В.В. ХРЕШКОВА,
аспирант кафедры финансового права Государственного университета — Высшей школы экономики
Институт таможенно-тарифных льгот занимает особое место в правовом регулировании внешнеторговой деятельности. Существует многообразие видов таможенно-тарифных льгот и огромный массив нормативных актов, регулирующих вопросы их предоставления. На практике наличие столь большого количества видов льгот, означающее, по сути, довольно высокую вероятность получить преимущества, особенно финансового характера, повышает активность участников внешнеторговой деятельности.
К таможенным льготам согласно доктринальному определению (законодательное отсутствует) относят любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.
Таможенные льготы можно классифицировать в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера (рис. 1). Эта классификация исходит из общих правил по уплате таможенных платежей, согласно которым их уплата при вывозе товаров производится до подачи таможенной декларации, т. е. до таможенного оформления товаров и прохождения таможенного контроля (п. 2 ст. 329 Таможенного кодекса РФ (далее — ТамК РФ)).
В соответствии со ст. 318 ТамК РФ к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, НДС, акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию России.
Налоговым законодательством НДС и акциз относятся к налогам, а таможенная пошлина с января 2005 года исключена из их числа. Как и таможенные сборы, таможенная пошлина в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности.
Если рассматривать льготы по уплате этих таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то можно было бы их классифицировать на две группы — налоговые и неналоговые (или просто иные). Но необходимо проанализировать таможенно-тарифные льготы как инструмент реализации внешнеторговой политики государства. В основу классификации должен быть положен эффект от воздействия того или иного вида таможенного платежа на внешнеторговую деятельность, а именно к какому методу регулирования, тарифному или нетарифному, отнесена уплата таможенного платежа. Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.
Существует несколько классификаций нетарифных методов регулирования, разработанных ГАТТ/ВТО, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной торговой палатой, Международным валютным фондом, Тарифной комиссией США и другими авторитетными организациями. По одной из классификаций (разработанной ЮНКТАД) нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на 7 категорий: паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры.
К паратарифным инструментам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но оказывает на нее существенное влияние. Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования (рис. 2).
Льготы по уплате таможенных платежей можно разделить на две группы: 1) по уплате ввозной и вывозной пошлин; 2) по уплате иных таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы). Учитывая характер воздействия на внешнеторговую деятельность, можно называть их паратарифными льготами.