УДК 35(075.8):340.114
Страницы в журнале: 42-45
В.Н. Барсукова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии Россия, Саратов eva-kvestor@rambler.ru
Анализируется неотъемлемая составляющая принципа уважения чести и достоинства личности в деятельности государственного аппарата. Формулируется вывод, что законодательство, регулирующее деятельность государственного аппарата, содержит гарантии уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина со стороны представителей указанных органов и их должностных лиц. Сущность указанных гарантий во многом зависит от функций, возложенных на конкретный орган государственной власти. При этом большое значение принадлежит кодексам этики.
Ключевые слова: уважение чести и достоинства личности, правовой принцип, государственный аппарат, права человека, правовая культура.
В условиях активизации процессов формирования гражданского общества и правового государства, возрастания роли права, развития теории прав человека принципы права опосредуют сферу реализации публичной власти. Нравственно-правовую основу современного российского государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Данные принципы являются критериями оценки, эталоном, образцом, показателем качества государства и права [8, с. 203]. Одним из таких принципов является принцип уважения.
Уважение как принцип организации и деятельности государственного аппарата, на наш взгляд, следует определить как объективно обусловленное исторически развивающееся исходное начало организации и деятельности государственного аппарата, содержащее морально-этические свойства и получившее законодательное закрепление в нормативных актах. Оно выражается в признании равного положения людей, их основных прав, свобод и законных интересов, выражении чувства почтения к личности как к высшей ценности, готовности сотрудника отстаивать законные интересы граждан и иных лиц.
Неотъемлемой составляющей принципа уважения в организации и деятельности государственного аппарата является уважение прав и свобод человека и гражданина. Прежде чем перейти к вопросу о том, каким образом должен реализовываться указанный элемент принципа уважения в деятельности государственного аппарата, необходимо, на наш взгляд, определиться с такими базовыми понятиями, как «права и свободы человека и гражданина», «честь и достоинство личности».
Вопрос о понятии субъективного права в отечественной юридической литературе является дискуссионным на протяжении длительного времени [11]. На наш взгляд, представляется возможным присоединиться к позиции, высказанной С.Н. Братусем. По его мнению, субъективное право — «это мера возможного поведения данного лица, обеспеченная законом и, тем самым, соответствующим поведением обязанных лиц» [4, с. 13].
Следует отметить, что уважение прав и свобод человека и гражданина неразрывно связано с такими категориями, как честь и достоинство личности. К сожалению, в настоящее время российское законодательство не содержит легальных определений указанных понятий.
В теории гражданского права честь понимается как общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина, объективное общественное свойство [12, с. 12; 1]. А.Л. Анисимов верно отмечает, что гражданин пользуется в том числе и внешней честью, исходящей от государства. Предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще. Вот почему перед суждением государства все граждане совершенно равны, никто не пользуется преимуществом из-за своих индивидуальных особенностей [1].
В органическом единстве с честью находится категория достоинства. Достоинство определяется как самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения [2]. Достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества, что не исключает, разумеется, признание больших заслуг одних перед другими [1]. Категория достоинства являет собой органическое единство социального и индивидуального.
Таким образом, честь и достоинство личности рассматриваются как высшая ценность морально-этического характера.
Вместе с тем указанные категории неразрывно связаны с правом, ибо их ущемление или утрата влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в правоотношениях с другими субъектами. Поэтому честь и достоинство являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей законодательной защите.
Право на честь и достоинство следует рассматривать как особое субъективное право абсолютного характера. Сущность указанного права как неимущественного права можно представить в виде совокупности следующих правомочий: презумпции чести и равного достоинства; обладания честью и достоинством; распоряжения честью; защиты чести и достоинства [9]. Право на честь и достоинство, будучи в силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года нематериальным благом, приобретаемым гражданами в силу рождения, имеет реальное значение для субъектов права не только при нарушении, но и независимо от него.
Таким образом, можно говорить о чести и достоинстве как минимум в двух аспектах: морально-этическом (оценка достоинств личности ею самой и обществом) и социально-правовом (субъективное право). Следовательно, категория «субъективное право» («права и свободы») соотносится с категориями чести и достоинства как общее и часть. Вместе с тем в контексте уважения прав и свобод человека и гражданина указанное субъективное право приобретает особое значение, так как нарушение любых прав в той или иной мере ведет к ущемлению, непочтительному отношению к чести и достоинству личности, т. е. нарушение права на честь и достоинство выступает в определенной степени неизменным спутником любого правонарушения.
Проявление уважения к правам и свободам человека и гражданина, и в первую очередь к праву на честь и достоинство в деятельности государственного аппарата многогранно, что обусловлено широким спектром его функций.
В настоящее время приняты кодексы этики, регулирующие поведение представителей государства разного уровня. Так, в деятельности правоохранительных органов применяются Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (утв. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.12.2008 № 1138); Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (утв. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.03.2010 № 11) [7]. Судьи обязаны руководствоваться Кодексом судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) [6]. Особенно многочисленны кодексы в сфере деятельности органов исполнительной власти. Практически каждое ведомство имеет свой кодекс этики. В основном все они дублируют положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [5]. На территории субъектов Российской Федерации действуют кодексы профессиональной этики государственных служащих регионального уровня. Так, в Саратовской области принят Закон от 31.05.2011 № 55-ЗСО «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области» [14]. Применительно к муниципальным служащим действуют кодексы профессиональной этики, принятые соответствующими органами местного самоуправления, например, Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовского муниципального района Саратовской области (утв. Постановлением главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 05.04.2011 № 1026) [3].
