УДК 342:340.141
Страницы в журнале: 38-41
Д.Х. САЙДУМОВ,
кандидат юридических наук, зав. сектором чеченской энциклопедии Академии наук Чеченской Республики, старший научный сотрудник Комплексного НИИ Российской академии наук
Раскрываются этапы становления судебной власти в Чечне в различные исторические периоды. Сделан анализ конституционного закрепления положений о судах в различные временные периоды. Отображено современное состояние судов в Чеченской Республике.
Ключевые слова: суд, судебная система, Конституционный суд, Верховный суд, Конституция, закон, право, уголовные дела, гражданские дела.
Judicial authority in the Chechen Republic and its reflexion in the republic Constitution at various historical stages
Saydumov D.
In article stages of formation of judicial authority in the Chechen Republic at various historical stages reveal. The analysis of the constitutional fastening of positions about courts during the various time periods is made. The current state of courts in the Chechen Republic is displayed.
Keywords: court, judicial system, the Сonstitutional Court, the Supreme Court, the Constitution, the law, the right, criminal cases, civil cases.
Возвращение Чеченской Республики в правовое поле Российской Федерации невозможно было бы считать состоявшимся без возрождения ее судебной системы в рамках федерального законодательства. С древнейших времен судебная власть является основным гарантом торжества справедливости и законности. В чеченском обществе судебному институту всегда отводилась приоритетная роль в системе органов государственной власти. Обычно-правовая система горцев в прошлом базировалась на адате, посредством которого разбирались уголовные и гражданские дела в древнем судебном органе — Мехк-кхел (суд страны). В процессе своего развития и существования одна система права сменяла другую, на смену адату приходил шариат, позже эти структуры были заменены российским законодательством. Если же об устройстве судов в Чечне по адату и шариату написано немало исследований, то вопросы устройства судов в советский и в постсоветский периоды в Чечне остаются недостаточно изученными. Правовыми предпосылками становления институтов судебной власти на территории современной Чеченской Республики в период установления советской власти необходимо считать целый спектр процессов, явившихся фундаментом новой системы правосудия. В сентябре 1923 года в Чечено-Ингушетии начала действовать единая система судебных учреждений в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР (принято 4-й сессией ВЦИК РСФСР 31.10.1922). Окончательное формирование единой судебной системы произошло на 3-й сессии ВЦИК ХII созыва, где было принято новое Положение о судоустройстве РСФСР (введено в действие постановлением от 19 ноября 1926 г.), установившее единую систему судебных учреждений: народный суд, губернский (областной) суд, Верховный суд РСФСР.
Конституция СССР 1936 года утвердила преобразование ряда автономных республик в союзные, а автономных областей — в автономные республики. В числе автономных областей, преобразованных в автономные республики, была и Чечено-Ингушская автономная область. Официальной датой возникновения первого национального государства в истории чеченцев и ингушей принято считать 5 декабря 1936 г., —в этот день с принятием Конституции СССР было юридически закреплено преобразование Чечено-Ингушской автономной области в Чечено-Ингушскую АССР (далее — ЧИАССР). Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году в Казахстан и Среднюю Азию на долгие 13 лет прервала все процессы построения государственности в рамках РСФСР.
С возвращением чеченцев и ингушей на историческую Родину в 1957 году после ссылки в Казахстан и Среднюю Азию и восстановлением ЧИАССР в составе РСФСР открылась новая историческая веха в жизни этих двух братских народов. Структура судебной системы ЧИАССР была идентична структуре других автономных республик. Основным звеном этой системы являлись районные (городские) народные суды. Они рассматривали подавляющее большинство гражданских и уголовных дел, отнесенных законом к их подсудности. В соответствии со ст. 42 Конституции ЧИАССР высшим судебным органом ЧИАССР являлся Верховный суд Чечено-Ингушской АССР (далее — ВС ЧИАССР), осуществляющий надзор над судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики. Надзор ВС ЧИАССР над судебной деятельностью нижестоящих судов был призван способствовать обеспечению правильного и единообразного применения законов. Конституционные полномочия ВС ЧИАССР на надзор над судебной деятельностью включали в себя право и обязанность не только указывать на ошибки и нарушения законов районным (городским) народным судам при отправлении ими правосудия, но и принимать установленные законом меры по их устранению, давать соответствующие разъяснения и указания по правильному применению законов.
ВС ЧИАССР избирался Верховным советом ЧИАССР сроком на 5 лет. Судьей мог быть любой гражданин СССР, который достиг 23-летнего возраста, пользующийся избирательным правом. Разбирательство по делам в ВС ЧИАССР, районных (городских) народных судах осуществлялось коллегиально: судьей и двумя народными заседателями, а при рассмотрении дел ВС ЧИАССР в качестве второй инстанции в кассационном порядке — тремя членами суда.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на общих собраниях рабочих, служащих по месту их жительства и работы сроком на 2 года.
