрирует власть государства, позволяет преодолеть непредсказуемость решений государственных органов.

 

Библиография

1 См.: Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. — М., 2003. С. 77.

2 См.: Жигалина О.С. Виды юридической деятельности таможенных органов // Таможенное дело. 2007. № 5. С. 56.

3 См.: Ицкович Б.Ф. Институциональное развитие системы органов финансово-хозяйственного контроля России. Практический аспект // Финансы и кредит. 2005. № 2 (170). С. 61.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
В статье рассматривается институт административного принуждения. Важность категории «административное принуждение» предопределятся ее функциональностью при определении методов принудительного воздействия
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена анализу роли прокуратуры в системе финансовых правоотношений в Российской Федерации. Рассматриваются различные аспекты функционирования прокуратуры как надзорного органа и участника финансовых отношений, особенно в контексте бюджетного процесса
Добавлено: 31.08.2024
Важность категории «административно-процессуальное принуждение» предопределятся тем, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются ее органичной частью
Добавлено: 02.08.2024
В статье рассматривается содержание понятия «коррупционное дисциплинарное правонарушение». Уяснение данного вопроса необходимо с точки зрения применения различных мер дисциплинарного воздействия и практики привлечения к ответственности
Добавлено: 28.12.2023
Рассматриваются проблемы обеспечения законности при применении мер административного принуждения. Данная проблема является одной из самых важных, поскольку в ходе применении мер административного принуждения осуществляется ограничение прав граждан.
Добавлено: 07.10.2023