УДК 343.2/.7
Страницы в журнале: 113-138
О.Н. Корчагин,
кандидат юридических наук, заместитель начальника Научно-исследовательского центра Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Россия, Москва antimoney2011@yandex.ru
Рассматривается одно из наиболее актуальных направлений совершенствования процессов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков. Анализируются существующие подходы к определению понятия «типология легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем», предлагается авторское определение. Обобщаются криминологические характеристики «механизмов» и «инструментов» легализации доходов от незаконного оборота наркотиков. На основе анализа правоприменительной деятельности и ранее проведенных исследований выделены частные типологические признаки, присущие отмыванию доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков. Формулируются выводы о необходимости смещения приоритетов к изучению и противодействию отмыванию денег.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, легализация (отмывание), преступные доходы, механизмы, инструменты, типология, признаки.
Одним из наиболее актуальных направлений совершенствования процессов выявления и расследования преступлений, связанных с легализацией доходов от незаконного оборота наркотиков (далее — НОН) [9, с. 14—18; 6, с. 14—17], представляется мониторинг и анализ типологий совершения данного деяния. Вместе с тем не следует забывать об анализе типологий совершения и предикатного (предшествующего) преступления, характер и механизмы которого во многом обусловливают типологические особенности последующей легализации.
Написанию статьи предшествовало проведение криминологического исследования, основная цель которого заключалась в получении выводов о возможных мерах совершенствования процессов выявления и расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов от НОН. Для достижения поставленной цели нами решался комплекс задач, среди которых можно выделить следующие:
1) анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере противодействия НОН и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
2) изучение различных ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов в сфере противодействия НОН и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, исследование документов судебной практики в Российской Федерации;
3) мониторинг и анализ типологий совершения легализации (отмывания) доходов, полученных от НОН;
4) установление частных типологических особенностей легализации (отмывания) преступных доходов, характерных для преступности в сфере НОН.
Предметом проведенного исследования явились детерминанты, тенденции и закономерности совершения преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса РФ [10] в сфере НОН.
Объектом исследования выступили социально-правовые отношения, связанные с процессами легализации доходов, полученных от НОН.
Большое влияние на формирование основной гипотезы исследования оказали типологические отчеты по различным вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подготовленные в разные периоды Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ), Евразийской группой по типу ФАТФ (далее — ЕАГ), Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Они составили важную часть эмпирической базы исследования.
В процессе исследования нами были изучены более 100 уголовных дел рассматриваемой направленности, опрошено 65 сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся на вопросах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных от НОН. Проведены консультации с представителями частного сектора и специалистами национального подразделения финансовой разведки — Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинга). Представленная статья является одним [7] из логических итогов проведенного исследования.
Выявление фактов отмывания доходов, полученных от НОН, представляет собой сложный и кропотливый процесс, требующий наличия специальных знаний и слаженной работы оперативников, следователей, экспертов и сотрудников финансовой разведки.
В настоящее время способность правоохранительных органов собирать надежную и актуальную финансовую информацию и эффективно ее использовать ограничена, а в некоторых случаях она крайне низка. Между тем большинство экспертов [3, с. 15] в рассматриваемой сфере приходят к единому мнению о том, что именно «финансовый след» действий преступников дает самые высокие шансы для изобличения и получения доказательств в отношении наиболее серьезных преступлений и пресечения самых значительных угроз в антинаркотической сфере.
Непременной составляющей такого процесса является наличие выработанных и обобщенных обязательных критериев, которые могут свидетельствовать о возможной связи различных финансовых операций с легализацией доходов от НОН. Такие индикаторы можно рассматривать в качестве частных типологических признаков, которые в свою очередь являются криминологическими закономерностями процесса легализации доходов от НОН.
Понятие «типология» происходит от греческих слов týpos — отпечаток, форма, образец и logos — слово, учение. Термин «типология» имеет два значения:
1) метод научного познания, в основе которого — расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени;
2) результат типологического описания и сопоставления. Проблемы типологий возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств (химия, биология, психология, языкознание, география, социология и др.). Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретически развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов [11].
В сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма чаще всего используется следующее определение термина «типология» — это описание условной схемы совершения преступления или подозрительной деятельности, их характерных признаков и методов обнаружения данных признаков.
В рамках данной статьи для последующего обсуждения предлагаем следующее определение исследуемого понятия: типология легализации доходов от незаконного оборота наркотиков — качественное отождествление, сравнение и соотношение отличительных признаков выявленных схем, приемов и способов легализации доходов, полученных от НОН, посредством анализа документальной и процессуально подтвержденной информации (информационных данных).
Важно понимать, что правильная типологизация со сведениями из материалов оперативной проверки или уголовного дела в перспективе дает возможность для прогнозирования и последующего установления дальнейшей направленности уже начатых, но еще не оконченных действий, что в итоге приводит к окончательной идентификации преследуемой преступниками цели.
Для отмывания преступных доходов от НОН в Российской Федерации используются различные приемы и способы. Являясь элементом схемы легализации доходов, полученных от НОН, они накладывают серьезный отпечаток на иные элементы, к которым автор относит такие категории, как механизмы и инструменты.
В процессе описания механизмов и инструментов следует сделать оговорку о том, что не стоит отождествлять их с такими уголовно-процессуальными категориями, как средства, орудия и место совершения преступления. Статья носит ярко выраженный криминологический характер.
Таким образом, если представить характерную схему легализации доходов от НОН в качестве сложившейся системы и взглянуть на нее через призму методологии системного анализа, становится ясно, что система эта состоит из следующих элементов: инструменты, механизмы, методы (приемы и способы) и действия преступников.
Различные приемы, способы, модели и стадии легализации доходов, в том числе от НОН, а также методика противодействия совершению преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, уже достаточно хорошо описаны многими исследователями [4; 1; 7; 8, с. 9—13]. И в этой связи мы полагаем целесообразным более подробно остановиться на описании механизмов и инструментов легализации доходов от НОН.
Использование нами категории «механизм» обусловлено тем, что данное понятие уже использовалось для аналогичных целей в отчете ЕАГ «Типология легализации доходов от незаконного оборота наркотиков» в 2007 году. В целях реализации принципа единообразия использования понятийного аппарата в подобного рода исследованиях, автор статьи следует примеру экспертов из ЕАГ.
Под механизмами в предлагаем понимать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе кредитные организации, организации, оказывающие услуги на валютном рынке, на рынке ценных бумаг или страховых услуг, организации в форме юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица и т. д.
В качестве инструментов необходимо рассматривать денежные средства или иное имущество, используемое в процессе легализации доходов от НОН.
К инструментам легализации доходов от НОН в Российской Федерации относятся следующие:
— наличные или безналичные денежные средства;
— электронные денежные средства;
— векселя, акции, облигации и т. п.;
— банковские пластиковые карты;
— виртуальные банковские карты;
— предоплаченные карты платежных систем;
— движимое и недвижимое имущество;
— драгоценные металлы, камни и изделия из них;
— меха;
— криптовалюты1.
На наш взгляд, к инструментам необходимо также отнести нотариальные доверенности, договоры займа, аренды и купли-продажи и т. д. То есть инструменты, которые являются документальным источником возникновения или подтверждения права собственности на денежные средства или имущество, возможно добытые преступным путем.