Народные заседатели ВС ЧИАССР избирались Верховным советом ЧИАССР сроком на 5 лет. Они пользовались равными правами с судьей при рассмотрении дела судом.
В соответствии со своим положением ВС ЧИАССР действовал в составе президиума Верховного суда, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам. Он рассматривал в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве суда первой инстанции ВС ЧИАССР рассматривал в пределах своих полномочий наиболее сложные и важные гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к его подсудности. В качестве суда кассационной инстанции он проверял по кассационным жалобам и протестам законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений районных (городских) народных судов автономной республики по гражданским и уголовным делам.
Как суд, осуществляющий надзор над районными (городскими) народными судами, ВС ЧИАССР проверял вступившие в законную силу решения этих судов по гражданским и уголовным делам и пересматривал в случае признания их незаконными или необоснованными по протестам соответствующих должностных лиц, изучал и обобщал судебную практику, анализировал судебную статистику[1].
Заслуживает внимания и тот факт, что ВС ЧИАССР по ст. 96 Конституции ЧИАССР принадлежало право законодательной инициативы в Верховном совете ЧИАССР. В силу принципа осуществления правосудия только судом лишь ВС ЧИАССР, выступающий в качестве суда кассационной и надзорной инстанций, наделен законом правом отменять или изменять решения районных (городских) народных судов ЧИАССР по гражданским и уголовным делам в случае признания их незаконными или необоснованными.
Согласно данным о составе народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов ЧИАССР, избранных в 1982 году, в числе народных судей женщин было 39%; народных заседателей — 55%; если говорить о национальном представительстве, то в народных судах чеченцы и ингуши составляли 55%, представители других национальностей — 41%; среди народных заседателей чеченцев и ингушей было 55%, представителей других национальностей — 45%.
Достижения многих работников судебной власти ЧИАССР отмечались руководством страны. Так, председатель Шалинского районного народного суда М.-Х.А. Арсанукаев, народный судья Ленинского районного народного суда В.Н. Гакаев, заместитель Председателя ВС ЧИАССР А.-Г.Л. Чаниев были удостоены за заслуги в укреплении социалистической законности почетного звания «Заслуженный юрист РСФСР»[2].
ВС ЧИАССР, являясь высшим судебным органом Чечено-Ингушской АССР, был призван отправлять независимое и справедливое правосудие.
Возрождение судебной системы Чеченской Республики на современном этапе началось в 2000 году. 15 марта на встрече представителей Чеченской Республики с исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путиным был поставлен вопрос о возобновлении работы судов общей юрисдикции на территории Чеченской Республики. А уже в конце марта 2000 года в г. Гудермесе состоялось заседание Правительственной комиссии по нормализации общественно-политической ситуации в Чечне, где были рассмотрены вопросы материально-технического обеспечения, финансирования и формирования штатов судов общей юрисдикции. В Госдуме Федерального собрания Российской Федерации были срочно представлены предложения о внесении изменений в Федеральный закон от 31.12.1999 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», касающихся выделения финансовых средств на возведение зданий судов (30,212 млн руб.) и строительство жилья для судей и специалистов аппаратов судов общей юрисдикции (18,631 млн руб.) в Чеченской Республике. Также поручалось ускорить процессы формирования и комплектования федеральных судов в Надтеречном, Наурском, Шелковском и Гудермесском районах республики. Воссоздание в Чеченской Республике судебной власти было начато во втором полугодии 2000 года. С момента начала функционирования судов в течение двух последующих лет было возбуждено три уголовных дела в связи с нападением на судей. За 2004 год и 9 месяцев 2005 года в судах республики рассмотрено 2162 уголовных, 7729 гражданских дел, 1852 различных материала. А всего с момента возрождения судебной системы с 2001 по 2005 год судами рассмотрено около 9 тыс. уголовных и более 47 тыс. гражданских дел, 8 тыс. административных материалов.
Верховный суд Чеченской Республики (далее — ВС ЧР) рассматривал дела об особо тяжких преступлениях, которые вызывали повышенный общественный интерес. Такого рода дел — о терактах, похищении людей, бандитизме, убийствах и грабежах — в 2005 году рассмотрено около 50, осуждено около 200 человек. Четверо из них приговорены к пожизненному заключению. Показательны судебные решения и Грозненского гарнизонного военного суда, который только в 2004 году рассмотрел более 550 дел, в том числе и с участием военнослужащих офицерского состава. В этот же период в республике на постоянной основе работало 57 судей из 105 по штату, 12 из них приехали из Смоленска, Саратова, других регионов и городов Российской Федерации, чтобы замещать вакантные должности судей. Более половины судов Чеченской Республики работают в зданиях, соответствующих самым современным требованиям осуществления правосудия. Так, введены в эксплуатацию здания Шалинского городского суда, Ачхой-Мартановского, Шелковского, Старопромысловского и Грозненского районных судов. Активно ведется работа по строительству нового здания Октябрьского районного суда г. Грозный, по капитальному ремонту Наурского, Веденского районных и Урус-Мартановского городского судов Чеченской Республики. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции и арбитражные суды составляют единую федеральную систему. Это, следовательно, не суды субъектов Федерации, а федеральные суды.