Указанные акты наряду с другими нормативными актами, регулирующими деятельность государственного аппарата, содержат гарантии уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина со стороны представителей указанных органов и их должностных лиц. Сущность таких гарантий во многом зависит от полномочий, которыми наделен конкретный орган государственной власти.
Так, одной из важнейших функций органов государственной власти и местного самоуправления является рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений. Указанные выше кодексы профессиональной этики, отраслевые законы, Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [13], а также инструкции о порядке ведения делопроизводства в государственных органах содержат гарантии уважительного отношения к правам и свободам граждан при осуществлении данной функции.
Условно указанные гарантии можно разделить на следующие группы:
1) гарантии недопустимости ограничения конституционных прав и свобод граждан со стороны государственного аппарата в связи с их обращениями проявляются в недопустимости преследования гражданина в связи с его обращением в органы государственной власти и местного самоуправления с критикой их деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц, за исключением случаев, когда их действия образуют состав уголовного преступления; недопустимости при рассмотрении обращения разглашения содержащихся в нем сведений, а также сведений о частной жизни заявителя без его согласия;
2) компенсационные гарантии проявляются в праве заявителя на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц при рассмотрении обращения, по решению суда;
3) гарантии недопустимости оставления заявления без рассмотрения и удовлетворения без достаточных к тому оснований проявляются в возможности оставления без ответа лишь обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи; недопустимости прекращения переписки с заявителем, за исключением случаев, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее — полно, объективно и неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления; мотивированности и понятности ответа, в котором содержится отказ в удовлетворении обращения;
4) гарантии своевременности рассмотрения заявлений и обращений проявляются в наличии сроков для рассмотрения обращений граждан (30 дней со дня регистрации письменного обращения);
5) гарантии обеспечения взаимодействия между заявителем и органами государственной власти и местного самоуправления проявляются в наличии у заявителя права при рассмотрении обращения органами власти представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; возможности по окончании рассмотрения обращения ознакомиться с документами и материалами, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Анализ нормативного материала, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод о том, что гарантии уважительного отношения к правам и свободам человека и гражданина в ходе рассмотрения и разрешения его обращения не всегда в достаточно серьезной мере проработаны на законодательном уровне. Нередко обозначенные гарантии содержатся только во внутриведомственных приказах. Такая ситуация, в частности, имеет место в законодательстве о прокуратуре Российской Федерации. В Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» гарантии прописаны нечетко, однако учитывая специфику деятельности данного органа было бы целесообразным включить в указанный закон специальный раздел, который следовало бы назвать «Гарантии уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности прокуратуры Российской Федерации».
Изложенное позволяет сформулировать некоторые выводы.
К основным чертам уважения прав и свобод граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц относятся: построение взаимоотношений с людьми на основе принципов деятельности указанных органов; справедливость; отношение к людям исходя из принципа равенства их прав и свобод, недопустимость предвзятости; полное и своевременное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям; внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям; заинтересованность в судьбе личности, вступившей во взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления; чуткость, вежливость, деликатность, корректность.
Под уважением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления следует понимать важнейшее требование нравственности, подразумевающее такое отношение, которое обеспечивает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, определяет основной смысл и содержание профессиональной деятельности государственного гражданского служащего.
Очевидно, что на сегодняшний день созрела настоятельная потребность внесения изменений в законодательство в части формулирования принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также гарантий его реализации. Кроме того, на наш взгляд, есть потребность в перенесении многих норм, гарантирующих уважительное отношение к правам и свободам человека и гражданина, из ведомственных приказов указанных органов в единый кодифицированный законодательный акт.
Список литературы
1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. —М., 2004. URL: http://www.library.ru/help/docs/n56821/hest1.doc
2. Блюмкин В.А. Честь. Достоинство. — М., 1963.
3. Большая Волга. 2011. № 32 (9223).
4. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. — М., 1950.
5. Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2011. № 36.
6. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. № 2.
7. Законность. 2010. № 6.
8. Милушева Т.В. Принцип справедливости в контексте проблемы правового ограничения государственной власти // Принципы российского права: общетеоретический и отраслевой аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Саратов, 2010.
9. Паладьев М.А. Конституционное право человека на честь и достоинство (основания, содержание, защита): автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.
10. Петрухин И.Л. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83—84.
11. Рафиева Л.К. Честь и достоинство как правовые категории // Правоведение. — Л., 1966. № 2. С. 57—64.
12. Сахапов Ю.З. Деловая репутация субъектов предпринимательской деятельности в системе объектов гражданских прав и особенности ее гражданско-правовой защиты: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 2007.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.
14. Собрание законодательства Саратовской области. 2011. № 15. С. 5360—5362.