В.М. РЫКОВСКИЙ,
студент 4-го курса юридического факультета Ростовского юридического института РПА Минюста России
Научный руководитель:
Волков Александр Александрович,
доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России
В рамках реформирования правовой системы Российской Федерации во исполнение федеральных законов от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в составе Минюста России в 1997 году был создан Департамент судебных приставов (в 2004 году на его основе образована Федеральная служба судебных приставов, подведомственная Минюсту России).
Одна из приоритетных задач ФССП России — обеспечение установленного порядка деятельности судов. Успешная реализация данной задачи способствует повышению эффективности деятельности судейского сообщества, созданию надлежащих условий для функционирования судов, обеспечению исполнения решений судов и иных уполномоченных органов и должностных лиц. Выполнение этой сложной и ответственной задачи законом возложено на особую категорию судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов. Сегодня под их охраной находятся практически все здания федеральных судов и участки мировых судей, ими полностью выполняются распоряжения судей по обеспечению безопасности участников судебных процессов.
Из года в год повышается эффективность исполнения судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд. Значительный вклад вносят судебные приставы по ОУПДС и в процесс принудительного исполнения, обеспечивая безопасность защищаемых законом лиц.
Выполнение возложенных на судебных приставов по ОУПДС служебных задач зачастую связано с риском для их здоровья и жизни. Им приходится действовать в сложных психологических ситуациях. Кроме того, согласно статистическим данным, ежегодно увеличивается интенсивность и напряженность их труда. Все это обусловливает повышение роли психологической подготовки судебных приставов по ОУПДС.
В программе профессиональной подготовки судебных приставов по ОУПДС на психологическую подготовку отводится: в рамках боевой подготовки — 2 часа в год [1], в рамках специальной подготовки — 5 часов [2]. Но этого времени и предусмотренной учебными планами тематики обучения явно недостаточно для формирования психологической устойчивости судебных приставов к стрессовым воздействиям, выбора ими поведенческих моделей в различных ситуациях и овладения психологическими коммуникативными навыками. Совершенствование психологической подготовки судебных приставов по ОУПДС требует научного подхода с учетом опыта психологической подготовки в системах профессиональной подготовки в других силовых министерствах и ведомствах.
Содержание профессиональной деятельности судебных приставов по ОУПДС состоит в том, чтобы принимать меры, создающие необходимые процедурные и организационные условия для успешного отправления правосудия, а также обеспечивать неукоснительное исполнение актов судебных и других уполномоченных органов и должностных лиц.
Профессионализм судебных приставов — одна из важных составляющих решения проблемы повышения эффективности деятельности службы судебных приставов. Профессиональная квалификация, отражая степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации, является составной частью его профессионализма.
Профессионализм судебного пристава должен непосредственно выражаться в мотивационной и операционной сферах. Психологами разработана целостная система представления мотивационной сферы профессиональной деятельности, которая включает такие структурные элементы, как:
— профессиональное призвание — влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении;
— профессиональные намерения — осознанное отношение к определенному роду профессиональной деятельности;
— ценностные ориентации в профессиональной деятельности — выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики;
— мотивы профессиональной деятельности — внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности;
— профессиональные притязания — стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности, который выбирает сам человек, зная свои предыдущие результаты;
— профессиональные ожидания — мысленные представления о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др. [3]
Существующий и поныне экстенсивный подход к формированию кадров службы судебных приставов основан на механическом увеличении количества участников процесса правореализации, который не приносит максимального эффекта. Другой интенсивный путь — это прежде всего тщательный отбор кадров Службы и продолжительный этап их предварительной подготовки (сейчас на первоначальное обучение судебных приставов по ОУПДС в условиях учебного центра отводится 10 дней) [2]. Проектом разработанной Минюстом России Долгосрочной программы повышения эффективности исполнения судебных решений (2011—2020 годы) обучение судебных приставов предусмотрено в течение 12—18 месяцев.