В статье 96 Конституции Чеченской Республики закреплены демократические основы справедливого отправления правосудия:
«1. Правосудие в Чеченской Республике осуществляется только судом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных федеральным конституционным законом, не допускается.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. На территории Чеченской Республики действуют федеральные суды, Конституционный суд Чеченской Республики, мировые судьи Чеченской Республики.
4. Никакой другой орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции судебной власти».
Статья 97 Конституции Чеченской Республики определяет, что: 1) судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом полномочиями осуществлять правосудие и осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе; 2) все судьи обладают единым статусом, установленным федеральным конституционным законом и федеральным законом. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также законами Чеченской Республики.
Фундаментальные общепризнанные принципы судейской деятельности закреплены в ст. 98 Конституции Чеченской Республики:
«1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, а также руководствуются Конституцией Чеченской Республики и законами Республики.
2. Судьи несменяемы, они назначаются на должность в установленном федеральным законом порядке, а мировые судьи назначаются (избираются) также в порядке, установленном законом Чеченской Республики. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
3. Судьи неприкосновенны, они не могут быть привлечены к уголовной ответственности иначе, как в порядке, установленном федеральным законом».
Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Судопроизводство в Чеченской Республике ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право ознакомления с материалами дела и участия в процессуальных действиях вместе с переводчиком, а также право выступать в суде на родном языке (ст. 99 Конституции Чеченской Республики).
Значимым этапом в становлении судебной власти в Чеченской Республике является возобновление работы Конституционного суда Чеченской Республики (далее — КС ЧР). 24 мая 2006 г. был принят республиканский конституционный закон № 2-РКЗ «О Конституционном суде Чеченской Республики». КС ЧР создается для рассмотрения вопросов о соответствии законов Чеченской Республики, нормативных правовых актов Парламента Чеченской Республики, Правительства Чеченской Республики, иных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Конституции Чеченской Республики. КС ЧР в пределах своих полномочий разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления; дает заключение о соответствии вопроса, выносимого на референдум Чеченской Республики, Конституции Чеченской Республики; по запросам Президента Чеченской Республики и палат Парламента Чеченской Республики дает толкование Конституции Чеченской Республики.
Финансирование КС ЧР производится за счет средств республиканского бюджета. КС ЧР рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом Чеченской Республики. Решение КС ЧР, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Порядок наделения полномочиями председателя, заместителей председателя, других судей КС ЧР устанавливается федеральными законами и законом Чеченской Республики.
27 сентября 2006 г. был принят Закон Чеченской Республики № 28-РЗ «О мировых судьях в Чеченской Республике»; законами Чеченской Республики от 28.04.2007 № 17-РЗ и от 22.05.2008 № 20-РЗ «О внесении изменений в Закон Чеченской Республики от 27.09.2006 № 28-РЗ “О мировых судьях в Чеченской Республике”» в него были внесены определенные корректировки и дополнения[3].
Важное историко-правовое значение для судебной системы Чеченской Республики имеют две даты: 18 марта 2008 г. (подписан Закон Чеченской Республики № 5-РЗ «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Чеченской Республике») и 19 марта 2008 г. (был принят Закон Чеченской Республики № 7-РЗ «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Чеченской Республике»). В совокупности все это ознаменовало процесс завершения формирования законодательной базы деятельности мировых судей. В этот же период Парламентом Чеченской Республики были одобрены первые кандидаты на должности мировых судей. В Конституции Чеченской Республики деятельность мировых судов закреплена в ст. 101, согласно которой мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Чеченской Республики и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, правила работы мировых судей и регламент создания должностей мировых судей устанавливаются федеральными законами, а порядок их деятельности — также законами Чеченской Республики. Мировые судьи в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами Чеченской Республики. Деятельность судов Чеченской Республики на современном этапе ориентирована на постоянное повышение уровня отправления правосудия. Эффективность и справедливость правосудия во многом зависят от уровня обеспечения права каждого на справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, и на исполнение судебных актов. Процесс реализации названных условий определяет само понятие права на судебную защиту в контексте Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, что требует от судей российских судов, куда входят и суды, действующие на территории Чеченской Республики, неукоснительного ее соблюдения. При этом для осуществления на практике этих требований должны быть созданы соответствующие условия на государственном уровне, позволяющие судам и судьям стабильно и эффективно реализовывать свои полномочия в регионах.
Библиография
1 См.: Бурмистров К.Д. Закон. Правосудие. Воспитание. — Грозный, 1983. С. 68.
2 Там же.
3 См.: Гумашвили Л.Э. Современное конституционно-правовое развитие Чеченской Республики в системе российского федерализма. — Назрань, 2009. С. 154.