Страницы в журнале: 44-47
А.И. ГНАТЕНКО,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России
научный руководитель:
А.А. ОПАЛЕВА,
доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России
В статье проводится анализ точек зрения относительно понятия «политика» и его соотношения с правом; делается вывод о том, что деятельность государства в политической сфере чрезвычайно многогранна и, по существу, является ключевой в создании условий для эффективного выполнения других функций.
Ключевые слова: политическая функция государства, политика, право.
Theoretical and legal aspects political function of the state
Gnatenko А.
Dissect point of the view concerning concept of «politics» and its correlation with the law. As a result make up a conclusion about state activity in political sphere is extraordinarily multifarious and essentially is key in creation of conditions for effective performance of other functions.
Keywords: political function of the state, the politics, and the law.
Вопрос об отнесении политической функции к функциям государства пока не получил однозначного решения в научной литературе: для одних это очевидный, не вызывающий сомнения факт, другие политическую функцию прямо не выделяют. В этой связи Л.А. Морозова пишет, что теория государства и права до недавнего времени пыталась обойтись без понятия политической функции, и отмечает, что все функции государства в принципе носят политический характер. Тем не менее в политической области действует система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, посредством которых осуществляется народовластие. Исходя из этого, Л.А. Морозовой делается вывод о том, что содержание политической функции демократического государства составляет обеспечение народовластия[1].
По мнению А.Б. Сапельникова и И.Л. Честнова, все функции государства в определенной мере можно относить к политическим, однако среди них выделяют функции закрепления и обеспечения народовластия, государственного устройства, закрепления правового статуса человека и гражданина. Это, по мнению авторов, и есть собственно политические функции государства, получившие свое отражение в Конституции РФ[2].
О.В. Харченко считает, что основной функцией в сфере политической жизни общества является функция формирования органов публичной власти. По его мнению, данная функция включает в себя формирование и содержание органов государственной и муниципальной власти. Далее автор совершенно справедливо отмечает, что рассматриваемая функция является, по существу, определяющей и обеспечивающей все остальные функции государства[3].
Тем не менее согласно традиционному подходу к системе функций государства именно «экономика определяет соответствующую надстройку: политику, государственный строй, право, формы общественного сознания и т. д., которые в свою очередь оказывают обратное активное воздействие на экономику»[4]. Но, как совершенно справедливо пишет профессор В.С. Афанасьев, события XX века наглядно продемонстрировали, что осуществлению всех остальных функций все же предшествует (или должна предшествовать) реализация политической функции. В качестве аргументации заявленной позиции автором приводятся следующие доводы:
— во-первых, события конца 1917 года и начала 1990-х годов бесспорно говорят о том, что государство (явление прежде всего политическое) способно, изменив основную форму собственности на средства производства, резко перестроить всю экономику, весь экономический строй общества;
— во-вторых, прежде чем осуществлять какое-то воздействие на любую сферу жизни общества, государство вырабатывает экономическую, экологическую, социальную и правовую политику, определяя формы (правовые или неправовые) реализации соответствующих функций[5].
Рассматривая политическую функцию государства в качестве объективно необходимого направления его деятельности в политической сфере общества, отметим, что в юриспруденции и политологии категория «политическая деятельность» стоит в одном ряду с такими понятиями, как «политика», «политическая система», «политическая (государственная) власть»[6]. При этом вполне оправданно первоочередной акцент сделать на рассмотрении термина «политика», поскольку сама по себе политическая система общества, как, впрочем, и ее системообразующие элементы (государство, политические партии, общественно-политические объединения), является по своей сути политическим образованием.
В юридической литературе обращается внимание на отсутствие в теории государства и права, в политологии единообразного определения понятия «политика», что, по мнению некоторых авторов, объясняется «…многомерностью, многогранностью понятия политики, а также многоаспектностью “скрывающихся” за ним отношений»[7].
Свое начало термин «политика» берет в Древней Греции от греч. — искусство управлять государством), где он использовался для обозначения различных форм государственного правления. Одной из первых работ, посвященных политике, является трактат Аристотеля «Политика», содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления[8].
