УДК 346
В.Г. СВИНУХОВ,
доктор географических наук, профессор Российской таможенной академии,
В.В. БЕРЕСНЕВ,
соискатель Всероссийской государственной налоговой академии,
В.В. СЕНОТРУСОВА,
аспирант Всероссийской государственной налоговой академии
В статье рассматривается вопрос о понятии таможенной пошлины; подчеркивается, что существующие споры о правовой природе таможенной пошлины сводятся в основном к отстаиванию диаметрально противоположных позиций: одни специалисты права считают, что таможенная пошлина — это разновидность косвенных налогов, другие обосновывают ее неналоговый характер; обращается внимание на то, что установление Законом РФ «О таможенном тарифе» необходимости уплаты таможенной пошлины не согласовано с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенная пошлина, налогообложение, таможенные платежи, система российского права.
In the given work we consider a question about concept of the customs duty. We stress that existing disputes about legal nature of the customs duty are reduced, basically, to defend the opposite positions. Some law experts insist that customs duty is a form of indirect taxes. Other experts prove its not tax character. We pay attention that the necessity established in the law of the Russian Federation «About the customs tariff» to pay customs duties will not be coordinated with positions of the Customs code of the Russian Federation.
Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ одним из видов таможенных платежей является таможенная пошлина, уплачиваемая при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Вплоть до 2005 года таможенная пошлина официально входила в систему налогов и сборов Российской Федерации. Ее отличие от иных обязательных платежей названной системы заключалось в одновременном применении к ней положений налогового и таможенного законодательства. Приоритетное значение при этом имели таможенно-правовые нормы. Статья 2 НК РФ закрепила правило, согласно которому законодательство о налогах и сборах применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к иным отношениям, возникающим по поводу таможенных платежей, только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ. Все прочие вопросы регулируются нормами таможенного законодательства.
До принятия НК РФ в законодательстве практически не существовало различий между налогами, сборами, пошлинами и иными обязательными платежами. Все они условно именовались налогами и объединялись в налоговую систему. Общее понятие пошлины отсутствовало, несмотря на наличие в законодательстве таможенной, государственной (Закон РСФСР от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине») и патентной (Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-1) пошлин.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон о таможенном тарифе) таможенная пошлина — обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.
ТамК РФ не содержит определения таможенной пошлины, и только в ст. 318 закрепляет перечень таможенных платежей. В то же время из ст. 13 НК РФ, содержащей перечень федеральных налогов и сборов, таможенная пошлина с 1 января 2005 г. исключена.
Проблемам разработки дефиниций «налог», «сбор», «пошлина» и разграничению их между собой уделялось немало внимания в современной российской науке. Наименее изученными являются вопросы о понятии пошлины, в том числе таможенной, о ее соотношении с иными обязательными платежами, установленными законодательством Российской Федерации. Существующие споры о правовой природе таможенной пошлины сводятся в основном к двум диаметрально противоположным точкам зрения. Одни ученые (А.Н. Козырин, Д.Н. Бахрах, В.М. Пушкарева) настаивают на том, что таможенная пошлина — это разновидность косвенных налогов, и выделяют ее налоговые характеристики:
1) уплата таможенной пошлины не содержит признака добровольности, носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;
2) таможенная пошлина не представляет собой плату за оказание услуг и взыскивается без встречного удовлетворения;
3) таможенная пошлина относится к общим налогам, так как поступления от ее уплаты не предназначены для финансирования конкретных расходов;
4) правовое регулирование отношений по уплате таможенных пошлин носит односторонний характер и исключает возможность договариваться по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов налогообложения.
Другие авторы считают: таможенная пошлина не является налогом, а занимает особое место в системе таможенных платежей. О.Ю. Бакаева полагает, что исключительность таможенной пошлины в системе иных обязательных платежей предопределена следующими характеристиками:
1) таможенная пошлина — обязательный взнос в федеральный бюджет, не нарушающий конституционного права на свободу предпринимательской деятельности;
2) таможенная пошлина опосредована процессом перемещения грузов через таможенную границу Российской Федерации и является средством для достижения такой цели;
3) таможенная пошлина — это возмездный платеж, так как фактически является платой за предоставление возможности перемещать грузы через таможенную границу;
4) таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, ввиду того что обязанность по уплате таможенной пошлины возникает лишь при вступлении субъекта в таможенное правоотношение;
5) право уплаты таможенной пошлины может быть делегировано иным заинтересованным лицам;
6) уплата таможенной пошлины обеспечивается принудительной силой государства[1].
