А.В. МАЗУРЕЦ,
преподаватель кафедры военного права Военного университета Министерства обороны РФ, подполковник юстиции
В современных условиях развития общества важную роль занимает строительство, которое должно осуществляться на основании четких норм права. При этом в науке и практике используются различные подходы к понятиям «правовое регулирование» и «строительство» и, следовательно, к понятию «правовое регулирование строительства».
В данной статье проанализированы различные трактовки понятий «правовое регулирование», рассмотрено содержание термина «строительство» и на основании проведенного исследования предложена авторская трактовка определения понятия «правовое регулирование строительства».
В теории права под правовым регулированием понимается «правовое воздействие, т. е. совокупность различных видов и форм влияния права на общественные отношения, на поведение и сознание людей»[1]. Таким образом, предметом правового регулирования являются общественные отношения. Необходимо отметить, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений. Первую группу составляют отношения людей (субъектов права — физических лиц) по обмену материальными и духовными ценностями. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. Государственное управление социальными процессами осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общественных интересов. Субъектами этих правоотношений выступают физические и юридические лица. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка. Здесь также субъектами права являются и физические, и юридические лица[2]. Следовательно, правовое регулирование воздействует на общественные отношения путем определения субъектов права — физических и юридических лиц, наделяя их субъективными правами и юридическими обязанностями, или, как это употребляется применительно к органам государства и должностным лицам, определенной компетенцией, т. е. полномочиями, основанными на законодательных актах, которые реализуются в их иерархическом взаимодействии[3].
Правовое регулирование в своем содержательном значении включает в себя в качестве обязательных компонентов нормативную базу и органы государственной власти, которые, с одной стороны, формируют эту базу, а с другой — реализуют основанные на ней правовые предписания в повседневной практической деятельности. Правовое регулирование в романо-германской правовой семье, к которой принадлежит и Россия, осуществляется, как правило, на основании нормативных правовых актов[4].
В теории права существуют различные определения понятия «правовое регулирование». Так, Н.И. Матузов и А.В. Малько определяют его как воздействие права на общественные отношения в целях их урегулирования с помощью специальных юридических средств[5], или, как отмечал Р.К. Русинов, целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств[6]. В.И. Гойман выводит данное понятие из более общего термина «действие права». При этом под «действием права» им понимается свойство (способность) права в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер человеческой деятельности и поступков, а «правовое регулирование» есть только часть (аспект) действий права, которая характеризует специально-юридическое (не нормативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ним еще не связана[7].
Для соблюдения принципа научно-логической последовательности изложения на основании анализа теоретических и практических аспектов права необходимо уяснить смысл и значение, придаваемые в современной научной литературе понятию «правовое регулирование», рассмотрев его в действии через реализацию права и анализ механизма правового регулирования.
В повседневной практике и в научном обиходе часто используется такое понятие, как «правомерная деятельность», или его синоним — «деятельность в правовом поле». Под термином «правовое поле» понимается ограниченная источниками права (нормативными правовыми актами, правоотношением и правосознанием) сфера правомерной деятельности субъектов права[8]. В правовом поле осуществляется реализация права и правовое регулирование. При этом также существуют различные точки зрения на понятие «реализация права»: В.Д. Перевалов понимает под этим осуществление требований юридических норм в поведении людей[9]; В.В. Лазарев — перевод норм права в правомерное поведение людей в форме использования права, исполнения обязанностей, соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его целей[10].
Если схематически рассматривать правовое поле не как плоскостную фигуру, а в виде сферы правомерной деятельности субъектов права, так сказать, в трехмерном измерении, то правовое регулирование можно образно представить отдельными вертикальными и горизонтальными плоскостями, образуемыми, условно говоря, различными отраслями права. Причем каждая так называемая плоскость правового регулирования имеет свой предмет (вид общественных отношений), свой метод, свои, особым образом выраженные, нормы права в виде логических элементов ее структуры: гипотезы, диспозиции, санкции. Так, гипотеза, диспозиция и санкция нормы уголовного права отличается от гипотезы, диспозиции и санкции нормы гражданского права, а гипотеза, диспозиция и санкция нормы конституционного права — от гипотезы, диспозиции и санкции нормы семейного права. Реализацию норм права каждой из отраслей права можно условно представить также в виде одноименных плоскостей в сфере того же правового поля. Однако «плоскости правового регулирования» и «плоскости реализации права» будут пересекаться только в условных точках применения права (см. приложение).