Анализ правоприменительной практики, в том числе различных сочетаний приемов, способов, механизмов и инструментов, используемых преступниками в процессе легализации доходов от НОН, и изучение ранее проведенных исследований по рассматриваемой проблематике позволили выделить следующие характерные признаки (или критерии отбора финансовых операций) совершения преступления легализации доходов, полученных от НОН:
1) участие лица, совершающего преступление из сферы НОН, в последующей легализации полученного преступного дохода (если лицо не использует извлеченную от совершения преступлений выгоду на собственные нужды);
2) «круглые» суммы денежных переводов (чаще всего кратные 100, 1000 или 10000 долларов США, Евро или национальной валюты). Зачисляемые на банковский счет наличные деньги в последующем полностью обналичиваются без остатка;
3) дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию и в течение небольшого периода времени;
4) зачисление на счет клиента денежных средств с назначением платежа «займ», «кредит», «ссуда» и «предоплата» от плательщика — физического лица, в том числе нерезидента или третьего лица, не являющегося стороной по договору и не имеющего договорных отношений с клиентом;
5) перевод денег клиентом с определением «выплата по кредиту», «выплата по займу» или «очередной взнос» ранее неизвестным лицам или компаниям;
6) досрочное погашение кредитов, полученных на легальных основаниях в банке, либо займов в иных финансовых учреждениях (например, в микрофинансовых организациях) лицом, подозреваемым в НОН;
7) пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии по такому роду услуг;
8) большой оборот наличных денежных средств, источник образования денежных средств не известен, операции осуществляются на большие суммы, которые не характерны для деятельности владельца счета;
9) денежные переводы, по сообщениям банков, не связаны с предпринимательской или инвестиционной деятельностью, а также с приобретением прав на недвижимое имущество;
10) денежные переводы нерезидентов оффшорным компаниям, физическим лицам, открывшим счета в оффшорных банках. Цепочка операций имеет запутанный или необычный характер и не имеет явного экономического смысла;
11) один из контрагентов операции находится на территории, общеизвестной как центр производства и реализации наркотиков (Афганистан, Иран, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Колумбия и др.), при этом совершаются экспортно-бартерные сделки;
12) финансовые операции, в том числе с использованием альтернативных систем денежных переводов, между представителями одной диаспоры в различных странах, этнически связанных с одним государством;
13) приобретение жилой и нежилой недвижимости, активов предприятий оффшорными компаниями. Покупка физическими лицами недвижимости, активов предприятий, а также их участие в бизнесе на денежные средства, полученные от оффшорных компаний. Устремленность на приобретение недвижимости или активов предприятий за пределами Российской Федерации;
14) высокая доля вероятности наличия у организации признаков фиктивности (для образования юридического лица используются подставные лица, в качестве которых выступают молодые люди без достаточных средств к существованию, лица без определенного места жительства, лица, страдающие наркотической или алкогольной зависимостью);
15) использование подставных физических лиц, указанных в предыдущем пункте, на которых обманным путем или путем убеждения за небольшую плату оформляются банковские карты для последующего вывода на них денежных средств;
16) применение утерянных или поддельных документов, которые изготавливаются самостоятельно или приобретаются у профессиональных фальсификаторов (по имеющимся статистическим данным, в России ежегодно изымается более 25 тысяч поддельных российских паспортов), подделка учредительных и бухгалтерских документов предприятий, нотариальных документов и т. д.;
17) использование для многоэтапного перемещения денежных средств так называемых компаний-оболочек, регистрация на один юридический адрес большого количества различных организаций;
18) активное применение электронных платежных систем, регистрация большого ко-личества электронных кошельков в различных электронных платежных системах на узкий круг лиц, использование систем онлайн обмена валюты одной электронной платежной системы на валюту другой электронной платежной системы;
19) в большинстве случаев фактическое отсутствие временного промежутка между совершением предикатного преступления в виде фактов сбыта наркотиков и началом последующего преступления — легализации преступных доходов.
В различных типологических исследованиях перечисленные признаки могут быть дополнены. В данном исследовании фокус делался именно на признаки, характерные для легализации доходов, полученных от НОН. Кроме того, очевидно, что методы сбыта наркотиков будут и дальше меняться, приобретая все новые формы. Уже сейчас анализ открытых источников информации (Интернет) свидетельствует о том, что сбыт наркотиков, осуществляемый с использованием электронных платежных систем, от первоначально применяемого перевода электронных денежных средств с одного кошелька на другой или пополнения электронного кошелька через терминал может трансформироваться в сбыт посредством передачи логина и пароля от кошелька, зарегистрированного (но не идентифицированного) на потенциального покупателя/потребителя наркотика, сбытчику.
Очевидно, что проведение аналогичных исследований в будущем будет оправдано необходимостью установления новых признаков и сложившихся типологий легализации доходов от НОН.
В ходе исследования получен достаточно важный вывод о том, что обязательным условием эффективного проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий в сфере противодействия легализации доходов от НОН является понимание моделей и стадий легализации, умелое распознавание приемов и способов «отмывания». Наличие этих навыков — неотъемлемый элемент качественного и верного документирования фактов легализации, что в результате приводит к хорошей судебной перспективе у уголовных дел рассматриваемой направленности.
Если мелкие сбытчики наркотиков, действующие самостоятельно, в основном не прибегают к различным маскировочным мероприятиям, так как часто это экономически им не очень выгодно, а многие банально не осведомлены о наличии таких возможностей, то организованная преступность в сфере незаконного оборота наркотиков в некоторых случаях даже опережает развитие государственной системы противодействия отмыванию денег.
Маскировка преступных деликтов в сфере легализации доходов от НОН может осуществляться различными по количеству и разнообразию приемами и способами, многие из которых на практике достаточно тяжело выявляются и не всегда поддаются логическому описанию.
Между тем краеугольный закон современной физики — закон сохранения материи — гласит: «материя никуда не исчезает и ниоткуда не появляется». Экономисты в этой связи используют одно очень расхожее выражение: «деньги не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда».
В настоящее время целесообразно сместить приоритеты к изучению и противодействию легализации доходов от НОН через призму исследования особенностей деятельности организованной преступности в данной сфере, уточнения и обобщения используемых экономических и финансовых инструментов, в том числе исходя из региональных и международных характеристик.
Противодействие легализации доходов, полученных от НОН, — это междисциплинарный процесс. Действия и мероприятия, осуществляемые в рамках этого процесса, требуют наличия специальных знаний и навыков не только в области уголовного права, уголовного процесса или оперативно-розыскной деятельности, но и профессиональных познаний об экономических и финансовых отношениях, особенностях ведения хозяйственной деятельности. Кроме того, очень важно иметь аналитические навыки работы с большим объемом информации «на входе».
Важным направлением совершенствования процессов противодействия легализации доходов от НОН представляется дальнейшее усиление взаимодействия с подразделением финансовой разведки на всех стадиях (с одной стороны, это оперативная проверка и предварительное следствие, с другой стороны, проведение финансового расследования) и взаимный обмен опытом, формирующимся в процессе противодействия легализации доходов от незаконного оборота наркотиков в рамках имеющейся у каждого ведомства компетенции.
Необходимо максимально задействовать информационный потенциал Росфинмониторинга [2, с. 8—10]. Такой подход должен ускорить достижение эффекта более полного использования возможностей и результатов анализа финансовой составляющей наркобизнеса для выявления каналов поставки и сбыта наркотиков, а первоосновой должно стать развитие полного понимания как самой проблемы, путей ее решения, так и возможных результатов, выгод.
Список литературы
1. Алиев В.М. Методологические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Алиев, Д.И. Аминов, П.В. Фетисов. М., 2007.
2. Бастрыкин А.И. Для нас важно максимально использовать информационный потенциал Росфинмониторинга // Финансовая безопасность. 2014. № 7. С. 8—10.
3. Выявление и блокирование финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом опиатов: доклад экспертной рабочей группы Парижского пакта при координации УНП ООН. Вена, 2014.
4. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М., 2006.
5. Корчагин О.Н., Колесников К.А. Организация противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в том числе от незаконного оборота наркотиков: учеб. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2013.
6. Корчагин О.Н. Проблемные вопросы имплементации новой редакции Рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство Российской Федерации и практику противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 14—17.
7. Корчагин О.Н. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков: практ. пособие / под ред. И.И. Батыршина. ФКУ НИЦ ФСКН России. М., 2014.
8. Ревин В.А., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. 2012. № 1. С. 9—13.
9. Селищева Е.Г. О проблемах совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, и дополнительных путях подрыва экономических основ организованной преступности // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 14—18.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Финансовые расследования и типологи-ческие исследования в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://www.mumcfm.ru/course/2/2/start.html (дата обращения: 21.01.2015).