Установление таможенных пошлин оказывает серьезное влияние на торговую политику государства, регулирует внутренний рынок страны, его связи с мировой экономикой. Изменение таможенных пошлин зависит от объективных процессов развития национальных хозяйств и структурных сдвигов в международной торговле[2]. Уплата таможенной пошлины связана с предоставлением государством лицу права переместить товар через таможенную границу России.
Отдельные товары в зависимости от их вида, происхождения, заявленного таможенного режима могут быть освобождены от уплаты таможенной пошлины. Однако, если товар в соответствии с нормами таможенно-тарифного законодательства подлежит обложению таможенной пошлиной, он может быть перемещен через таможенную границу Российской Федерации только после уплаты причитающихся таможенных платежей.
Установление Законом о таможенном тарифе необходимости уплаты таможенной пошлины не согласовано с положениями ТамК РФ. Так, многие товары, перемещаемые лицом через таможенную границу для собственных нужд, по общему правилу не подлежат таможенному обложению. Это в полной мере соответствует закрепленному на конституционном уровне праву человека на свободное перемещение. Уплата таможенной пошлины становится условием перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу только при осуществлении предпринимательской деятельности. Важно отметить, что уплата таможенной пошлины не является непременным условием ввоза или вывоза товара. Ввоз (вывоз) товаров на территорию Российской Федерации может не сопровождаться уплатой таможенной пошлины в случае выбора декларантом соответствующих таможенных режимов. В соответствии с ТамК РФ таможенная пошлина не уплачивается при заявлении товара, например, под такие таможенные режимы, как реимпорт, реэкспорт, транзит, временный ввоз и вывоз (в отношении отдельных товаров), переработка под таможенным контролем, магазин беспошлинной торговли, таможенный склад, уничтожение, отказ в пользу государства.
При декларировании таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории предусмотрен возврат уплаченных таможенных пошлин.
Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант — лицо, заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары и транспортные средства. Декларантом может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер (посредник).
Объектами обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость (адвалорная ставка), количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров (специфическая ставка) либо и то и другое одновременно (комбинированная ставка) —в зависимости от применяемого механизма исчисления и уплаты таможенной пошлины.
В соответствии со ст. 3 Закона о таможенном тарифе ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению, за исключением случаев, предусмотренных законом. Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), называется таможенным тарифом (ст. 2 Закона о таможенном тарифе).
Ставки таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от того, к какой стране происхождения относится ввозимый на таможенную территорию товар (транспортное средство). Существует три вида режимов торгово-политических отношений России со странами-партнерами:
1) режим наибольшего благоприятствования;
2) преференциальный режим (с развивающимися и наименее развитыми странами);
3) режим, при котором не применяются особые условия.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров устанавливаются Правительством РФ.
Важным элементом таможенной пошлины являются льготы, именуемые применительно к таможенной пошлине тарифными льготами, или тарифными преференциями[3].
ТамК РФ выделяет в самостоятельные группы таможенных платежей ввозные и вывозные таможенные пошлины. Однако Закон о таможенном тарифе подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и сезонные и особые виды пошлин, взимаемых таможенными органами: специальные, антидемпинговые, компенсационные. При своей близости к таможенной пошлине (в том числе и по названию) особые пошлины не являются налогами. Невозможность отнесения их к налогам объясняется, воервых, тем, что налогообложение предполагает общенормативное регулирование, в то время как обложение специальными, антидемпинговыми и компенсационными пошлинами носит индивидуальный характер, а во-вторых, налог учреждается с четко установленными элементами налогообложения (объектом, ставкой, порядком уплаты, налоговыми льготами и т. д.). Что же касается особых пошлин, то их размеры определяются в ходе специального расследования для каждого конкретного случая.
Особые пошлины применяются с целью защиты экономических интересов Российской Федерации по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации (взимаются таможенными органами по правилам, установленным для ввозных таможенных пошлин).
Специальные пошлины используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию России в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене, более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Компенсационные пошлины используются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или
угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
Отличие особых пошлин, установленных Законом о таможенном тарифе, от таможенных пошлин, предусмотренных ТамК РФ, состоит в процедуре их применения[4].
В рамках ст. 6 Закона о таможенном тарифе выделяется такой вид пошлин, как сезонные пошлины. Сезонные пошлины могут устанавливаться Правительством РФ для оперативного регулирования внешнеторгового оборота товаров. При этом обычные ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом Российской Федерации, не применяются. Сезонный характер определяет кратковременность действия данного вида пошлин. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в рамках одного календарного года.
Библиография
1 См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации: Дис. … д-ра юрид. наук. — Саратов. 2005. С. 192—194.
2 См.: Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М., 2004. С. 31.
3 См.: Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учеб. — М., 2005. С. 271; Свинухов В.Г. и др. Таможенное право: Учеб. — М., 2008. С. 367.
4 См.: Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».