УДК 342.7:349.6
Страницы в журнале: 65-69
Ю.В. Сорокина,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов al-sorokin@yandex.ru
Приводится перечень фундаментальных и иных экологических прав граждан. Раскрываются причины сложившейся неблагоприятной экологической ситуации в России. В качестве одной из них выступает проблема, связанная с так называемыми медицинскими отходами, которой в нашей стране не уделяется должного внимания, в том числе на законодательном уровне.
Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, фундаментальные и иные экологические права, отходы, медицинские отходы.
Публичность и интересы экологического благополучия достаточно четко выражены в Конституции Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ). Суть такого благополучия в Основном Законе и экологическом законодательстве проявляется посредством реализации содержащихся в них норм, направленных на обеспечение благоприятной окружающей среды и принадлежащего каждому права на благоприятную окружающую среду. С эколого-правовой точки зрения окружающую среду можно оценивать как благоприятную, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска [2, с. 36—66].
В ст. 42 Конституции РФ провозглашается право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [4]. С этими фундаментальными правами связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. Выделение категории «иные экологические права» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные, они также подлежат государственному обеспечению и защите. К таким правам относятся: право на жизнь и охрану здоровья; право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека; право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.
Перечень экологических прав граждан очень широк и закрепляется достаточным количеством нормативных правовых актов. Однако практически каждое из этих прав подвергается нарушению. Причиной сложившейся экологической ситуации в России является укоренившаяся практика принятия и внедрения в жизнь экономических решений без предварительных глубоких научных проработок и учета возможных последствий неисполнения законов, закрепляющих права граждан на безопасную окружающую среду. Как результат — увеличение смертности, вспышки опасных болезней, ухудшение здоровья населения.
Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Ядром права на благоприятную окружающую среду является право на здоровую окружающую среду. Универсальный критерий качества природной среды — уровень здоровья населения.
На защиту и восстановление здоровья, на спасение человеческих жизней направлена деятельность медицинских учреждений. Но возникает проблема, связанная с производимыми этими учреждениями побочными продуктами — так называемыми медицинскими отходами. Из всего количества отходов, производимых в результате деятельности медицинских учреждений, примерно 80% являются обычным мусором. Однако оставшиеся 20% считаются опасными материалами, которые могут быть инфекционными, токсичными или радиоактивными.
Проблема медицинских отходов чрезвычайно остро стоит во всем мире. Первыми странами, которые поставили вопрос об опасности отходов медицинских учреждений, стали США, Франция, Великобритания, Япония. Проблема была подхвачена СМИ и начала разрешаться на законодательном уровне этих стран. Особую обеспокоенность вызывали случаи заражения детей, взрослых вирусом гепатита В, вирусом иммунодефицита человека при игре и случайных травмах выброшенными на свалку шприцами и их иглами, системами для переливания крови.
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, принятая 22.03.1989 (далее — Базельская конвенция), внесла в российское законодательство понятие «отходы», признанное и используемое в международном праве. В соответствии с ней «отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства (см.: [10]).
Определение медицинских отходов получило закрепление в ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), где под ними понимаются «все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях» [8].
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:
1) класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы;
3) класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс «Д» — радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения [6].
Необходимо отметить, что отношения в сфере обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из предмета регулирования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления» в соответствии с внесенными в него 30 декабря 2008 года изменениями [9].
И несмотря на то, что эти изменения противоречат Базельской конвенции, которой установлена обязательность государственного регулирования процесса обращения с медицинскими отходами [1], в настоящее время требования, регулирующие порядок обращения с биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений, содержатся только в подзаконных актах. Хотя процессы нормирования, государственного учета и контроля, отчетности, экономического регулирования, разделения полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления, ответственность за нарушение законодательства в области обращения с данными видами отходов могут быть должным образом урегулированы только на законодательном уровне, и лишь перечень требований по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений может содержаться и в подзаконных нормативных актах.