В ходе исторического развития общества понятие политики постоянно видоизменялось, приобретало различные новые черты. Начиная с XVIII века происходит постепенное становление понимания политики как общественных отношений, сопряженных с властью, к завоеванию и удержанию которой стремятся самые различные социальные группы. В результате чего появляется возможность вычленить отношения, свойственные именно политической сфере[9].
Начало XX века служит отправной точкой нового этапа в эволюции воззрений о политике и характеризуется многообразием научных подходов к данной сфере общественной жизни.
Ни одно, пусть даже наиболее емкое определение не в состоянии охватить всего многообразия такого феномена, как политика. Очевидно, что из этого исходит и Д.П. Зеркин, полагающий, что при научном анализе политику следует рассматривать в трех измерениях:
1) институциональном — как совокупности политических институтов, в рамках которых осуществляется властвующая и управленческая деятельность;
2) нормативном — как совокупности ценностей и норм, целей и задач политической деятельности;
3) процессуальном — как системы действий по защите и реализации общих интересов по осуществлению власти и управления государством[10].
Одной из ключевых проблем политико-правовых исследований является рассмотрение корреляции политики и права, их приоритетов. При этом зачастую основной упор делается на выявлении их соподчинения, что, на наш взгляд, не совсем верно, поскольку в действительности взаимосвязь права и политики носит характер многообразных, во многом противоречивых отношений[11].
Традиционное рассмотрение соотношения между правом и политикой исходит из того, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу»[13], «закон есть мера политическая, есть политика»[13], и это сложно поставить под сомнение. Во всяком случае, существенные доводы, опровергающие такую трактовку права, в научной литературе на сегодняшний день не приводятся.
Вместе с тем было бы неверно полагать, что все правовые акты или нормы права имеют ярко выраженную политическую окраску. Некоторые из них в основе своего издания имеют относительно независимые от политики закономерности. Таковыми являются правила дорожного движения и эксплуатации транспорта, противопожарной безопасности и тому подобные общие правила поведения людей, не имеющие заметных политических качеств. На основании чего и делается вывод о том, что «…правовые нормы в общем служат своеобразным звеном в цепи политических норм и не могут рассматриваться в качестве отдельной подсистемы, существующими наряду с политическими в общей системе социальных правил поведения»[14].
Кроме того, как справедливо заметил Леон Дюги, «право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»[15].
Данная концепция находит поддержку и у ряда современных правоведов. Так, по мнению С.С. Алексеева, право в условиях демократии перестает быть своего рода придатком государственной власти. Оно как бы меняется местами с государством: утверждается верховенство права, и оно возвышается над государственной властью; это и есть то, что понимается под правовым государством[16].
В этой связи отметим, что поскольку ст. 1 Конституции РФ закрепляет статус России как правового демократического государства, то и политическая сфера должна в полной мере основываться на праве и принципах справедливости. Только с помощью права возможно установить пределы вмешательства государственной власти в сферу гражданского общества и определить меру подчинения ей. Оправданность такого подхода вытекает и из того, что основополагающим принципом правового государства является принцип верховенства права.
Еще одной сущностной особенностью права в политической сфере является то, что при определенных условиях оно становится инструментом ограничения деятельности политических институтов: общественных и религиозных объединений, политических партий, осуществляющих экстремистскую деятельность либо имеющих антиконституционную направленность, определяя при этом процессуальный порядок использования органами государственной власти властных полномочий.
Рассматривая связь права и политики в современной России, профессор С.С. Алексеев отмечает: «…отношения между политикой и правом предопределены сложной социальной средой, переходным характером современного российского общества. Можно сказать, что это общество, в котором существуют и переплетены элементы прежнего социалистического строя (институты монопольной государственной собственности, всесильная бюрократия, иждивенческо-распорядительные настроения, соответствующие представления о параметрах порядка в обществе), а также разноречивые элементы далеко еще не сформировавшегося демократического общества, рыночной (полурыночной, паразитической) экономики»[17].
