Статья

Темпы реформирования и развития системы российской юстиции следует сохранить и преумножить

Ю.Я. ЧАЙКА, Министр юстиции Российской Федерации Недавно Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации подвела итоги работы в 2003 году и определила основные направления деятельности на 2004 год. Именно в это время состоялись выборы депутатов Государственной Думы, была назначена дата выборов Президента Российской Федерации. В этих важнейших моментах политической жизни государства большую роль призваны сыграть органы юстиции: им предстоит определить перечень партий и общественных объединений, обладающих правом участия в названных процессах.

Ю.Я. ЧАЙКА,

Министр юстиции Российской Федерации

 

Недавно Коллегия Министерства юстиции Российской Федерации подвела итоги работы в 2003 году и определила основные направления деятельности на 2004 год. Именно в это время состоялись выборы депутатов Государственной Думы, была назначена дата выборов Президента Российской Федерации. В этих важнейших моментах политической жизни государства большую роль призваны сыграть органы юстиции: им предстоит определить перечень партий и общественных объединений, обладающих правом участия в названных процессах.

Прошедший год был для Минюста России годом дальнейшего упрочения позиций в системе федеральных органов исполнительной власти. Успешно освоены новые функции, такие, как регулирование и контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, ведение реестров национально-культурных автономий, казачьих обществ, адвокатов, экспертов-оценщиков. Минюст России получил право принятия решений о нежелательности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

В 2003 году Министерство продолжило реализацию комплекса мер, направленных на дальнейшую централизацию управления, повышение эффективности деятельности, совершенствование организационной работы. В результате  система стала более управляемой, оперативной и способной одномоментно решать масштабные задачи.

Кроме того, полностью подтвердилась правильность избранного направления на дальнейшее укрупнение региональных органов юстиции, и в 2004 году эта работа продолжится. В 2004 году предстоит также укрепить позиции уголовно-исполнительной системы и службы судебных приставов. Именно в равномерном движении — залог успешности реализации наших планов.

Вместе с тем предстоит активизировать деятельность по объединению коллегиальных и совещательных органов юстиции и уголовно-исполнительной системы, потому что совершенствование их работы — действенный резерв повышения эффективности деятельности федеральных управлений и территориальных органов.

* * *

Одним из важнейших направлений деятельности Министерства нынешнем году и последующих годах остается обеспечение единства правового пространства.

За прошедший год органами государственной власти субъектов Российской Федерации принято около 40 тыс. нормативных правовых актов. Ни один из них не остался без внимания органов юстиции. Примерно в каждом десятом акте выявлялись нарушения федерального законодательства. По-прежнему свыше 90% из них отменялись либо претерпевали изменения только на основе юридических заключений без судебных споров.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации сегодня содержит более 163 тыс. актов. Субъекты Российской Федерации используют его в качестве электронного источника официального обнародования региональных актов.

В этой области деятельности органы юстиции теперь наделены новой функцией государственной регистрации уставов муниципальных образований. Осуществляться она будет с 1 января 2006 г., и у нас есть возможность подготовиться к этой работе.

Существенное место в работе по обеспечению единства правового пространства занимает контроль за ведомственным нормотворчеством.

Минюстом России проведена юридическая экспертиза около 10 тыс. ведомственных актов, из них зарегистрировано более 5 тыс. Только за этот год зарегистрировано 1075 актов, отказано в государственной регистрации 214 актам.

Динамичный процесс изменения законодательства Российской Федерации носит существенный, принципиальный характер. В связи с этим постоянно анализируются действующие нормативные правовые акты с целью своевременного приведения их в соответствие с федеральными законами. Задача Минюста России в этой области сводится к повышению качества юридических заключений, закреплению существующего положения по отмене незаконных актов без использования судебных процедур.

Завершается разработка нормативной базы  объединенного федерального банка законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

* * *

Обеспечение законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации — одно из приоритетных направлений работы Министерства. Соответствующий проект плана на 2004 год уже подготовлен. Предложенные Минюстом России механизмы обеспечивают высокое качество принимаемых правовых актов и своевременность подготовки необходимой нормативной базы при вступлении законов в силу.

В текущем году главная наша задача — добиться неуклонного исполнения этого плана всеми федеральными органами.

 

* * *

В рамках административной реформы Минюст России и Минэкономразвития России на основе анализа функций федеральных органов исполнительной власти подготовили предложения по дальнейшему реформированию системы исполнительной власти.