Дело в том, что правовое регулирование включает в себя правотворческую и правоприменительную деятельность. Именно правотворческая деятельность образует правовое поле, т. е. сферу правомерной деятельности субъектов права, иначе говоря, соблюдение, исполнение и использование ими права, а применение права как особая, опосредованная форма реализации права и есть те условные точки, в которых пересекаются плоскость правового регулирования в виде правоприменительной деятельности и плоскость реализации права в виде применения права как ее особой формы. Это следует из приведенных определений: для соблюдения, исполнения и использования права, т. е. непосредственной реализации права субъектами, не требуется вмешательства извне должностных лиц или органов государства, и только для опосредованной реализации права, т. е. его применения, необходимо действие компетентного государственного органа — первичной структурной части аппарата государства, участвующего в осуществлении функций государства и наделенного властными полномочиями[11].
Правовое регулирование осуществляется через механизм правового регулирования.
С.С. Алексеев считает, что под механизмом правового регулирования следует понимать всю совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется воздействие на общественные отношения[12]. Развивая и уточняя это положение, следует отметить, что механизм правового регулирования включает в себя нормативную базу, а также правотворческие и правоприменительные органы, которые в пределах нормативной базы обеспечивают возможность функционирования субъектов права. Таким образом, важнейшую роль в механизме правового регулирования, помимо различных правовых предписаний, играют правоприменительные органы и другие субъекты права, в отношении которых правоприменительные органы осуществляют правовое регулирование. Следовательно, правовое регулирование (в широком смысле, а не только нормы права, содержащиеся в нормативных правовых актах[13]) есть воздействие права на общественные отношения через двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных органов в целях урегулирования общественных отношений нормативным определением должного поведения субъектов права.
Термин «строительство» имеет несколько распространенных значений: строительство как отрасль науки и техники, занимающаяся возведением и реконструкцией зданий, сооружений; строительство как процесс возведения зданий, сооружений; строительство как создание, организация чего-либо[14].
Строительство, или строительная деятельность, составляет отрасль материального производства. От многих других отраслей производства ее отличает то, что конечный продукт в таком производстве представляет собой недвижимость: вновь созданные или реконструированные объекты, которые, пользуясь терминологией ст. 130 ГК РФ, прочно связаны с землей и перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, строительство (строительную деятельность) можно определить как деятельность по созданию новых объектов недвижимости: зданий, сооружений, предприятий и иных объектов, неразрывно связанных с землей.
Строительная деятельность может пониматься в широком и в узком смысле. В узком смысле это вид профессиональной хозяйственной деятельности, осуществляемой строительными организациями по возведению объектов недвижимости и проведению различных работ по реконструкции и ремонту этих объектов. В данном случае речь идет лишь о совокупности строительных работ и услуг, которые производятся специально подготовленными для их осуществления лицами. Перечень таких работ и услуг определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17. Объектом законодательного регулирования такой деятельности могут быть сами строительные работы и услуги, а также отношения, возникающие между исполнителями этих работ и заказчиками.
Строительная деятельность в широком смысле может рассматриваться как взаимосвязанная деятельность различных субъектов, объединенных единой хозяйственной целью, направленной на непосредственное обеспечение и создание объекта строительства. Следовательно, и объектом законодательного регулирования такой деятельности выступают не только строительные работы и услуги, но и взаимодействие между основными участниками строительного процесса, их права и обязанности по отношению друг к другу, а также по отношению к государству[15].
Таким образом, необходимо четко разделить понятия, характеризующие строительство, на две последовательных составляющих: мероприятия, необходимые для организации строительства, и непосредственно сам процесс строительства. Данное разделение составляющих процесса строительства соответствует принятому в юридической науке разделению основных элементов хозяйственно-правового обеспечения организации строительного комплекса на правовую регламентацию формирования организационных структур строительного комплекса, правовое закрепление функций его хозяйственных образований, их органов и подразделений, рациональное распределение хозяйственной компетенции субъектов хозяйственного права и правовое регулирование организации хозяйственных связей5. При этом происходит разделение субъектов, участвующих в соответствующих общественных отношениях. Критерием отнесения субъекта хозяйственных отношений к участникам строительства должен являться не профиль его хозяйственной деятельности и не занимаемое место в иерархии управления, а исключительно связь со строительством и конечным его результатом — вводом конкретного объекта в эксплуатацию[16].
Правовое регулирование общественных отношений в сфере строительства предполагает наличие компетентных органов государственной власти, органов военного управления и различных сторонних организаций по обеспечению строительства в качестве специальных субъектов права и контроль порядка деятельности этих органов и организаций в процессе строительства.