Основываясь на анализе и обобщении приведенных научных позиций, считаем возможным выделить следующие ключевые составляющие политики:
1) по своей сути политика является процессом регулирования отношений между различными социальными классами, группами, элитами и отдельными лидерами. В этой связи она предполагает публичность общественной деятельности;
2) политика может быть рассмотрена и как искусство организации и управления обществом (государством) с помощью государственной (политической) власти. Вместе с тем она является лишь одним из видов социального управления в обществе. Тем не менее в силу своей монополии на политическую власть в обществе политическое управление доминирует над всеми другими видами управления;
3) важнейшей составляющей политики является ее нормативно-правовая основа: именно она придает политике логику развития, вводит определенные правила игры, создает общее правовое поле, очерчивая компетенцию субъектов политического процесса;
4) политика сопряжена с отношениями по поводу захвата, удержания и использования государственной власти. Именно властная атрибутивность является отличительной чертой политического управления относительно иных видов;
5) борьба за власть предполагает конфликт, а регулирование отношений между социальными группами — консенсус. Исходя из этого, политика может быть рассмотрена и как своеобразный маятник, в своем движении имеющий две крайние точки — конфликт и консенсус;
6) значимым элементом политики являются субъекты политики, между которыми возникают политические отношения по поводу власти. Чаще всего в этом качестве выступают политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические движения, партии, группы и возглавлять государственные институты.
Таким образом, в обобщающем виде политику возможно определить как имеющую очерченные посредством права границы сферу взаимоотношений между различными социальными группами по поводу использования институтов государственной власти.
Исходя из этого, вызывает интерес определение содержания политической функции государства.
По мнению некоторых авторов, содержанием политической функции государства в демократическом обществе является обеспечение народовластия. Это предполагает:
1) реализацию волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества) и в иных государственных решениях;
2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;
3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;
4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним;
5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным судом), а также непосредственно народом путем реализации права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя[18].
На наш взгляд, наиболее значимыми составляющими содержания политической функции государства являются следующие аспекты: обеспечение государственной и общественной безопасности; сглаживание возникающих социальных противоречий, их направление в русло цивилизованного разрешения; интеграция общества; реализация интересов самых различных социальных групп; обеспечение государственного суверенитета.
Исходя из этого, политическую функцию государства можно рассматривать в качестве обязательного направления деятельности государства в политической сфере, необходимого для обеспечения общественной безопасности и нахождения социального консенсуса.
В обобщенном плане политическая функция государства представляется в качестве ключевой в создании условий для эффективного выполнения других функций. Именно политическая функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим направлениям деятельности государства: экономическому, социальному и др.
Библиография
1 См.: Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. — М., 1998. С. 45—46.
2 См.: Теория государства и права: Учеб. для вузов. — СПб., 2006. С. 80.
3 См.: Харченко О.В. Функции государства и организационно-правовые формы их реализации: Учеб. пособие. — СПб., 2008. С. 39.
4 Цивадзе Д.Ю. Развитие экономической функции Советского государства. — М., 1970. С. 30—32.
5 См.: Афанасьев В.С. Развитие предпринимательской деятельности в России (новые экономические и правовые реалии): Сб. науч. трудов преподавателей, аспирантов и студентов. — М., 2007. Вып. № 6.
6 См.: Категории политической науки. — М., 2002. С. 124; Политическая энциклопедия. — М., 1999. Т. 1. С. 281—282.
7 Кожевников С.Н. Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты: Моногр. — Н. Новгород, 2007. С. 23.
8 См., например: Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч. С.А. Жебелева. — М., 2009.
9 Подробнее см.: История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. — М., 2009.
10 См.: Зеркин Д.П. Политология: справочник студента. — М., 2001. С. 48.
11 См.: Козлихин И.Ю. Теоретические модели соотношения права и политики // Политология / Отв. ред. В.А. Гуторов. — СПб., 2000. С. 39—50.
12 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. — М., 1955—1981. С. 635
13 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30. — М., 1967. С. 99.
14 Фаткуллин Ф.Ф. Политические нормы социализма. — Казань, 1988. С. 28.
15 Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. Лекции, прочитанные в 1908 году в Высшей школе социальных наук в Париже. — М., 1909. С. 5.
16 См.: Алексеев С.С. Право: азбука—теория—философия. Опыт комплексного исследования. — М., 1999. С. 49.
17 Он же. Основы правовой политики в России: Курс лекций. — М.—Екатеринбург. 1995. С. 65.
18 См.: Теория государства и права: Учеб. / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 1999. С. 74—75.