Статья

Супружество как критерий при определении круга наследников по закону

В наследственных правоотношениях супруг обладает специфическим статусом, поскольку его семейно-правовая связь с наследодателем, в отличие от иных наследников, обусловлена отношениями супружества. В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ супруг наряду с детьми и родителями наследодателя является наследником первой очереди. Согласно п. 2 ст. 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

УДК 347.6

Т.П. СОЛОДКОВА, 
соискатель кафедры гражданского права юридического факультета Тверского государственного университета


В  наследственных правоотношениях супруг обладает специфическим статусом, поскольку его семейно-правовая связь с наследодателем, в отличие от иных наследников, обусловлена отношениями супружества. В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ супруг наряду с детьми и родителями наследодателя является наследником первой очереди. 
Согласно п. 2 ст. 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. 
Как известно, законодатель связывает момент прекращения прав и обязанностей супругов, в том числе наследственных, с моментом прекращения брака. 
 

В силу ст. 16 СК РФ брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим. Кроме того, брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. 
Расторжение брака может производиться как в органах записи актов гражданского состояния, так и в судебном порядке (ст. 18 СК РФ). 
В соответствии с п. 1 ст. 19 СК РФ при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния. Согласно п. 2 ст. 19 СК РФ расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет. 
Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака (п. 3 ст. 19 СК РФ). 
Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, предусмотренном  Федеральным законом от 15.11.1997 
№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Расторжение брака и государственная регистрация его расторжения по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия, производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. Государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов производится в его присутствии по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
В силу ст. 21 СК РФ расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случае, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и пр.). В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. Таким образом, решение суда по делу о расторжении брака вступает в силу как минимум через 10 дней со дня его принятия (статьи 321, 338 ГПК РФ). 
В соответствии со ст. 25 СК РФ брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу. Следовательно, временной промежуток между началом процедуры прекращения брака и ее окончанием может оказаться весьма значительным. 
В связи с изложенным представляется спорным призвание к наследованию пережившего супруга в случае открытия наследства после начала процедуры расторжения брака (направления заявления о расторжении брака в органы записи актов гражданского состояния или предъявления в суд искового заявления о расторжении брака). Особенно остро стоит вопрос о наследственных правах пережившего супруга в случае смерти супруга-наследодателя после принятия судебного решения о расторжении брака, но до его вступления в законную силу[1]. 
Споры цивилистов вызывает также призвание к наследству пережившего супруга в случае фактического прекращения его брачных отношений с наследодателем[2]. Показателен в этом отношении Модельный Гражданский кодекс СНГ, устанавливающий, что по решению суда супруг может быть устранен от наследования по закону, за исключением случаев наследования обязательной доли в наследстве, если другие наследники по закону докажут, что брак с наследодателем фактически прекратился до открытия наследства и супруги в течение не менее 5 лет до открытия наследства проживали раздельно. Данные положения Модельного ГК СНГ были восприняты законодательством Республики Узбекистан, Республики Кыргызстан, Республики Казахстан, Республики Беларусь[3]. Сходные правила применяются в Республике Грузия, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, в Туркменистане. 
Действующим законодательством иных иностранных государств также устанавливаются случаи отстранения пережившего супруга от наследования. Так, в Сербии и Хорватии переживший супруг не наследует в следующих случаях: наследодатель подал заявление с требованием о расторжении брака, а после его смерти были установлены в судебном порядке серьезные причины стойкого распада совместной жизни; суд выносит решение о недействительности брака по причинам и обстоятельствам, которые были известны пережившему супругу в момент заключения брака; совместная жизнь с наследодателем была прекращена давно на основании виновного поведения пережившего супруга или по взаимному соглашению с наследодателем[4].  
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Литва переживший супруг утрачивает право наследования по закону, если перед открытием наследства наследодатель обратился в суд с требованием о расторжении брака вследствие виновного поведения пережившего супруга и суд установил основания для расторжения брака, либо раздельное проживание супругов было установлено судом, либо было основание для признания брака недействительным (при условии, что был подан иск о признании брака недействительным)[5]. 
