Статья

Судебный ракурс европейской правовой интеграции

С.Ш. ГАДЖИЕВ, аспирант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, отделение международных отношений и международного права Статья посвящена правовой интеграции в Европейском союзе и месту в интеграционном процессе Суда ЕС.

УДК 341.217(4):341.636

Страницы в журнале: 121-123 

 

С.Ш. ГАДЖИЕВ,

аспирант Института философии, социологии и права Национальной академии наук Азербайджана, отделение международных отношений и международного права

 

Статья посвящена правовой интеграции в Европейском союзе и месту в интеграционном процессе  Суда ЕС. Приводятся аргументы в пользу точки зрения о том, что Евросоюз как уникальная наднациональная организация, обладающая сложной правовой системой, сыграл ключевую роль в достижении современного уровня правовой интеграции при помощи поддержания и усиления доктрины верховенства права ЕС, а также создания весомой базы собственного прецедентного права.

Ключевые слова: договор ЕС, Европейский союз, Европейские сообщества, международное право, наднациональный, право ЕС, правовая интеграция, Суд ЕС.

 

Judicial perspective of the European legal integration

 

 Hajiyev S.

 

In this article the author discusses the level of legal integration within the European Union and the role played in the integration by the European judiciary, most notably by the European Court of Justice. Author argues that EU is a unique supranational organization, which possesses a complex federal like legal system, and that the ECJ has played a crucial role in achieving the present level of legal integration through upholding and strengthening  the doctrines of EU Law supremacy and direct effect, as well as creating a substantial body of its case law.

Keywords: EC Treaty, European Union, European Community, international law, supranational, EС law, legal integration, European Court of Justice.

 

Рубеж XX и XXI столетий стал эпохой беспрецедентной военно-стратегической, экономической, политической, информационной и культурной глобализации, поставившей перед человечеством достаточно сложные проблемы. Важнейшие из них —  интеграция и унификация права, с тем чтобы оно могло отвечать новым требованиям международного порядка. Наиболее успешным проектом нового международного правопорядка явился Европейский союз, созданный в результате длительного исторического процесса европейской интеграции. Евросоюз в настоящее время насчитывает 27 государств-членов. На его территории сформировалось единое экономическое пространство, проводится скоординированная внутренняя и внешняя политика, развиваются собственные правовая и судебная системы с облеченным широкими полномочиями Судом ЕС.

Составной частью процесса европейской интеграции стала правовая интеграция, ускоренная деятельностью судебных органов этой организации — Суда ЕС и отчасти Суда первой инстанции[1]. При исследовании европейской правовой интеграции весьма важной представляется роль судебных органов Евросоюза и внутригосударственных судов стран—членов ЕС в обеспечении фундаментального для европейской правовой системы принципа верховенства права ЕС на всей его территории, что влечет за собой установление судебного верховенства.

Фундаментальной целью судебной системы Евросоюза, состоящей из Суда ЕС  и Суда общей юрисдикции (Суда первой инстанции), является гарантия того, что учредительные договоры ЕС интерпретируются и применяются согласно заключенным в них положениям. По этой причине Суд ЕС можно назвать своего рода конституционным судом по отношению к правовым нормам ЕС. Система же в целом (с включением в нее внутригосударственных судов государств—членов Евросоюза) действует как слаженный механизм урегулирования споров, как в публично-правовой, так и в частноправовой сфере.

Исследование роли Суда ЕС, созданного в соответствии с заключенным в 1951 году в Париже договором между шестью западноевропейскими государствами (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) об организации Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в процессе правовой интеграции в рамках Евросоюза дает возможность сделать вывод о том, что исторически Суд ЕС из ординарного международного суда превратился в суд наднациональный, имеющий более широкие полномочия по сравнению с прочими подобными международными органами. Как в ходе, так и в результате процесса правовой интеграции Суд ЕС стал высшим авторитетом в совершенствовании права Европейских сообществ, начал выполнять функции конституционного суда, административного суда, уголовного и дисциплинарного суда, а в сфере гражданского судопроизводства стал выступать в качестве арбитражной инстанции (часто подменяя собой другие институты международного арбитража). Кроме того, Суд ЕС является также кассационным судом, осуществляя консультативные функции.

В 1989 году был создан Суд первой инстанции, чтобы освободить Суд ЕС от части все увеличивающегося потока дел. По отношению к определенной категории дел Суд ЕС выступает теперь как апелляционная инстанция. Деятельность Суда первой инстанции основывается на ст. 225 Римского договора 1957 года и определенных положениях Устава Суда ЕС.

Подписанный в феврале 2001 года Ниццкий договор, изменивший договор о Европейском союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и другие основополагающие акты, открыл путь к созданию новых европейских судов, что вызвало укрупнение и усложнение судебной системы Евросоюза в целом. Согласно новой ст. 225а Договора о ЕС Совет ЕС уполномочен своими решениями учреждать судебные органы ЕС специальной юрисдикции — судебные палаты (judicial panels — англ.). Эти органы могут создаваться для рассмотрения отдельных категорий дел, а их решения в кассационном или апелляционном порядке разрешается обжаловать в Трибунал гражданской службы.