Однако эта работа показала, что в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости реального обеспечения прав и свобод гражданина, их защиты от административного произвола. Все еще низка эффективность обжалования решений органов государственной власти, должностных лиц в вышестоящие инстанции. Обращения граждан вместо рассмотрения по существу зачастую направляются в органы, действия или решения которых обжалуются. Такой подход позволяет отстаивать узковедомственные корпоративные интересы, ущемляет права граждан, затрудняет реализацию основных принципов правового государства.

В этой связи в Правительство Российской Федерации внесено предложение о наделении Министерства юстиции РФ полномочиями по разрешению споров между гражданами и органами исполнительной власти. В настоящее время разрабатывается соответствующий механизм реализации этой функции.

Минюст России принял активное участие в проведении референдума по проекту Конституции Чеченской Республики и выборов ее президента: помимо разработки необходимой правовой базы велась разъяснительная работа среди населения, состоялось голосование лиц, находящихся под стражей, осуществлены иные организационные мероприятия. Результаты этой работы получили положительную оценку в Правительстве РФ.

Кроме того, в 2003 году Министерство решало сложную и абсолютно новую для нашей страны задачу в области государственного строительства — законодательное обеспечение процесса объединения двух субъектов Российской Федерации. Как известно, органы государственной власти выступили с инициативой объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в один субъект Российской Федерации. В этой связи Минюстом России были сформулированы и представлены в Администрацию Президента РФ предложения по обеспечению процесса объединения.

Министерство участвовало в непосредственной подготовке проекта федерального конституционного закона. В текущем году продолжится работа по нормативному обеспечению этого объединения.

 

* * *

В истекшем году Минюст России планомерно занимался совершенствованием действующего и разработкой нового законодательства. Большинство разрабатываемых изменений и дополнений относились к УПК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

Кроме того, Министерство участвовало в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся реформирования электроэнергетики, деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и связи, в совершенствовании законодательства в связи с реформами трудовых отношений, пенсионного обеспечения и государственной службы.

 

* * *

Постановлением Правительства РФ на Министерство юстиции РФ с марта 2003 года возложена функция регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Эта новая для нас функция успешно освоена. В кратчайшие сроки удалось подготовить всю необходимую нормативно-правовую базу, в том числе и ведомственную. Проделана значительная работа по организационно-методическому обеспечению этой деятельности.

Сегодня в единый государственный реестр включено 38 некоммерческих организаций, объединивших почти 5 тыс. арбитражных управляющих. Многое сделано по организации их профессионального обучения.

Минюстом России заключено 52 соглашения о сотрудничестве с высшими учебными заведениями в решении задач подготовки и переподготовки арбитражных управляющих. Прошли обучение, успешно сдали экзамены и получили свидетельства более 4 тыс. человек,  обучаются еще около 2 тыс. Это позволит обеспечить арбитражные суды достаточным числом арбитражных управляющих.

В новом году мы сконцентрируем свои усилия на контрольной деятельности, будем активнее применять в отношении арбитражных управляющих административные полномочия.

 

* * *

В 2003 году приоритетными направлениями деятельности Министерства и его территориальных органов стали реализация Федерального закона «О политических партиях» и подготовка к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Руководители федеральных управлений, большинства территориальных органов юстиции творчески подошли к этой задаче.

Главным итогом их деятельности стало демократическое развитие и упрочение нашей многопартийной системы. Удалось существенно сократить количество субъектов политической деятельности как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации. Если до принятия закона действовало 190 общероссийских общественно-политических объединений и более 10 тыс. их региональных отделений, обладающих правом участвовать в выборах, то в настоящее время Министерством зарегистрировано 50 политических партий и около 3 тыс. их региональных отделений.

Сложившуюся тенденцию считаем позитивной, поскольку даже специалистам трудно разобраться в таком политическом многообразии, не говоря уж об обычном избирателе. Не чиня бюрократических преград в реализации гражданами конституционного права на объединение, будем и впредь требовательно подходить к регистрации политических партий.

На сегодня отказано в государственной регистрации 38 политическим партиям. При этом ни одно решение Министерства не отменено в судебном порядке. Так, только в отношении регистрации партии «Либеральная Россия» было подано 45 исковых заявлений к Министру юстиции России, большинство из которых к настоящему времени рассмотрены и оставлены без удовлетворения.

Министерству и его территориальным органам предстоит усилить контроль за соблюдением политическими партиями, общественными и религиозными объединениями законодательства, уставных целей и задач.

Важнейшим направлением работы Минюста России по реализации государственной политики в сфере юстиции остается противодействие экстремистским проявлениям в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений. Так, решением Минюста России исключена из государственного реестра Национально-державная партия России, которой неоднократно выносились предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Это решение обжаловалось и оставлено судом в силе. Неоднократно отказано в регистрации Национал-большевистской партии (НБП), а решением Главного управления Минюста России по Московской области деятельность межрегиональной общественно-политической организации НБП приостановлена. В этой связи «лимоновцы» провели ряд хулиганских акций, в том числе у здания Министерства. Противоправная деятельность членов этой организации должна найти адекватную оценку и со стороны прокуратуры.

К 14 марта 2003 года Минюстом России подготовлены и уже представлены в Центральную избирательную комиссию РФ списки политических партий и общероссийских общественных объединений, имеющих право участвовать в президентских выборах. Предстоящие выборы будут главным политическим событием 2004 года. Избирательным комиссиям будет оказано содействие в подготовке и проведении выборов.

 

* * *

В 2003 году Министерство юстиции РФ активно развивало систему судебно-экспертных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  Управление судебно-экспертных учреждений приступило к ведению государственного реестра экспертов-техников.

 Впервые установлены рабочие контакты с руководителями и ведущими экспертами Института криминалистических исследований национальной жандармерии (Франция), Нидерландским институтом судебных наук, Криминалистическим институтом Германии, Службой судебных наук Великобритании и многими другими. Делегация Минюста России участвовала в Конференции Европейской Академии судебной экспертизы.

Разработан проект реорганизации структуры государственных судебно-экспертных учреждений и создания Единой судебной экспертной службы Минюста России, т.е. вертикально интегрированной структуры, независимой от органов, осуществляющих уголовное преследование. В этом видится дальнейшее направление развития судебной экспертизы в Российской Федерации.

 

* * *

За последние годы российское право претерпело кардинальные изменения, свидетельствующие о стремлении привести в соответствие с общепризнанными нормами международного права порядок и условия исполнения наказаний, а также содержания под стражей.

Отдавая должное усилиям российских властей по реформированию пенитенциарной системы, заместитель Генерального секретаря Совета Европы в письме Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову позитивно оценил работу Министерства по изменению уголовно-исполнительной системы. Также позитивно оценена практика соблюдения прав человека в местах содержания под стражей в Чеченской Республике.

Министерство юстиции РФ последовательно принимает меры, направленные на либерализацию уголовной политики, прежде всего в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления, а также на соблюдение прав человека в местах лишения свободы, улучшение условий содержания осужденных. В частности, отменен ряд излишне жестких ограничений для осужденных в местах лишения свободы.

Реализация политики государства по гуманизации уголовного законодательства и исполнения уголовных наказаний обусловила значительное сокращение численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы. С мая 2000 года с учетом осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, численность спецконтингента в УИС сократилась на 330 тыс. человек. Исполнение разработанных по указанию Президента России В.В. Путина и принятых в ноябре 2003 года поправок в федеральное законодательство позволит сократить численность осужденных примерно на 100—150 тыс. человек без снижения эффективности уголовного наказания.

При подготовке этих законов учтено большинство предложений Минюста России по гуманизации исполнения наказаний, социальной защите женщин, несовершеннолетних, инвалидов.

Одна из наиболее значимых для уголовно-исполнительной системы задач в 2004 году — введение новых видов наказаний, таких, как обязательные работы и ограничение свободы. Минюстом России разработаны проекты федерального закона и постановления Правительства РФ, необходимые для введения и организации исполнения этих видов наказания. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы, имеет большое социальное значение. По предварительным прогнозам, такие наказания будут назначаться судами ежегодно в отношении 110—120 тыс. человек. Эти люди не попадут в места лишения свободы и, следовательно, будут защищены от негативного влияния тюрьмы, сохранят социально полезные связи и жизненную перспективу.

Изменение в последние годы отношения государства к уголовно-исполнительной системе обусловило увеличение в 5 раз бюджетного финансирования, эффективную реализацию федеральных целевых программ, улучшение условий содержания и здоровья осужденных и подследственных.

В 2003 году введены в эксплуатацию четыре следственных изолятора с общим лимитом наполнения в 2,5 тыс. мест, перепрофилированы в следственные изоляторы пять тюрем, расширяются камерные площади в действующих СИЗО. В результате лимит наполнения СИЗО в прошлом году увеличился почти на 10 тыс. мест. В итоге площадь, приходящаяся на одного подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, в среднем достигла установленного норматива.

На фоне ежегодного поступления в учреждения УИС 30 тыс. больных туберкулезом благодаря повышению уровня оказываемой им противотуберкулезной помощи число осужденных и подследственных больных удалось сократить на 5 тыс.

В учреждениях УИС обеспечивается стабильная и контролируемая оперативная обстановка. В работе с осужденными приоритет отдается педагогическим, психологическим и стимулирующим методам воздействия. Более эффективно стал проводиться процесс социальной адаптации осужденных. Развивается заочное и дистанционное обучение осужденных в высших учебных заведениях. Приобрел широкую известность Всероссийский конкурс «Калина красная» на лучшее исполнение песен среди осужденных. С целью привлечения общественности к участию в реформировании УИС при Министре юстиции РФ создан Общественный совет, в состав которого вошли известные как в нашей стране, так и за рубежом правозащитники.

Развивается международное сотрудничество с зарубежными пенитенциарными системами. Реализуются совместные проекты с Советом Европы, а также с пенитенциарными администрациями более десяти стран.

Вместе с тем предстоит еще немало сделать, чтобы уголовно-исполнительная система в полной мере соответствовала международным требованиям. Особое внимание следует уделить следственным изоляторам, потому что именно по их деятельности прежде всего оценивают работу всей УИС как у нас в стране, так и за рубежом. Наша важнейшая задача при этом — соблюдение законности и прав граждан.

Меняется качественный состав спецконтингента: ухудшается его криминогенный состав, увеличивается число больных наркоманией, психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных, а также осужденных, не имеющих образования и трудовых навыков. Поэтому дальнейшее развитие пенитенциарных учреждений предполагает тесное взаимодействие со службами социальной защиты, здравоохранения, образования, общественными и правозащитными организациями.

Изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике, принятие новых законов, сокращение численности спецконтингента, увеличение бюджетного финансирования обусловили изменение психологии сотрудников УИС, внедрение новых подходов к исполнению уголовных наказаний, повышение качества работы.

Требует существенной реорганизации производственная деятельность системы. Труд осужденных должен стать важнейшим средством социализации личности, способствовать приобретению социально полезных навыков и профессий, которые будут  необходимы им после освобождения.

Следует активизировать деятельность и влияние научно-исследовательских учреждений на решение проблем научного обеспечения реформирования, развивать международное сотрудничество, изучать деятельность зарубежных пенитенциарных систем, условия содержания осужденных, формы и методы работы по соблюдению прав человека в местах лишения свободы, методики обучения персонала, передовой опыт.

 

* * *

В истекшем году продолжалось совершенствование ведомственного контроля за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС. Постоянно анализируется практика решения наиболее значимых вопросов в деятельности пенитенциарных учреждений. В прошедшем году изучены проблемы соблюдения законности при отбывании наказания в изолированных участках действующих колоний, обеспечения права осужденных и заключенных под стражу на жизнь и охрану здоровья, получение общего среднего образования, направления осужденных для отбывания наказания в колонии и перевода их из одного учреждения в другое.

Продолжается конструктивное сотрудничество с государственными правозащитными организациями: Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также средствами массовой информации.

Внедрение системы ведомственного контроля способствовало снижению нарушений законности и прав человека в УИС, сокращению количества возбужденных уголовных дел; фактически отсутствуют случаи возбужденных производств об административных правонарушениях. Вместе с тем необходима дальнейшая активизация этой работы, прежде всего в отношении наиболее социально уязвимой категории осужденных и заключенных под стражу: беременных женщин, женщин, имеющих детей, а также несовершеннолетних и инвалидов.

 

* * *

В истекшем году напряженно работала служба судебных приставов. В январе—октябре 2003 года в ее производстве находилось около 15 млн дел об исполнении судебных и иных решений на общую сумму 770 млрд руб. Окончено более 65%(около 10 млн) исполнительных производств.

Достижения службы судебных приставов в пополнении доходной части бюджета, правда, пока еще скромные. Многого удалось достичь за счет установления плановых заданий, активизации работы с наиболее крупными должниками, регулярного заслушивания отчетов главных судебных приставов тех территорий, где складывалось наиболее неблагополучное положение. Своевременным средством воздействия на регионы можно считать установление федерального контроля над крупными должниками. В настоящее время Главный судебный пристав Российской Федерации лично контролирует работу с крупными должниками перед бюджетом (170), имеющими задолженность свыше 100 млн. руб.

В результате в консолидированный бюджет Российской Федерации за 10 месяцев было перечислено почти 20 млрд руб.

Вместе с тем в сфере исполнительного производства все еще немало организационных упущений. В 2004 году Департаменту судебных приставов Минюста России и территориальным органам юстиции следует принять реальные меры, направленные на повышение эффективности работы по исполнению решений судов и актов специально уполномоченных органов. В целом по стране фактическое исполнение юрисдикционных актов пока не превышает 10% от сумм, предъявленных к взысканию, что обусловлено как недостаточной профессиональной подготовкой судебных приставов, так и неумением главных судебных приставов организовать полноценное управление процессами в сфере исполнительного производства.

Предстоит совершенствовать взаимоотношения с МНС России, продолжить работу с Верховным Судом РФ по сокращению случаев практически массового сегодня приостановления исполнения постановлений налоговых органов, а также с Государственным таможенным комитетом РФ, Российским фондом федерального имущества, Министерством внутренних дел РФ.

Наметилось дальнейшее сближение позиций с судейским сообществом по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов. Пожалуй, наиболее значимый результат деятельности судебных приставов по ОУПДС заключается в недопущении в 2003 году ни одного случая причинения физического вреда судьям, заседателям и иным участникам судебного процесса.

Вместе с тем некоторые руководители территориальных органов юстиции все еще недооценивают важность этой работы. В связи с повышением в 2003 году более чем в 1,5 раза штатной численности судебных приставов по ОУПДС служба судебных приставов в состоянии обеспечить должный порядок в судах.

Службой судебных приставов за прошедшие полтора года сделано немало в сфере осуществления функций дознания и административной практики. Прослеживается неплохая динамика выявления и пресечения преступлений против правосудия, а также административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и порядок управления. С 1 июля 2002 г. по 31 октября 2003 г. рассмотрено более 20 тыс. заявлений о преступлениях, расследовано 1579 уголовных дел, из которых каждое третье направлено с обвинительным актом в суд. В целом по стране в 2000 году правоохранительными органами в суды направлено всего 106 дел соответствующей категории, в 2001 году — 189.

Таким образом, наделение судебных приставов функцией дознания обусловило более эффективное использование в интересах государства и граждан уголовно-правовых мер воздействия на преступников. К тому же дознаватели службы в ходе расследования преступлений реально взыскали ущерб на сумму 248 млн руб.

За 9 месяцев 2003 года только в виде штрафов с правонарушителей взыскано более 3 млн руб. Тем не менее в ряде регионов судебные приставы, в основном по ОУПДС, по-прежнему с большой осторожностью применяют новые полномочия в сфере административной юрисдикции. Поэтому Департаменту судебных приставов требуется проявлять больше инициативы в постановке проблемных вопросов перед Верховным Судом РФ.

В 2004 году Министерство совместно с другими заинтересованными ведомствами должно подготовить соответствующие требованиям времени проекты федеральных законов о судебных приставах и об исполнительном производстве.

Поскольку принятые в 1997 году федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» безнадежно устарели и даже сдерживают дальнейший рост эффективности работы судебных приставов, Минюстом России разработана их новая редакция. В настоящее время ее рассматривает межведомственная рабочая группа, образованная Руководителем Администрации Президента РФ.

 

* * *

Минюст России и его территориальные органы проводят государственную политику в сфере адвокатуры.

В прошедшем году их деятельность была направлена на реализацию Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». При этом Минюст России разработал все необходимые нормативные акты.

Совместно с адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации был организован I Всероссийский съезд адвокатов страны, принявший решение об образовании Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Таким образом, необходимая нормативная база для деятельности адвокатского сообщества сформирована.

Активная и принципиальная позиция органов юстиции в вопросах соблюдения адвокатами законодательства и правил профессиональной этики — залог качества оказываемой ими юридической помощи гражданам.