Во Франции переживший супруг сохраняет право на наследство, даже если на момент смерти наследодателя супруги проживали раздельно. Однако при наличии взаимного согласия на раздельное проживание супруги могут включить в договор пункт об отказе от наследства[6]. Для того чтобы переживший супруг мог реализовать свое право на обязательную долю в наследстве, необходимо соблюдение дополнительных условий: брак с наследодателем не должен быть расторгнут, отсутствует вступившее в законную силу судебное решение об установлении режима раздельного проживания, переживший супруг не является стороной судебного процесса о расторжении брака или об установлении указанного режима (ст. 914-1 Гражданского кодекса Франции)[7]. 
В соответствии с наследственным законодательством Испании переживший супруг отстраняется от наследования, если находился в разводе с наследодателем по решению суда либо фактически по совместному соглашению при наличии достоверных доказательств развода[8].
На наш взгляд, некоторые положения иностранного законодательства и модельного законодательства СНГ могут быть заимствованы отечественным законодательством, что позволит обеспечить наследственные права супругов. Существует еще одна проблема, возникающая в наследственных правоотношениях с участием супругов, а именно — нормативное закрепление статуса пережившего супруга. Принцип отстранения пережившего супруга от наследования в случае фактического прекращения брачных отношений не закреплен в действующем законодательстве Российской Федерации, несмотря на то, что первоначально проект части третьей ГК РФ предусматривал отстранение пережившего супруга от наследования по закону по решению суда, если будет доказано, что брак с наследодателем фактически прекратился не менее чем за 5 лет до открытия наследства (либо позднее, но имеются достаточные основания считать произошедший распад семьи окончательным). 
Действующий СК РФ четко устанавливает момент прекращения брака, в связи с чем в случае открытия наследства после начала процедуры расторжения брака, но до дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния или до дня вступления в законную силу решения суда переживший супруг признается наследником первой очереди. Исходя из формальной логики законодателя, в этот период брак еще не прекращен и, соответственно, отношения супружества существуют. По нашему мнению, такая ситуация противоречит интересам наследодателя, так как он либо переживший его супруг уже выразили волеизъявление на прекращение брака, которое при соблюдении надлежащей правовой процедуры влечет за собой утрату семейно-правового статуса и права на наследство. Кроме того, в данном случае усматривается нарушение принципа охраны интересов семьи, в частности, тех наследников по закону, семейно-правовой статус которых бесспорен. Как справедливо отмечает А.Е. Казанцева, «фактическое прекращение брачных отношений либо обращение в суд или орган загс о расторжении брака свидетельствуют о том, что лично-доверительные отношения между супругами прекратились. При этом можно предположить, что если бы один из таких супругов составлял завещание, то он едва ли завещал бы свое имущество или его часть другому супругу»[9].
Таким образом, при определении круга наследников по закону и очередности их призвания к наследованию должно учитываться предполагаемое волеизъявление наследодателя о распределении наследственного имущества, в первую очередь среди ближайших членов его семьи.
В связи с этим представляется необходимым установить в действующем ГК РФ принцип отстранения пережившего супруга от наследования в случае фактического прекращения брачных отношений с наследодателем либо инициирования в установленном порядке процедуры прекращения брака. С этой целью ст. 1150 ГК РФ, по нашему мнению, необходимо дополнить п. 2 следующего содержания: «По решению суда переживший супруг может быть отстранен от наследования по закону, если на момент открытия наследства одним из супругов было подано заявление о расторжении брака в органы записи актов гражданского состояния или исковое заявление о расторжении брака в суд либо брак фактически был прекращен не менее чем за пять лет до открытия наследства».

Библиография
1 См.: Ильина О.Ю. Некоторые вопросы обеспечения семейных прав граждан в наследственных правоотношениях // Проблемы применения наследственного законодательства России. — Тула, 2008. С. 39—42.
2 См.: Блинков О.Е. Наследственные права супругов в государствах—участниках Содружества Независимых Государств и стран Балтии // Нотариус. 2006. № 5. С. 37; Казанцева А.Е. Право собственности пережившего супруга и его учет нормами наследственного права // Семейное и жилищное право. 2007. № 4. С. 25—26.
3 См.: Блинков О.Е. Указ. ст. С. 35.
4 См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование. — М., 2000. 
С. 499.
5 См.: Блинков О.Е. Указ. ст. С. 37. 
6 См.: Вуарен П., Губо Ж. Гражданское право. Частное нотариальное право. Режимы имущественных отношений между супругами. Наследование по закону — безвозмездные сделки (завещание, дарение). — М., 2007. С. 152.
7 См.: Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона). — К., 2006. С. 335. 
8 См.: Огнев В.Н. Институт недостойных наследников в современном романо-германском наследственном праве // СПС КонсультантПлюс.
9 Казанцева А.Е. Указ. ст. С. 25.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024