Правовой основой внутренней организации и деятельности всех судов Европейского союза выступает Устав (Статут) Суда ЕС. Ниццкий договор 2001 года утвердил новый текст этого документа, который заменил отдельные уставы Суда ЕС, ЕОУС и Евратома.

Учитывая, что решения Суда ЕС являются обязательными для государств—членов Евросоюза, физических и юридических лиц на территории всех государств-членов, а также то, что именно его усилиями право ЕС обрело верховенство по отношению к внутригосударственным правовым актам государств-членов, можно констатировать, что Суд ЕС стал выполнять функции, резко отличающие его от традиционного международного суда.

Говоря в целом о Европейском союзе, о его политико-правовом статусе, следует помнить о своеобразной уникальности этого явления. Евросоюз еще не стал федеративным государством, но он уже не является и международной организацией в классическом понимании. Активно регулирующее отношения граждан и юридических лиц право Евросоюза стало все более походить на право национальных государств. Основной формой правового регулирования, как и в государствах, стали нормативный акт и судебный прецедент.

Следовательно, судя по источникам, формам и методам правотворчества и правоприменения, механизмам защиты юридических норм, в Евросоюзе возникла особая самостоятельная правовая система, вне всякого сомнения являющаяся международно-правовой, однако имеющая присущие лишь ей особенности. (Элементы государственности все более отчетливо проявлялись в ходе развития от Европейских сообществ к Европейскому союзу).

Учредительные акты Евросоюза можно в определенной мере сопоставить с неписаной конституцией Великобритании или некодифицированными конституционными актами Швеции. Подобно государству, ЕС обладает общей для 27 стран территорией с единой границей, общим визовым и таможенным режимом. Население ЕС приближается к полумиллиарду человек. В Евросоюзе единое гражданство, носящее дополнительный к национальному характер, а граждане имеют общий базовый правовой статус, подкрепленный помимо учредительных договоров Хартией ЕС об основных правах 2000 года.

Подобный результат был достигнут во многом благодаря усилиям именно судебных органов ЕС. За более чем четыре десятилетия своего существования Суд ЕС превратился в настоящий «локомотив интеграции». Именно Суд Европейских сообществ сыграл одну из ключевых ролей в формировании уникального автономного правопорядка ЕС. Именно Суд ЕС, как никто другой, закрепил и развил основополагающие принципы права Европейских сообществ: принцип верховенства права ЕС над внутренним национальным правом государств-членов и принцип прямого действия норм права ЕС на территории государств—членов Евросоюза. Соблюдение же последних, несомненно, имеет принципиальное значение для устойчивого функционирования всей системы Европейских сообществ и, по сути, является гарантией того, что с течением времени право ЕС не окажется размытым, а его положения не растворятся в бесчисленном количестве национальных правовых норм. В то же время Суд первой инстанции все еще находится в тени своего «старшего брата». Юрисдикция Суда первой инстанции показывает, что созданный намного позже Суда ЕС, он не обладает теми же возможностями для влияния на интеграционные процессы, что и  Суд ЕС. В то же время Суд первой инстанции связан в своих решениях прецедентами Суда ЕС, из чего следует, что его судебная деятельность является вспомогательной по отношению к деятельности Суда ЕС в рамках интеграционного процесса и в конечном счете способствует развитию тех же процессов, что и деятельность Суда ЕС. Несомненной и очевидной заслугой Суда ЕС является создание системы, в центре которой находится правовая норма и которая представляет собой наглядный пример того, насколько эффективной может быть деятельность международного судебного органа в реальной консолидации и практической реализации правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. Соответственно, роль судов всех уровней, включая национальные судебные органы, крайне высока в процессе региональной правовой интеграции.

Суммируя  сказанное, можно сделать вывод о том, что, несмотря на первоначальный международно-правовой характер, Европейский союз обладает вполне сложившейся судебной системой, которую можно сравнить с судебной системой федерального государства. Стоящий во главе этой системы Суд ЕС является самым независимым не только среди международных судебных органов, но и среди внутригосударственных судов цивилизованных демократических стран. Доктрина судебного верховенства играет в сложившейся ситуации основополагающую роль. Практическая деятельность Суда ЕС служит эффективным инструментом для применения судами государств-участников принципа верховенства права ЕС во внутригосударственном правопорядке. В настоящее время Суд ЕС обладает беспрецедентной по масштабу и разнообразию юрисдикцией, далеко выходящей за рамки той, которой обычно обладают судебные учреждения международного характера.

