УДК 340.132
Страницы в журнале: 16-19
Ю.М. НИКИТЕНКО,
старший преподаватель кафедры трудового права Саратовской государственной юридической академии
Рассматриваются некоторые проблемные аспекты типологии юридической деятельности. Обосновывается актуальность дифференциации юридической деятельности в зависимости от уровня правового регулирования.
Ключевые слова: юридическая деятельность, типология юридической деятельности, уровень правового регулирования, виды юридической деятельности.
Typology of legal activity
Nikitenko Y.
The article is devoted to the examination some of the aspects of legal activity. The author considers that differentiation of legal activity according the level of legal regulation is the most actual.
Keywords: legal activity, typology of legal activity, level of legal regulation, types of legal activity.
Многообразие современной правовой жизни, активное преобразование различных ее институтов актуализируют проблему типологии юридической деятельности.
В юридической литературе применяются различные основания и, соответственно, выделяются самые разнообразные виды юридической деятельности. Так, Н.Г. Александров, М.И. Байтин, И.С. Самощенко называют следующие виды: правотворческая, правоисполнительная (оперативно-исполнительная) и правоохранительная[1]. А.В. Мицкевич считал необходимым дополнить указанные виды контрольно-надзорной деятельностью компетентных органов[2]. В.М. Горшенев в качестве основных видов юридической деятельности называет правотворческую, правоприменительную, учредительную и контрольную[3]. Некоторые специалисты пишут также о распорядительной деятельности[4].
Изучение следовательской и судебной работы позволило В.Л. Васильеву и А.В. Дулову сделать вывод о необходимости дифференциации в качестве самостоятельных познавательную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную юридическую деятельность[5].
По мнению В.Н. Карташова, наиболее объективно обусловленными, удовлетворяющими решению общественных потребностей и социальных задач являются следующие виды юридической деятельности: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная, правоконкретизирующая, координационная, а также деятельность по систематизации правовых актов и других правовых явлений[6].
Оригинальной представляется классификация юридической деятельности, данная Ю.Г. Арзамасовым, который в зависимости от субъекта выделяет индивидуальную и коллективную юридическую деятельность. При этом к первому типу автор относит деятельность адвоката, нотариуса, частного предпринимателя, а ко второму — охрану общественного порядка, деятельность Государственной думы, Федерального собрания РФ и т. д. По временному признаку автор дифференцирует постоянную и временную юридическую деятельность[7].
Некоторые авторы, допускающие отождествление правовой и юридической деятельности, выделяют такие их типы, как международно-правовая и национально-правовая; публично-правовая и частноправовая. В рамках предлагаемых видов называются осуществление правовых норм в общественных отношениях, разработка и внедрение правовых норм в практику общественной жизни, правовое обучение и воспитание, повышение правовой культуры граждан и общества, правовое исследование[8].
Несмотря на то что некоторые из обозначенных классификаций вызывают возражение в связи с неточностью формулировок оснований, и, как следствие, допускается смешение различных по природе правовых явлений, все они свидетельствуют о разнообразии правовых каналов осуществления юридической деятельности.
Представляется, что на сегодняшний день в связи с процессами децентрализации власти и управления обществом наиболее актуальна дифференциация юридической деятельности в зависимости от уровня[9] ее осуществления. Введение в научный оборот данного критерия позволит, на наш взгляд, объединив разработки системного и функционального методов познания, составить целостную картину юридической деятельности, отразить многообразие субъектов, ее осуществляющих, выявить различные виды такой деятельности, определить перспективы их развития.
Исходя из положений Конституции РФ, можно сделать вывод, что управление современным российским обществом представляет собой систему, функционирование которой обеспечивается посредством международного, федерального, регионального, местного (муниципального) и локального уровней правового воздействия. Следовательно, возможно выделить следующие основные типы (виды) юридической деятельности: международная, федеральная, региональная, муниципальная и локальная.
Правовой основой признания международного воздействия на национальные отношения является ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающая введение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в состав правовой системы Российской Федерации.
Международная юридическая деятельность представлена различными международными организациями и институтами (ООН, Комиссия по правам человека, МОТ и др.), которые в зависимости от цели создания осуществляют правотворческую, судебную, контрольную и т. п. деятельность. Говоря о правотворческой юридической деятельности, следует понимать, что ее осуществляют как организации, вырабатывающие общие принципы и нормы международного права, так и специализированные образования.
Особенность правотворческой юридической деятельности субъектов международного уровня заключается в сложном механизме применения нормативных актов, поскольку они вступают в действие только с момента ратификации Российской Федерацией, следовательно, обязательство по их исполнению возникает только по инициативе государства.
В этой связи, несмотря на определенные различия правового положения субъектов, образующих международно-правовой уровень регулирования, следует согласиться с мнением И.В. Шестеряковой о том, что важнейшая особенность данного вида заключается в возможности государства либо отдельной организации самостоятельно решать вопрос о признании или непризнании в качестве юридически обязательного содержания соответствующих правовых актов[10].