 

* * *

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 89 учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создавших разветвленную сеть филиалов и представительств, в которых работают свыше 22 000 человек, в том числе более 4400 регистраторов прав.  За время своего существования эти учреждения юстиции зарегистрировали более 50 млн прав, ограничений (обременений) прав и сделок с недвижимостью.

Перспективы развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним во многом определены Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотревшей в основном решение технических и методических проблем.

В 2003 году завершился первый этап ее реализации, в текущем году заложена основа для выполнения ее второго этапа. Однако главная проблема все еще остается нерешенной: единую систему Минюста России по регистрации прав на недвижимость создать пока не удалось. Такое положение недопустимо — в существующих условиях система регистрации полноценно развиваться не может, она перестает соответствовать современным требованиям и условиям жизни.

 

* * *

В ушедшем году целенаправленно расширялось и углублялось участие Минюста России в международном сотрудничестве: обеспечена подготовка и подписание восьми международных договоров России; успешно реализованы программы сотрудничества Совета Европы и России. Плодотворным было участие делегации Минюста России в работе 25-й Конференции европейских министров юстиции.

В ходе состоявшихся встреч делегации Минюста России с руководством Совета Европы и Европейского суда по правам человека обсуждены вопросы развития сотрудничества в правовой сфере и в области защиты прав человека, в том числе по реализации инициативы министерства о создании под эгидой Совета Европы общеевропейского регистра нормативных актов.

Во многом усилиями Министерства обеспечено представление на 79-й сессии Комитета ООН по правам человека пятого периодического доклада Российской Федерации о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах.

Большое внимание уделяется межведомственному взаимодействию с зарубежными коллегами на двусторонней основе: заключено 32 межведомственных соглашения о сотрудничестве и 24 документа о взаимодействии с иностранными партнерами. Минюст России особенно тесно взаимодействует с министерствами юстиции Республики Беларусь, а также Германии, Монголии, Италии, Франции, Финляндии, Швеции.

Кроме того, Минюст России выполняет большой объем работы по организации исполнения обязательств и реализации прав Российской Федерации, вытекающих из международных договоров. Это направление работы становится все более актуальным и напряженным, особенно в связи с присоединением России к ряду многосторонних международных договоров, что ведет к значительному увеличению числа стран-партнеров, а также и количества направляемых и исполняемых запросов (их насчитывается уже десятки тысяч).

Уверен, что назрел вопрос о назначении Минюста России координационным органом по вопросам оказания международной правовой помощи. Без наличия такого органа добиться эффективности в исполнении принятых обязательств, а тем более реализации своих прав в современных условиях просто невозможно.

Итоги работы Министерства в 2003 году свидетельствуют о динамичном развитии системы юстиции страны. При этом деятельность органов и учреждений Министерства после реформирования наполняется новым содержанием. Минюст России активно и достойно участвует во всех политических событиях страны и уверенно решает новые вопросы, которые ставит перед нами жизнь.

Главная задача в 2004 году — сохранить и преумножить темпы реформирования и дальнейшего развития системы российской юстиции.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети
Похожие статьи
25 октября 2024 г. на базе юридического факультета Южного федерального университета в г. Ростов-на-Дону состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики-2024»
Добавлено: 01.12.2024
В последние годы проблема коррупции в сфере государственных закупок стала одной из самых острых в России. По данным МВД России, уровень коррупции в стране остается высоким и негативно влияет на ее экономическое развитие
Добавлено: 01.12.2024
Анализируются положения монографии «Прокурорский надзор за соблюдением экономических прав граждан», подготовленной доцентом кафедры правовых дисциплин Астраханского филиала РАНХиГС, кандидатом юридических наук Соловьевым А.А. Заслугой признаются полученные автором результаты в теоретическом осмыслении сущности...
Добавлено: 01.12.2024
Статья посвящена детальному рассмотрению международно-правовых основ, регулирующих право на информацию и на доступ к ней. В работе отражается авторская терминология определения понятий «право на информацию» и «право на доступ к информации» с точки зрения международных норм, а также конкретизируется перечень взаимосвязанных с ними прав человека
Добавлено: 01.12.2024
Целью исследования явилось изучение с позиции концептуального и практико-ориентированного подхода роли и значимости Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 года как источников международного гуманитарного права, закрепляющих универсальные основы защиты всех лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях
Добавлено: 01.12.2024