Важность психологической составляющей обучения обусловлена еще и тем, что многие сотрудники Службы правовую материю и принципы, согласно которым осуществляется правореализующая деятельность, знают неплохо, но не всегда следуют им на практике, примиренчески относясь к нарушениям правовых норм.
Психологическая подготовка судебных приставов предполагает совершенствование профессиональной компетентности, как самостоятельное, так и специально организованное пополнение и освоение психологических знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста. Профессиональное развитие судебного пристава не заканчивается с получением образования. С момента поступления на службу он включается в новую для него систему профессионально-деятельностных связей и отношений, выступающих значимым фактором развития его личности.
Таким образом, будущее профессиональное пространство для судебного пристава может быть представлено как социотехническая система, соединяющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы.
Установленный порядок деятельности судов, который должен обеспечивать судебный пристав, четко определен законодательством, в частности, Конституцией РФ (глава «Судебная власть»), федеральными конституционными законами от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Законом о судебных приставах, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) и рядом других законов и подзаконных актов. Он включает в себя как урегулированные законом процедуры подготовки судебного процесса, ход слушания дела, так и организационные аспекты повседневной деятельности суда, всех его структурных подразделений [4].
Согласно Закону о судебных приставах основными обязанностями судебного пристава по ОУПДС являются следующие: обеспечение в суде (а при выполнении отдельных процессуальных действий — вне здания суда) безопасности судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; выполнение распоряжений председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда; осуществление охраны зданий и помещений судов; на основании соответствующих постановлений осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд, к судебному приставу-исполнителю или к дознавателю службы судебных приставов; поддержание общественного порядка в судебных помещениях; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; по поручению старшего судебного пристава обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц ФССП России при исполнении ими служебных обязанностей.
Выполнение задач в суде предполагает реализацию судебным приставом сложных охранных мероприятий, состоящих из комплекса различных по характеру и содержанию конкретных действий. Часть из них осуществляется в процессе судебного разбирательства, часть — за его пределами. Некоторые действия судебного пристава могут совершаться на протяжении довольно длительного времени, вне зависимости от того, идет судебный процесс или нет, другие ограничены во времени и пространстве. Одни действия судебный пристав совершает, руководствуясь распоряжением председателя суда или председательствующего в судебном заседании, другие — под руководством своего непосредственного начальника — старшего судебного пристава. Возможно также, что какие-то действия при одних обстоятельствах будут осуществляться в ходе судебного процесса, а при других — до его начала и после окончания [5].
Следует особо отметить, что характер и содержание конкретных действий по исполнению той или иной обязанности всегда определяется складывающейся ситуацией. Например, обязанность обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса возлагается на судебных приставов, находящихся в зале судебного заседания. Характер их конкретных действий будет целиком зависеть от того, какое дело (уголовное, гражданское либо административное) рассматривается судом в открытом или закрытом судебном процессе. Обязательно учитываются психологические особенности истца и ответчика, степень общественной опасности совершенного преступления и т. д.
В большинстве случаев для обеспечения безопасности участвующих в деле лиц достаточно одного судебного пристава. Но в некоторых ситуациях необходимо привлекать дополнительные силы и средства.
Механизм принятия решения о применении тех или иных мер безопасности в отношении защищаемых судебными приставами по ОУПДС лиц определяется ведомственными нормативными актами. Фактическим основанием для принятия мер безопасности является наличие данных, указывающих на потенциальную или реальную угрозу жизни и здоровью участников судебного процесса. Эти данные могут содержаться в материалах рассматриваемого дела, поступать в службу судебных приставов от судей, участников судебного процесса, передаваться из органов полиции, Федеральной службы безопасности, других правоохранительных органов [5].
Решение о применении мер безопасности принимается либо старшим судебным приставом, либо судебным приставом по ОУПДС, которым обнаружена реальность угрозы жизни и здоровью защищаемых лиц.
Читать полностью...