К тому же возникают проблемы, связанные с лицензированием деятельности по утилизации медицинских отходов. Помимо того, что приведенная в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О лицензировании отдельных видов деятельности» классификация медицинских отходов по степени их опасности отличается от классификации, содержащейся в ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 323-ФЗ и п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами (СанПиН 2.1.7.2790-10), данный закон не определяет, подлежит ли лицензированию деятельность, связанная с обращением с отходами лечебно-профилактических учреждений, не устанавливает условия, порядок и особенности лицензирования деятельности. Указанная неопределенность в правовом регулировании отношений создала ситуацию, когда стали появляться многочисленные организации, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с такими отходами, не имея при этом ни специального оборудования и средств, ни лицензий на данный вид деятельности.
В научных исследованиях приводятся следующие практические примеры основных проблем, возникающих при утилизации медицинских отходов. В Самаре и Самарской области — обнаружены послеоперационные отходы на территории открытой площадки больницы Борского района; сотрудниками одного из медучреждений на полигон в районе села Узюково были вывезены послеоперационные человеческие останки; в областном онкологическом диспансере отсутствуют условия для сбора отходов, а у частных клиник — лицензии на размещение отходов. Руководители учреждений-нарушителей по постановлению прокурора привлекались к административной ответственности, однако действенно решить проблему так никто и не попытался. Неоднократно ставился вопрос об оборудовании печи по сжиганию трупов ВИЧ-инфицированных и пораженных гепатитом В и С, но конкретных шагов власти до сих пор не предприняли. Причина описанных проблем кроется в том, что в Самаре и муниципальных образованиях области отсутствуют нормативные акты, которые определяли бы меры по упорядочению обращения с медицинскими отходами. По результатам проверки прокуратура заключает, что практически 100% областных лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) не имеют ни условий, ни оборудования для временного накопления и сбора отходов (см.: [7]).
Выявлены нарушения экологических и санитарных норм в большинстве ЛПУ Ямало-Ненецкого автономного округа. В частности, установлено, что чрезвычайно опасные отходы фтизиатрических отделений не проходят обязательного термического обезвреживания и вывозятся на свалки вместе с неопасными отходами. Проще говоря, медицинские отходы перед отправкой на свалку без разбора замачивают в чанах с дезинфицирующими средствами, а иногда и попросту сливают в канализацию, выбрасывают на помойку или продают «коммерсантам» для вторичной переработки.
Жителями Невьянского района (Свердловская область) 22 июля 2012 года были найдены в лесном овраге четыре пластиковые бочки с человеческими эмбрионами, обработанными формальдегидом и помеченными бирками. Стражи порядка насчитали в общей сложности более 250 эмбрионов. По данным полиции, бочки были вывезены из Уральской государственной медицинской академии. По этому факту полиция возбудила уголовное дело по ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации «Порча земли». Ранее полиция также направила в адрес ректора Уральской государственной медицинской академии представление с требованием привлечь к строгой дисциплинарной ответственности за халатность ряд сотрудников учреждения, допустивших ЧП. По одной из версий, которую выдвинули представители вуза, биоматериал мог быть вывезен рабочими вместе с мусором. Кроме того, полиция и областное Министерство здравоохранения считают, что к ЧП может быть причастна женщина-доцент, которая с использованием эмбрионов проводила научные исследования и намеревалась защитить в 2013 году диссертацию, но была уволена в 2011 году.
На Александровском кладбище Иркутска выделено место для захоронения медицинских отходов, однако на территории третьей Кировской больницы валяются ампутированные конечности, так как похоронное агентство «Ритуал» вывозит их только тогда, когда наберется не менее 50 килограммов, а холодильника в больнице нет [3].