Необходимо уяснить, что процесс строительства не может находиться вне окружающей его сферы. Сам процесс строительства, как объект отношений, возникающих по поводу создания его конечного результата — предмета строительства, не может начинаться и развиваться без его основных субъектов — участников самого процесса строительства. При этом набор необходимых и достаточных составляющих процесса любого строительства: планирование, проектирование, обеспечение, сопровождение, контроль, надзор и приемка законченных строительством объектов — рассматривается как производная деятельность его субъектов — участников строительства. Для достижения конечной цели строительства — получения законченных строительством объектов — необходимо не только произвести фактические действия по возведению предмета строительства, но и провести целую совокупность определенных последовательных мероприятий, т. е. комплекс мер, для того чтобы сделать возможным, действительным и состоявшимся сам процесс строительства. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой собирательно описывает различные определения, имеющие сходное смысловое значение, такие как: снабдить чем-нибудь в нужном количестве, сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым[17]. Данные понятия характеризуются одним понятием — «обеспечить».
Процесс строительства осуществляется одними конкретно определенными субъектами — строителями (подрядчиками) и представляет собой фактические действия, осуществляемые ими по получению необходимой документации, соответствующей договорной работе и непосредственно возведению специальных объектов и комплексов, тогда как деятельность, имеющая целью определить потребность в строительстве, организовать и сделать возможным само строительство, т. е. обеспечить его, осуществляется иными субъектами — уполномоченными органами, организациями и другими должностными лицами. Отсюда и вытекает соответствующая формулировка понятия «обеспечение строительства» как совокупности определенных последовательных мероприятий, позволяющих сделать возможным, действительным и реально выполнимым процесс возведения строительных объектов, осуществляемых субъектами, участвующими в процессе строительства.
Соответственно понятием «строительство» охватывается взаимосвязанная деятельность различных субъектов права, объединенных единой целью, направленной на непосредственное обеспечение и создание объектов строительства, включающая различные аспекты и этапы строительства, а также взаимодействие различных субъектов строительства в процессе возведения объектов недвижимости. Следовательно, предметом правового регулирования строительства выступают не просто строительные работы и услуги, но и взаимодействие между субъектами права — участниками строительного процесса, их корреспондирующие права и обязанности по отношению друг к другу и по отношению к государству.
Из компиляции определений «правовое регулирование» и «строительство» следует, что правовое регулирование строительства есть воздействие права на общественные отношения в области строительства через двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности уполномоченных органов в целях урегулирования общественных отношений нормативным определением должного поведения различных субъектов права, объединенных единой целью создания строительных объектов и осуществляющих определенные последовательные мероприятия, позволяющие сделать возможным, действительным и реально выполнимым процесс возведения этих объектов.
Подводя итоги настоящего исследования и исходя из вышеприведенных определений, можно сделать логичный вывод, что под правовым регулированием строительства понимается двуединый процесс правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти по обеспечению строительства.
Библиография
1 Общая теория государства и права: академический курс: В 2 т. Т. 2: Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. — М., 1998. С. 435—436.
2 См.: Лившиц Р.З. Теория права. — М., 1994. С. 92 — 94; Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. — М., 1997. С. 259—260.3 См.: Бирюков Ю.М. Советское военное законодательство и его роль в строительстве и укреплении Вооруженных сил СССР: Дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1968. С. 60—62.
4 См.: Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 2003. С. 212.
5 См.: Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М., 2000. С.726.
6 См.: Теория государства и права / Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. С. 145.
7 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 2003. С. 140.
8 См.: Бирюков Ю.М. Общетеоретические проблемы права собственности как социально-политической основы проводимых в России либерально-экономических реформ // Тезисы докладов и выступлений на межвуз. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы реформирования отношений собственности в современной России». — М., 1998. С. 17.
9 См.: Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. — М., 2004. С. 448.
10 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. С. 141.
11 См.: Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова. С. 449.
12 См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М., 1966. С. 30. См. также: Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. — М., 2005. С. 156—162.
13 См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1994. С. 92, 94, 98.
14 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Универсальная электронная российская энциклопедия. — М., 2002.
15 См.: Муравьев Б.В. Инвестиционное обязательство в строительстве: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. С. 194.
16 См.: Голынкер Е.И. Хозяйственно-правовое обеспечение организации строительного комплекса: Дис. … д-ра юрид. наук. — Куйбышев, 1987. С. 13.
17 См.: Голынкер Е.И. Указ. раб. С. 50.
18 См.: Толковый словарь русского языка.