Сегодня европейская правовая интеграция ведет к более тесным связям между государствами—членами ЕС, приводя к созданию качественно нового правового поля, не входящего более в сферу международного права в его классическом определении. Европейские судебные органы во главе с Судом ЕС реально создали базу для дальнейшей федерализации Евросоюза. Процесс европейской правовой интеграции, ускоренный усилиями Суда ЕС и являющийся локомотивом общих интеграционных процессов на европейском континенте, устанавливает иную иерархию юридических норм по сравнению с той, в которой жили предыдущие поколения европейцев. Современная правовая теория, так же как и право в целом, должна ответить на вызовы европейской правовой интеграции, так как ее значение не только для стран—членов ЕС, но и для других государств Европы невозможно переоценить.

Сам же ЕС, если процесс правовой интеграции будет идти теми же темпами, сможет вскоре обрести реальную федеральную систему права, которая без всяких оговорок во многом заменит собой национальное право стран — членов этой уникальной наднациональной организации.

Библиография

 

Кашкин С.Ю. Конституция для Европы: принципиально новый этап развития конституционализма // Вестник Европы. 2004. № 12. http://magazines. russ.ru/vestnik/2004/12/ka3.html

Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза: Учеб. — М., 2008.

Топорнин Б.Н. Европейское право: Учеб. — М., 1998.

Энтин Л.М. Европейское право. — М., 2007.

Alter, Karen J. and Jeannette Vargas, «Explaining Variation in the Use of European Litigation Strategies: EC Law and UK Gender Equality Policy», Comparative Political Studies, Vol. 33,  №  4, 2000, pp. 452—482.

Chalmers, Damian, The Satisfaction of Constitutional Rhetoric by the European Judiciary, NYU-Princeton, 2004, pp. 1—43.

Communication from the Commission to the European Parliament and the Council, Eastern Partnership {SEC (2008) 2974}, Brussels, 3.12.2008, COM (2008) 823 final.

Ferrero-Waldner, Benita, Eastern Partnership — an ambitious project for 21st century European foreign policy. http://ec.europa.eu/external_relations/eastern/ index_en.htm (20.02.2009).

Gerber, David J., European Law: Thinking About It and Teaching It, 1 COLUM. J. EUR., 1995, pp. 379—381.

Kwan, Thomas, The European court of Justice and European National Governments: Towards a Theory in Understanding Legal Integration in Europe, Eruditio Online, Vol. 20,  №  21, Winter 2000.

Morgan G. The Idea of a European Superstate: Public Justification and European Integration, Princeton University Press, 2005, 204 pp.

Schepel, Harm, Law, Lawyers, and Legal Integration, EUSA Review, www.eustudies.org, Vol. 17, Fall 2004, pp. 1—4.

Stein, Eric, Layers, Judges and the Making of a Transnational Constitution, in: American Journal of International Law 75, 1981, S. 1—27.

Stone Sweet, Alec, Governing with Judges: Constitutional Politics in Europe (2000, OUP, Oxford).

Weiler, Joseph. The Transformation of Europe, 100 YALE L.J., 1991, pp. 2403—2483.

Weiler, Joseph. A Quiet Revolution-The European Court of Justice and Its Interlocutors, Comparative Political Studies 26 (4), 1994, pp. 510—534.

Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the Functioning of the European Union, Official Journal of the European Union.  S. 115. Volume 51, 9 May 2008.

Charter of Fundamental Rights of the European Union, Official Journal of the European Union.  S. 364.

Treaty of Nice, Amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts, Nice, 26 February 2001, Official Journal of the European Union.  S. 80.

20. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 December 2007, Official Journal of the European Union.  S. 306.

 

Библиография

1 С вступлением в силу в 2009 году Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г.  суд  поменял название и формально включил в себя Европейский суд с двумя подчиненными палатами: Судом общей юрисдикции (бывший Суд первой инстанции) и Трибуналом гражданской службы. (Примеч. ред.)

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
Статья посвящена выявлению и анализу политических и организационно-правовых факторов, сдерживающих экономическую интеграцию Российской Федерации с дружественными странами в условиях мирового переустройства
Добавлено: 06.10.2024
Автор рассматривает особенности правовой категории «военная травма» и подход к ее определению правоприменителем. Анализируются механизм проведения должностными лицами расследования получения военнослужащим военной травмы и представление доказательств при нанесении ущерба здоровью военнослужащего
Добавлено: 02.08.2024
В статье рассматриваются международные правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с преступлением геноцида, приведена историческая ретроспектива становления законодательства об уголовно-правовой ответственности за совершение данного преступления
Добавлено: 05.07.2024
Настоящая публикация посвящена актуальной научно-практической проблеме, непосредственно связанной с защитой прав коренных народов Латинской Америки в добровольной изоляции и первичном контакте (в Боливии, Бразилии, Колумбии, Эквадоре, Парагвае, Перу и Венесуэле)
Добавлено: 09.06.2024
Автор приходит к принципиальному выводу обобщающего характера, согласно которому после завершения нынешнего этапа международной напряженности будет быстро меняться соотношение универсальных и региональных механизмов обеспечения прав человека: универсальные механизмы станут преобладающими
Добавлено: 09.06.2024