Правовой основой федеральной юридической деятельности являются статьи 67, 68, 71, 72, 76, 78 Конституции РФ. Этот уровень правового воздействия формируют три подсистемы. Первую образуют органы законодательной власти в лице Федерального собрания РФ (Государственная дума и Совет Федерации). Вторую группу составляют Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, контрольно-надзорные органы Российской Федерации. Анализ нормативных материалов и научных изысканий по данному вопросу показывает, что в данной области юридическая деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: регулятивному, контрольно-надзорному, охранительному, коммуникативному.
Третью группу образуют Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, осуществляющие интерпретационную, юрисдикционную юридическую деятельность.
Региональная юридическая деятельность базируется на статьях 65, 66, 72, 73, 76, 77 Конституции РФ и представлена единой подсистемой, в которую входят органы законодательной власти субъекта Российской Федерации и органы региональной исполнительной власти. Особую группу составляют уставные (конституционные) суды. Уникальность данного типа юридической деятельности проявляется в необходимости учета положений о разграничении компетенции и полномочий, зафиксированных в Конституции РФ, а также в целом ряде профильных федеральных законов в зависимости от предметной направленности общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Практический интерес здесь представляет выделение таких типов юридической деятельности, как: осуществляемая по предметам совместного ведения; по предметам ведения субъектов Российской Федерации; по предметам ведения федеральных органов государственной власти, но в пределах полномочий, переданных субъектам Российской Федерации[11]. Деятельность указанных субъектов по своей предметной направленности может быть крайне разнообразной. Однако в каждом случае необходимо руководствоваться положениями, закрепленными как в Конституции РФ (ст. 72), так и отраслевым специализированным законом. Например, в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Развивая данное конституционное положение, ст. 6 ТК РФ прямо указывает перечень вопросов, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ, следующим уровнем правового воздействия является муниципальная юридическая деятельность. Правовая основа признания данного типа деятельности, ее субъектный состав, круг полномочий определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также рядом профильных законов. Примером может служить ст. 5 ТК РФ, которая относит нормативные правовые акты органов местного самоуправления к источникам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Завершающим уровнем правового воздействия является локальная юридическая деятельность, или деятельность отдельной организации, социальной общности. Конституционной основой данного вида выступают положения, закрепляющие свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Невозможность в условиях рыночной экономики тотального вмешательства в сферу внутреннего устройства организации, демократизация политической жизни, децентрализация власти послужили объективными причинами расширения сферы локального правового регулирования и, как следствие, повышения социальной значимости разнообразных видов локальной юридической деятельности. Уникальность объекта воздействия локальной юридической деятельности предопределяет специфику ее субъектного состава, содержания, процессуальных форм осуществления и выражения.
Локальную юридическую деятельность характеризует целый ряд свойств, которые и предопределяют необходимость ее рассмотрения в качестве самостоятельного объекта исследования. К наиболее существенным свойствам можно отнести ее управомоченный, подзаконный характер, ограниченность, а также комплексность общественных отношений, входящих в орбиту ее воздействия, уникальность субъектного состава осуществления.
Обозначенные особенности локальной юридической деятельности являются определяющими, поскольку именно они предопределяют и специфические формы (локальные правовые акты), средства (локальные нормы), типы (локальное нормотворчество и правоприменение) ее осуществления.
Библиография
1 См.: Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956. № 3. С. 85—86; Теория государства и права / Отв. ред. Н.Г. Александров. — М., 1968. С. 72—73; Байтин М.И. О формах осуществления функций социалистического государства // Учен. зап. Саратов. юрид. ин-та. Вып. 18. 1969. С. 263 и сл.
2 Правотворчество в СССР / Под ред. А.В. Мицкевича. — М., 1974. С. 75.
3 См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. — Харьков, 1985. С. 7.
4 См.: Правоприменение в Советском государстве / Отв. ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко — М., 1985. С. 28—29.
5 См.: Васильев В.Л. Психологическая характеристика деятельности следователя: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1970. С. 4; Дулов А.В. Судебная психология: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Мн., 1975. С. 52, 55—122.
6 См.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. — Саратов, 1989. С. 82—100.
7 См.: Арзамасов Ю.Г. Природа юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 3(9). С. 47.
8 См.: Бакулина Л.Т., Горелунов Д.Н. Взаимодействие политики и права. — Казань, 2009. С. 77.
9 Категория «уровень» в словарях употребляется в нескольких смысловых значениях: 1) горизонтальная плоскость, являющаяся границей высоты чего-либо; 2) степень величины, развития, значимости. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М., 1986. С. 727. В нашем исследовании данная словарная единица используется, скорее, в первой трактовке.
10 Шестерякова И.В. Международно-правовое регулирование труда. — Саратов, 2004. С. 49.
11 См.: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации».