И.О. ЕРМОШКИНА,
соискатель кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее — Основы) должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Минюстом России или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой[1].
Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса утверждено в соответствии с Основами приказом Минюста России от 17.02.1997 № 19-01-19-97[2](с изменениями от 01.08.2005) (далее — Положение).
Согласно п. 6 Положения решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке. Таким образом, Положение дает право участникам конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов (далее — конкурс) оспорить решение конкурсной комиссии в суд в установленном порядке.
Нотариальная деятельность представляет особый вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе лицами, труд которых регулируется специальным законодательством, в том числе Основами; на нотариальную деятельность распространяются положения Конституции РФ, гарантирующие равные условия доступа к этой деятельности. Практическое обеспечение равных возможностей для реализации своих способностей к труду и занятия выбранной профессией гарантируется установленной процедурой замещения вакантных должностей нотариуса[3].
Так, в соответствии с п. 1 Положения целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
На основании п. 2 Положения конкурс объявляется распоряжением территориального органа Федеральной регистрационной службы не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через 2 месяца после объявления конкурса.
Пунктом 6 Положения установлено, в частности, что в ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. Оценка кандидатов производится по 10-балльной системе. По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет кандидату соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств кандидата. После оценки всех участников конкурса и подсчете набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.
По данным нашего исследования, объектами судебного контроля явились решения конкурсных комиссий по конкурсам, проведенным в Московском нотариальном округе 22 октября 2004 г., 30 сентября 2005 г., 12 мая 2006 г., 20 октября 2006 г., 23 марта 2007 г.
На основании предъявленных в суд заявлений лиц, участвовавших в вышеперечисленных конкурсах, судебная власть осуществила судебный контроль за принятием ненормативных правовых актов должностными лицами федерального органа исполнительной власти — решений конкурсных комиссий на конкурсах в Московском нотариальном округе, «поскольку в компетенцию суда в силу действующего законодательства входит исследование вопросов, связанных с соблюдением целей, условий, порядка и принципов проведения конкурса»[4].
В частности, Бабушкинский районный суд г. Москвы, рассмотрев заявление К. об оспаривании решения конкурсной комиссии по конкурсу от 22 октября 2004 г., установил:
«К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения конкурсной комиссии при Главном управлении Министерства юстиции РФ по г. Москве от 22.10.2004 по результатам конкурса на замещение вакантных должностей нотариусов в Московском нотариальном округе. Свои требования заявитель мотивировала допущенными при подготовке и проведении конкурса нарушени