Статья

Теоретические подходы к координации подбора критериев оценки качества управления подготовкой специалистов образовательного учреждения

Дается обзор теоретических взглядов на выбор критериев для оценки качества управленческого решения в организационной подсистеме системы критериев качества управления.

УДК 338.2:371.3

Страницы в журнале: 78-81 

 

Б.Г. Збышко,

доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Россия, Москва zbg101@yandex.ru

Л.Н. Попова,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и менеджмента Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Россия, Москва 88619254@mail.ru

С.В. Ширяева,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой теории и истории государства и права, заместитель директора Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета Россия, Москва cemantika@gmail.com

Дается обзор теоретических взглядов на выбор критериев для оценки качества управленческого решения в организационной подсистеме системы критериев качества управления.  Авторы предлагают свою интерпретацию организационных критериев качества подготовки специалистов с позиций социального заказа общества и качества управления коллективом образовательного учреждения на примере детализации критериев предпринимательского стиля управления.

Ключевые слова: критерии оценки качества управления, подготовка специалистов, система менеджмента качества, детализация критериев, предпринимательский стиль управления, межгосударственный стандарт «Системы менеджмента качества», управление коллективом, подсистема качественных критериев, подсистема количественных критериев, конкурентоспособность, уровни управления, степень внедрения.

 

Межгосударственный стандарт «Системы менеджмента качества» содержит нормативы и общие требования к качеству управления организацией. Очевидно, что в каждом конкретном направлении управленческой деятельности необходимо разрабатывать свои характерные критерии и показатели, адаптированные к положениям межгосударственного стандарта.

В рамках системного подхода к комплексному определению качества управления организацией современная система взглядов рекомендует исследовать такие направления управленческой деятельности, как качество применения организационного механизма управления, а также качество применения экономического и мотивационного механизма управления.

Известный ученый Б.А. Райзберг в труде «Курс управления экономикой» выделяет час-ти общего управленческого продукта. Качество информационно-управленческого продукта социально-экономического объекта он рассматривает в цепи причинно-следственных связей: «качество управления — качество функционирования деятельности объекта управления — качество продукта, создаваемого объектом управления» [3]. Н.Ю. Круглова и М.И. Круглов выделяют такие механизмы управления социально-экономическим объектом, как организационный, правовой, экономический и мотивационный [2].

И.Н. Кравченко и Л.Н. Попова отмечают характерные отличия трех системных уровней управления контролем знаний студентов, что важно учитывать при корректировке «методической системы обучения по результатам контроля и в соответствии с постоянным кадровым развитием образовательного учреждения»[1]. Схожие взгляды в трудах по управлению вы-сказывает известный ученый Р.А. Фатхутди-нов: он рассматривает управленческие решения в рамках управления конкурентоспособностью с позиций не только экономических, но и социальной организации [4].

Обозначим основные, на наш взгляд, на-правления разработки критериев качества подготовки специалистов с позиций социального заказа общества и качества управления коллективом образовательного учреждения.

Подсистема организационных критериев оценки качества делится на подсистему качественных критериев (выражены вербально, т. е. показывают удовлетворение предъявленным требованиям  в рамках вектора оценок) и подсистему количественных критериев ( выражены в числовом виде в единичных, абсолютных и относительных величинах).

Известно, что качество управления «представляет синтетическое понятие, несводимое к единому универсальному критерию. Отсюда вытекает положение о том, что система оценки качества правления должна быть многокритериальной» [3].

Рассмотрим в этой связи проблему построения типовой организационной подсистемы системы критериев качества менеджмента, придерживаясь взгляда ученых о том, что разрабатываемая подсистема организационных критериев должна отвечать основным принципам оценки качества.

Это следующие принципы:

— комплексность;

— возможное сочетание качественного и количественного анализа;

— возможное совмещение объективных и субъективных оценок;

— сочетание внутренней и внешней оценок качества;

— непрерывность и этапность оценок качества;

— непрерывность развития системы оценивания.

Методическую систему обучения предпринимательскому стилю деятельности мы рассматриваем как организационную структуру, уровень качества управления которой можно определить соответствующим набором критериев:

— степень согласованности целей деятельности организации и заказа общества;

— соответствие содержания методической системы обучения заказу общества;

— соответствие методов методической си-стемы  обучения современным требованиям;

— соответствие организационных форм внедрения методической системы обучения со-временным требованиям;

— соответствие средств обучения современным требованиям.

По каждому заявленному блоку критериев мы предлагаем типовой состав векторов управленческой деятельности.

Приведем критерии и показатели, которые в типовом варианте характеризуют качество управленческого продукта:

— критерии качества согласования целей образовательной деятельности и показатель степени их согласования с заинтересованными сторонами;

— критерии выбора содержания образовательной деятельности и показатель степени ее востребованности в обществе;

— критерии качества подбора методов организации форм процесса;

— критерии качества ресурсного обеспечения.

Критерии качества согласования целей образовательной деятельности определяются следующими векторами: актуальность конечных результатов; значимость конечных ре-зультатов; весомость конечных результатов; реальность ожидаемых результатов; надежность ожидаемых результатов.

Критерии качества подбора содержания и методов для организации форм процесса уп-равления (они позволяют оценить совершенство способов, методов, технологий осуществления управленческих работ, подготовки ре-шений, разработки документов, в которых воплощены эти решения) определяются: вектором, характеризующим методическое совершенство работ; вектором востребованности содержания; вектором, характеризующим технологическое совершенство; критериями, ха-рактеризующими организационное совершенство.

Критерии качества ресурсного обеспечения функционирования процессов в системе определяются векторами обеспеченности трудовыми ресурсами, материально-техническими ре-сурсами, финансовыми ресурсами, информационными ресурсами, ресурсами времени.

Глобализация и интернационализация ми-рового рынка сделали более ощутимыми ре-зультаты внедрения деструктивных технологий как открытого, так и скрытого характера при применении предпринимательского стиля деятельности вследствие углубления взаимозависимости субъектов предпринимательства. Именно организационная культура ощущает на себе самое серьезное влияние изменения технологий и их разрушения с локального уровня до высшего.

Приведем перечень последствий, наиболее значимых для организационной культуры фирм и государства, наиболее уязвимой при использовании методов сопротивления, которые применяются государством для нейтрализации технологий деструктивного влияния:

— снижение активности во взаимодействии субъектов международных экономических отношений;

— снижение делового стиля при извлечении прибыли;

— снижение личной и коллективной инициативы в ведении рисковых операций.

Систему управления организационной культурой можно представить в следующем виде.

Первый уровень:

— методология управления;

— процесс управления и коммуникации;

— технические средства управления;

— организационная структура методов уп-равления.

Второй уровень:

— методы формирования;

— методы функционирования;

— методы развития.

Третий уровень:

— метод программирования на достижение принятия сотрудниками новых ценностей, норм и правил;

— мониторинг поведения подчиненных;

— корректировка организационной куль-

туры;

— введение новых правил.

Таблица 1. Критерии оценки предпринимательского стиля деятельности

Предложенные нами в таблице 1 критерии оценки предпринимательского стиля деятельности позволяют определить, используя определенные показатели выделенных критериев, степень внедрения предпринимательского сти-ля деятельности по годам.

Таким образом, типовая детализация критериев помогает своевременно оценить и провести корректировку программно-целевого уп-равления организационной культурой с помощью метода ее воспроизводства, который включает в себя как методы поддержания этой культуры за счет внесения организационных изменений, так и методы смены организационной культуры в целях развития организационного поведения.

 

Список литературы:

 

1. Кравченко И.Н., Попова Л.Н. Проектирова-ние направлений развития научно-методической системы как основы качественной подготовки специалистов // Международный научный журнал. 2007. № 3(3).

С. 66—68.

2. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов. М.: Изд-во РДЛ, 2003.

3. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003.

4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность. Россия и мир. 1992—2015. М.: Экономика, 2005.

Поделитесь статьей с друзьями и коллегами:


Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":




Оцените статью
0 человек проголосовало.
Реклама
Предложение
Опубликуйте свою статью в нашем журнале
"СОВРЕМЕННОЕ ПРАВО"
(входит в перечень ВАК)
Информация о статье
Реклама
Новые статьи на научной сети