Особую опасность среди медицинских отходов представляют инъекционные иглы и шприцы, поскольку неправильное обращение с ними после применения может привести к повторному использованию. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в 2010 году в результате повторного использования шприцев были инфицированы:
— 21 миллион человек — вирусом гепатита B (HBV) (32% всех новых инфекций);
— два миллиона человек — вирусом гепатита C (HCV) (40% всех новых инфекций);
— 260000 человек — ВИЧ (5% всех новых инфекций).
В зарубежных странах медицинские отходы причислены к категории опасных, и таким проблемам, как сбор, переработка и утилизация медицинских отходов, уделяется большое внимание на государственном уровне, что позволило должным образом наладить процесс переработки отходов медицины, обезвреживания и безопасной утилизации.
Российское национальное законодательство, которое должно стать основой для усовершенствования практики обращения с медицинскими отходами, к сожалению, далеко от совершенства. Некоторым вопросам в этой сфере на государственном уровне совсем не уделяется внимания. К таковым относятся: правовые и технические условия для мониторинга, учета и отчетности в сфере надзора за обращением с медицинскими отходами; правовые и технические условия для обеспечения эффективного применения закона и для определения наказаний, налагаемых за нарушение законодательства в области обращения с медицинскими отходами; гармонизация национального и международного законодательства в области управления медицинскими отходами. Особо стоить отметить проблему отсутствия распределения ответственности органов государственной власти, осуществляющих контроль в области управления медицинскими отходами. Вопросы разработки системы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, создания отдельного единого органа по контролю в системе управления медицинскими отходами и гармонизация национального законодательства с международным также пока остаются актуальными (см.: [5]).
Полноценное регулирование полномочий по реализации прав и обеспечению экологического благополучия граждан федеральными органами исполнительной власти предполагает осуществление этими субъектами установленных экологических функций, их анализ и определение соотношения с экологическими правами как самих субъектов, так и граждан, обобщение практики по итогам государственной природоохранной деятельности. Но достаточное в большинстве случаев законодательное регулирование и стимулирование реализации экологических прав в настоящее время, к сожалению, не в полной мере подкрепляется обширными возможностями федеральных органов власти по принуждению к их исполнению, арсеналом защиты этих прав.
Должностные лица зачастую плохо знают и не выполняют своих обязанностей по обеспечению экологических прав граждан, не увязывают их со своей повседневной работой по обеспечению экологической безопасности российского государства. А ведь именно государство является ответственным за процесс обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений, и если не будут подготовлены способы жесткого контроля и детального регулирования этой сферы, то количество непредсказуемых, чрезвычайных ситуаций медицинского характера неизбежно будет возрастать. Чем больше останется неразрешенных вопросов относительно медицинских отходов, тем длиннее окажется путь к истинной защите экологических прав граждан, а такая ситуация неприемлема для современного социально развитого государства. Иными словами, система государственного управления медицинскими отходами нуждается в ряде серьезных доработок, которые необходимо осуществить в ближайшее время.
Список литературы
1. Базельская конференция: принята 22.03.1989. URL: http://www.conventions.ru/view_base. php?id=49 (дата обращения 19.05.2014).
2. Бринчук М.М. Благоприятная окружающая среда как правовая категория // Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке / отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. 2007. № 5. С. 36—66.
3. Виновные в вывозе эмбрионов в уральский лес получили административные протоколы // Фонтанка.ру. URL: http://www.fontanka.ru/2012/ 09/04/021/ (дата обращения 19.05.2014).
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Миронова В.А., Котлярова Е.И. Международный опыт в области управления медицинскими отходами // Сборник материалов V Междунар. конф. «Проблемы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений» / под ред. Н.В. Русакова. — М., 2009.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”» // БНА ФОИВ. 2011. № 13.
7. Утилизация медицинских отходов в России. Кризис системы экологической безопасности страны и пути его преодоления / А. Чарнецкий, Д. Кофман, Я. Биндер и др. URL: http://www.narcom.ru/ ideas/common/72.html (дата обращения 19.05.2014).
8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 31. Ст. 3200.